Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 08:28, курсовая работа
В настоящее время изучение права стало насущной потребностью для всех, кто занят предпринимательской и хозяйственной деятельностью. Деятельность организации в хозяйственном обороте невозможна без соблюдения многочисленных норм и правил. В современных условиях именно от знаний бухгалтера во многом зависит функционирование и благосостояние организации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 5
1.1. ЗАКОН О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ 8
1.2. ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11
1.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ, ИНСТРУКЦИИ, РЕКОМЕНДАЦИИ И ДРУГИЕ АНАЛОГИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РАБОЧИЕ ДОКУМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ 17
1.4. ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 19
1.5. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 21
2. ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ПБУ 1/98 "УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ" 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Положения по бухгалтерскому учету разработаны на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Вместе с тем в них отражены основные особенности отечественной системы бухгалтерского учета.
Отечественные ПБУ, в отличие от международных стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер.
Международные стандарты разрабатываются комитетом по международным стандартам финансовой отчетности. Он создан с целью выработки единого международного языка общения бухгалтеров и пользователей отчетности. Кол-во стандартов пост меняется.
Стандарты не указывают предприятиям, какие выбирать счета, какую форму учета, какие составлять первичные документы и т.д., они не являются правилами ведения финансового учета. Международные стандарты финансовой отчетности построены таким образом, что выбор конкретного правила всегда обусловлен общепризнанными правилами учета, которые положены в основу составления финансовой отчетности. В соответствии с принципами целью составления финансовой отчетности является предоставление информации о финансовом положении и о результатах деятельности, а также об изменениях в финансовом положении широкому кругу пользователей.
Элементами финансовой отчетности МСФО являются:
• Баланс (активы, обязательства, капитал);
• Отчет о прибылях и убытках (доходы, расходы).
Методы оценки:
• фактическая стоимость приобретения;
• восстановительная стоимость;
• возможная цена продажи;
• дисконтированная стоимость.
При рассмотрении различных учетных систем выделяют 3 учетные группы:
1) британско-американская;
2) континентальная;
3) латиноамериканская (южноамериканская).
♦ Британско-американская (США, Канада, Индия):
а) ориентация финансовой отчетности на нужды инвестора;
б) регламентирование финансовой отчетности небольшим числом стандартов;
в) свобода учетных работников в технике ведения учета (отсутствие плана счетов, обязательной формы первичных документов, формы ведения учета).
♦ Континентальная (Германия, Франция):
- учетная система ориентирована на правительственные органы, тесная связь между бухгалтерским и налоговым учетом.
♦ Латиноамериканская:
- ориентация на требования плановых органов.
Приведем перечень Международных стандартов финансовой отчетности в порядке следования номеров стандартов.
Таблица 1. Международные стандарты финансовой отчетности
№ п/п |
Наименование стандарта на русском языке |
МСФО 1 |
Представление финансовой отчетности |
МСФО 2 |
Запасы |
МСФО 3 |
Больше не действует. Стандарт заменен на МСФО 27 и МСФО 28 |
МСФО 4 |
Больше не действует. Стандарт заменен на МСФО16 и МСФО 38 |
МСФО 5 |
Больше не действует. Стандарт заменен на МСФО 1 |
МСФО 6 |
Больше не действует. Стандарт заменен на МСФО 15 |
МСФО 7 |
Отчеты о движении денежных средств |
МСФО 8 |
Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки |
МСФО 9 |
Больше не действует. Стандарт заменен на МСФО 38 |
МСФО 10 |
События, происшедшие после составления баланса |
МСФО 11 |
Договоры на строительство |
МСФО 12 |
Налоги на прибыль |
МСФО 13 |
Больше не действует. Стандарт заменен на МСФО 1 |
МСФО 14 |
Сегментная отчетность |
МСФО 15 |
Информация, отражающая влияние изменения цен |
МСФО 16 |
Основные средства |
МСФО 17 |
Аренда |
МСФО 18 |
Выручка |
МСФО 19 |
Вознаграждение работникам |
МСФО 20 |
Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи |
МСФО 21 |
Влияние изменений валютных курсов |
МСФО 22 |
Объединение компаний |
МСФО 23 |
Затраты по займам |
МСФО 24 |
Раскрытие информации о связанных сторонах |
МСФО 25 |
Больше не действует. Стандарт заменен на МСФО 40 |
МСФО 26 |
Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам) |
МСФО 27 |
Консолидированная и отдельная финансовая отчетность |
МСФО 28 |
Инвестиции в ассоциированные организации |
МСФО 29 |
Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции |
МСФО 30 |
Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов |
МСФО 31 |
Участие в совместной деятельности |
МСФО 32 |
Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации |
МСФО 33 |
Прибыль на акцию |
МСФО 34 |
Промежуточная финансовая отчетность |
МСФО 35 |
Прекращаемая деятельность |
МСФО 36 |
Обесценение активов |
МСФО 37 |
Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы |
МСФО 38 |
Нематериальные активы |
МСФО 39 |
Финансовые инструменты: признание и оценка |
МСФО 40 |
Инвестиционная недвижимость |
МСФО 41 |
Учет в сельском хозяйстве |
Некоторые положения по бухгалтерскому учету за истекший период переиздавались дважды (ПБУ 5 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 6 «Учет основных средств», ПБУ 8 «Условные факты хозяйственной деятельности»).
Также требует переработки Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94), утвержденное Приказом Минфина России от 20.12.1994 № 167. Нормы, установленные действующей редакцией этого Положения, не соответствуют ни современному состоянию законодательной базы (части первая и вторая НК РФ были приняты после утверждения ПБУ 2/94), ни современному состоянию нормативной базы бухгалтерского учета. Планируется внести изменения в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» в части уточнения критериев для признания в бухгалтерском учете основных средств для некоммерческих организаций, порядка начисления амортизации, стоимостной оценки малоценных основных средств.
Помимо вышеперечисленных стандартов, были также разработаны и утверждены:
-Положение по бухгалтерскому
учету «Информация об
-Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01), утвержденное Приказом Минфина России от 02.08.2001 № 60н;
-Положение по бухгалтерскому
учету «Учет расходов на
-Положение по бухгалтерскому
учету «Информация об участии
в совместной деятельности»
Таким образом, можно сделать вывод, что практически все стандарты, включенные в План 1998 г., хотя и с запозданием, но были разработаны и утверждены. Исключение составило Положение по бухгалтерскому учету «Аренда основных средств». Должны быть пересмотрены ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах» и разработаны новые ПБУ – «Отчет о движении денежных средств» и «Промежуточная бухгалтерская отчетность».
Важно знать, что согласно Концепции № 180 Минфин больше не будет разрабатывать проекты ПБУ. Однако разработка и совершенствование ПБУ идет дальше: так на интернет-сайте представлены проекты: Положения по бухгалтерскому учету "Операционные сегменты" (ПБУ 12/2010) , Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010). Идет дальнейшее утверждение и проработка основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО.
Методические указания, инструкции, рекомендации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся к документам третьего уровня. Они призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах первого и второго уровней, т.е. в Законе "О бухгалтерском учете" и положениях по бухгалтерскому учету.
Нормативные документы третьего уровня разрабатываются различными министерствами и ведомствами.
Данные документы следует разбить на две группы. Одна регулирует учет объектов общеотраслевого назначения, другая имеет отраслевую направленность.
Первая группа включает:
♦ Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. № 40 (письмо ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. №18);
♦ Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13 октября 2003г.. №91н (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.11.2006 N 156н)
♦ Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995г. №49;
♦ Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные приказом Минфина России от21 марта 2000г. №29н;
♦ План счетов бухгалтерского
учета финансово –
♦ Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26 декабря 2002г. № 135н.
Вторая группа документов третьего уровня, отражающих методические вопросы бухгалтерского учета в отдельных отраслях, включающих инструкции по учету затрат и калькулированию себестоимости готовой продукции (работ, услуг) в различных отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, подразделениях непроизводственной сферы и др.
В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета рабочие документы конкретной организации относят к четвертой группе, к ним можно отнести:
♦ документ по учетной политике предприятия;
♦ утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
♦ графики документооборота;
♦ утвержденный руководителем план счетов бухгалтерского учета;
♦ утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 11 марта 2009 . Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.
Формы первичных учетных
документов утверждаются руководителем
организации в том случае, если
они разработаны в самой
В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, указываются порядок, место, время прохождения документа с момента его составления до сдачи в архив.
Рабочий план счетов, утверждаемый руководителем, содержит перечень применяемых организацией синтетических счетов и субсчетов.
Формы внутренней отчетности, утверждаемые руководителем, разрабатываются организацией самостоятельно, исходя из особенностей ее функционирования и требований управления производством и реализацией продукции.
В системе нормативного регулирования План счетов занимает промежуточное место между нормативными документами второго и третьего уровней, т.е. не имеющими нормативно - правового характера. Однако в практической деятельности бухгалтерских служб Плану счетов придается первостепенное значение.
План счетов бухгалтерского
учета представляет собой схему
регистрации и группировки
Инструкция по применению
Плана счетов бухгалтерского учета
устанавливает единые подходы к
применению Плана счетов и отражению
фактов хозяйственной деятельности
на счетах бухгалтерского учета. В ней
приведена краткая
С 1 января 2001 г. в России действуют новые План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. N 94н.
План счетов является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно - правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.
На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета). Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Министерством финансов РФ вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.
Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать или объединять.
Порядок ведения аналитического
учета устанавливается
Новые хозяйственные образования (например, малые предприятия) могут пользоваться рабочими планами счетов, в которых существенно сокращается количество применяемых счетов.
В едином Плане счетов счета сгруппированы в восемь разделов. Отдельно выделены забалансовые счета. Основой группировки счетов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов - в каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций. Расположены разделы в определенной последовательности в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте.
І раздел. Внеоборотные активы. Основные средства и другие долгосрочные вложения. Включает счета, на которых ведется учет основных средств, нематериальных активов, долгосрочных финансовых вложений, оборудования к установке, капитальных вложений.
ІІ раздел. Производственные запасы. Объединяет счета для учета предметов труда. В него включены счета для учета материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, заготовления и приобретения материалов, отклонений в стоимости материалов.
ІІІ. раздел. Затраты на производство Представлен счетами предназначенными для учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. Этот раздел представлен счетами для учета затрат в основном и вспомогательном производствах, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, брака в производстве, выпуска продукции, работ и услуг.
ІV раздел. Готовая продукция. Включает счета для учета продуктов труда (готовая продукция, товары отгруженные, коммерческие расходы, реализация товаров).
V раздел. Денежные средства.
Объединяет счета для учета
денежных средств предприятия
(касса, расчетный счет и т.д.)
VІ раздел. Расчеты.
Включает счета для учета
VІІ раздел. Капитал
и резервы. Включает счета для
учета собственных источников
формирования средств (
VІІІ раздел. Финансовые
результаты. Представлен счетами,
предназначенными для учета
Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности