Нормативно-правовое регулирование бухучета в РФ и в международной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических особенностей нормативного регулирования бухгалтерской отчетности в России и в международной практике. Необходимо рассмотреть практическое совершенствование нормативного регулирования порядка составления и представления бухгалтерской финансовой отчетности в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо:
1. Изучить теоретические особенности осуществления финансовой отчетности;
2. Рассмотреть нормативно-правовые акты, регулирующие порядок составления бухгалтерской финансовой отчетности;
3. Выделить отличия между российской и западной практикой учета;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………….3
1. Концепции и стандарты финансового учета в России ………………………...5
1. 1. Понятие и значение бухгалтерской финансовой отчетности …………5
1. 2. Нормативное регулирование финансовой отчетности ………………...6
2. Национальные и международные стандарты финансовой отчетности ……..14
2. 1. Назначение финансовой отчетности …………………………………..14
2. 2. Элементы финансовой отчетности …………………………………….15
2. 3. Отличие российской и зарубежной практики учета ………………….19
2. 4. Состав финансовой отчетности в международной и российской практике ……………………………………………………………………………22
3. Совершенствование нормативного регулирования порядка составления
и представления бухгалтерской финансовой отчетности в Российской Федерации …………………………………………………………………………28
Заключение ………………………………………………………………………...32
Библиографический список ………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Курсовая по БФО.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

    Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета  в стране, поскольку:

  1. повышает  юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;
  1. закрепляет  обязанность юридических лиц  вести бухгалтерский учет;
  1. повышает  статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.

    Закон "О бухгалтерском учете" состоит  из трех разделов и 19 статей.

    В первом разделе "Общие положения" дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество  организации, ее обязательства и  хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций.

    Во  втором разделе "Основные правила  ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета, к документированию хозяйственных  операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.

    В третьем разделе "Основные правила  составления и представления  бухгалтерской отчетности" изложены основные требования к составлению  бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.

    Положения по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации. Данный нормативный документ ввиду его значимости подвергается постоянной переработке и с учетом вносимых в него изменений. Положения призваны конкретизировать Закон «О бухгалтерском учете» и включают шесть разделов.

    В разделе I "Общие положения" определены порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами, а также взаимоотношения организации с внешними пользователями бухгалтерской информации.

    В разделе II "Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета (использование двойной записи на основе рабочего плана счетов, учет должен вестись в рублях и на русском языке, обязательность формирования учетной политики на основе установленных допущений и требований, раздельного учета текущих затрат на производство и капитальных и финансовых вложений).

    В разделе III "Основные правила составления  и представления бухгалтерской  отчетности" указаны состав бухгалтерской  отчетности, порядок ее формирования, правила оценки статей бухгалтерской отчетности.

    В разделе IV "Порядок представления  бухгалтерской отчетности" указывается, в какие сроки, по каким адресам  и в каком порядке представляются бухгалтерские отчеты организациями  различных правовых форм.

    В разделе V "Основные правила составления  сводной отчетности" излагается понятие сводной отчетности и  определен порядок и сроки  ее представления организациями  и предприятиями различных правовых форм.

    В разделе VI "Хранение документов" определены сроки хранения основных документов по бухгалтерскому учету, порядок их изъятия, возлагается ответственность за хранение первичных документов и учетных регистров на руководителей организаций.

    Указанные положения по бухгалтерскому учету  разработаны на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) (Приложение №2). Вместе с тем в них отражены основные особенности отечественной системы бухгалтерского учета.

    Отечественные ПБУ, в отличие от международных  стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер. Международные стандарты разрабатываются комитетом по международным стандартам финансовой отчетности. Он создан с целью выработки единого международного языка общения бухгалтеров и пользователей отчетности. Количество стандартов постоянно меняется. Стандарты не указывают предприятиям, какие выбирать счета, какую форму учета, какие составлять первичные документы и т.д., они не являются правилами ведения финансового учета. Международные стандарты финансовой отчетности построены таким образом, что выбор конкретного правила всегда обусловлен общепризнанными правилами учета, которые положены в основу составления финансовой отчетности.

    Методические  указания, инструкции, рекомендации в  системе нормативного регулирования  бухгалтерского учета относятся к документам третьего уровня. Они призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах первого и второго уровней, т.е. в Законе "О бухгалтерском учете" и положениях по бухгалтерскому учету.

    Нормативные документы третьего уровня разрабатываются различными министерствами и ведомствами. Данные документы следует разбить на две группы. Одна регулирует учет объектов общеотраслевого назначения, другая имеет отраслевую направленность.

    Первая  группа включает:

  • Порядок ведения  кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. № 40 (письмо ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. №18);
  • Методические  указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина  России от 20 июля 1998г. №33н (в ред. Приказа Минфина России от 23 марта 2000г. №32н);
  • Методические  указания по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995г. №49;
  • Методические  рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные приказом Минфина России от21 марта 2000г. №29н;
  • План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000г. №94н (в ред. приказа Минфина России от 7 мая 2003г. №38н);
  • Методические  указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной  одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26 декабря 2002г. № 135н.

    Вторая  группа документов третьего уровня, отражающих методические вопросы бухгалтерского учета в отдельных отраслях, включающих инструкции по учету затрат и калькулированию  себестоимости готовой продукции (работ, услуг) в различных отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, подразделениях непроизводственной сферы и др.

    В системе нормативного регулирования  бухгалтерского учета рабочие документы  конкретной организации относят  к четвертой группе, к ним можно отнести:

  • документ  по учетной политике предприятия;
  • утвержденные  руководителем формы первичных  учетных документов;
  • графики документооборота;
  • утвержденный  руководителем план счетов бухгалтерского учета;
  • утвержденные  руководителем формы внутренней отчетности.

    Основы  формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной  политики организации установлены  Положением по бухгалтерскому учету "Учетная  политика организации", утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

    Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем организации в  том случае, если они разработаны  в самой организации.

    Рабочий план счетов, утверждаемый руководителем, содержит перечень применяемых организацией синтетических счетов и субсчетов. В системе нормативного регулирования План счетов занимает промежуточное место между нормативными документами второго и третьего уровней, т.е. не имеющими нормативно-правового характера. Однако в практической деятельности бухгалтерских служб Плану счетов придается первостепенное значение. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.

    Формы внутренней отчетности, утверждаемые руководителем, разрабатываются организацией самостоятельно, исходя из особенностей ее функционирования и требований управления производством и реализацией.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. НАЦИНОАЛЬНЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ

СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

    2. 1. Назначение финансовой отчетности

    Долгое время финансовая (бухгалтерская) отчетность в нашей стране имела второстепенное значение, являясь производной от бухгалтерского учета, цель которого была «учет и контроль сохранности социалистической собственности». С развитием  рыночной экономики и интеграцией Российской Федерации в мировое сообщество основными задачами бухгалтерского учета были провозглашены: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имуществе; обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за деятельностью организации; предотвращение отрицательных результатов деятельности организаций и выявление внутрихозяйственных резервов. 

    Но несмотря на это, в настоящее время часто приходится слышать, что бухгалтерский баланс составляется только для сдачи в налоговую инспекцию, отчет о прибылях и убытках не отражает реальный финансовый результат и т.д. 

    В противоположность этому, основным назначением финансовой отчетности по МСФО является предоставление пользователю достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации. Международные стандарты финансовой отчетности предъявляют два существенных требования к финансовой отчетности. Это прозрачность и ответственность. 

    Под прозрачностью понимается раскрытие единообразно понимаемой информации, необходимой для принятия пользователями информацией соответствующих решений. При необходимости цифровые данные должны быть раскрыты и снабжены необходимыми комментариями. Не должно происходить необоснованного включения одних данных в другие, равно как и взаимозачета без отдельного их отражения. 

    Под ответственностью подразумевается объективность и достоверность финансовой отчетности.   

    2.2 Элементы финансовой отчетности

    Данные  о финансовом положении представлены в бухгалтерском балансе, информация о результатах деятельности отражается в основном в отчете о прибылях и убытках, сведения об изменениях в финансовом положении — в пояснениях к первым двум формам финансовой отчетности. Информация, включаемая в годовой отчет, объединена в соответствии с экономическими характеристиками в группы, называемые элементами финансовой отчетности. Такими элементами согласно МСФО выступают активы, обязательства, капитал (представляются в балансовом отчете), доходы и расходы (отражаются в отчете о прибылях и убытках).

    МСФО  рассматривают активы как ресурсы, контролируемые организацией в результате операций и событий, имевших место в прошлых или отчетном периодах, от которых компания ожидает экономические выгоды в будущем. Возможные пути поступления активов сводятся к следующим: Актив может быть приобретен фирмой за деньги, обменен на другой актив, произведен самой организацией. Будущие экономические выгоды, воплощенные в активе, могут быть получены при его продаже за деньги, при обмене на другой актив, в результате использования актива в производстве, при его направлении на погашение обязательств, при его распределении между собственниками.

    Долговые  обязательства рассматриваются  в концепции МСФО источниками  привлечения средств, образовавшихся в результате уже свершившихся сделок хозяйствующего субъекта, служащих юридическим  основанием для последующих платежей. Они выступают источником будущих оттоков экономических ресурсов компании и уменьшения будущих выгод. Урегулирование обязательств обычно связано с отказом компании от ресурсов,

Информация о работе Нормативно-правовое регулирование бухучета в РФ и в международной практике