Нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 08:28, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время изучение права стало насущной потребностью для всех, кто занят предпринимательской и хозяйственной деятельностью. Деятельность организации в хозяйственном обороте невозможна без соблюдения многочисленных норм и правил. В современных условиях именно от знаний бухгалтера во многом зависит функционирование и благосостояние организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 5
1.1. ЗАКОН О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ 8
1.2. ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11
1.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ, ИНСТРУКЦИИ, РЕКОМЕНДАЦИИ И ДРУГИЕ АНАЛОГИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РАБОЧИЕ ДОКУМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ 17
1.4. ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 19
1.5. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 21
2. ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ПБУ 1/98 "УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ" 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

Нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности.doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

студентки 3 курса

факультета экономики  и управления

Давыдовой Гузели Мавлюдовны

№ контракта 16Э08035

по дисциплине: «Бухгалтерская (финансовая) отчетность»

Тема: «Нормативное регулирование

 бухгалтерской финансовой  отчетности»

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель-консультант

_______________________

_______________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

Реформа системы бухгалтерского учета подвержена влиянию объективных  факторов и обстоятельств, характерных  для переходного периода развития экономики страны. Существенным объективным  фактором, влияющим на процесс реформирования бухгалтерского учета, является его административный характер: высокая степень государственной регламентации бухгалтерского учета, а также выполнение функции обеспечения постоянно меняющихся фискальных интересов государства.

Одна из основных задач  процесса реформирования – создание системы нормативного регулирования  бухгалтерского учета и отчетности, соответствующей требованиям пользователей  финансовой информации в рыночной экономике  и представляющей собой результат  взаимодействия институтов рыночной экономики по разработке и установлению правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Кроме того, система нормативного регулирования переходной экономики  должна представлять собой некий  компромисс между системой регулирования, адекватной уже сложившимся, цивилизованным рыночным отношениям, для которых характерен высокий уровень профессионализма бухгалтерского и финансового персонала, способного к принятию решений в нестандартных ситуациях, постоянно меняющихся хозяйственных условиях исходя из основополагающих принципов, сформулированных законодательством, берущего на себя ответственность за принятые решения, и системой регулирования, суть которой заключалась в жесткой тотальной регламентации и наличии подробного инструктивного материала.

Таким образом, система  нормативного регулирования бухгалтерского учета – это самонастраивающаяся  система, принципы построения которой  позволяли бы ей, во-первых, органично  совершенствоваться с развитием  экономических отношений в стране, во-вторых, обеспечивать интересы и потребности в достоверной финансовой информации различных групп пользователей.

В настоящее время  изучение права стало насущной потребностью для всех, кто занят предпринимательской  и хозяйственной деятельностью. Деятельность организации в хозяйственном обороте невозможна без соблюдения многочисленных норм и правил. В современных условиях именно от знаний бухгалтера во многом зависит функционирование и благосостояние организации. Благосостояние самого бухгалтера также напрямую зависит от багажа знаний, которыми он располагает. Сейчас, для того чтобы продолжать нормальную работу, бухгалтер обязан владеть правовой терминологией, знать, как применяются и действуют нормативные акты, кто может быть субъектом хозяйственных отношений, как совершаются сделки и заключаются договоры, что такое имущество и интеллектуальная собственность, как регулируются трудовые отношения в организации и многое другое.

Проблема, с которой  сталкивается каждый бухгалтер, заключается  в том, что вся юридическая литература написана юристами и для юристов. Многочисленные учебники права, учебные пособия, иная правовая литература отталкивают неподготовленного читателя своей тяжестью и фундаментальностью изложения.

Сложность и ответственность  задач, решаемых учетом на макро - и микроуровне, обусловливают необходимость наличия четкой нормативной базы. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности включает перечень нормативных документов, регулирующих организацию бухгалтерского учета в Российской Федерации

В настоящее время  в России формируется четырех  уровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.

І. Законы и иные законодательные  акты.

ІІ. Положения по ведению  бухгалтерского учета в РФ.

ІІІ. Методические указания, рекомендации, инструкции.

ІV. Нормативные документы  организаций.

 

1. Нормативное регулирование  формирования бухгалтерской отчетности

 

В настоящее время  система нормативного регулирования  бухгалтерского учета в России имеет  четырехуровневую структуру.

Первый уровень системы  составляют законодательные акты, которые  принимаются Государственной Думой, указы Президента Российской Федерации  и постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в  организации.

К данному уровню системы относится Гражданский кодекс Российской Федерации, прямо и косвенно влияющий на организацию учета. Так, например, в части первой Кодекса законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях, в том числе: наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица; обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета; обязательные случаи составления аудиторского заключения; порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица; раскрываются понятия чистых активов, дочерних и зависимых обществ. В части второй Кодекса представлены основные сделки и отдельные виды обязательств; нормы, содержащиеся в ней, которые оказывают влияние на оправдательную и регистрирующую функции бухгалтерского учета (виды договоров, обязательные условия договоров и т.п.).

 К этой же группе документов можно отнести и Налоговый кодекс Российской Федерации, в котором сделана попытка установить правила организации налогового учета. В свою очередь принципы налогового учета должны базироваться на данных, полученных на основе традиционных принципов бухгалтерского учета.

К первому уровню системы  также относятся Федеральные  законы от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации», от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», от 8 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»  и другие федеральные законы, так или иначе затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и отчетности.

К указанному уровню необходимо отнести Постановление Правительства  РФ «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности»  от 6 марта 1998 г. № 283, в которой:

- была сформулирована  цель реформирования системы  бухгалтерского учета - приведение  национальной системы бухгалтерского  учета в соответствие с требованиями  рыночной экономики и МСФО;

- были определены задачи  реформы:

сформировать систему  стандартов бухгалтерского учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

обеспечить увязку реформы  бухгалтерского учета в Российской Федерации с основными тенденциями  гармонизации стандартов на международном уровне;

оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении  реформированной модели бухгалтерского учета;

- были определены основные  направления реформы:

совершенствование нормативного правового регулирования;

формирование нормативной  базы (стандарты);

методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).

Продолжением указанной  Программы стала Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ, разработанная по решению Правительства РФ и одобренная приказом Министерства финансов РФ от 1 июля 2004 г. № 180. Согласно Концепции бухгалтерский учет в РФ должен развиваться по следующим направлениям:

- повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

- создание инфраструктуры  применения МСФО;

- изменение системы  регулирования бухгалтерского учета  и отчетности;

- усиление контроля  качества бухгалтерской отчетности;

- существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Следует иметь в виду, что Концепция 2004 г., несмотря на то, что одобрена Приказом Минфина России, нормативным документом не является и определяет только основные направления деятельности официальных органов власти и негосударственных (коммерческих) институтов, работающих в сфере реформирования бухгалтерского учета и отчетности.

Главным же актом первого  уровня системы, прямо регламентирующим постановку бухгалтерского учета, является Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», устанавливающий единые правовые и  методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Второй уровень системы  составляют национальные стандарты - Положения  по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающие  принципы, базовые правила ведения  бухгалтерского учета отдельных  объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. На этом уровне регулирующим органом в настоящее время выступает только Министерство финансов РФ, и никакой другой орган из числа участвующих в разработке стандартов не может осуществлять регулирование с точки зрения конечного результата. При разработке ПБУ Министерство финансов ориентируется на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). На данный момент принято 20 национальных стандартов. Среди них можно выделить наиболее важные, такие как:

-«Учетная политика  организации». ПБУ 1/98. Утверждено  приказом Минфина РФ от 09.12.1998 г. № 60н. В нем изложены  основные принципы бухгалтерского учета (непрерывности деятельности организации, осмотрительности, последовательности применения учетной политики и др.).

-«Бухгалтерская отчетность  организации». ПБУ 4/99. Утверждено  приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н. В Положении изложены требования к бухгалтерской отчетности: достоверность и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления. Они являются дополнительными по отношению к допущениям и требованиям, раскрытым в ПБУ 1/2008 «Учетная политика предприятия».

Третий уровень нормативного регулирования представляют собой  нормативные документы, являющиеся по существу подзаконными актами, которые  представлены в виде методических указаний по ведению бухгалтерского учета, в том числе инструкциях, рекомендациях и т.п. К этой группе документов относятся методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, по заполнению форм бухгалтерской отчетности и пр. Одним из важнейших документов этого уровня является План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. К ним также можно отнести многочисленные указания Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, возникающим в хозяйственной деятельности организаций (договор о совместной деятельности, векселя, чистые активы и др.). Документы этого уровня утверждаются как Минфином РФ, так и другими органами управления, которым законодательно предоставлены соответствующие права (например, Центральным банком России, Министерством РФ по налогам и сборам и др.).

Четвертый уровень составляют приказы, методические указания, инструкции, которые издаются самими хозяйствующими субъектами и в которых раскрываются базовые и нормативные положения, устанавливаемые в нормативных документах 1-3-го уровней, с учетом особенностей и специфики деятельности той или иной организации.

Примером таких нормативных  документов являются приказы, касающиеся учетной политики организации, методов оценки и амортизации тех или иных объектов бухгалтерского учета, рабочих документов и документооборота и т.д. Особенность документов четвертого уровня состоит в том, что изложенные в них рекомендации и методические положения не могут противоречить нормативным документам 1-3-го уровней.

Основными рабочими документами  конкретной организации являются:

- документ по учетной  политике предприятия;

- утвержденные руководителем  формы первичных учетных документов;

- графики документооборота;

- утвержденный руководителем  план счетов бухгалтерского учета;

- утвержденные руководителем  формы внутренней отчетности.

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности