Нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 08:28, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время изучение права стало насущной потребностью для всех, кто занят предпринимательской и хозяйственной деятельностью. Деятельность организации в хозяйственном обороте невозможна без соблюдения многочисленных норм и правил. В современных условиях именно от знаний бухгалтера во многом зависит функционирование и благосостояние организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 5
1.1. ЗАКОН О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ 8
1.2. ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11
1.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ, ИНСТРУКЦИИ, РЕКОМЕНДАЦИИ И ДРУГИЕ АНАЛОГИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РАБОЧИЕ ДОКУМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ 17
1.4. ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 19
1.5. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 21
2. ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ПБУ 1/98 "УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ" 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

Нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности.doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

 

1.1. Закон о бухгалтерском учете

 

21 ноября 1996 г. впервые  в истории России был принят  специальный Федеральный закон  "О бухгалтерском учете", который  занял важное место в системе  остальных законов, разработанных  применительно к специфике рыночных отношений.

Принятый Федеральный  закон о бухгалтерском учете  подтвердил обязательность ведения  бухгалтерского учета во всех организациях (коммерческого и некоммерческого  характера), сформулировал общие  положения о бухгалтерском учете  и основные требования к его ведению, регламентировал бухгалтерскую документацию и его отчетность, определил ответственность за нарушения законодательства и порядок ведения учета.

Указанный Закон имеет  большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку:

♦ повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;

♦ закрепляет обязанность  юридических лиц вести бухгалтерский  учет;

♦ повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого  законодательства.

Закон "О бухгалтерском учете" состоит из трех разделов и 19 статей.

В первом разделе "Общие положения" дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество  организации, ее обязательства и  хозяйственные операции), указаны  задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете.

Изложен порядок регулирования  бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных  операций возложена на руководителей  организаций.

Во втором разделе "Основные правила  ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.

В третьем разделе "Основные правила  составления и представления  бухгалтерской отчетности" изложены основные требования к составлению  бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской  отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.

Следует отметить, что  закон был принят десять лет назад  в совершенно других экономических  и правовых условиях. Он освещает преимущественно технические вопросы бухгалтерского учета и уже не отвечает современному уровню экономического развития страны, ее правовой системе. Отдельные положения Закона противоречат законодательным актам, принятым позднее, законодательно не закреплен статус финансовой отчетности, составленной по МСФО. Наиболее острой проблемой действующего закона является - зависимость главного бухгалтера от руководителя. Нынешний Закон предусматривает ответственность генерального директора за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций. Одновременно те же обязанности и та же ответственность в соответствии со ст.7 Закона о бухгалтерском учете возлагаются на главного бухгалтера.

Необходим совершенно новый закон, определяющий современный подход к информационному комплексу бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В настоящее время работа над данным законопроектом идет. С ним можно познакомиться на интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru в разделе «Бухгалтерский учет – законодательство по бухгалтерскому учету».

В проекте расширена  сфера действия закона. Исходя из содержания статьи 2, следует, что закон будет  распространяться не только на организации  и их филиалы, но и на граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и адвокатов. Из этого следует, что с принятием нового закона у индивидуальных предпринимателей и адвокатов появиться возможность вести полноценный бухгалтерский учет с применением двойной записи на счетах бухгалтерского учета. Но это их право, так как согласно п.2 статьи 2 указанные хозяйствующие субъекты могут вести учет доходов и расходов в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.

В ходе подготовки законопроекта отдельные ученые высказывались об исключении из текста закона по возможности понятий и определений. Следует отметить, что статья, содержащая основные понятия, используемые в законе, сохранена и дополнена новыми терминами (международный стандарт, национальный стандарт, отраслевой стандарт, стандарт бухгалтерского учета, экономический субъект и др.).

Если в действующем  законе  законодательство РФ о бухгалтерском  учете состоит из соответствующего Федерального закона, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, то в проекте - к законодательству о бухгалтерском учете отнесены только  соответствующий закон и другие федеральные законы.

В статье 5 «Регулирование бухгалтерского учета» действующего Федерального закона «О бухгалтерском учете» говорится о том, что общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ. Таким образом, действующий Закон предполагает, прежде всего, систему государственного регулирования бухгалтерского учета в России. Такой подход был характерен для экономики централизованного управления, в которой множество явлений хозяйственной жизни можно было заранее предопределить, а значит и регламентировать. Рыночная среда – это динамичное явление. Регламентировать централизованно заранее все случаи хозяйственной практики по определению невозможно. Если придерживаться концепции тотальной регламентации при формировании законодательства, значит, заранее обрекать его на противоречия и несовершенства уже на этапе создания нормативных актов. Поэтому этот недостаток в новом законе будет устранен. Регулирование бухгалтерского учета в России будет осуществляться органами государственного регулирования бухгалтерского учета (уполномоченным федеральным органом) и органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета (саморегулируемыми организациями аудиторов, бухгалтеров). Таким образом, можно сказать повышается роль профессионального сообщества.

Значительные изменения  закон готовит в части документального оформления фактов хозяйственной жизни. А именно произойдет отказ от унифицированных и стандартизированных форм первичных учетных документов. В статье 9 законопроекта приводятся обязательные реквизиты, который должен содержать первичный учет документ. Это – наименование документа, дата составления документа, наименование экономического субъекта, составившего документ, содержание факта хозяйственной жизни, величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни, наименования должностей лиц, ответственных за свершившийся факт, подписи ответственных лиц.

К отношениям, возникающим  при составлении консолидированной  финансовой отчетности, новый Закон  будет применяться постольку, поскольку  иное не установлено Федеральным  законом «О консолидированной финансовой отчетности». Следует иметь в виду, что в конце 2005 года Государственной Думой принят во втором чтении Закон «О консолидированной финансовой отчетности». С вступлением его в силу консолидированной финансовой отчетности, составленной по МСФО, будет придан официальный статус. Кроме того, нормы Закона «О консолидированной финансовой отчетности» будут иметь относительно узкую сферу действия: они будут применяться только теми организациями, которые обязаны составлять и представлять консолидированную бухгалтерскую отчетность (холдинги, финансово-промышленные группы, организации, имеющие дочерние общества, филиалы и представительства).

Принятие Закона о бухгалтерском учете в новой редакции позволит, по существу, начать выполнение остальных мероприятий, определенных в Концепции 2004 г.

1.2. Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

 

Данный нормативный  документ ввиду его значимости подвергается постоянной переработке и с учетом вносимых в него изменений.

Положения призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете  и включают шесть разделов.

В разделе I "Общие положения" определены порядок организации  и ведения бухгалтерского учета, составления и представления  бухгалтерской отчетности юридическими лицами, а также взаимоотношения организации с внешними пользователями бухгалтерской информации. Указывается, в частности, на обязанности Минфина России по разработке нормативных документов по бухгалтерскому учету, на ответственность руководителя за организацию учета в организации, его права на создание бухгалтерской службы, введение в штат должности бухгалтера, на осуществление бухгалтерского учета сторонними организациями или на осуществление учета самим руководителем. В этом же разделе определены сущность бухгалтерского учета и его задачи, указываются основные элементы приказа (распоряжения) по учетной политике.

В разделе II "Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению  бухгалтерского учета (использование  двойной записи на основе рабочего плана счетов, учет должен вестись в рублях и на русском языке, обязательность формирования учетной политики на основе установленных допущений и требований, раздельного учета текущих затрат на производство и капитальных и финансовых вложений).

В разделе III "Основные правила составления и представления  бухгалтерской отчетности" указаны  состав бухгалтерской отчетности, порядок  ее формирования, правила оценки статей бухгалтерской отчетности (по незавершенным  капитальным вложениям, финансовым вложениям, основным средствам, нематериальным активам, сырью, материалам, готовой продукции и товарам, незавершенному производству и расходам будущих периодов, капиталу и резервам, расчетам с дебиторами и кредиторами, прибыли (убытку) организации).

В разделе IV "Порядок представления бухгалтерской отчетности" указывается, в какие сроки, по каким адресам и в каком порядке представляются бухгалтерские отчеты организациями различных правовых форм.

В разд. V "Основные правила составления  сводной отчетности" излагается понятие сводной отчетности и определен порядок и сроки ее представления организациями и предприятиями различных правовых форм.

В разд. VI "Хранение документов" определены сроки хранения основных документов по бухгалтерскому учету, порядок  их изъятия, возлагается ответственность за хранение первичных документов и учетных регистров на руководителей организаций.

Приведем перечень действующих  российских ПБУ.

ПБУ 1/98 – "Учетная политика организации", утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н.

ПБУ 2/94 - "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство", утвержденное приказом Минфина России от 20 декабря 1994 г. № 167.  

Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 154н;

ПБУ 4/99 - "Бухгалтерская отчетность организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н.

ПБУ 5/01 - "Учет материально-производственных запасов", утвержденное приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н.

ПБУ 6/01 - "Учет основных средств", утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н.

ПБУ 7/98 - "События после отчетной даты", утвержденное приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. № 56н.  

Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01), утвержденное приказом Минфина Россцйской Федерации от 28 ноября 2001г. № 96н, с изменениями, внесенными приказом Минфина Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. № 116н;

ПБУ 9/99 - "Доходы организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н.

ПБУ 10/99 - "Расходы организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.

ПБУ 11/2000 - "Информация об аффилированных лицах", утвержденное приказом Минфина России от 13 января 2000 г. № 5н.  

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 27 января 2000 г. № 11н, с изменениями, внесенными приказом Минфина Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. № 115н; 
         Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000) утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 16 октября 2000 г. № 92н, с изменениями, внесенными приказом Минфина Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. № 115н; 
         Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 16 октября 2000 г. № 91н, с изменениями, внесенными приказами Минфина Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. № 115н и от 27 ноября 2006 г. № 155н; 
        Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов, кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 2 августа 2001 г. № 60н, с изменениями, внесенными приказами Минфина Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. № 115н и от 27 ноября 2006 г № 155н; 
        Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 02 июля 2002 г. № 66н, с изменениями, внесенными приказом Минфина Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. № 116н; 
       Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № Ц5н, с изменениями, внесенными приказом Минфина Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. № 115н; 
         Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 114н; 
         Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 126н, с изменениями, внесенными приказами Минфина Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. № 116н, от 27 ноября 2006 г. № 156н; 
         Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/03), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 24 ноября 2003 г. № 105н126н, с изменениями, внесенными приказом Минфина Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. № 116н. 
         Указанные документы отражают реальные процессы, происходящие в Российской Федерации, и способствуют соответствию отечественного учета зарубежному.

Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности