Нормативно-правовое регулирование бухучета в РФ и в международной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических особенностей нормативного регулирования бухгалтерской отчетности в России и в международной практике. Необходимо рассмотреть практическое совершенствование нормативного регулирования порядка составления и представления бухгалтерской финансовой отчетности в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо:
1. Изучить теоретические особенности осуществления финансовой отчетности;
2. Рассмотреть нормативно-правовые акты, регулирующие порядок составления бухгалтерской финансовой отчетности;
3. Выделить отличия между российской и западной практикой учета;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………….3
1. Концепции и стандарты финансового учета в России ………………………...5
1. 1. Понятие и значение бухгалтерской финансовой отчетности …………5
1. 2. Нормативное регулирование финансовой отчетности ………………...6
2. Национальные и международные стандарты финансовой отчетности ……..14
2. 1. Назначение финансовой отчетности …………………………………..14
2. 2. Элементы финансовой отчетности …………………………………….15
2. 3. Отличие российской и зарубежной практики учета ………………….19
2. 4. Состав финансовой отчетности в международной и российской практике ……………………………………………………………………………22
3. Совершенствование нормативного регулирования порядка составления
и представления бухгалтерской финансовой отчетности в Российской Федерации …………………………………………………………………………28
Заключение ………………………………………………………………………...32
Библиографический список ………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Курсовая по БФО.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ 
 

КАФЕДРА Учета и налогообложения 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине

«Бухгалтерский  финансовый отчет» 

  на  тему: ________________________________________________________

   _______________________________________________________________ 
 
 
 

                Исполнитель _______________

                __________________________

                ( ФИО студента, курс, группа, шифр)

                Руководитель ______________

                __________________________

                (Ученая  степень, звание, ФИО) 
                 
                 

Новосибирск 2011

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………….3

1. Концепции  и стандарты финансового учета  в России ………………………...5

    1. 1. Понятие и значение бухгалтерской  финансовой отчетности …………5

    1. 2. Нормативное  регулирование финансовой отчетности ………………...6

2. Национальные  и международные стандарты финансовой отчетности ……..14

    2. 1. Назначение финансовой отчетности …………………………………..14

    2. 2. Элементы финансовой отчетности …………………………………….15

    2. 3. Отличие российской и зарубежной практики учета ………………….19

    2. 4. Состав финансовой отчетности  в международной и российской практике ……………………………………………………………………………22

3. Совершенствование нормативного регулирования порядка составления

и представления  бухгалтерской финансовой отчетности в Российской Федерации …………………………………………………………………………28

Заключение ………………………………………………………………………...32

Библиографический список ………………………………………………………34

Приложения ………………………………………………………………………..36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    В условиях развитой рыночной экономики  роль бухгалтерского учета заключается  в формировании максимально достоверной информации о финансовом состоянии и финансовых результатах хозяйственной деятельности организации, а отчетность выступает средством коммуникации в рамках национальных и международных рынков. В связи с этим во многих странах усилилось внимание к проблеме унификации бухгалтерского учета, поскольку развитие экономической интеграции бизнеса требует единых подходов в понимании показателей, формируемых в системе бухгалтерского учета и отражаемых в финансовой отчетности.

    В развитии процессов реформирования экономики России одно из центральных мест отводится совершенствованию национальной системы бухгалтерского учета и отчетности, возможности которой позволяют обеспечить широкий круг хозяйствующих субъектов – участников рыночных отношений – любым стоимостным показателем, характеризующим производственно-хозяйственную, инвестиционную или финансовую деятельность коммерческих организаций. И еще одной из основных задач процесса реформирования - создание системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, соответствующей требованиям пользователей финансовой информации в рыночной экономике и представляющей собой результат взаимодействия институтов рыночной экономики по разработке и установлению правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Кроме того, система нормативного регулирования переходной экономики должна представлять собой некий компромисс между системой регулирования, адекватной уже сложившимся, цивилизованным рыночным отношениям, для которых характерен высокий уровень профессионализма бухгалтерского и финансового персонала, способного к принятию решений в нестандартных ситуациях, постоянно меняющихся хозяйственных условиях исходя из основополагающих принципов, сформулированных законодательством, берущего на себя ответственность за принятые решения, и системой регулирования.

    Можно сказать, что актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что проблема, с которой сталкивается каждый бухгалтер, заключается в том, что вся юридическая литература написана юристами и для юристов. Многочисленные учебники права, учебные пособия, иная правовая литература отталкивают неподготовленного читателя своей тяжестью и фундаментальностью изложения. Сложность и ответственность задач, решаемых учетом на макро и микроуровне, обусловливают необходимость наличия четкой нормативной базы. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности включает перечень нормативных документов, регулирующих организацию бухгалтерского учета в Российской Федерации.

      Целью данной курсовой работы является изучение теоретических особенностей нормативного регулирования бухгалтерской отчетности в России и в международной практике. Необходимо рассмотреть практическое совершенствование нормативного регулирования порядка составления и представления бухгалтерской финансовой отчетности в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо:

  1. Изучить теоретические особенности осуществления финансовой отчетности;
  2. Рассмотреть нормативно-правовые акты, регулирующие порядок составления бухгалтерской финансовой отчетности;
  3. Выделить отличия между российской и западной практикой учета;
  4. Рассмотреть элементы бухгалтерской финансовой отчетности;
  5. Рассмотреть изменения нормативной базы регулирования порядка составления бухгалтерской отчетности.
 
 
 

1. КОНЦЕПЦИИ И СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОГО

УЧЕТА В  РОССИИ

    1. 1. Понятие и значение бухгалтерской

    финансовой  отчетности

    Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, сгруппированных в определенные формы, которые отражают имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а так же финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.

    Бухгалтерская отчетность составляется предприятиями и организациями периодически (в установленные сроки). Период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность, называется отчетным. Именно по этой причине бухгалтерская (финансовая) отчетность является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражаются итоговые данные системного бухгалтерского учета, на основе которых можно судить не только о работе самого предприятия, но и о его положении в сегменте рынка, в котором он работает, о его конкурентоспособности.

    Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что целью составления финансовой отчетности является представление информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств компании, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству компании. То есть при формировании отчетной информации с учетом базовых положений МСФО бухгалтер должен стремиться к реализации главной цели финансовой отчетности – удовлетворению заинтересованных пользователей полезной информацией.

    Значение отчетности заключается в ее достоверности, целостности, своевременности, простоте, сравнимости, экономичности, соблюдении строго установленных процедур, оформлении и публичности. Достоверная отчетность помогает руководить предприятием, устранять недостатки, выявлять неиспользованные внутренние резервы, своевременно реагировать и принимать правильные решения в связи с изменениями на рынке. Целостность или полнота отчетности позволяет принимать более обоснованные управленческие решения. Своевременность предполагает представление необходимой бухгалтерской отчетности в соответствующие адреса в установленный срок. Простота бухгалтерской отчетности состоит в ее упрощении и доступности. Переход бухгалтерского учета к международным стандартам объективно способствует реализации данного требования. Проверяемость отчетности предполагает возможность подтверждения представленной в ней информации в любое время. Сравнимость предусматривает наличие одинаковых показателей на протяжении различных отрезков времени с целью выявления различий и тенденций. Цель такого сравнения выявить тенденции развития фирмы. Экономичность достигается путем унификации и стандартизации соответствующих форм отчетности, сокращении отдельных показателей не в ущерб качеству отчетных данных, автоматизации учета, выбора оптимальных форм учета. Оформление  означает, что составление отчетности равно как и ведение бухгалтерского учета осуществляется на русском языке и в валюте Российской Федерации. Публичность предполагает публикацию годовой бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации, передачу в органы статистики. Перечень предприятий, которые должны публиковать свою годовую отчетность регламентирован  законодательством. Организации составляют отчеты по формам и инструкциям (указаниям), утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом.

    1. 2. Нормативное регулирование финансовой отчетности

    Российский бухгалтерский учет в течение длительного периода времени существовал вне процессов международной гармонизации, особенно в советский период, поскольку созданный и функционирующий в годы советской власти отечественный учет отвечал требованиям централизованно планируемой экономики, когда подавляющая часть национального имущества находилась в распоряжении государства и контролировалось государственными органами управления.

    Важным фактором обеспечения успешной интеграции России в мировую экономику стал переход на принятую в международной практике систему учета и статистики. Органами, наделенными полномочиями реформирования отечественной учетной системы, стали Правительство РФ и Министерство финансов РФ, поскольку Россия по основным характеристикам регулирования учета и отчетности относиться к континентальной модели регулирования, которое осуществляют государственные органы. Система нормативно-правового регулирования включает четыре уровня.

    На первом уровне действует Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ по вопросам бухгалтерского учета, устанавливающие общие принципы организации учета, основы финансовой отчетности.

    Документы второго уровня регулируют принципы и правила формирования учетной политики, организации учета отдельных объектов наблюдения и их отражения в отчетности. К ним относятся Положения по бухгалтерскому учету, составляющие систему национальных стандартов. Положения утверждаются Министерством финансов РФ.

    На третьем уровне учет регулируют инструкции и методические указания, разрабатываемые и вводимые в разрезе отдельных Положений по бухгалтерскому учету, а также рекомендации, определяющие отраслевые особенности учета. К документам третьего уровня относятся планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению, составляющие основу организации учета экономических субъектов независимо от организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности, формы собственности. 

    Документы четвертого уровня разрабатываются внутри экономического субъекта, утверждаются руководителем организации и определяют особенности учетной политики на предприятии исходя из вариантности форм и методов ведения учета и формирования отчетности, закрепленных в нормативных актах более высоких уровней.

    21 ноября 1996 г. впервые в истории  России был принят специальный  Федеральный закон "О бухгалтерском  учете", который занял важное  место в системе остальных  законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений.

    Принятый  Федеральный закон о бухгалтерском  учете подтвердил обязательность ведения  бухгалтерского учета во всех организациях (коммерческого и некоммерческого  характера), сформулировал общие  положения о бухгалтерском учете и основные требования к его ведению, регламентировал бухгалтерскую документацию и его отчетность, определил ответственность за нарушения законодательства и порядок ведения учета.

Информация о работе Нормативно-правовое регулирование бухучета в РФ и в международной практике