Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:41, курсовая работа
Налоги - один из древнейших финансовых институтов. Их возникновение связано с возникновением и становлением государственности. Известно, что в VII - VI вв. до н. э. в Древней Греции уже были введены налоги на доходы в размере десятой или двадцатой части доходов.
Налогами в соответствии с п.1 ст.8 Налогового Кодекса РФ являются обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.
Органами законодательной власти устанавливаются виды налогов с определением размеров и сроков их уплаты, предназначенные для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления.
ВВЕДЕНИЕ
1. Развитие налогообложения в России до начала ХХ века
2. Развитие налогообложения в России в ХХ веке
2.1. Дореволюционный период
2.2. Развитие налогообложения с 20-х по 90-е годы
2.3. Налоговые механизмы накануне рыночных реформ
3. Современная система налогообложения РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Одним из наиболее долго
существовавших в России налогов
является ясак, возникновение которого
принято относить к XV веку, отменен
он был только после Февральской
революции 1917 г. Естественно, что этот
вид налогообложения не оставался
неизменным на протяжении почти пяти
веков его существования. Если исторически
этот вид обложения возник как
одна из форм выражения подданства
нерусских народов и
На протяжении второй
половины XVIII - начала XIX века продолжалось
совершенствование налоговой
- введения налогообложения имущества (фабрик и заводов - по рублю со стана, а где стана нет - по 1% с капитала);
- введение частнопромысловых сборов с торгово-промышленных предприятий.
Позднее была введена
гильдейская подать (гильдейский
сбор с объявленных капиталов) - начало
регулярному торгово-
Гильдейская реформа графа Канкрина в 1824 г. фактически положила начало второму периоду в развитии обложения торговли и промышленности и сформировала условия для последующего перехода к промысловому обложению. Именно в этот период была введена патентная система обложения торговли и промыслов, которая сохранялась (зачастую со значительными модификациями и некоторыми перерывами) вплоть до 30-х годов ХХ в., в начале которого была восстановлена система винных откупов, снижены налоги на соль, подушная подать была распространена на инородцев, изменено налогообложение табака, отменены внутренние судоходные пошлины.
Откупы представляли собой специфическую модель сбора налогов с населения, при которой государство передавало право на сбор определенных налогов частным лицам - откупщикам. В России в разные периоды, начиная с XV века, существовали таможенные, соляные и винные откупы. Наиболее широкое распространение получили винные откупы в XVIII - XIX вв., фактически представлявшие одну из возможных форм реализации государственной винной монополии. Восстановленные в 30-х годах XIX века винные откупы просуществовали до 1863 г., когда были заменены акцизами на алкогольную продукцию.
2.Развитие налогообложения в России в ХХ веке.
2.1 Дореволюционный период
Основы налоговой системы России конца XIX - начала XX века были заложены при проведении ряда преобразований налоговой системы в 1863 - 1865 и 1885 - 1887 гг.
К наиболее существенным
из них следует отнести дальнейшее
совершенствование промыслового обложения,
которое именно в этот период оформилось
в самостоятельную модель и приобрело
относительно завершенную форму. В
эти годы были отменены соляной налог
(1880 г.) и подушная подать (1882 - 1886 гг.).
Активно совершенствовалась система
акцизного обложения и
Данные об исполнении государственного бюджета России за 1906 г. (руб., % к итогу).
Прямые налоги
В том числе: Налоги поземельные, с недвижимых имуществ и подати Государственный промысловый налог Сбор с доходов от денежных капиталов |
163 182 406 (7,18)
60 527 366 (2,66) 82 452 448 (3,63) 20 202 592 (0,89) |
|
Косвенные
налоги
В том числе: Сбор с питей Табачный доход Сахарный доход Нефтяной доход Спичечный доход Таможенный доход |
466 246 670 (20,52)
39 393 695 (1,73) 59 902 709 (2,64) 108 825 543 (4,79) 29 863 260 (1,31) 14 990 999 (0,66) 213 270 464 (4,99) |
|
Пошлины
В том числе: Гербовые, судебные, канцелярские С переходящих имуществ Прочие |
113 268 466 (4,99)
53 949 126 (2,37) 21 968 397 (0,97) 37 350 943 (1,64) |
|
Правительственные
регалии
В том числе Монетный доход Горный доход Почтовый доход Доход от казенной продажи питей Прочие |
777 048 028 (34,21)
5 257 302 (0,23) 35 843 (0,00) 46 004 972 (2,03) 697 503 834 (30,70) 28 246 077 (1,24) |
|
Прочие доходы | 751 9247 378 (33,10) | |
Итого доходов | 2 271 669 948 (100,00) | |
Как видно из приведенных
данных, в России основными по объемам
были неналоговые доходы. На долю налогов
приходилось менее 33% обыкновенных
доходов. Наиболее значительными из
числа неналоговых доходов
До введения винной
монополии с 1895 г. спирт и иная
алкогольная продукция
В Российской империи
в конце XIX - начале ХХ века основной
формой обложения торговли и промышленности
был государственный
- основного сбора,
который представлял собой
- дополнительного
сбора, который, в свою
1. с акционерных
и других предприятий,
а) налога с капитала
б) процентного сбора с прибыли
2. с прочих предприятий,
не обязанных публичной
а) раскладочного сбора
б) процентного сбора с прибыли, превышающей установленный минимум
Ставки основного сбора были дифференцированы в зависимости от:
- местности (существовало
пять классов местностей в
зависимости от степени
- разряда торгового или промышленного предприятия.
До 1898 г. разряд определялся числом помещений, числом входов, числом складов.
Позднее были введены дифференцированные критерии:
- для кредитных организаций - в зависимости от суммы капитала;
- для страховых организаций - в зависимости от суммы страховых премий;
- для торговых акционерных предприятий - в зависимости от суммы капитала;
- для торговых не
акционерных предприятий
- для промышленных предприятий было установлено три разряда в зависимости от числа рабочих.
Если отсутствовали
четкие признаки, по какому именно разряду
облагать ту или иную деятельность,
то налоговый оклад определялся
по тому разряду, в котором цена свидетельства
составляла бы не менее 5% нормальных размеров
прибыли, установленной для
В рамках дополнительного
сбора важную проблему на протяжении
всего периода существования
данного налога составлял раскладочный
сбор. Его величина устанавливалась
как общая сумма необходимых
бюджету средств по данному налогу
на грядущее трехлетие. Далее эта
величина «раскладывалась» на губернии
(этот сбор существовал только в
губерниях европейской России и
четырех сибирских). В рамках губерний
специальный орган - губернское раскладочное
присутствие - «раскладывал» данную
сумму на налогоплательщиков. Теоретически
«раскладка» проводилась исходя
из объявляемого оборота и оценки
процента средней прибыльности. Однако
на практике зачастую раскладка велась
пропорционально
Определенный интерес
представляет список льгот по данному
налогу в части раскладочного
сбора. От раскладочного сбора
- вновь возникающие предприятия в течение первого года работы:
- предприятия, прибыль
которых не превышала
- личные промысловые занятия;
- некоторые другие.
Схема промыслового налога действовала в Российской империи начиная с налоговой реформы 1898 г. До 1917 г. в нее неоднократно вносились частные изменения (список местностей, относящихся к тому или иному разряду, изменение процентных ставок, изменение списка льгот и др.). Однако корректировки не меняли схемы по существу.
Так, в 1916 г. государственный
промысловый налог в части
основного промыслового налога уплачивался
при выборке промысловых
Первая мировая война наложила определенный отпечаток на налоговую политику российского правительства, приведя к повышению общего уровня налогов в стране. Были повышены налоговые ставки по промысловому обложению, по обложению недвижимых имуществ, квартирный налог, гербовый сбор, акцизы на ряд продовольственных товаров, табачных изделий, нефтепродукты и некоторые другие. Вводились и новые налоги:
- временный военный
налог с проезжающих по
- налог на военную прибыль;
- особый временный налог на русский хлопок;
- единовременный налог на телефоны;
- ряд других.
Проблема введения подоходного налога в России обсуждалась в экономической литературе и средствах массовой информации с 80-х годов XIX века. Первый активно обсуждавшийся проект подоходного налога относится к 1879 г. Им предусматривалось введение этого налога в качестве замены подушной подати. На протяжении почти 35 лет введение подоходного налога в России активно дискутировалось, но в итоге рассматривалось как нереальное и нецелесообразное.
Первый Закон о подоходном налоге фактически был утвержден лишь в 1916 г. Введенное положение распространялось на все местности Российского государства (за исключением Великого княжества Финляндского). Налог должен был взиматься с доходов, полученных от всех источников:
- капитала;
- недвижимости, арены;
- торговых, промышленных и иных предприятий;
- профессиональных, личных промысловых и иных приносящих выгоды занятий;
- иных, не поименованных выше источников доходов.
Не попадали под налогообложение такие виды доходов, как наследство и дарение, средства, полученные в погашение занятых у налогоплательщика сумм, выигрыши по процентным бумагам.
К кругу налогоплательщиков были отнесены:
- российские поданные
(за исключением не
- иностранные граждане,
постоянно проживающие в
Кроме того, обложение подоходным налогом предполагалось распространить на сословные общества, биржевые, торговые пи промышленные общества, акционерные общества и компании паевые и иные товарищества и некоторые другие организации и институты.