Налоговый учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Проблемы ведения налогового учета достаточно полно исследованы применительно к прежнему порядку налогообложения прибыли организаций, однако практика показывает необходимость детального изучения их в сфере ныне осуществляемой налоговой реформы. В настоящее время перед налогоплательщиками стоит альтернатива выбора между двумя принципиально различными подходами: ведением налогового учета как самостоятельной системы либо как подсистемы, использующей и обрабатывающей данные бухгалтерского учета.

Содержание работы

Введение
1 Общая характеристика налогового учета
1.1 Принципы организации налогового учета
1.2 Модели организации налогового учета
1.3 Способы ведения налогового учета
2 Бухгалтерский и налоговый учет: проблемы взаимодействия
2.1 Бухгалтерский и налоговый учет: сходства и различия
2.2 Модель взаимодействия налогового и бухгалтерского учета
2.3 Бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов, связанных с производством и реализацией продукции
2.4 Бухгалтерский и налоговый учет внереализованных доходов и расходов
Заключение
Список литературы
Приложения
Практическая часть

Файлы: 1 файл

налоговый учет.docx

— 43.04 Кб (Скачать файл)

Кафедра гуманитарных, естественнонаучных, математических и социально-экономическихдисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Бухгалтерский учет»

Тема: Налоговый учет

2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Общая характеристика налогового  учета

1.1 Принципы организации налогового  учета

1.2 Модели организации налогового  учета

1.3 Способы ведения налогового  учета

2 Бухгалтерский и налоговый  учет: проблемы взаимодействия

2.1 Бухгалтерский и налоговый  учет: сходства и различия

2.2 Модель взаимодействия налогового  и бухгалтерского учета

2.3 Бухгалтерский и налоговый  учет доходов и расходов, связанных  с производством и реализацией  продукции

2.4 Бухгалтерский и налоговый  учет внереализованных доходов  и расходов

Заключение

Список литературы

Приложения

Практическая часть

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в бухгалтерской  литературе наряду с понятием «бухгалтерский учет» широко используются понятия  «налоговый учет» и «учет для  целей налогообложения». Однако если понятие бухгалтерского учета определено законодательно: в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» «бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций», то понятия налогового учета и учета для целей налогообложения действующим законодательством не определены и трактуются по-разному.

В одобренной Методологическим советом  по бухгалтерскому учету при Минфине  России Концепции бухгалтерского учета  в рыночной экономике России указывается, что «при формировании информации в  бухгалтерском учете интересы налоговой  системы рассматриваются в качестве одних из многих интересов, определяющих содержание и представление этой информации. В отношении этих интересов  задача бухгалтерского учета ограничивается лишь подготовкой данных о деятельности организации, на основе которых и  из которых возможно сформировать показатели, необходимые для осуществления  налогообложения».

В связи с этим перед организациями  встала необходимость в создании налогового учета и контроля правильности осуществления расчетов по налогу на прибыль таким образом, чтобы, с  одной стороны, выполнить требования законодательства, а с другой, - минимизировать обусловленные этим затраты. Проблемы ведения налогового учета достаточно полно исследованы применительно  к прежнему порядку налогообложения  прибыли организаций, однако практика показывает необходимость детального изучения их в сфере ныне осуществляемой налоговой реформы. В настоящее  время перед налогоплательщиками  стоит альтернатива выбора между  двумя принципиально различными подходами: ведением налогового учета  как самостоятельной системы  либо как подсистемы, использующей и обрабатывающей данные бухгалтерского учета.

Происходящие в Российской Федерации  реформы в области политики и  экономики, изменение правовых отношений  между органами власти и хозяйствующими субъектами, процесс интегрирования российской экономики в мировую  требуют проведения адекватной налоговой  политики, представляющей собой сложный  многоплановый комплекс правовых, методологических, организационно-технических мероприятий  и имеющей своей целью построение эффективной, справедливой и стабильной налоговой системы. С 01. 01. 02 с вступлением в действие Главы 25 Налогового кодекса РФ произошли коренные перемены в исчислении прибыли организаций для целей налогообложения, самой существенной из которых является введение самостоятельной системы налогового учета, принципиально отличающейся от системы бухгалтерского учета, особенно в части порядка исчисления производственных расходов налогового учета и контроля правильности осуществления расчетов по налогу на прибыль таким образом, чтобы, с одной стороны, выполнить требования законодательства, а с другой, - минимизировать обусловленные этим затраты. Проблемы ведения налогового учета достаточно полно исследованы применительно к прежнему порядку налогообложения прибыли организаций, однако практика показывает необходимость детального изучения их в сфере ныне осуществляемой налоговой реформы. В настоящее время перед налогоплательщиками стоит альтернатива выбора между двумя принципиально различными подходами: ведением налогового учета как самостоятельной системы либо как подсистемы, использующей и обрабатывающей данные бухгалтерского учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОГО УЧЕТА

1.1 Принципы организации налогового учета

Налоговый учет - это вид бухгалтерского учета, при котором происходит обобщение  информации в целях определения  налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных  в соответствии с порядком, предусмотренным  Налоговым кодексом РФ (НК РФ).

Цель налогового учета - обеспечение  правильности и достоверности учета  расчетов между предприятиями и  государственными органами. В процессе исчисления показателей деятельности предприятия широко используется измерение  его хозяйственных средств с помощью измерителей. Принципы организации налогового учета:

Имущественной обособленности предприятия - Налогоплательщиками налога на прибыль  организаций признаются российские и иностранные организации (ст. 246).

Периодичности - Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный  год (ст. 285).

Денежного измерителя - Налоговая  база по налогу на прибыль представляет собой денежное выражение прибыли (п. 1 ст. 274).

Последовательности применения - Порядок  ведения налогового учета устанавливается  налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения (ст. 313).

Непрерывности - Объекты учета отражаются в налоговом регистре непрерывно в хронологическом порядке (ст. 314).

Начислений (временной определенности фактов хозяйственной деятельности) - Для большинства налогоплательщиков, занимающихся производственной деятельностью (ст. 271, 272), доходы (расходы) признаются в том периоде, в котором они  имели место, независимо от фактической  оплаты. Соотнесения доходов и  расходов - Если связь между доходами и расходами не может быть определена четко, доходы распределяются с учетом принципа равномерности признания  доходов и расходов (п. 2 ст. 271). Расходы  признаются в том периоде, в котором  эти расходы возникают исходя из условий сделок и принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов (п. 1 ст. 272).

Документального подтверждения - Подтверждением данных налогового учета являются первичные  учетные документы, регистры аналитического учета и расчет налоговой базы (абз. 9 ст. 313).

1.2 Модели организации налогового учета

В первой модели предусмотрено использование  бухгалтерской информационной системы  без каких-либо корректировок. Ее примером применительно к налоговой системе  РФ служит порядок исчисления налога на имущество юридических лиц. Вторая модель - смешанный налоговый учет - предполагает формирование показателей  налогового учета путем корректировки  бухгалтерских показателей. К этой модели взаимодействия налогового и бухгалтерского учета относился с 1995г. по 01. 01. 02 порядок исчисления налога на прибыль. Третья модель - специальный налоговый учет - предполагает расчет налоговой базы без участия показателей бухгалтерского учета и имеет следующие объективные основания: отсутствие обязанности ведения бухгалтерского учета у налогоплательщика вообще либо отсутствие необходимости ведения бухгалтерского учета для целей исчисления конкретного налога, т. е. используется исключительно в случаях, когда бухгалтерский учет неприменим для расчета сумм налогов, подлежащих взносу в бюджет.

1.3 Способы ведения налогового учета

Ведение налогового учета возможно двумя способами.

1. Создание автономной системы  налогового учета, не связанной  с бухгалтерским. При этом каждая хозяйственная операция отражается в соответствии регистра налогового учета. Использование такой системы приводит к значительному увеличению расходов на ведение учета, поскольку одни и те же операции будут финансироваться дважды в налоговом и бухгалтерском учете.

2. Создание системы налогового  учета на основе данных бухгалтерского  учета. Этот способ ведения  налогового учета менее трудоемок  и в силу этого более целесообразен  для применения. Он полностью  согласован с принципами ведения  налогового учета и в тех  случаях, когда правила бухгалтерского  и налогового учета совпадают.  Исчисление налоговой базы можно  проводить на основе данных  бухгалтерского учета. Для разработки  такой системы необходимо:

- определить объекты учета, по  которым правила бухгалтерского  и налогового учета совпадают  с правилами налогового учета,  по которым правила бухгалтерского  учета различны, выделив объекты  налогового учета;

- разработать порядок использования  данных бухгалтерского учета  для целей налогового учета;

- разработать формы аналитических  регистров налогового учета, выделенных  объектов налогового учета;

- определить объекты раздельного  налогового учета для налогоплательщика,  применение специального налогового  режима и в других случаях

 

 

 

 

 

 

 

2 БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

2.1 Бухгалтерский и налоговый учет: сходства и различия

Бухгалтерское и налоговое законодательство являются смежными. Основой важнейших  налоговых баз - доходов и расходов, имущества являются объективные  экономические категории, выражаемые в конкретных объектах бухгалтерского учета. Глава 25 Налогового кодекса Российской Федераций, описывая «особенности»  учета для целей налогообложения  содержит бухгалтерскую терминологию: основные средства, нематериальные активы, материально-производственные запасы, незавершенное производство, доходы и расходы, которая имеет принципиальный экономический смысл только в  целях бухгалтерского учета.

Основные правила бухгалтерского и налогового учета, их ведения закреплены на уровне федерального законодательства. Ведение учета на основе первичных  учетных документов, которые должны быть оформлены надлежащим образом. Порядок ведения и бухгалтерского, и налогового учета организации  должен быть закреплен в документах по учетной политике (принимаемых  соответственно в целях бухгалтерского учета или налогообложения прибыли), утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Основным отличием налогового учета  является то, что система его ведения  в организации организуете налогоплательщиком самостоятельно. Налоговый кодекс Российской Федерации закрепляет только основные принципы ведения налогового учета, определяет его цели и устанавливает  перечень документов, являющихся подтверждением данных налогового учета. Многочисленные авторы, а также разработчики главы 25 Налогового кодекса РФ видят в  налоговом учете существенно  отличающуюся от бухгалтерского учета  и не совместимую с последним  систему учета операций налогоплательщика. К сожалению, принятый Федеральный  закон «О внесении изменений и  дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные  акты РФ» закрепил налоговый учет уже не в качестве отдельной и  самостоятельной от бухгалтерского учета системы учета, а как  дополняющей последний. На мой взгляд, проблема состоит в том, что бухгалтерский  и налоговый учеты отличаются существенно и предприятиям приходится вести двойную бухгалтерию, что  совершенно нерационально и требует  дополнительных временных и материальных затрат. Для начала мне хотелось бы отметить некоторые общие черты  финансового и налогового учета:

- обязательность ведения: бухгалтерский  учет определен Законом о бухгалтерском  учете, налоговый - Налоговым кодексом  РФ (гл. 25) используемые измерители - денежное выражение (рубли)

- объект учета - организация  в целом (если быть более  точной, для налогового учета  объектом являются хозяйственные  операции, осуществленные налогоплательщиком  в течение отчетного периода)  периодичность составления в  предоставлении отчетности обязательное  документальное подтверждение всех  хозяйственных операций «исторический»  характер, т. е. отражаются результаты  отчетных (прошлых) периодов пользователи  информации как внутренние, так  и внешние.

Как можно было уже понять цели ведения обоих учетов приблизительно одинаковые - формирование полной и  достоверной информации для внутренних и внешних пользователей. Однако методики ведения совершенно разные.

Основные различия между бухгалтерским  и налоговым учетом (табл. 1). Как  можно увидеть в таблице, далеко не тождественны определения в бухгалтерском  и налоговом учете первоначальная стоимость активов, а также существенно  отличаются друг от друга понятия  «прямые затраты (расходы)» и «косвенные затраты (расходы)», используемые в  обеих системах учета. Встречаются  случаи, когда сразу не только не удается выбрать совпадающие  способы бухгалтерского и налогового учета, но и невозможно использовать способы учета, предполагаемые налоговым  законодательством.

Возьмем, к примеру, оценку остатков незавершенного производства. Конкретный, понятный, а главное, экономически обоснованный алгоритм распределения сумм прямых расходов на остатки незавершенного производства отсутствует и в новой редакции гл. 25 НК РФ, представленной Федеральным законом от 25.05.02 №57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты РФ». Отсутствует и точное определение нормативной себестоимости. Таким образом, применение способов оценки остатков незавершенного производства для целей налогового учета на практике весьма проблематично.

Как было показано выше, существует масса  разногласий между налоговым  и бухгалтерским учетом, что создает  огромное количество проблем финансовым службам предприятия. Но пути решения  есть.

Конечно, на предприятии в структуре  финансово-бухгалтерской службы может  быть создано специальное подразделение, осуществляющее ведение налогового учета, либо за этот участок работы будут отвечать специалисты бухгалтерской  службы. Но в целом, взаимодействие двух систем учета нерационально  уже потому, что реализация этого  варианта на практике обязательно приведет к дополнительным расходам.

Информация о работе Налоговый учет