Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:41, курсовая работа
Налоги - один из древнейших финансовых институтов. Их возникновение связано с возникновением и становлением государственности. Известно, что в VII - VI вв. до н. э. в Древней Греции уже были введены налоги на доходы в размере десятой или двадцатой части доходов.
Налогами в соответствии с п.1 ст.8 Налогового Кодекса РФ являются обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.
Органами законодательной власти устанавливаются виды налогов с определением размеров и сроков их уплаты, предназначенные для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления.
ВВЕДЕНИЕ
1. Развитие налогообложения в России до начала ХХ века
2. Развитие налогообложения в России в ХХ веке
2.1. Дореволюционный период
2.2. Развитие налогообложения с 20-х по 90-е годы
2.3. Налоговые механизмы накануне рыночных реформ
3. Современная система налогообложения РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
2.3 Налоговые механизмы накануне рыночных реформ
Начиная с финансовой
реформы 30-х годов, действие механизмов
налогообложения фактически ограничивается
негосударственным сектором экономики
и населением. В отношении распределения
доходов предприятий
Наиболее значительными событиями в данной области в период с конца 30-х годов и до начала активных рыночных преобразований в 1992 г. можно считать следующие:
1. Комплекс мер
по увеличению объема доходов
государственного бюджета в
2. Экономическая реформа
1965 г. и отдельные мероприятия
в 1979 г. и в 1987 г. были нацелены
на сближение действовавших
3. Налогообложения
доходов физических лиц и
Первый крупный шаг к возврату налоговых инструментов в экономическую практику управления отечественной экономикой был связан с принятием в 1990 г. Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который вступил в силу с 01.01.91. Центральное место в рамках предлагаемой данным Законом налоговой модели отводилось налогу на прибыль предприятий с его максимальной ставкой 45%. При этом жестко фиксировалась ставка отчислений в союзный бюджет (22%), а ставка отчислений в республиканские (в том числе и в бюджеты автономных республик) и местные бюджеты не должна была превышать 23%. Данный подход к формированию ставок налога на прибыль в общих чертах сохранился да настоящего времени.
Вводимый этим Законом
налог на прибыль адресовался
исключительно предприятиям союзного
подчинения. Предприятия республиканского
подчинения (союзных и автономных
республик) должны были платить налог
на прибыль в соответствии с аналогичным
республиканским
Аналогично и объем налоговых льгот, предоставляемых налогоплательщикам по российскому законодательству, был более широким и более значительным, чем по союзному законодательству. Разница в уровнях ставок налога на прибыль, а также в объеме предоставляемых льгот по налогу в этот период имела определенную политическую подоплеку и была нацелена на стимулирование перехода государственных предприятий из союзного подчинения в республиканское.
Введенная налоговая система отнюдь не все предприятия поставила, даже формально, в равное положение. Специальные налоговые ставки были установлены для коммерческих банков (55 и 45%), для совместных предприятий, доля иностранного партнера в уставном капитале которых превышает 30% (ставка 30%), предприятий Центросоюза и некоторых других.
Предусмотренная союзным и российским законодательством система льгот предоставляла право на налоговые вычеты по расходам на НИОКР, на природоохранные мероприятия, на социальные и благотворительные цели. По предварительны расчетам, проведенным правительством еще до введения в силу союзного закона, в результате применения налоговых льгот реальная (эффективная) налоговая ставка могла составить 28%. Однако по результатам 1991 г. в России эффективная ставка составила 31,1%.
Система налогообложения прибыли в тот период включала два специфических элемента, отмененных несколько позднее. Первым из них было установление дифференцированных ставка налога на прибыль в пределах установленного норматива рентабельности и при его превышении, вторым - налоговое регулирование темпов роста расходов на оплату труда в себестоимости (просуществовал в российской модели налогообложения до 1993 г.).
Косвенная привязка налогообложения к уровню рентабельности предприятий фактически приводила к повышению эффективной налоговой ставки против законодательно установленного максимального уровня (35% по союзному и 32% - по российскому законодательству). В случае превышения предельного уровня рентабельности союзное законодательства устанавливало «запретительные» налоговые ставки в размере 80-90%. При этом предельный уровень рентабельности (к себестоимости) определялся как удвоенный среднеотраслевой. Установленные среднеотраслевые показатели колебались от 20% по большинству отраслей (кроме легкой, пищевой и некоторых других) до 40% для связи и издательской деятельности. При превышении предельного уровня рентабельности менее чем на 10 процентных пунктов к этой величине прибыли применялась ставка 80%,а свыше этого уровня - 90%.
Такое повышение реальных
налоговых ставок по сравнению с
номинальными привело к тому, что
амнистировались крупные
Российское налоговое
законодательство вслед за союзным
также предусматривало
Одним из элементов
налогообложения прибыли
Система налогообложения
предприятий в 1991 г. не исчерпывалась
налогом на прибыль и дополняющими
его элементами: она включала налоги
на экспорт, на импорт, с продаж, а
также отчисления в стабилизационный
фонд и др. Сохранялся и даже получил
некоторое расширение сферы применения
налог с оборота. Косвенные налоги
в отечественной налоговой
Ниже представлены данные об исполнении государственного бюджета РСФСР в 1991 г. (млрд. руб., % к итогу):
Налог на прибыль | 91,9 (28,4) | |
Налог с оборота | 72,1 (22,2) | |
Налог с продаж | 17,1 (5,3) | |
Налоги с населения | 40,7 (12,6) | |
Доходы от
внешнеэкономической |
5,8 (1,8) | |
Прочие доходы | 96,5 (29,7) | |
Итого доходов бюджета | 324,1 (100,0) | |
Введение налога с продаж в 1991 г. преследовало главным образом цель расширения доходной базы бюджета. Этот налог был введен союзными властями как единый налог на продажи по всей технологической цепочке по ставке 5%. Налог с продаж охватывал весьма широкий перечень товаров, оставляя лишь некоторые исключения. Методика расчета, когда налог с продаж, уплаченный при приобретении сырья, материалов, комплектующих и т. д., подлежал вычету из сумм налога, полученных с покупателя продукции, в известной степени роднила данный налог с НДС, введенный позднее, в 1992 г.
Стабилизационные возможности налога с продаж в 1991 г. использовать практически не удалось. Недовольства повышения централизованным повышением цен в результате введения этого налога было «погашено» отменой налога на широкий круг товаров народного потребления. При этом российские и союзные власти фактически соревновались, кто освободит от этого налога более широкий круги товаров народного потребления. При этом российские и союзные власти фактически соревновались, кто освободит от этого налога более широкий круг товаров. В результате реальная ставка налога с продаж в среднем по России составила около 1,8%, а потери республиканского бюджета в 1991 г. от льгот по налогу с продаж оказались сопоставимы с дефицитом бюджета.
Законодательства, регулировавшее
индивидуальное подоходное налогообложение,
также в этот период претерпело некоторые
изменения. Наиболее существенными
из них были выделение в относительно
самостоятельный сегмент
В отношении налогообложения
доходов от индивидуальной трудовой
деятельности первоначально был
избран рестриктивный подход, в соответствии
с которым уровень
Отдельные изменения
в налоговую политику были внесены
Указом Президента РФ т 22.12.1993 г. № 2268 «О
формировании республиканского бюджета
РФ и взаимоотношениях с субъектами
РФ с 1994 г.». Этим Указом был осуществлен
переход от принципа единства налоговой
политики к налоговой децентрализации.
В дополнение к налогам, установленным
федеральным законодательством, органы
власти субъектов Федерации и
местные органы власти могут устанавливать
и вводить в действие любые
налоги без ограничения их размера.
21.11.1991 - Указом Президента РФ № 218 образована
самостоятельная
Завершающий этап формирования
налоговой системы в РФ 31.07.1998
г. - принята первая часть Налогового
кодекса РФ № 146-ФЗН: Принят Государственной
Думой 16.07.1998 г., одобрен советом Федерации
17.07.1998 г.. Введен в действие с 1.01.1999 г.
Принятие Налогового кодекса позволяет
систематизировать действующие
нормы и положения, регулирующие
процесс налогообложения, приводит
в упорядоченную, единую, логически
цельную и согласованную