Нормативное регулирование формирования бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является определение нормативного регулирования бухгалтерской (финансовой) отчетности в России.
Задачами исследования являются:
- рассмотреть общие положения о бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- рассмотреть и сравнить Федеральные Законы № 402-ФЗ и №129-ФЗ;
- рассмотреть структуру нормативного регулирования бухгалтерского учета в России.

Содержание работы

Введение
Глава 1.
1.1 Нормативное регулирование формирования бухгалтерской отчетности…………………………………………………………………….. 5
Закон о Бухгалтерском учете ……………………………………………. 6
1.3 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации……………………………………………….... ….. 16
1.4 Методические указания, инструкции, рекомендации и другие аналогичные документы, рабочие документы организаций………………………………………………….…………….…… 22
План счетов бухгалтерского учета……………………..…………………. 25
Глава 2.
2.1 Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 1/98 «Учетная политика организаций»……………………………………………. 29
Глава 3.
3.1 Практическая часть…………………………………………………………34
Заключение ……………………………………………………………………37
Библиографический список………………………………………………… 40
Приложение ...………………………………………………………………….. 42

Файлы: 1 файл

курсовая ратота.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

Указанные положения по бухгалтерскому учету разработаны на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Вместе с тем в них отражены основные особенности отечественной системы бухгалтерского учета.

Отечественные ПБУ, в отличие от международных  стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер.

Международные стандарты разрабатываются  комитетом по международным стандартам финансовой отчетности. Он создан с целью выработки единого международного языка общения бухгалтеров и пользователей отчетности. Количество стандартов постоянно меняется.

Стандарты не указывают предприятиям, какие выбирать счета, какую форму  учета, какие составлять первичные  документы и т.д., они не являются правилами ведения финансового учета. Международные стандарты финансовой отчетности построены таким образом, что выбор конкретного правила всегда обусловлен общепризнанными правилами учета, которые положены в основу составления финансовой отчетности. В соответствии с принципами целью составления финансовой отчетности является предоставление информации о финансовом положении и о результатах деятельности, а также об изменениях в финансовом положении широкому кругу пользователей.

Элементами финансовой отчетности МСФО являются:

• Баланс (активы, обязательства, капитал);

• Отчет о прибылях и убытках (доходы, расходы).

Методы оценки:

• фактическая стоимость приобретения;

• восстановительная стоимость;

• возможная цена продажи;

• дисконтированная стоимость.

При рассмотрении различных учетных  систем выделяют 3 учетные группы:

1) британско-американская;

2) континентальная;

3) латиноамериканская (южноамериканская).

♦ Британско-американская (США, Канада, Индия):

а) ориентация финансовой отчетности на нужды инвестора;

б) регламентирование финансовой отчетности небольшим числом стандартов;

в) свобода учетных работников в технике ведения учета (отсутствие плана счетов, обязательной формы первичных документов, формы ведения учета).

♦ Континентальная (Германия, Франция):

- учетная система ориентирована на правительственные органы, тесная связь между бухгалтерским и налоговым учетом.

♦ Латиноамериканская:

- ориентация на требования плановых органов.

Приведем перечень Международных  стандартов финансовой отчетности в  порядке следования номеров стандартов.

 

Таблица 1. Международные стандарты финансовой отчетности

№ п/п

Наименование стандарта на русском  языке

МСФО 1

Представление финансовой отчетности

МСФО 2

Запасы

МСФО 3

Больше не действует. Стандарт заменен на МСФО 27 и МСФО 28

МСФО 4

Больше не действует. Стандарт заменен на МСФО16 и МСФО 38

МСФО 5

Больше не действует. Стандарт заменен на МСФО 1

МСФО 6

Больше не действует. Стандарт заменен на МСФО 15

МСФО 7

Отчеты о движении денежных средств

МСФО 8

Учетная политика, изменения в расчетных  оценках и ошибки

МСФО 9

Больше не действует. Стандарт заменен на МСФО 38

МСФО 10

События, происшедшие после составления  баланса

МСФО 11

Договоры на строительство

МСФО 12

Налоги на прибыль

МСФО 13

Больше не действует. Стандарт заменен на МСФО 1

МСФО 14

Сегментная отчетность

МСФО 15

Информация, отражающая влияние изменения цен

МСФО 16

Основные средства

МСФО 17

Аренда

МСФО 18

Выручка

МСФО 19

Вознаграждение работникам

МСФО 20

Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной  помощи

МСФО 21

Влияние изменений валютных курсов

МСФО 22

Объединение компаний

МСФО 23

Затраты по займам

МСФО 24

Раскрытие информации о связанных  сторонах

МСФО 25

Больше не действует. Стандарт заменен на МСФО 40

МСФО 26

Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам)

МСФО 27

Консолидированная и отдельная финансовая отчетность

МСФО 28

Инвестиции в ассоциированные  организации

МСФО 29

Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции

МСФО 30

Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных  финансовых институтов

МСФО 31

Участие в совместной деятельности

МСФО 32

Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации

МСФО 33

Прибыль на акцию

МСФО 34

Промежуточная финансовая отчетность

МСФО 35

Прекращаемая деятельность

МСФО 36

Обесценение активов

МСФО 37

Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы

МСФО 38

Нематериальные активы

МСФО 39

Финансовые инструменты: признание и оценка

МСФО 40

Инвестиционная недвижимость

МСФО 41

Учет в сельском хозяйстве


1.4. Методические указания, инструкции, рекомендации и другие аналогичные документы, рабочие документы организаций

 

Методические указания, инструкции, рекомендации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета  относятся к документам третьего уровня. Они призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах первого и второго уровней, т.е. в Законе "О бухгалтерском учете" и положениях по бухгалтерскому учету.

Нормативные документы третьего уровня разрабатываются различными министерствами и ведомствами.

Данные документы следует разбить на две группы. Одна регулирует учет объектов общеотраслевого назначения, другая имеет отраслевую направленность.

Первая группа включает:

♦ Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. № 40 (письмо ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. №18);

♦ Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 20 июля 1998г. №33н (в ред. Приказа Минфина России от 23 марта 2000г. №32н);

♦ Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995г. №49;

♦ Методические рекомендации по раскрытию  информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные приказом Минфина России от21 марта 2000г. №29н;

♦ План счетов бухгалтерского учета  финансово – хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его  применению, утвержденные приказом Минфина  России от 31 октября 2000г. №94н (в ред. приказа Минфина России от 7 мая 2003г. №38н);

♦ Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных  приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26 декабря 2002г. № 135н.

Вторая группа документов третьего уровня, отражающих методические вопросы бухгалтерского учета в отдельных отраслях, включающих инструкции по учету затрат и калькулированию себестоимости готовой продукции (работ, услуг) в различных отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, подразделениях непроизводственной сферы и др.

В системе нормативного регулирования  бухгалтерского учета рабочие документы  конкретной организации относят  к четвертой группе, к ним можно  отнести:

♦ документ по учетной политике предприятия;

♦ утвержденные руководителем формы  первичных учетных документов;

♦ графики документооборота;

♦ утвержденный руководителем план счетов бухгалтерского учета;

♦ утвержденные руководителем формы  внутренней отчетности.

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем организации  в том случае, если они разработаны  в самой организации.

В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, указываются порядок, место, время прохождения документа с момента его составления до сдачи в архив.

Рабочий план счетов, утверждаемый руководителем, содержит перечень применяемых организацией синтетических счетов и субсчетов.

Формы внутренней отчетности, утверждаемые руководителем, разрабатываются организацией самостоятельно, исходя из особенностей ее функционирования и требований управления производством и реализацией  продукции.

              1.5. План счетов бухгалтерского учета

 

В системе нормативного регулирования  План счетов занимает промежуточное  место между нормативными документами  второго и третьего уровней, т.е. не имеющими нормативно - правового характера. Однако в практической деятельности бухгалтерских служб Плану счетов придается первостепенное значение.

План счетов бухгалтерского учета  представляет собой схему регистрации  и группировки фактов хозяйственной  деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Инструкция по применению Плана  счетов бухгалтерского учета устанавливает  единые подходы к применению Плана  счетов и отражению фактов хозяйственной  деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.

С 1 января 2001 г. в России действуют новые План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. N 94н.

План счетов является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно - правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.

На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета). Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Министерством финансов РФ вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане  счетов, используются исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать или объединять.

Порядок ведения аналитического учета  устанавливается организацией исходя из положений Инструкции по применению Плана счетов и нормативных актов по отдельным разделам учета.

Новые хозяйственные образования (например, малые предприятия) могут пользоваться рабочими планами счетов, в которых существенно сокращается количество применяемых счетов.

В едином Плане счетов счета сгруппированы в восемь разделов. Отдельно выделены забалансовые счета. Основой группировки счетов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов - в каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций. Расположены разделы в определенной последовательности в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте.

І раздел. Внеоборотные активы. Основные средства и другие долгосрочные вложения. Включает счета, на которых ведется учет основных средств, нематериальных активов, долгосрочных финансовых вложений, оборудования к установке, капитальных вложений.

ІІ раздел. Производственные запасы. Объединяет счета для учета предметов труда. В него включены счета для учета материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, заготовления и приобретения материалов, отклонений в стоимости материалов.

ІІІ. раздел. Затраты на производство. Представлен счетами предназначенными для учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. Этот раздел представлен счетами для учета затрат в основном и вспомогательном производствах, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, брака в производстве, выпуска продукции, работ и услуг.

ІV раздел. Готовая продукция. Включает счета для учета продуктов труда (готовая продукция, товары отгруженные, коммерческие расходы, реализация товаров).

V раздел. Денежные средства. Объединяет счета для учета денежных средств предприятия (касса, расчетный счет и т.д.).

VІ раздел. Расчеты. Включает счета для учета дебиторской и кредиторской задолженности (расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками по авансам выданным и т.д.).

VІІ раздел. Капитал и резервы. Включает счета для учета собственных источников формирования средств (уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал).

VІІІ раздел. Финансовые результаты. Представлен счетами, предназначенными для учета финансового результата и текущего использования прибыли (прибыли и убытки, использование прибыли, доходы будущих периодов).

Таким образом, в первых шести разделах сгруппированы счета имущества  и процессов в сферах производства и обращения. Имущество отражено по разделам по принципу ликвидности - от трудно реализуемого к легко реализуемому.

Обязательства организации отражены в разделе VI. В последующих разделах отражены капитал и финансовые результаты организации (разд. VII, VIII).

Забалансовые счета нужны для  обобщения информации о наличии  и движении ценностей, не принадлежащих  предприятию, но временно находящихся в его пользовании или распоряжении. У забалансовых счетов шифр трехзначный.

001 Арендованные основные средства; 002 Товарно-материальные ценности принятые на ответственное хранение; 003 Материалы, принятые в переработку; 004 Товары, принятые на комиссию; 005 Оборудование, принятое для монтажа; 006 Бланки строгой отчетности; 007 Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов; 008 Обеспечения обязательств и платежей полученные; 009 Обеспечения обязательств и платежей выданные и т.д.

 

глава 2.

2.1 Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 1/98 "Учетная политика организации"

 

ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" включает четыре раздела5:

І. Общие положения;

II. Формирование учетной политики;

III. Раскрытие учетной политики;

IV. Изменение учетной политики.

В разд. I "Общие положения" дано определение учетной политики и указана сфера его применения.

Учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

Раздел II "Формирование учетной  политики". Учетная политика формируется исходя из установленных ПБУ 1/2008 допущений и требований.

Допущение имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника и имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

Допущение непрерывности деятельности организации означает, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствует намерение ликвидации или существенного сокращения деятельности. Если же указанные намерения у организации имеются, она обязана объявить об этом в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год. Указанное допущение обязательно должно использоваться в аудиторской практике, и аудитор обязан информировать пользователей бухгалтерской отчетности о возможной ликвидации организации или сокращении деятельности.

Информация о работе Нормативное регулирование формирования бухгалтерской отчетности