Налоговый учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Проблемы ведения налогового учета достаточно полно исследованы применительно к прежнему порядку налогообложения прибыли организаций, однако практика показывает необходимость детального изучения их в сфере ныне осуществляемой налоговой реформы. В настоящее время перед налогоплательщиками стоит альтернатива выбора между двумя принципиально различными подходами: ведением налогового учета как самостоятельной системы либо как подсистемы, использующей и обрабатывающей данные бухгалтерского учета.

Содержание работы

Введение
1 Общая характеристика налогового учета
1.1 Принципы организации налогового учета
1.2 Модели организации налогового учета
1.3 Способы ведения налогового учета
2 Бухгалтерский и налоговый учет: проблемы взаимодействия
2.1 Бухгалтерский и налоговый учет: сходства и различия
2.2 Модель взаимодействия налогового и бухгалтерского учета
2.3 Бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов, связанных с производством и реализацией продукции
2.4 Бухгалтерский и налоговый учет внереализованных доходов и расходов
Заключение
Список литературы
Приложения
Практическая часть

Файлы: 1 файл

налоговый учет.docx

— 43.04 Кб (Скачать файл)

2.2 Модель взаимодействия налогового и бухгалтерского учета

В мировой теории и практике выделяются две модели сосуществования бухгалтерского и налогового учета.

Первая модель называемая «континентальная» («европейская») предполагает практически  полное совпадение бухгалтерского и  налогового учета, количество корректировок  минимально. Англосаксонская (американская) модель предусматривает сосуществование  как бухгалтерского, так и налогового учета. В то же время налоговый  учет не исключает ведение бухгалтерского учета, а использует последний в  фискальных целях наряду с чисто  налоговыми методами. Исходя, из предложенных моделей, бухгалтерский учет может  выполнять функцию налогового учета  в широком смысле слова. Напротив, налоговый учет в узком смысле слова представляет собой налоговый  учет «в чистом виде», то есть выступает  в качестве самостоятельной информационной системы.

В отечественной теории и практике существует следующие модели удовлетворения государства как пользователя информации об объектах налогообложения, различающиеся  по степени самостоятельности по отношению к системе бухгалтерского учета.

Первая модель своей основой  имеет бухгалтерскую информационную систему, корректировку показателей  бухгалтерского учета не предусматривает - это так называемый «бухгалтерский налоговый учет». Общеизвестным  примером данной модели служит налог  на имущество организаций, инструкция по исчислению которого содержит перечень счетов бухгалтерского учета, остатки по которым представляют собой налоговую базу.

Вторая модель - «смешанный налоговый  учет» - представляет формирование показателей  налогового учета путем корректировки  бухгалтерских показателей. К этой модели взаимодействия налогового и бухгалтерского учета относится с 1995 года (с момента принятия Правительством РФ Постановления от 1 июля 1995 года №661 «О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли») налог на прибыль организаций.

Третья модель (налоговый учет в  «чистом виде» или абсолютный налоговый учет) предполагает расчет налоговой базы без участия показателей  бухгалтерского учета. Эта модель применяется  с 1 января 2002 года для расчета обязательств по налогу на прибыль.

Модель абсолютного налогового учета применяется как налогоплательщиками, для которых не предусмотрено  отдельное ведение бухгалтерского учета (субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему  налогообложения, учета и отчетности, постоянные представительства иностранных  юридических лиц, физические лица), так и налогоплательщиками, обязанными вести бухгалтерский учет, в части  НДС, различного рода пошлин и сборов.

В настоящий момент применение абсолютного  налогового учета в целом имеет  следующие объективные основания: либо отсутствие обязанности ведения  бухгалтерского учета у налогоплательщика, либо отсутствие необходимости ведения  бухгалтерского учета для исчисления налогов, сборов и пошлин.

Исключение составляет НДС, для  которого предусмотрено составление  налоговых первичных документов (счетов-фактур) и налоговых регистров (книги покупок и книги продаж) в условиях формирования объективной  информации о данном налоге на счетах бухгалтерского учета.

По сравнению с НДС, пошлинами  и сборами налог на прибыль  организаций имеет принципиально  иную природу и иное значение. «Прибыль является своего рода универсальным  синтетическим показателем, характеризующим  финансовый результат деятельности организации в отчетном периоде, к нему предъявляются особые требования в части надежности и реальности».

Существование абсолютного налогового учета по налогу на прибыль создает  существенный риск неадекватности показателя прибыли, формируемого в системе  бухгалтерского учета и раскрываемого  в финансовой отчетности организации, реальному финансовому результату деятельности организации.

Это практически неизбежно в  условиях несомненного приоритета удовлетворения интересов налоговых органов  как пользователей информации о  финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов с точки  зрения отечественных бухгалтеров.

2.3 Бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов, связанных с производством и реализацией продукции

Бухгалтерский учет.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и или погашение  обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением  вкладов участников (собственников  имущества).

Состав доходов представлен  в приложении на схеме 2.

В зависимости от характера доходов, условий их получения и направлений  деятельности организации доходы подразделяются на:

- доходы от обычных видов  деятельности;

- прочие доходы, которые в свою  очередь делятся на:

- операционные доходы;

- внереализационные доходы;

- чрезвычайные расходы.

Выручка от обычных видов деятельности определяется исходя из допущения временной  определенности фактов хозяйственной  деятельности.

Размер выручки определяется:

- по цене продукции (товара, работ,  услуг), установленной договором;

- по цене продукции (товара, работ,  услуг), по которой в сравнимых  обстоятельствах организация обычно  определяет выручку в отношении  аналогичной продукции (товаров,  услуг) при отсутствии цены  в договоре и невозможности  ее установления по условиям  договора.

По договорам мены (бартер) выручка  принимается к учету по стоимости  товаров (ценностей), полученных или  подлежащих получению организацией, по которой в сравнимых обстоятельствах  организация определяет стоимость  аналогичных товаров (ценностей) исходя из обычных цен. При невозможности  установления стоимости полученных организацией товаров (ценностей) выручка  определяется по стоимости продукции (товаров), переданной или подлежащей передаче организацией. Стоимость продукции (товаров), переданной или подлежащей передаче организацией, устанавливается  исходя из цены, по которой в сравнимых  обстоятельствах обычно определяется выручка в отношении аналогичной  продукции (товаров).

Если по договору предоставляются  скидки (накидки), то выручка отражается с учётом всех предоставленных организации  скидок (накидок).

В случаях отсрочки платежа (при  продаже на условиях коммерческого  кредита) выручка принимается к  учёту в полной сумме дебиторской  задолженности, т. е. с учётом процентов  по коммерческому кредиту.

Если оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме  в иностранной валюте (условных денежных единицах), то выручка определяется с учётом (увеличивается или уменьшается) суммовой разницы.

Выручка от обычных видов деятельности признаётся в учёте при наличии  следующих условий:

- организация имеет право на  получение этой выручки (если  оно вытекает из конкретного  договора или подтверждено иным  соответствующим образом);

- сумма выручки может быть  определена;

- имеется уверенность в увеличении  экономических выгод организации  в результате конкретной операции (при получении оплаты либо  отсутствии не определённости  в её получении);

- право собственности на продукцию  (товар) перешло от организации  к покупателю или работа принята  заказчиком (услуга оказана);

- расходы в связи с этим  доходом могут быть определены.

Если в отношении денежных средств  и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено, хотя бы одно из названных условий, в бухгалтерском  учёте признаётся кредиторская задолженность, а не выручка.

Выручку от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг ) с длительным циклом изготовления организация может признаваться по мере готовности продукции (работы, услуги), если возможно определить готовность изделия (работы, услуги), или по завершении выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом. В отношении разных по характеру и условиям изготовления изделий (выполнения работ, оказания услуг) организация может применять в одном отчётном периоде одновременно разные способы признания выручки.

Величина прочих поступлений принимается  к бухгалтерскому учёту следующим  образом:

- поступления от продажи имущества,  проценты, полученные за предоставление  в пользование денежных средств  организации, и доходы от участия  в уставных капиталах других  организаций (когда это не является  предметом деятельности организации) - в сумме, равной величине поступления  денежных средств и иного имущества  и (или) величине дебиторской  задолженности;

- штрафы, пени, неустойки за нарушения  условий договоров, возмещение  причиненных организации убытков  - в суммах, присужденных судом  или признанных должником;

- полученные безвозмездно активы - по рыночной стоимости;

- кредиторская задолженность, по  которой истек срок исковой  давности - в сумме, в которой  она была отражена в бухгалтерском  учете организации; - суммы до  оценки активов - в соответствии  с правилами, установленными для  проведения переоценки активов;

- иные поступления - в фактических  суммах.

Прочие поступления в виде операционных доходов признаются в учете аналогично выручке от обычных видов деятельности.

Внереализационные доходы признаются в учете:

- штрафы, пени, неустойки за нарушение  условий договоров, возмещения  причиненных организации убытков  - в отчетном периоде, в котором  судом вынесено решение об  их взыскании, или они признаны  должником;

- кредиторская (в том числе депонентская) задолженность, по которой истек  срок исковой давности, - в отчетном  периоде, в котором срок исковой  давности истек;

- суммы до оценки активов  - в отчетном периоде по дате  переоценки;

- иные поступления - по мере  образования (выявления).

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» расходами  организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновение  обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением  уменьшения вкладов по решению участников (собственников общества).

Состав расходов организации представлен  в приложении на схеме 2.

В зависимости от характера, условий  осуществления и направлений  деятельности расходы организации  подразделяются на:

- расходы по обычным видам  деятельности;

- прочие расходы.

Прочие расходы в свою очередь  подразделяются на:

- операционные расходы;

- внереализационные расходы;

- чрезвычайные расходы.

Расходы по обычным видам деятельности принимаются к учету исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Величина расходов определяется исходя:

- из цены и условий договора;

- из цены, в которой в сравнимых  обстоятельствах организация обычно  определяет расходы в отношении  аналогичных материально-производственных  запасов и иных ценностей, работ,  услуг, при отсутствии цены  в договоре и невозможности  ее установления по условиям  договора.

При невозможности установления стоимости  товаров, передаваемых организацией, организацией, величина расходов определяется стоимостью продукции, полученных организацией, исходя из цены, по которой в сравнимых  обстоятельствах приобретается  аналогичная продукция.

Если оплата приобретаемых ценностей, работ, услуг осуществляется на условиях коммерческого кредита, то расходы  принимаются к учету в полной сумме кредиторской задолженности, т. е. с учетом процентов по коммерческому  кредиту.

Если по договору предоставляются  скидки, то расходы отражаются с  учетом всех предоставленных организацией скидок.

Если оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме  в иностранной валюте (в условных денежных единицах), то расходы определяются с учетом (увеличиваются или уменьшаются) суммовой разницы.

Расходы по обычным видам деятельности формируются:

- расходы, связанные с приобретением  материально-производственных запасов;

- расходы, возникающие в процессе  производства и обращения.

Расходы по обычным видам деятельности группируются по элементам:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие затраты.

Расходы по обычным видам деятельности признаются в учете при наличии  следующих условий:

Информация о работе Налоговый учет