Налогообложение России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Налоги - один из древнейших финансовых институтов. Их возникновение связано с возникновением и становлением государственности. Известно, что в VII - VI вв. до н. э. в Древней Греции уже были введены налоги на доходы в размере десятой или двадцатой части доходов.
Налогами в соответствии с п.1 ст.8 Налогового Кодекса РФ являются обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.
Органами законодательной власти устанавливаются виды налогов с определением размеров и сроков их уплаты, предназначенные для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Развитие налогообложения в России до начала ХХ века
2. Развитие налогообложения в России в ХХ веке
2.1. Дореволюционный период
2.2. Развитие налогообложения с 20-х по 90-е годы
2.3. Налоговые механизмы накануне рыночных реформ
3. Современная система налогообложения РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ - копия.docx

— 63.36 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Развитие налогообложения  в России до начала ХХ века

2. Развитие налогообложения  в России в ХХ веке

2.1. Дореволюционный  период

2.2. Развитие налогообложения  с 20-х по 90-е годы

2.3. Налоговые механизмы  накануне рыночных реформ

3. Современная система  налогообложения РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

Налоги - один из древнейших финансовых институтов. Их возникновение  связано с возникновением и становлением государственности. Известно, что в VII - VI вв. до н. э. в Древней Греции уже были введены налоги на доходы в размере десятой или двадцатой  части доходов.

Налогами в соответствии с п.1 ст.8 Налогового Кодекса РФ являются обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц  на основе специального налогового законодательства.

Органами законодательной  власти устанавливаются виды налогов  с определением размеров и сроков их уплаты, предназначенные для финансового  обеспечения деятельности государства  и органов местного самоуправления.

Таким образом, значимыми  характеристиками налогового платежа  являются следующие:

1. Законодательная  основа: налогом является только  тот платеж, который устанавливается  в рамках законодательства

2. Обязательность: законом  однозначно определяется обязанность  граждан уплачивать налоги. Обязательность  уплат налогов основана на  возможности принуждения со стороны  государства. Так, согласно ст. 57 Конституции РФ, «каждый обязан  платить законно установленные  налоги и сборы».

3. Индивидуальная  безвозмездность налогового платежа  означает, что факт уплаты налога  налогоплательщиком не порождает  встречной обязанности государства  совершить какое-либо действие, предоставить  товары или услуги конкретному  налогоплательщику. В конечном  счете, естественно, возмездность  налоговых отношений возникает,  поскольку государство предоставляет  своим гражданам определенный  круг государственных услуг. Однако  в каждом конкретном случае  уплаты налога такой возмездности  нет.

4. Налоги взимаются  в пользу субъектов публичной  власти - в госбюджет, местные  бюджеты, государственные внебюджетные  фонды. Таким образом, только  тот платеж, который поступает  в бюджет или государственный  внебюджетный фонд может быть  назван налогом. Если платеж, удовлетворяющий  приведенным выше трем условиям, поступает не в пользу институтов  публичной власти, то таковой  считается не налогом, а парафискалитетом.

Экономическая сущность налогов сводится к изъятию государством части валового внутреннего продукта, создаваемого в стране, с целью  формирования единого фонда денежных средств для последующего финансирования за счет него представления государственных  услуг.

Проблемы построения налоговой системы и принципы налогообложения занимали умы экономистов, философов на протяжении существования  государства. Это отражено в работах  Ф. Аквинского, Ш. Монтескье, А. Смита  и многих других. Именно А. Смиту  человечество обязано первой наиболее четкой постановкой вопроса о  принципах налогообложения и  его справедливости. Им были выделены следующие основные принципы налогообложения, которые не устарели вплоть до нашего времени:

- Справедливость налогообложения,  декларирующий всеобщность обложения  и равномерность распределения  налога между гражданами соразмерно  доходам

- Определенности, требующий,  чтобы сумма налога, способ и  время платежа были известны  налогоплательщику точно и заранее

- Удобности, согласно  которому налог должен взиматься  таким образом, который бы доставлял  наибольшие удобства налогоплательщику,  и тогда, когда это его устраивает

- Экономии, предполагающий  минимизацию издержек взимания  налога.

В соответствии с п.1 ст. 38 Налогового Кодекса РФ объектами  налогообложения могут являться “операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость  реализованных товаров (выполненных  работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с  наличием которого у налогоплательщика  законодательство связывает возникновение  обязанности по уплате налога”.

За современной  системой налогообложения в России лежит многовековая история ее развития. В рассмотрении данной темы считаю важным выделить три основных последовательно  связанных между собой периода - развитие налогообложения до начала ХХ века, формирование и совершенствование  налоговой системы в ХХ веке и  характеристика современной налоговой  системы Российской Федерации.

История налогообложения  в России - сложное переплетение и взаимодействие нескольких основных тенденций, характерных в большей  или меньшей мере и для других стран. В значительно мере они  сохранены и в современной  России.

Первая тенденция - периодическое постепенное разрастание  числа налоговых платежей и податей, заканчивающееся налоговой реформой, целью которой является упрощение  податной системы и сокращение общего числа налогов. Спустя некоторое  время после завершения реформы  число налогов вновь начинает возрастать, давая начало следующему циклу реформирования.

Вторая тенденция - постоянное противопоставление прямых и косвенных налогов, попытки  увеличить долю прямого обложения, которые, в конечном счете, приводили  к обратному результату - росту  косвенного обложения. И, наконец, третья тенденция - постоянные колебания от акцизного обложения алкогольной  продукции и винно-водочных изделий  к государственной монополии  на эту группу товаров (винные откупа, казенная монополия). Еще одной, не столько  тенденций, сколько характерной  чертой системы налогообложения  на протяжении всего исторического  развития можно считать существенные различия в режимах налогообложения, типах налогов и способах их исчисления на разных территориях нашего государства.

1.  
Развитие налогообложения в России до начала ХХ века

Достаточно сложно определить точку отсчета налоговой  истории на территории России. Первым известным по письменным источникам фактом сбора налогов на Руси является описанный в «Повести временных  лет» поход княгини Ольги против древлян в 945 году. В современном  переводе эта часть документа  звучит следующим образом: «И возложила  на них тяжкую дань: две части  дани шли в Киев, а третья в  Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным. И пошла Ольга  с сыном своими и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги…».

К более поздним  относится упоминание об элементах  налогообложения в виде некоторого прообраза подушной подати, относимое  к 1016 г.

На протяжении XIII века в различных княжествах проводятся переписи населения с целью определения, как мы сейчас говорим налоговой  базы и более полного сбора  дани. Так, в 1245 г. ордынцы проводят перепись населения Великого киевского княжества  в 1257 г. переписано население Суздальской, Рязанской и Муромской земель, в 1259 г. проведена перепись Новгородских земель. Собираемая на основе переписей  дань постепенно сосредоточивается  в руках великого князя.

26 апреля 1353 г., умирая, великий князь московский и  владимирский Семен Гордый оставляет  духовное завещание, согласно  которому наместники получали  в свою пользу лишь половину  сборов с кормлений, остальную  же часть податей они обязаны  были передавать в великокняжескую  казну.

На протяжении XIV - XV вв. со свободного населения помимо ордынской дани взимается особая дань, которая прямо направляется в княжескую казну. В конце XV в. часть натуральных сборов была заменена денежным оброков в связи с  ростом великокняжеского хозяйства, а  также изменениями в хозяйственном  строе дворцовых слобод.

В результате реформы  местного управления, проведенной в 1556 г. Иваном Грозным, подати на каждого  плательщика стали раскладывать совместно правительство и общество. Правительство решало вопросы о  количестве тягловых (облагаемых) хозяйств, о способности платить налоги теми или иными разрядами плательщиков. Общество же распределяло подати между  плательщиками сообразно хозяйственному благосостоянию каждого (раскладка  податей).

В 1614 г. был введен один из основных прямых налогов с  тяглового населения России - «стрелецкий  хлеб». Этот налог взимался, как следует  из его названия, для содержания служилых людей. Население Поморья  и посадские люди вносили этот налог деньгами, отсюда другое его  название - «стрелецкие деньги».

С конца XVI в. в посадах  взимается лавочный оброк с купцов, которые владеют лавкой или другим промышленным заведением на территории посада.

С начала XVII века появляется относительно оформленное обложение  городских промыслов так называемыми  процентными деньгами: «пятой деньгой», «пятнадцатой деньгой» и др. В этот период раскладка налогов по городам  и посадам производилась на основе проведенной в 1646 г. подворной переписи. Одним из наиболее тяжелых налогов  данного периода считается ямская подать или «ямские деньги». Данный вид обложения был введен еще  в 1500 г., а в 1613 г. приобрел вид «больших ямских денег» и представлял собой  прямой налог с тяглового сельского  городского населения.

Уже в этот период количество податей было весьма значительным. Наиболее раннее упоминание о мерах  по упорядочению сборов и податей  в России и сокращению их количества принято относить к 1672 - 1682 гг. В 1679 г. Царь Федор Алексеевич провел реформу  налоговой системы. Непосредственным поводом к ее началу послужила  невыносимая тяжесть стрелецкой подати, что проявлялось в постоянном росте недоимок. Царским указом и  боярским приговором была введена подворная  подать, заменившая прежние стрелецкие деньги, четвертные, данные (от слова  дань) и иные виды денег (податей), кроме  оброчных статей (лавочных, мельничных и др.). С установлением этой подати было отменено посошное обложение, а  за единицу обложения принимался «двор» (хозяйство).

Несмотря на принимавшиеся  меры, к началу Петровской эпохи  взимались весьма разнообразные  подати (стрелецкая, ямская, полоняночная, конская, ясак и др.).

Правление Петра I было ознаменовано серией мероприятий по совершенствованию налоговой или  податной системы того времени. Так, именно в этот период вводится прямые имущественные подати («десятая деньги») и личная поголовная подать («дворовое  тягло»), положившая начало подати подушной (1722 - 1724 г.), просуществовавшей в России чуть менее двух веков и фактически заменившей подворные подати (стрелецкую, ямскую, полотняночную, конскую и  «десятую деньгу»).

Поступления основных доходов (руб, % к итогу) в российскую казну в 1701 г. и 1724 г.

 
  1701 г. 1724 г.  
Прямые налоги

В том числе:

Старые подворные  подати (стрелецкая, ямская, конская  и «десятая деньга»)

Новая подушная подать

Ясак

Промысловые сборы

Оброки и откупы

Косвенные налоги

Регалии

Пошлины

Прочие доходы

584, 237 (10,11)

465,587 (8,06)

--------

118,650 (2,05)

130,183 (2,25)

---------

1195,974 (20,70)

791,728 (13,71)

118,699 (2,05)

2955,765 (51,17)

4731,051 (27,98)

---------

4614,638 (27,29)

116,413 (0,69)

254,782 (1,51)

219,780 (1,30)

2128,622 (12,59)

895,87 (5,30)

150,065 (0,89)

8526,560 (50,43)

 
       

Как видно из приведенных  данных, введенная в 1724 г. подушная подать стала играть ключевую роль в формировании налоговых доходов казны. Одновременно снизилась доля косвенных налогов  с 21 до 13%.

Также, столкнувшись с большими трудностями в сфере  финансов уже в первые годы царствования, Петр I умножил количество налогов  и резко увеличил их ставки. Была учреждена Ближняя канцелярия, в  которую все приказы и Ратуша обязаны были ежемесячно и ежегодно представлять отчеты о всяких окладных и неокладных приходах и расходах, роспись государственных доходов  и расходов стала составляться каждый год. В 1704 г. был образован специальный  штат "прибыльщиков", в обязанность  которых входило придумывание новых  налогов. Так появились поземельный, посаженный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с мостов и переправ, с клеймения платьев, шапок и  сапог, с квасных напитков, с варки  пива, с лавочных и "ходячих" продавцов, продажи свечей и конских кож  и т. д. В 1708 г. было учреждено 8 губерний (позже 11), целью чего было территориальное  распределение военных и иных расходов. С 1715 г. губернии делились на доли по 5536 дворов или около того, "как удобнее по расстоянию места". В соответствии с количеством  долей производилась разверстка по губерниям государственных повинностей. Управителем каждой доли (кроме дел  городского управления) назначался особый ландрат. С ландратов, высылавших меньше предусмотренного окладом, жалование  взыскивалось обратно. На созданный  в 1711 г. Правительствующий Сенат  были возложены задачи высшего распоряжения и надзора за управлением, в первую очередь финансовым. Тем же указом было определено "учинить фискалов во всяких делах". Доносительство было прямой служебной обязанностью фискалов всех уровней. Указом 12 декабря 1715г. было образовано 9 коллегий. Денежными делами ведала Камер-коллегия, счет и рассмотрение всех государственных приходов и расходов было возложено на Ревизион-коллегию, Штат-контора занималась расходами и предоставляла ежегодно генеральный экстракт, где "на одной странице все доходы кратко означены, а на другой странице листа все расходы: також вкратце объявлены быть имеют". Однако действия отдельных коллегий и канцелярий не были согласованы, что вызывало массу неувязок. Право налагать подати согласно Регламенту имел право только Сенат, а Камер-коллегия должна была выдвигать предложения и высказывать свое мнение по соответствующим проектам. В 1719 г. были произведены реформы в местном управлении. Губернии теперь делились на провинции, заменившие ландратские доли. Во главе провинций были поставлены воеводы, которым подчинялись земские камериры, ответственные за сбор казенных доходов. Принятый в 1724 г. Таможенный тариф, жестко защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов, одновременно открывая дорогу на рынок дефицитным товарам. Так, парусина облагалась по ставке 75% от цены, голландское полотно и бархат - 50%, шерстяные ткани и писчая бумага - 25% и так далее. Размер подушной подати определялся исходя из потребностей содержания войска и данных переписи и был установлен в 74 коп. Уже при Екатерине I он был понижен до 70 коп. Взамен владельческих податей государственные крестьяне должны были платить по 40 коп., а городские тяглые обыватели по 1 рублю 20 коп. Переход к подушной подати, несмотря на недоимку в 18%, в 1724 г. принес казне дополнительно 2 млн. руб., а с учетом переходящего остатка средства казны увеличились на треть по сравнению с 1720-1723 гг. и составили 10 млн. руб. На практике "подушина" обнаружила немало отрицательных черт: единую норму налога должны были платить крестьяне, работающие в разных по природно-климатическим и хозяйственным условиям районах, наличные трудоспособные работники платили за беглых и больных, стариков и детей, а также умерших между ревизиями - "ревизских душ".

Информация о работе Налогообложение России