Кафедра гуманитарных, естественнонаучных, математических и социально-экономическихдисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Бухгалтерский учет»
Тема: Налоговый учет
2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Общая характеристика налогового
учета
1.1 Принципы организации налогового
учета
1.2 Модели организации налогового
учета
1.3 Способы ведения налогового
учета
2 Бухгалтерский и налоговый
учет: проблемы взаимодействия
2.1 Бухгалтерский и налоговый
учет: сходства и различия
2.2 Модель взаимодействия налогового
и бухгалтерского учета
2.3 Бухгалтерский и налоговый
учет доходов и расходов, связанных
с производством и реализацией
продукции
2.4 Бухгалтерский и налоговый
учет внереализованных доходов
и расходов
Заключение
Список литературы
Приложения
Практическая часть
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в бухгалтерской
литературе наряду с понятием «бухгалтерский
учет» широко используются понятия
«налоговый учет» и «учет для
целей налогообложения». Однако если
понятие бухгалтерского учета определено
законодательно: в соответствии с Федеральным
законом от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском
учете» «бухгалтерский учет представляет
собой упорядоченную систему сбора, регистрации
и обобщения информации в денежном выражении
об имуществе, обязательствах организаций
и их движении путем сплошного, непрерывного
и документального учета всех хозяйственных
операций», то понятия налогового учета
и учета для целей налогообложения действующим
законодательством не определены и трактуются
по-разному.
В одобренной Методологическим советом
по бухгалтерскому учету при Минфине
России Концепции бухгалтерского учета
в рыночной экономике России указывается,
что «при формировании информации в
бухгалтерском учете интересы налоговой
системы рассматриваются в качестве
одних из многих интересов, определяющих
содержание и представление этой
информации. В отношении этих интересов
задача бухгалтерского учета ограничивается
лишь подготовкой данных о деятельности
организации, на основе которых и
из которых возможно сформировать показатели,
необходимые для осуществления
налогообложения».
В связи с этим перед организациями
встала необходимость в создании
налогового учета и контроля правильности
осуществления расчетов по налогу на
прибыль таким образом, чтобы, с
одной стороны, выполнить требования
законодательства, а с другой, - минимизировать
обусловленные этим затраты. Проблемы
ведения налогового учета достаточно
полно исследованы применительно
к прежнему порядку налогообложения
прибыли организаций, однако практика
показывает необходимость детального
изучения их в сфере ныне осуществляемой
налоговой реформы. В настоящее
время перед налогоплательщиками
стоит альтернатива выбора между
двумя принципиально различными
подходами: ведением налогового учета
как самостоятельной системы
либо как подсистемы, использующей
и обрабатывающей данные бухгалтерского
учета.
Происходящие в Российской Федерации
реформы в области политики и
экономики, изменение правовых отношений
между органами власти и хозяйствующими
субъектами, процесс интегрирования
российской экономики в мировую
требуют проведения адекватной налоговой
политики, представляющей собой сложный
многоплановый комплекс правовых, методологических,
организационно-технических мероприятий
и имеющей своей целью построение
эффективной, справедливой и стабильной
налоговой системы. С 01. 01. 02 с вступлением
в действие Главы 25 Налогового кодекса
РФ произошли коренные перемены в исчислении
прибыли организаций для целей налогообложения,
самой существенной из которых является
введение самостоятельной системы налогового
учета, принципиально отличающейся от
системы бухгалтерского учета, особенно
в части порядка исчисления производственных
расходов налогового учета и контроля
правильности осуществления расчетов
по налогу на прибыль таким образом, чтобы,
с одной стороны, выполнить требования
законодательства, а с другой, - минимизировать
обусловленные этим затраты. Проблемы
ведения налогового учета достаточно
полно исследованы применительно к прежнему
порядку налогообложения прибыли организаций,
однако практика показывает необходимость
детального изучения их в сфере ныне осуществляемой
налоговой реформы. В настоящее время
перед налогоплательщиками стоит альтернатива
выбора между двумя принципиально различными
подходами: ведением налогового учета
как самостоятельной системы либо как
подсистемы, использующей и обрабатывающей
данные бухгалтерского учета.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОГО УЧЕТА
1.1 Принципы организации налогового учета
Налоговый учет - это вид бухгалтерского
учета, при котором происходит обобщение
информации в целях определения
налоговой базы по налогам на основе
данных первичных документов, сгруппированных
в соответствии с порядком, предусмотренным
Налоговым кодексом РФ (НК РФ).
Цель налогового учета - обеспечение
правильности и достоверности учета
расчетов между предприятиями и
государственными органами. В процессе
исчисления показателей деятельности
предприятия широко используется измерение
его хозяйственных средств с помощью
измерителей. Принципы организации налогового
учета:
Имущественной обособленности предприятия
- Налогоплательщиками налога на прибыль
организаций признаются российские
и иностранные организации (ст. 246).
Периодичности - Налоговым периодом
по налогу на прибыль является календарный
год (ст. 285).
Денежного измерителя - Налоговая
база по налогу на прибыль представляет
собой денежное выражение прибыли
(п. 1 ст. 274).
Последовательности применения - Порядок
ведения налогового учета устанавливается
налогоплательщиком в учетной политике
для целей налогообложения (ст. 313).
Непрерывности - Объекты учета отражаются
в налоговом регистре непрерывно
в хронологическом порядке (ст. 314).
Начислений (временной определенности
фактов хозяйственной деятельности)
- Для большинства налогоплательщиков,
занимающихся производственной деятельностью
(ст. 271, 272), доходы (расходы) признаются
в том периоде, в котором они
имели место, независимо от фактической
оплаты. Соотнесения доходов и
расходов - Если связь между доходами
и расходами не может быть определена
четко, доходы распределяются с учетом
принципа равномерности признания
доходов и расходов (п. 2 ст. 271). Расходы
признаются в том периоде, в котором
эти расходы возникают исходя
из условий сделок и принципа равномерного
и пропорционального формирования
доходов и расходов (п. 1 ст. 272).
Документального подтверждения - Подтверждением
данных налогового учета являются первичные
учетные документы, регистры аналитического
учета и расчет налоговой базы
(абз. 9 ст. 313).
1.2 Модели организации налогового учета
В первой модели предусмотрено использование
бухгалтерской информационной системы
без каких-либо корректировок. Ее примером
применительно к налоговой системе
РФ служит порядок исчисления налога
на имущество юридических лиц. Вторая
модель - смешанный налоговый учет
- предполагает формирование показателей
налогового учета путем корректировки
бухгалтерских показателей. К этой
модели взаимодействия налогового и бухгалтерского
учета относился с 1995г. по 01. 01. 02 порядок
исчисления налога на прибыль. Третья
модель - специальный налоговый учет -
предполагает расчет налоговой базы без
участия показателей бухгалтерского учета
и имеет следующие объективные основания:
отсутствие обязанности ведения бухгалтерского
учета у налогоплательщика вообще либо
отсутствие необходимости ведения бухгалтерского
учета для целей исчисления конкретного
налога, т. е. используется исключительно
в случаях, когда бухгалтерский учет неприменим
для расчета сумм налогов, подлежащих
взносу в бюджет.
1.3 Способы ведения налогового учета
Ведение налогового учета возможно
двумя способами.
1. Создание автономной системы
налогового учета, не связанной
с бухгалтерским. При этом каждая хозяйственная
операция отражается в соответствии регистра
налогового учета. Использование такой
системы приводит к значительному увеличению
расходов на ведение учета, поскольку
одни и те же операции будут финансироваться
дважды в налоговом и бухгалтерском учете.
2. Создание системы налогового
учета на основе данных бухгалтерского
учета. Этот способ ведения
налогового учета менее трудоемок
и в силу этого более целесообразен
для применения. Он полностью
согласован с принципами ведения
налогового учета и в тех
случаях, когда правила бухгалтерского
и налогового учета совпадают.
Исчисление налоговой базы можно
проводить на основе данных
бухгалтерского учета. Для разработки
такой системы необходимо:
- определить объекты учета, по
которым правила бухгалтерского
и налогового учета совпадают
с правилами налогового учета,
по которым правила бухгалтерского
учета различны, выделив объекты
налогового учета;
- разработать порядок использования
данных бухгалтерского учета
для целей налогового учета;
- разработать формы аналитических
регистров налогового учета, выделенных
объектов налогового учета;
- определить объекты раздельного
налогового учета для налогоплательщика,
применение специального налогового
режима и в других случаях
2 БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
2.1 Бухгалтерский и налоговый учет: сходства и различия
Бухгалтерское и налоговое законодательство
являются смежными. Основой важнейших
налоговых баз - доходов и расходов,
имущества являются объективные
экономические категории, выражаемые
в конкретных объектах бухгалтерского
учета. Глава 25 Налогового кодекса Российской
Федераций, описывая «особенности»
учета для целей налогообложения
содержит бухгалтерскую терминологию:
основные средства, нематериальные активы,
материально-производственные запасы,
незавершенное производство, доходы
и расходы, которая имеет принципиальный
экономический смысл только в
целях бухгалтерского учета.
Основные правила бухгалтерского
и налогового учета, их ведения закреплены
на уровне федерального законодательства.
Ведение учета на основе первичных
учетных документов, которые должны
быть оформлены надлежащим образом.
Порядок ведения и бухгалтерского,
и налогового учета организации
должен быть закреплен в документах
по учетной политике (принимаемых
соответственно в целях бухгалтерского
учета или налогообложения прибыли),
утверждаемой соответствующим приказом
(распоряжением) руководителя.
Основным отличием налогового учета
является то, что система его ведения
в организации организуете налогоплательщиком
самостоятельно. Налоговый кодекс Российской
Федерации закрепляет только основные
принципы ведения налогового учета,
определяет его цели и устанавливает
перечень документов, являющихся подтверждением
данных налогового учета. Многочисленные
авторы, а также разработчики главы
25 Налогового кодекса РФ видят в
налоговом учете существенно
отличающуюся от бухгалтерского учета
и не совместимую с последним
систему учета операций налогоплательщика.
К сожалению, принятый Федеральный
закон «О внесении изменений и
дополнений в часть вторую Налогового
кодекса РФ и в отдельные законодательные
акты РФ» закрепил налоговый учет
уже не в качестве отдельной и
самостоятельной от бухгалтерского
учета системы учета, а как
дополняющей последний. На мой взгляд,
проблема состоит в том, что бухгалтерский
и налоговый учеты отличаются
существенно и предприятиям приходится
вести двойную бухгалтерию, что
совершенно нерационально и требует
дополнительных временных и материальных
затрат. Для начала мне хотелось
бы отметить некоторые общие черты
финансового и налогового учета:
- обязательность ведения: бухгалтерский
учет определен Законом о бухгалтерском
учете, налоговый - Налоговым кодексом
РФ (гл. 25) используемые измерители -
денежное выражение (рубли)
- объект учета - организация
в целом (если быть более
точной, для налогового учета
объектом являются хозяйственные
операции, осуществленные налогоплательщиком
в течение отчетного периода)
периодичность составления в
предоставлении отчетности обязательное
документальное подтверждение всех
хозяйственных операций «исторический»
характер, т. е. отражаются результаты
отчетных (прошлых) периодов пользователи
информации как внутренние, так
и внешние.
Как можно было уже понять цели
ведения обоих учетов приблизительно
одинаковые - формирование полной и
достоверной информации для внутренних
и внешних пользователей. Однако
методики ведения совершенно разные.
Основные различия между бухгалтерским
и налоговым учетом (табл. 1). Как
можно увидеть в таблице, далеко
не тождественны определения в бухгалтерском
и налоговом учете первоначальная
стоимость активов, а также существенно
отличаются друг от друга понятия
«прямые затраты (расходы)» и «косвенные
затраты (расходы)», используемые в
обеих системах учета. Встречаются
случаи, когда сразу не только не
удается выбрать совпадающие
способы бухгалтерского и налогового
учета, но и невозможно использовать
способы учета, предполагаемые налоговым
законодательством.
Возьмем, к примеру, оценку остатков
незавершенного производства. Конкретный,
понятный, а главное, экономически обоснованный
алгоритм распределения сумм прямых расходов
на остатки незавершенного производства
отсутствует и в новой редакции гл. 25 НК
РФ, представленной Федеральным законом
от 25.05.02 №57-ФЗ «О внесении изменений и
дополнений в часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации и в отдельные
законодательные акты РФ». Отсутствует
и точное определение нормативной себестоимости.
Таким образом, применение способов оценки
остатков незавершенного производства
для целей налогового учета на практике
весьма проблематично.
Как было показано выше, существует масса
разногласий между налоговым
и бухгалтерским учетом, что создает
огромное количество проблем финансовым
службам предприятия. Но пути решения
есть.
Конечно, на предприятии в структуре
финансово-бухгалтерской службы может
быть создано специальное подразделение,
осуществляющее ведение налогового
учета, либо за этот участок работы
будут отвечать специалисты бухгалтерской
службы. Но в целом, взаимодействие
двух систем учета нерационально
уже потому, что реализация этого
варианта на практике обязательно приведет
к дополнительным расходам.