Нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 08:28, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время изучение права стало насущной потребностью для всех, кто занят предпринимательской и хозяйственной деятельностью. Деятельность организации в хозяйственном обороте невозможна без соблюдения многочисленных норм и правил. В современных условиях именно от знаний бухгалтера во многом зависит функционирование и благосостояние организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 5
1.1. ЗАКОН О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ 8
1.2. ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11
1.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ, ИНСТРУКЦИИ, РЕКОМЕНДАЦИИ И ДРУГИЕ АНАЛОГИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РАБОЧИЕ ДОКУМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ 17
1.4. ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 19
1.5. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 21
2. ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ПБУ 1/98 "УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ" 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

Нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности.doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в первых шести разделах сгруппированы счета имущества и процессов в сферах производства и обращения. Имущество отражено по разделам по принципу ликвидности - от трудно реализуемого к легко реализуемому.

Обязательства организации  отражены в разделе VI. В последующих  разделах отражены капитал и финансовые результаты организации (разд. VII, VIII).

Забалансовые счета  нужны для обобщения информации о наличии и движении ценностей, не принадлежащих предприятию, но временно находящихся в его пользовании  или распоряжении. У забалансовых счетов шифр трехзначный.

001 Арендованные основные  средства; 002 Товарно-материальные ценности  принятые на ответственное хранение; 003 Материалы, принятые в переработку; 004 Товары, принятые на комиссию; 005 Оборудование, принятое для монтажа; 006 Бланки строгой отчетности; 007 Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов; 008 Обеспечения обязательств и платежей полученные; 009 Обеспечения обязательств и платежей выданные и т.д.

1.5. Пояснительная записка

 

Пояснительная записка - это самостоятельная часть бухгалтерской отчетности (п.5 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации"), но почему-то ей традиционно не уделяется должного внимания, хотя от достоверности информации, содержащейся в ней, напрямую зависит то, какие выводы сделают заинтересованные пользователи бухгалтерской отчетности о предприятии.

Как правило, пояснительная  записка составляется к годовому отчету. Но в случае необходимости  раскрытия дополнительной информации для внутренних или внешних пользователей  можно составлять пояснительную записку и к промежуточной отчетности. Это может быть сделано по требованию учредителей, в силу отдельных законодательных актов либо по инициативе организации (п.49 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации").

Составлять пояснительную записку должны все организации, кроме бюджетных; общественных организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг, п.2 ст.13 Закона о бухгалтерском учете); субъектов малого предпринимательства, не обязанных проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ (п.3 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07. 2003 № 67н). Имеют право не вести бухгалтерский учет и не представлять пояснительную записку организации, применяющие упрощенную систему налогообложения. Это предусмотрено пунктом 3 статьи 4 Закона о бухгалтерском учете.

Если у фирмы имеются дочерние и зависимые общества, то нужно составить сводную отчетность и пояснительную записку к ней (п.91 Положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29.07. 1998 № 34н).

Подписывается пояснительная записка руководителем и главным бухгалтером организации. В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации, руководителем специализированной организации либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

Если фирма обязана  проходить аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности, но не составила  пояснительную записку, в аудиторском  заключении будет написано, что бухгалтерская отчетность составлена не в полном объеме. Что касается штрафов, то могут оштрафовать фирму - это 200 рублей по статье 126 НК РФ. А главбуху может грозить штраф    в размере от  трех до пяти минимальных размеров оплаты труда по  статье 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

В отличие от других форм бухгалтерской отчетности (№№ 1 - 6) шаблоны или какие-либо рекомендуемые  формы пояснительной записки  в нормативном порядке не утверждались. Она составляется в произвольной форме, но ряд положений по бухгалтерскому учету содержит требования о представлении в ней определенной информации.

Основные требования к содержанию пояснительной записки  изложены в пункте 4 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете. Существует объем информации, которую представляет в записке любая организация. Обязательно представляются основные сведения об организации и ее собственниках, информация об основных положениях применяемой учетной политики, даются краткая характеристика деятельности, пояснения к существенным статьям бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, приводятся решения учредителей о распределении прибыли.

Существует информация, которая в Пояснительной записке  представляется не всеми организациями, а только теми, у которых есть некоторые особенности в деятельности. Например, нигде в других формах отчетности, а только исключительно в составе пояснительной записки представляется информация об аффилированных лицах, информация по сегментам и информация по прекращаемой деятельности. Но она представляется только теми организациями, которые имеют несколько видов деятельности или ведут ее в нескольких регионах, намерены часть деятельности прекратить или имеют аффилированных лиц. Раздел "Информация о событиях после отчетной даты" заполняется, только если в следующем наступившем году произошли события, которые существенно отразились на финансовом положении организации. Такой же спецификой обладает и раздел "Информация об условных фактах хозяйственной деятельности".

Некоторые организации в силу своей специфики (например, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, организации, эмитирующие ценные бумаги и т.п.) должны представлять бухгалтерскую отчетность по определенным правилам. Тогда в пояснительную записку включаются разделы, отражающие специфические показатели деятельности организации.

Каждая организация  самостоятельно определяет объем информации, а также форму ее подачи: в виде текста, таблиц, схем, диаграмм и т.п. (п.1 и 3 Указаний о порядке составления  и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07. 2003 № 67н).

 

2. Основные нормативные  предписания, предусмотренные ПБУ  1/2008 "Учетная политика организации"

 

ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 11 марта 2009 г. N 22н. Положение включает четыре раздела:

І. Общие положения;

II. Формирование учетной  политики;

III. Изменение учетной политики;

IV. Раскрытие учетной политики.

В разд. I "Общие положения" дано определение учетной политики и указана сфера его применения.

Под учетная политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

 Раздел II "Формирование учетной политики" содержит положения согласно которому учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и  аналитические счета, необходимые  для ведения бухгалтерского учета  в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

формы первичных учетных  документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для  внутренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

способы оценки активов  и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной  информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями;

другие решения, необходимые  для организации бухгалтерского учета.

 При формировании  учетной политики предполагается, что:

активы и обязательства  организации существуют обособленно  от активов и обязательств собственников  этой организации и активов и  обязательств других организаций (допущение  имущественной обособленности);организация  будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

факты хозяйственной  деятельности организации относятся  к тому отчетному периоду, в котором  они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Также в положении  представлены основные требования к  учетной политике. При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

Раздел III. "Изменение учетной политики".  Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения  бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление  фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

существенного изменения  условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа  ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые  отличны по существу от фактов, имевших  место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

 Изменение учетной  политики производится с начала  отчетного года, если иное не  обуславливается причиной такого  изменения.

   Последствия изменения  учетной политики, оказавшие или  способные оказать существенное  влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

  Последствия изменения  учетной политики, вызванного изменением  законодательства Российской Федерации  и (или) нормативных правовых  актов по бухгалтерскому учету,  отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство Российской Федерации и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном  настоящим Положением.

  Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных ранее, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

 Изменения учетной  политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. 

         Раздел  IV. «Раскрытие учетной политики». Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

           Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

          В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным.

        Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных настоящим Положением, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.

         При формировании учетной политики организации, исходя из допущений, отличных от предусмотренных настоящего Положения, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.

      В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:

Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности