Указанный
Закон имеет большое значение
для развития бухгалтерского учета
в стране, поскольку:
- повышает
юридический статус норм бухгалтерского
учета для коммерческих и некоммерческих
организаций;
- закрепляет
обязанность юридических лиц
вести бухгалтерский учет;
- повышает
статус норм бухгалтерского учета до
уровня статуса норм другого законодательства.
Закон
"О бухгалтерском учете" состоит
из трех разделов и 19 статей.
В
первом разделе "Общие положения"
дано определение сущности бухгалтерского
учета, названы его объекты (имущество
организации, ее обязательства и
хозяйственные операции), указаны задачи
бухгалтерского учета, приведены основные
понятия, используемые в бухгалтерском
учете. Ответственность за организацию
бухгалтерского учета в организациях,
соблюдение законодательства при выполнении
хозяйственных операций возложена на
руководителей организаций.
Во
втором разделе "Основные правила
ведения бухгалтерского учета" изложены
требования к ведению бухгалтерского
учета, к документированию хозяйственных
операций, ведению регистров бухгалтерского
учета, оценке имущества и обязательств,
порядку осуществления инвентаризации
имущества и обязательств.
В
третьем разделе "Основные правила
составления и представления
бухгалтерской отчетности" изложены
основные требования к составлению
бухгалтерской отчетности, определены
ее состав, правила оценки статей бухгалтерской
отчетности, порядок ее представления,
основные правила составления сводной
бухгалтерской отчетности и порядок хранения
документов бухгалтерского учета.
Положения
по ведению бухгалтерского учета
и бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации. Данный нормативный
документ ввиду его значимости подвергается
постоянной переработке и с учетом вносимых
в него изменений. Положения призваны
конкретизировать Закон «О бухгалтерском
учете» и включают шесть разделов.
В
разделе I "Общие положения" определены
порядок организации и ведения бухгалтерского
учета, составления и представления бухгалтерской
отчетности юридическими лицами, а также
взаимоотношения организации с внешними
пользователями бухгалтерской информации.
В
разделе II "Основные правила ведения
бухгалтерского учета" изложены требования
к ведению бухгалтерского учета (использование
двойной записи на основе рабочего плана
счетов, учет должен вестись в рублях и
на русском языке, обязательность формирования
учетной политики на основе установленных
допущений и требований, раздельного учета
текущих затрат на производство и капитальных
и финансовых вложений).
В
разделе III "Основные правила составления
и представления бухгалтерской
отчетности" указаны состав бухгалтерской
отчетности, порядок ее формирования,
правила оценки статей бухгалтерской
отчетности.
В
разделе IV "Порядок представления
бухгалтерской отчетности" указывается,
в какие сроки, по каким адресам
и в каком порядке представляются
бухгалтерские отчеты организациями
различных правовых форм.
В
разделе V "Основные правила составления
сводной отчетности" излагается
понятие сводной отчетности и
определен порядок и сроки
ее представления организациями
и предприятиями различных правовых
форм.
В
разделе VI "Хранение документов"
определены сроки хранения основных документов
по бухгалтерскому учету, порядок их изъятия,
возлагается ответственность за хранение
первичных документов и учетных регистров
на руководителей организаций.
Указанные
положения по бухгалтерскому учету
разработаны на основе Международных
стандартов финансовой отчетности (МСФО)
(Приложение №2). Вместе с тем в них отражены
основные особенности отечественной системы
бухгалтерского учета.
Отечественные
ПБУ, в отличие от международных
стандартов, носят не рекомендательный,
а обязательный характер. Международные
стандарты разрабатываются комитетом
по международным стандартам финансовой
отчетности. Он создан с целью выработки
единого международного языка общения
бухгалтеров и пользователей отчетности.
Количество стандартов постоянно меняется.
Стандарты не указывают предприятиям,
какие выбирать счета, какую форму учета,
какие составлять первичные документы
и т.д., они не являются правилами ведения
финансового учета. Международные стандарты
финансовой отчетности построены таким
образом, что выбор конкретного правила
всегда обусловлен общепризнанными правилами
учета, которые положены в основу составления
финансовой отчетности.
Методические
указания, инструкции, рекомендации в
системе нормативного регулирования
бухгалтерского учета относятся к документам
третьего уровня. Они призваны конкретизировать
основные положения, изложенные в нормативных
документах первого и второго уровней,
т.е. в Законе "О бухгалтерском учете"
и положениях по бухгалтерскому учету.
Нормативные
документы третьего уровня разрабатываются
различными министерствами и ведомствами.
Данные документы следует разбить на две
группы. Одна регулирует учет объектов
общеотраслевого назначения, другая имеет
отраслевую направленность.
Первая
группа включает:
- Порядок ведения
кассовых операций в Российской Федерации,
утвержденный решением Совета директоров
ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. № 40 (письмо ЦБ
РФ от 4 октября 1993 г. №18);
- Методические
указания по бухгалтерскому учету основных
средств, утвержденные приказом Минфина
России от 20 июля 1998г. №33н (в ред. Приказа
Минфина России от 23 марта 2000г. №32н);
- Методические
указания по инвентаризации имущества
и финансовых обязательств, утвержденные
приказом Минфина России от 13 июня 1995г.
№49;
- Методические
рекомендации по раскрытию информации
о прибыли, приходящейся на одну акцию,
утвержденные приказом Минфина России
от21 марта 2000г. №29н;
- План счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности организаций и Инструкция
по его применению, утвержденные приказом
Минфина России от 31 октября 2000г. №94н (в
ред. приказа Минфина России от 7 мая 2003г.
№38н);
- Методические
указания по бухгалтерскому учету специального
инструмента, специальных приспособлений,
специального оборудования и специальной
одежды, утвержденные приказом Минфина
России от 26 декабря 2002г. № 135н.
Вторая
группа документов третьего уровня, отражающих
методические вопросы бухгалтерского
учета в отдельных отраслях, включающих
инструкции по учету затрат и калькулированию
себестоимости готовой продукции
(работ, услуг) в различных отраслях промышленности,
строительства, сельского хозяйства, подразделениях
непроизводственной сферы и др.
В
системе нормативного регулирования
бухгалтерского учета рабочие документы
конкретной организации относят
к четвертой группе, к ним можно
отнести:
- документ
по учетной политике предприятия;
- утвержденные
руководителем формы первичных
учетных документов;
- графики документооборота;
- утвержденный
руководителем план счетов бухгалтерского
учета;
- утвержденные
руководителем формы внутренней
отчетности.
Основы
формирования (выбора и обоснования)
и раскрытия (придания гласности) учетной
политики организации установлены
Положением по бухгалтерскому учету "Учетная
политика организации", утвержденным
Приказом Министерства финансов РФ от
9 декабря 1998 г. N 60н. Учетная политика организации
формируется главным бухгалтером (бухгалтером)
организации и утверждается руководителем
организации.
Формы
первичных учетных документов утверждаются
руководителем организации в
том случае, если они разработаны
в самой организации.
Рабочий
план счетов, утверждаемый руководителем,
содержит перечень применяемых организацией
синтетических счетов и субсчетов.
В системе нормативного регулирования
План счетов занимает промежуточное место
между нормативными документами второго
и третьего уровней, т.е. не имеющими нормативно-правового
характера. Однако в практической деятельности
бухгалтерских служб Плану счетов придается
первостепенное значение. Инструкция
по применению Плана счетов бухгалтерского
учета устанавливает единые подходы к
применению Плана счетов и отражению фактов
хозяйственной деятельности на счетах
бухгалтерского учета. В ней приведена
краткая характеристика синтетических
счетов и открываемых к ним субсчетов:
раскрыты их структура и назначение, экономическое
содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной
деятельности, порядок отражения наиболее
распространенных фактов.
Формы
внутренней отчетности, утверждаемые
руководителем, разрабатываются организацией
самостоятельно, исходя из особенностей
ее функционирования и требований управления
производством и реализацией.
2. НАЦИНОАЛЬНЫЕ
И МЕЖДУНАРОДНЫЕ
СТАНДАРТЫ
ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
2.
1. Назначение финансовой отчетности
Долгое
время финансовая (бухгалтерская) отчетность
в нашей стране имела второстепенное значение,
являясь производной от бухгалтерского
учета, цель которого была «учет и контроль
сохранности социалистической собственности».
С развитием рыночной экономики и интеграцией
Российской Федерации в мировое сообщество
основными задачами бухгалтерского учета
были провозглашены: формирование полной
и достоверной информации о деятельности
организации и ее имуществе; обеспечение
информацией внутренних и внешних пользователей
для контроля за деятельностью организации;
предотвращение отрицательных результатов
деятельности организаций и выявление
внутрихозяйственных резервов.
Но
несмотря на это, в настоящее время часто
приходится слышать, что бухгалтерский
баланс составляется только для сдачи
в налоговую инспекцию, отчет о прибылях
и убытках не отражает реальный финансовый
результат и т.д.
В
противоположность этому, основным назначением
финансовой отчетности по МСФО является
предоставление пользователю достоверной
информации о финансово-хозяйственной
деятельности организации. Международные
стандарты финансовой отчетности предъявляют
два существенных требования к финансовой
отчетности. Это прозрачность и ответственность.
Под
прозрачностью понимается раскрытие единообразно
понимаемой информации, необходимой для
принятия пользователями информацией
соответствующих решений. При необходимости
цифровые данные должны быть раскрыты
и снабжены необходимыми комментариями.
Не должно происходить необоснованного
включения одних данных в другие, равно
как и взаимозачета без отдельного их
отражения.
Под
ответственностью подразумевается объективность
и достоверность финансовой отчетности.
2.2
Элементы финансовой отчетности
Данные
о финансовом положении представлены
в бухгалтерском балансе, информация
о результатах деятельности отражается
в основном в отчете о прибылях
и убытках, сведения об изменениях в финансовом
положении — в пояснениях к первым двум
формам финансовой отчетности. Информация,
включаемая в годовой отчет, объединена
в соответствии с экономическими характеристиками
в группы, называемые элементами финансовой
отчетности. Такими элементами согласно
МСФО выступают активы, обязательства,
капитал (представляются в балансовом
отчете), доходы и расходы (отражаются
в отчете о прибылях и убытках).
МСФО
рассматривают активы как ресурсы,
контролируемые организацией в результате
операций и событий, имевших место в прошлых
или отчетном периодах, от которых компания
ожидает экономические выгоды в будущем.
Возможные пути поступления активов сводятся
к следующим: Актив может быть приобретен
фирмой за деньги, обменен на другой актив,
произведен самой организацией. Будущие
экономические выгоды, воплощенные в активе,
могут быть получены при его продаже за
деньги, при обмене на другой актив, в результате
использования актива в производстве,
при его направлении на погашение обязательств,
при его распределении между собственниками.
Долговые
обязательства рассматриваются
в концепции МСФО источниками
привлечения средств, образовавшихся
в результате уже свершившихся сделок
хозяйствующего субъекта, служащих юридическим
основанием для последующих платежей.
Они выступают источником будущих оттоков
экономических ресурсов компании и уменьшения
будущих выгод. Урегулирование обязательств
обычно связано с отказом компании от
ресурсов,