Нормативное регулирование формирования бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является определение нормативного регулирования бухгалтерской (финансовой) отчетности в России.
Задачами исследования являются:
- рассмотреть общие положения о бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- рассмотреть и сравнить Федеральные Законы № 402-ФЗ и №129-ФЗ;
- рассмотреть структуру нормативного регулирования бухгалтерского учета в России.

Содержание работы

Введение
Глава 1.
1.1 Нормативное регулирование формирования бухгалтерской отчетности…………………………………………………………………….. 5
Закон о Бухгалтерском учете ……………………………………………. 6
1.3 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации……………………………………………….... ….. 16
1.4 Методические указания, инструкции, рекомендации и другие аналогичные документы, рабочие документы организаций………………………………………………….…………….…… 22
План счетов бухгалтерского учета……………………..…………………. 25
Глава 2.
2.1 Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 1/98 «Учетная политика организаций»……………………………………………. 29
Глава 3.
3.1 Практическая часть…………………………………………………………34
Заключение ……………………………………………………………………37
Библиографический список………………………………………………… 40
Приложение ...………………………………………………………………….. 42

Файлы: 1 файл

курсовая ратота.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение   

Глава 1.

1.1 Нормативное регулирование формирования бухгалтерской отчетности……………………………………………………………………..  5

    1. Закон о Бухгалтерском учете …………………………………………….   6

1.3 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации……………………………………………….... …..   16

1.4 Методические указания, инструкции, рекомендации и другие аналогичные документы, рабочие документы организаций………………………………………………….…………….……  22

    1. План счетов бухгалтерского учета……………………..………………….  25

Глава 2. 

2.1 Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 1/98 «Учетная политика организаций»……………………………………………. 29

Глава 3.

3.1 Практическая часть…………………………………………………………34

Заключение ……………………………………………………………………37

Библиографический список………………………………………………… 40

Приложение ...………………………………………………………………….. 42

 

 

                                                       Введение

 

Реформа системы бухгалтерского учета  подвержена влиянию объективных  факторов и обстоятельств, характерных  для переходного периода развития экономики страны. Существенным объективным фактором, влияющим на процесс реформирования бухгалтерского учета, является его административный характер: высокая степень государственной регламентации бухгалтерского учета, а также выполнение функции обеспечения постоянно меняющихся фискальных интересов государства.

Одна из основных задач процесса реформирования – создание системы нормативного регулирования бухгалтерского учета  и отчетности, соответствующей требованиям  пользователей финансовой информации в рыночной экономике и представляющей собой результат взаимодействия институтов рыночной экономики по разработке и установлению правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Кроме того, система нормативного регулирования  переходной экономики должна представлять собой некий компромисс между системой регулирования, адекватной уже сложившимся, цивилизованным рыночным отношениям, для которых характерен высокий уровень профессионализма бухгалтерского и финансового персонала, способного к принятию решений в нестандартных ситуациях, постоянно меняющихся хозяйственных условиях исходя из основополагающих принципов, сформулированных законодательством, берущего на себя ответственность за принятые решения, и системой регулирования, суть которой заключалась в жесткой тотальной регламентации и наличии подробного инструктивного материала.

Таким образом, система нормативного регулирования  бухгалтерского учета – это самонастраивающаяся  система, принципы построения которой  позволяли бы ей, во-первых, органично совершенствоваться с развитием экономических отношений в стране, во-вторых, обеспечивать интересы и потребности в достоверной финансовой информации различных групп пользователей.

В настоящее  время изучение права стало насущной потребностью для всех, кто занят предпринимательской и хозяйственной деятельностью. Деятельность организации в хозяйственном обороте невозможна без соблюдения многочисленных норм и правил. В современных условиях именно от знаний бухгалтера во многом зависит функционирование и благосостояние организации. Благосостояние самого бухгалтера также напрямую зависит от багажа знаний, которыми он располагает. Сейчас, для того чтобы продолжать нормальную работу, бухгалтер обязан владеть правовой терминологией, знать, как применяются и действуют нормативные акты, кто может быть субъектом хозяйственных отношений, как совершаются сделки и заключаются договоры, что такое имущество и интеллектуальная собственность, как регулируются трудовые отношения в организации и многое другое.

Проблема, с которой сталкивается каждый бухгалтер, заключается в том, что вся юридическая литература написана юристами и для юристов. Многочисленные учебники права, учебные пособия, иная правовая литература отталкивают неподготовленного читателя своей тяжестью и фундаментальностью изложения.

Сложность и ответственность задач, решаемых учетом на макро - и микро уровне, обусловливают необходимость наличия четкой нормативной базы. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности включает перечень нормативных документов, регулирующих организацию бухгалтерского учета в Российской Федерации.

В настоящее  время в России формируется четырех  уровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.

І. Законы и иные законодательные акты.

ІІ. Положения по ведению бухгалтерского учета в РФ.

ІІІ. Методические указания, рекомендации, инструкции.

ІV. Нормативные документы организаций.

Целью курсового исследования является определение нормативного регулирования  бухгалтерской (финансовой) отчетности в России.

Задачами исследования являются:

- рассмотреть общие положения о бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- рассмотреть и сравнить Федеральные Законы  № 402-ФЗ и №129-ФЗ;

- рассмотреть структуру нормативного  регулирования бухгалтерского учета в России.

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              ГЛАВА 1.

1.1 Нормативное регулирование формирования бухгалтерской отчетности.

 

В настоящее  время ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методологического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на четырехуровневой системе нормативно-правовых актов. 
      Первый уровень – законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать               Федеральному закону «О бухгалтерском учете». 
      Второй уровень – Положения по бухгалтерскому учету (российские стандарты), утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, Правительством РФ. В настоящее время издано 20 Положений (стандартов) по бухгалтерскому учету. 
      Третий уровень – методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные документы. Подготавливаются и утверждаются они федеральными органами, министерствами, другими органами исполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Сюда относятся Планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению. 
      Четвертый уровень – документы по организации и ведению бухгалтерского учета по отдельным видам имущества, обязательствам и хозяйственным операциям, которые носят обязательный характер для конкретных организаций. Это рабочие документы организаций, предназначенные для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организации в рамках принятой учетной политики. Указанные документы, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем 
В последние годы в системе нормативного регулирования и ведения бухгалтерского учета в России произошли значительные изменения, дополнения и уточнения. Поэтому при разработке учетной политики организации должны исходить из Федерального закона о бухгалтерском учете, иных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и положений, приказов, Плана счетов бухгалтерского учета, инструкций и писем Министерства финансов РФ и других нормативных документов. 

1.2. Закон о бухгалтерском учете

 

Вступающий  в силу с 1 января 2013 года новый Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ, новый закон)1 направлен на приведение норм, регулирующих систему бухгалтерского учета, в соответствие с изменившимися экономическими условиями.

Целями Закона N 402-ФЗ являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета (п. 1 ст. 1).

Новым законом установлен отличный от ранее действовавшего механизм регулирования бухгалтерского учета - через стандарты бухгалтерского учета. В связи с этим в нем отсутствуют положения, содержащие методологию ведения бухгалтерского учета и отражения отдельных хозяйственных операций (например, как это было в Законе N 129-ФЗ в отношении порядка отражения результатов инвентаризации).

При этом к разработке методологии учета Закон N 402-ФЗ устанавливает новый принципиальный подход, закрепляя международные стандарты (МСФО) в качестве основы для формирования национальных стандартов бухгалтерского учета.

Разработка проектов федеральных и отраслевых стандартов будет осуществляться субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета, к которым относятся само регулируемые организации и иные организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета. Утверждение федеральных и отраслевых стандартов, как и прежде, отнесено к функциям органов государственного регулирования бухгалтерского учета в РФ (Минфина России и ЦБ РФ).

Вступление в силу Закона N 402-ФЗ не означает кардинального изменения с 1 января 2013 года правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности - до утверждения федеральных и отраслевых стандартов будут применяться действующие правила.

В то же время хочется обратить внимание на следующие важные для организаций основные нововведения закона N 402-ФЗ:

1. Расширен перечень лиц, на  которых распространяется действие  о бухгалтерском учете. Вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность с 2013 года обязаны будут также:

- организации, применяющие упрощенную  систему налогообложения;

- бюджетные организации;

- доверительные  управляющие;

- участники  договора простого товарищества;

- участники  выполнения соглашения о разделе продукции.

Право не вести  бухгалтерский учет предоставлено  только индивидуальным предпринимателям и лицам, занимающимся частной практикой, а также подразделениям иностранных  организаций, находящимся на территории РФ, ведущим налоговый учет.

2. Определены требования к квалификации главного бухгалтера (или иного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета) ОАО и иных экономических субъектов, ценные бумаги которых допущены к обращению на рынках ценных бумаг. Принять ведение бухгалтерского учета на себя вправе только руководители субъектов малого и среднего предпринимательства.

3. В части  оформления и хранения первичных  учетных документов и регистров  бухгалтерского учета:

- отменено  обязательное применение унифицированных  форм первичных учетных документов;

- установлены  обязательные реквизиты регистров  бухгалтерского учета;

- формы  первичных учетных документов  и регистров бухгалтерского учета  должны быть утверждены руководителем  экономического субъекта;

- допускается  составление первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета в электронной форме. Такие документы должны быть подписаны электронной подписью;

- содержание  регистров бухгалтерского учета  больше не является коммерческой  тайной.

4. Составлять  бухгалтерскую (финансовую) отчетность  по-прежнему необходимо промежуточную  и годовую. Но обязанность представлять  ее установлена теперь только  в отношении годовой бухгалтерской  (финансовой) отчетности и только  в органы государственной статистики по месту государственной регистрации. Срок представления - не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Обязанность представления бухгалтерской (финансовой) отчетности другим органам власти Законом N 402-ФЗ не установлена. Требование о представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговые органы содержится в пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ (с 2013 года в налоговые органы также представляется только годовая отчетность).

5. Установлена  обязанность экономических субъектов  организовать и осуществлять  внутренний контроль совершаемых  фактов хозяйственной жизни, а  для организаций, отчетность которых  подлежит обязательному аудиту, - также внутренний контроль ведения  бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Данные  нормы требуют проведения до наступления 2013 года дополнительных мероприятий  по разработке форм первичных учетных  документов и регистров бухгалтерского учета, а также специальных положений, подлежащих утверждению локальными нормативными актами и/или учетной политикой организаций.

Более подробно проанализировать изменения поможет  сравнение основных норм старого  и нового законов в приведенной  таблице2.

 

Федеральный закон N 402-ФЗ

Федеральный закон N 129-ФЗ

Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной  информации об объектах, предусмотренных  настоящим федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности

Бухгалтерский учет - упорядоченная  система сбора, регистрации и  обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций

Информация о работе Нормативное регулирование формирования бухгалтерской отчетности