Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 14:07, курсовая работа
Цель курсовой работы — рассмотреть сущность и методики составления сводной и консолидированной бухгалтерской отчетности. Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
- изучить назначение сводной и консолидированной бухгалтерской отчетности;
- рассмотреть принципы консолидированной отчетности;
- рассмотреть порядок составления сводной и консолидированной бухгалтерской отчетности;
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра бухгалтерского учёта, анализа и аудита
Назначение, принципы и порядок составления
сводной (консолидированной) отчетности
Курсовая работа
по бухгалтерской финансовой отчетности
студентки 4 курса СЭФ
Руководитель
Дата защиты: «_____»_______________2011г.
Оценка: _______________
Киров, 2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
В условиях рыночной экономики большое значение имеет бухгалтерская финансовая отчетность как одного из основных источников информации об имущественном и финансовом положении организации, а также результатах ее деятельности.
В настоящее время все больше и больше происходит слияний компаний, предприятий, создаются новые и расширяются уже действующие группы компаний, основанные на отношениях контроля. И так как эти компании, предприятия, входящие в группы, проводят согласованную производственную, финансовую и маркетинговую политику, это дает право рассматривать их группу как единый хозяйствующий субъект. А поскольку это так, то пользователей интересует информация о финансовых показателях не отдельной компании, а группы в целом. Единственный источник такой информации - консолидированная финансовая отчетность.
Консолидированная отчетность
используется для текущего руководства
деятельностью организаций, ее данные
необходимы для анализа производственно-
Цель курсовой работы — рассмотреть сущность и методики составления сводной и консолидированной бухгалтерской отчетности. Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
- изучить назначение сводной и консолидированной бухгалтерской отчетности;
- рассмотреть принципы консолидированной отчетности;
- рассмотреть порядок
составления сводной и
Актуальностью данной темы
является то, что в настоящее время
нужно рассматривать
При написании курсовой роботы были использованы материалы периодической печати, учебная литература.
Изложенный материал основан на нормативных документах, регулирующих бухгалтерскую отчетность организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации
Сводная бухгалтерская отчетность – это система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций. Иными словами, сводная бухгалтерская отчетность составляется по группе юридически и экономически взаимосвязанных организаций, каждая из которых является самостоятельным юридическим лицом.
Сводная бухгалтерская отчетность группы объединяет бухгалтерскую отчетность головной организации и ее дочерних обществ, а также включает в себя данные о зависимых обществах. Головная организация по отношению к дочерним обществам выступает как основное общество (товарищество), а по отношению к зависимым – как преобладающее (участвующее) общество. При этом и дочернее общество, и зависимое являются юридическими лицами.
Согласно п.1 ст.105 ГК РФ хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.
Хозяйственное общество признается зависимым (согласно п.1 ст.106 ГК РФ), если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Порядок предоставления
сводной (консолидированной) отчетности
установлен Методическими рекомендациями
по составлению и предоставлению
сводной бухгалтерской отчетнос
Таким образом, можно
сделать вывод, что бухгалтерская
отчетность дочернего общества объединяется
в сводную бухгалтерскую
-обладает более 50% голосующих акций акционерного общества или более 50% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью;
-определяет решения,
принимаемые дочерним
-имеет иные способы определения решений, принимаемых дочерним обществом.
В свою очередь, данные о зависимом обществе включаются в сводную отчетность, если головная организация имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Сводная ( консолидированная) отчетность не составляется, если:
- предполагается временный
контроль, поскольку дочернее
- дочернее предприятие работает в условиях строгих ограничений, что существенно снижает возможность передачи фондов материнской компании;
головная организация не может определять решения, принимаемые дочерним обществом;
- дочернее предприятие не является значительным для группы;
несколько взятых вместе предприятий не занимают значительного места в группе;
- деятельность дочернего
предприятия отличается от
- высока стоимость и значительна задержка представления информации и документов, необходимых для консолидации.
В этих случаях стоимостная оценка участия головной организации в дочернем (зависимом) обществе может отражаться в консолидированной отчетности в порядке, установленном для отражения финансовых вложений.
Каждый такой случай подлежит раскрытию в пояснениях к сводной отчетности с указанием:
- полного наименования дочернего (зависимого) общества;
- места государственной регистрации и / или места ведения хозяйственной деятельности;
- величины уставного капитала и доли участия в нем головной организации;
- доли принадлежащих
головной организации
- основных финансовых
показателей деятельности
Дочернее общество, выступающее как головная организация по отношению к
своим дочерним обществам, может не составлять сводную бухгалтерскую отчетность (кроме случаев, когда оно зарегистрировано и / или ведет хозяйственную деятельность за пределами РФ), если:
- 100% голосующих акций или уставного капитала принадлежат другой организации, которая не требует составления сводной бухгалтерской отчетности;
- 90% или более его
голосующих акций или
Головная организация также может не составлять сводную бухгалтерскую отчетность в случае наличия у нее только зависимых обществ. Каждый такой случай подлежит раскрытию в пояснениях к бухгалтерской отчетности головной организации.
В Российском законодательстве понятие сводная и понятие консолидированная отчетность используются как синонимы, не смотря на то, что сводная отчетность составляется внутри одного юридического лица на основании отчетных данных его подразделений и филиалов, выделенных на отдельный баланс, но не являющихся самостоятельными юридическими лицами и при наличии дочерних и зависимых обществ. Кроме того, составление сводной годовой бухгалтерской отчетности осуществляется путем построчного суммирования соответствующих данных, отраженных в формах годовой бухгалтерской отчетности организаций и унитарных предприятий.
Консолидированная же бухгалтерская отчетность имеет в отличие от сводной иную цель – показать прежде всего инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом. Основная потребность составления консолидированных отчетов – элиминирование отдельных показателей предприятий, входящих в группу, с целью исключения повторного счета в итоговом (консолидированном) отчете группы.
Таким образом, сводная отчетность составляется в рамках одного собственника или для статистического обобщения, а консолидированная – несколькими собственниками по совместно контролируемому имуществу.
В соответствии с международными стандартами консолидированная отчетность должна базироваться на определенных принципах и методах (отвечать определенным требованиям).
1. Принцип полноты. Все активы, обязательства, расходы будущих периодов, доходы будущих периодов консолидированной группы принимаются в полном объеме независимо от доли материнской компании. Доля меньшинства показывается в балансе отдельной статьей под соответствующим заголовком.
2. Принцип собственного капитала.
Поскольку материнская
3. Принцип справедливой и
4. Принцип постоянства использования методов консолидации и оценки и принцип функционирующего предприятия. Методы консолидации должны применяться продолжительное время при условии, что предприятие является функционирующим, т.е. не намеревается прекращать свою деятельность в обозримом будущем. Отклонения допустимы в исключительных случаях, причем они должны быть раскрыты в приложениях к отчетности с соответствующим обоснованием. Этот принцип распространяется как на формы, так и на методы составления консолидированной отчетности.
5. Принцип существенности. Этот принцип предусматривает раскрытие таких статей, величина которых может повлиять на принятие или перемену решения о финансово-хозяйственной деятельности компании.
6. Единые методы оценки. Активы, пассивы, расходы будущих периодов, прибыли и затраты консолидированной компании должны быть учтены во всей полноте. Не имеет значения, как они представлены в текущем учете и отчетности предприятий, входящих в группу, поскольку материнская компания не налагает запрет и не осуществляет избирательные учетные подходы. Важно, чтобы при консолидации активы и пассивы материнской компании и дочерних предприятий были оценены по единой методологии, применяемой материнской компанией. Методы оценки по законодательству, которое соблюдает материнская компания, должны применяться при составлении консолидированной отчетности.
7. Единая
дата составления.
Большая часть рассмотренных выше принципов, на которых строится консолидированная отчетность, в соответствии с международными стандартами нашла отражение и в российских нормативных документах, регулирующих составление сводной бухгалтерской отчетности.