Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 22:43, курсовая работа
Целью курсового исследования является определение нормативного регулирования бухгалтерской (финансовой) отчетности в России.
Задачами исследования являются:
- рассмотреть общие положения о бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- рассмотреть и сравнить Федеральные Законы № 402-ФЗ и №129-ФЗ;
- рассмотреть структуру нормативного регулирования бухгалтерского учета в России.
Введение
Глава 1.
1.1 Нормативное регулирование формирования бухгалтерской отчетности…………………………………………………………………….. 5
Закон о Бухгалтерском учете ……………………………………………. 6
1.3 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации……………………………………………….... ….. 16
1.4 Методические указания, инструкции, рекомендации и другие аналогичные документы, рабочие документы организаций………………………………………………….…………….…… 22
План счетов бухгалтерского учета……………………..…………………. 25
Глава 2.
2.1 Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 1/98 «Учетная политика организаций»……………………………………………. 29
Глава 3.
3.1 Практическая часть…………………………………………………………34
Заключение ……………………………………………………………………37
Библиографический список………………………………………………… 40
Приложение ...………………………………………………………………….. 42
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1.
1.1 Нормативное регулирование формирования
бухгалтерской отчетности……………………………………………………
1.3 Положение по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации………………………………………………...
1.4 Методические указания, инструкции,
рекомендации и другие аналогичные документы,
рабочие документы организаций…………………………………………………
Глава 2.
2.1 Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 1/98 «Учетная политика организаций»……………………………………………. 29
Глава 3.
3.1 Практическая часть…………………………………………………………34
Заключение ……………………………………………………………………37
Библиографический список………………………………………………… 40
Приложение ...………………………………………………………………….. 42
Реформа системы бухгалтерского учета подвержена влиянию объективных факторов и обстоятельств, характерных для переходного периода развития экономики страны. Существенным объективным фактором, влияющим на процесс реформирования бухгалтерского учета, является его административный характер: высокая степень государственной регламентации бухгалтерского учета, а также выполнение функции обеспечения постоянно меняющихся фискальных интересов государства.
Одна из основных задач процесса реформирования – создание системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, соответствующей требованиям пользователей финансовой информации в рыночной экономике и представляющей собой результат взаимодействия институтов рыночной экономики по разработке и установлению правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Кроме того, система нормативного регулирования переходной экономики должна представлять собой некий компромисс между системой регулирования, адекватной уже сложившимся, цивилизованным рыночным отношениям, для которых характерен высокий уровень профессионализма бухгалтерского и финансового персонала, способного к принятию решений в нестандартных ситуациях, постоянно меняющихся хозяйственных условиях исходя из основополагающих принципов, сформулированных законодательством, берущего на себя ответственность за принятые решения, и системой регулирования, суть которой заключалась в жесткой тотальной регламентации и наличии подробного инструктивного материала.
Таким образом,
система нормативного регулирования
бухгалтерского учета – это
В настоящее время изучение права стало насущной потребностью для всех, кто занят предпринимательской и хозяйственной деятельностью. Деятельность организации в хозяйственном обороте невозможна без соблюдения многочисленных норм и правил. В современных условиях именно от знаний бухгалтера во многом зависит функционирование и благосостояние организации. Благосостояние самого бухгалтера также напрямую зависит от багажа знаний, которыми он располагает. Сейчас, для того чтобы продолжать нормальную работу, бухгалтер обязан владеть правовой терминологией, знать, как применяются и действуют нормативные акты, кто может быть субъектом хозяйственных отношений, как совершаются сделки и заключаются договоры, что такое имущество и интеллектуальная собственность, как регулируются трудовые отношения в организации и многое другое.
Проблема, с которой сталкивается каждый бухгалтер, заключается в том, что вся юридическая литература написана юристами и для юристов. Многочисленные учебники права, учебные пособия, иная правовая литература отталкивают неподготовленного читателя своей тяжестью и фундаментальностью изложения.
Сложность и ответственность задач, решаемых учетом на макро - и микро уровне, обусловливают необходимость наличия четкой нормативной базы. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности включает перечень нормативных документов, регулирующих организацию бухгалтерского учета в Российской Федерации.
В настоящее время в России формируется четырех уровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.
І. Законы и иные законодательные акты.
ІІ. Положения по ведению бухгалтерского учета в РФ.
ІІІ. Методические указания, рекомендации, инструкции.
ІV. Нормативные документы организаций.
Целью курсового исследования является определение нормативного регулирования бухгалтерской (финансовой) отчетности в России.
Задачами исследования являются:
- рассмотреть общие положения о бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- рассмотреть и сравнить Федеральные Законы № 402-ФЗ и №129-ФЗ;
- рассмотреть структуру
1.1 Нормативное регулирование формирования бухгалтерской отчетности.
В настоящее
время ведется постоянная работа
по совершенствованию системы правового
и методологического регулирования бухгалтерского
учета, базирующаяся на четырехуровневой
системе нормативно-правовых актов.
Первый уровень – законы,
указы Президента РФ, постановления Правительства
РФ, устанавливающие единые правовые и
методологические нормы организации и
ведения бухгалтерского учета в России.
Нормы, содержащиеся в других федеральных
законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности, должны
соответствовать
Федеральному закону «О бухгалтерском
учете».
Второй уровень – Положения
по бухгалтерскому учету (российские стандарты),
утверждаемые федеральными органами исполнительной
власти, Правительством РФ. В настоящее
время издано 20 Положений (стандартов)
по бухгалтерскому учету.
Третий уровень – методические
указания, инструкции, рекомендации и
иные аналогичные документы. Подготавливаются
и утверждаются они федеральными органами,
министерствами, другими органами исполнительной
власти, профессиональным объединением
бухгалтеров на основе и в развитие документов
первого и второго уровней. Сюда относятся
Планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности организаций и инструкции
по их применению.
Четвертый уровень –
документы по организации и ведению бухгалтерского
учета по отдельным видам имущества, обязательствам
и хозяйственным операциям, которые носят
обязательный характер для конкретных
организаций. Это рабочие документы организаций,
предназначенные для внутреннего пользования,
утверждаемые руководителем организации
в рамках принятой учетной политики. Указанные
документы, их содержание и статус, принципы
построения и взаимодействия между собой,
а также порядок подготовки и утверждения
определяются руководителем
В последние годы в системе нормативного
регулирования и ведения бухгалтерского
учета в России произошли значительные
изменения, дополнения и уточнения. Поэтому
при разработке учетной политики организации
должны исходить из Федерального закона
о бухгалтерском учете, иных федеральных
законов, указов Президента РФ, постановлений
Правительства РФ и положений, приказов,
Плана счетов бухгалтерского учета, инструкций
и писем Министерства финансов РФ и других
нормативных документов.
Вступающий в силу с 1 января 2013 года новый Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ, новый закон)1 направлен на приведение норм, регулирующих систему бухгалтерского учета, в соответствие с изменившимися экономическими условиями.
Целями Закона N 402-ФЗ являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета (п. 1 ст. 1).
Новым законом установлен отличный от ранее действовавшего механизм регулирования бухгалтерского учета - через стандарты бухгалтерского учета. В связи с этим в нем отсутствуют положения, содержащие методологию ведения бухгалтерского учета и отражения отдельных хозяйственных операций (например, как это было в Законе N 129-ФЗ в отношении порядка отражения результатов инвентаризации).
При этом к разработке методологии учета Закон N 402-ФЗ устанавливает новый принципиальный подход, закрепляя международные стандарты (МСФО) в качестве основы для формирования национальных стандартов бухгалтерского учета.
Разработка проектов федеральных и отраслевых стандартов будет осуществляться субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета, к которым относятся само регулируемые организации и иные организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета. Утверждение федеральных и отраслевых стандартов, как и прежде, отнесено к функциям органов государственного регулирования бухгалтерского учета в РФ (Минфина России и ЦБ РФ).
Вступление в силу Закона N 402-ФЗ не означает кардинального изменения с 1 января 2013 года правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности - до утверждения федеральных и отраслевых стандартов будут применяться действующие правила.
В то же время хочется обратить внимание на следующие важные для организаций основные нововведения закона N 402-ФЗ:
1. Расширен перечень лиц, на
которых распространяется
- организации, применяющие
- бюджетные организации;
- доверительные управляющие;
- участники
договора простого
- участники выполнения соглашения о разделе продукции.
Право не вести бухгалтерский учет предоставлено только индивидуальным предпринимателям и лицам, занимающимся частной практикой, а также подразделениям иностранных организаций, находящимся на территории РФ, ведущим налоговый учет.
2. Определены требования к квалификации главного бухгалтера (или иного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета) ОАО и иных экономических субъектов, ценные бумаги которых допущены к обращению на рынках ценных бумаг. Принять ведение бухгалтерского учета на себя вправе только руководители субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. В части
оформления и хранения
- отменено
обязательное применение
- установлены
обязательные реквизиты
- формы
первичных учетных документов
и регистров бухгалтерского
- допускается составление первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета в электронной форме. Такие документы должны быть подписаны электронной подписью;
- содержание
регистров бухгалтерского
4. Составлять
бухгалтерскую (финансовую) отчетность
по-прежнему необходимо
5. Установлена
обязанность экономических
Данные нормы требуют проведения до наступления 2013 года дополнительных мероприятий по разработке форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, а также специальных положений, подлежащих утверждению локальными нормативными актами и/или учетной политикой организаций.
Более подробно проанализировать изменения поможет сравнение основных норм старого и нового законов в приведенной таблице2.
Федеральный закон N 402-ФЗ |
Федеральный закон N 129-ФЗ |
Бухгалтерский учет - формирование
документированной |
Бухгалтерский учет - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций |
Информация о работе Нормативное регулирование формирования бухгалтерской отчетности