Нормативно-правовое регулирование бухучета в РФ и в международной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических особенностей нормативного регулирования бухгалтерской отчетности в России и в международной практике. Необходимо рассмотреть практическое совершенствование нормативного регулирования порядка составления и представления бухгалтерской финансовой отчетности в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо:
1. Изучить теоретические особенности осуществления финансовой отчетности;
2. Рассмотреть нормативно-правовые акты, регулирующие порядок составления бухгалтерской финансовой отчетности;
3. Выделить отличия между российской и западной практикой учета;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………….3
1. Концепции и стандарты финансового учета в России ………………………...5
1. 1. Понятие и значение бухгалтерской финансовой отчетности …………5
1. 2. Нормативное регулирование финансовой отчетности ………………...6
2. Национальные и международные стандарты финансовой отчетности ……..14
2. 1. Назначение финансовой отчетности …………………………………..14
2. 2. Элементы финансовой отчетности …………………………………….15
2. 3. Отличие российской и зарубежной практики учета ………………….19
2. 4. Состав финансовой отчетности в международной и российской практике ……………………………………………………………………………22
3. Совершенствование нормативного регулирования порядка составления
и представления бухгалтерской финансовой отчетности в Российской Федерации …………………………………………………………………………28
Заключение ………………………………………………………………………...32
Библиографический список ………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Курсовая по БФО.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

    В международной и российской практике финансовая отчетность, публикуемая  западными компаниями, включает заверенные аудитором формы и пояснения к ним. В отчетности может приводиться дополнительная информация, включающая анализ развития фирмы и прогноз на будущее, отчет совета директоров об эффективности принятых решений, описание инвестиционных проектов и международных связей. Объем подобных сведений ограничивается желанием управляющих скрыть информацию, распространение которой может нанести ущерб фирме.

    Состав  финансовой отчетности регламентируется правилами и стандартами каждой страны. Так, финансовая отчетность американских компаний включает три основных отчета — баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств. Кроме указанных форм, компании часто включают в отчетность отчет о нераспределенной прибыли и отчет об акционерном капитале. В Великобритании финансовая отчетность представлена балансовым отчетом, отчетом о прибылях и убытках, отчетом о движении денежных средств и пояснительной запиской. Во Франции отчетность состоит из баланса, отчета о прибылях и убытках и таблицы финансирования, характеризующей движение денежных средств.

    Из  приведенных примеров видно, что состав отчетности различных стран схож, поскольку их национальные стандарты учитывают требования подходов МСФО. В частности, МСФО предлагают иллюстрировать различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности предприятия при помощи балансового отчета, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, отчета о движении капитала, описания учетной политики, пояснения к отчетности. МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» регламентирует, наряду со структурой и содержанием отчетных форм, общие требования к раскрытию информации, устанавливает правила ее формирования и перечень необходимых сведений для каждого отчета, за исключением отчета о движении денежных средств. Последнему посвящен МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств».

    В рамках Европейского Союза (ЕС) состав финансовой отчетности компаний регулирует Четвертая Директива, согласно которой  годовой отчет включает баланс, отчет  о прибылях и убытках и примечания к отчетности. Большое значение директива  придает пояснениям, в которых приводится информация, расшифровывающая отдельные статьи отчетности, излагающая методы формирования и оценки финансовых показателей.

    Наряду  с формами отчетности европейские  компании представляют дополнительные сведения об управлении компанией, в  том числе информацию о значительных событиях, касающихся компании и имевших место по окончании финансового года, о предполагаемом развитии фирмы, о деятельности в научно-исследовательской и опытно-конструкторской сферах. Одновременно Директива предусматривает представление аудиторского заключения, если согласно национальному законодательству годовая отчетность подлежит публикации.

    Состав  и структура российской финансовой отчетности регламентируется, наряду с Законом «О бухгалтерском учете», ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». В развитие Положения Министерство Финансов Российской Федерации утвердило документы, устанавливающие порядок раскрытия итоговой бухгалтерской информации. Министерством финансов периодически уточняются рекомендуемые варианты форм отчетности. Организация вправе вносить коррективы в эти форматы в зависимости от условий деятельности или разрабатывать на основе предложенных образцов свои формы отчетности.

    Бухгалтерскую финансовую отчетность как важнейшую  часть информационной системы, формируемой в рамках предприятия, классифицируют по различным признакам: по периодичности, по охвату, по объемам деятельности, по специфике деятельности.

    По  периодичности бухгалтерскую отчетность подразделяют на годовую (составляется за финансовый год) и промежуточную (может строиться нарастающим итогом за месяц, квартал, полугодие, девять месяцев).

    По  охвату отчетность делят на индивидуальную, сводную и консолидированную. Индивидуальная отчетность характеризует положение и результаты деятельности отдельного хозяйствующего субъекта — юридического лица. Сводная - составляется в рамках одного юридического лица на основании данных по его подразделениям и филиалам. Консолидированная отчетность составляется финансовой группой (материнская компания и ее дочерние предприятия), рассматриваемой как единая хозяйствующая организация.

    По  объемам деятельности различают  упрощенную, стандартную и множественную  отчетность. Упрощенный вариант составляют малые предприятия. Состав отчетности ограничивается бухгалтерским балансом и отчетом о прибылях и убытках, если отчетность не подлежит обязательной аудиторской проверке. В противном случае организации включают в годовой отчет, наряду с балансом и отчетом о прибылях и убытках, пояснительную записку, а отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и приложение к балансу могут не представлять при отсутствии соответствующих показателей.

    Стандартный вариант предусмотрен для средних  и крупных организаций и включает в себя все формы отчетности, предусмотренные  законодательством по бухгалтерскому учету, пояснительную записку и итоговую часть аудиторского заключения.

    Множественный вариант могут применять крупные  и крупнейшие организации по их усмотрению. При этом варианте каждый раздел форм отчетности, рекомендованных Министерством финансов РФ, может быть представлен в виде отдельной формы с детализацией данных по отчетным сегментам, сформированным согласно ПБУ 12/2000.

    Способ  определения сегмента зависит от преобладания источников рисков и прибылей (убытков). Если риски и прибыли (убытки) организации определяются различиями в производимых товарах (работах, услугах), то первичным признается раскрытие информации по операционному сегменту, а вторичным — по географическому, т. е. детализация показателя осуществляется в первую очередь по видам товаров, работ, услуг, приведенных отдельно по каждому региону.

    В зависимости от специфики деятельности различают состав отчетности коммерческих, некоммерческих и общественных организаций. Некоммерческие организации наряду с балансом, отчетом о прибылях и убытках и пояснительной запиской приводят в составе отчетности отчет о целевом использований полученных средств. В этом отчете отражаются данные о наличии на начало периода, поступлении и использовании в течение периода, остатке на конец периода средств на осуществление основной (уставной) деятельности. Состав отчетности общественных организаций ограничивается балансом и отчетом о прибылях и убытках. Каждый отчет несет самостоятельную информационную нагрузку, все формы взаимосвязаны и представляют отдельные стороны общей картины, характеризующей имущественное положение, эффективность функционирования организации, ее деловую активность и пр.

    Основными формами отчета выступают баланс и отчет о прибылях и убытках, остальные поясняют и расшифровывают эти формы отчетности. Бухгалтерский баланс представляет сведения об экономических ресурсах (актив) и источниках их привлечения (пассив) и позволяет оценить имущественное положение организации, ее платежеспособность и финансовую независимость от кредиторов (Приложение №3). Отчет о прибылях и убытках иллюстрирует процедуру формирования финансового результата за отчетный период в разрезе доходов и расходов, полученных (понесенных) от обычных видов деятельности и по прочим операциям (Приложение №4). Отчет об изменениях капитала представляет информацию об источниках формирования капитала за отчетный период и причинах изменения его массы и структуры. Анализ данного отчета позволяет оценить способность экономического субъекта к самофинансированию и наращиванию капитала (Приложение №5). Отчет о движении денежных средств предназначен для оценки способности предприятия обеспечивать превышение поступлений денежных средств (приток) над платежами (отток) и дает возможность судить о степени управления денежными потоками (Приложение №6). Приложение к бухгалтерскому балансу в табличной форме раскрывает минимально необходимые сведения о движении заемных средств, состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, о составе амортизируемого имущества, об источниках финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений, а также дает расшифровку отдельных видов прибылей и убытков (Приложение 7).

    Более полное раскрытие существенной информации в разрезе названных показателей  должно содержаться в пояснительной  записке. Так, для предприятий, ориентированных на осуществление импортных операций, существенным фактором, влияющим на финансовые результаты, считается изменение курса иностранной валюты. Раскрытие такой информации важно для анализа динамики показателей доходности. Структура пояснительной записки законодательно не предписана. Внешняя ее форма должна определяться требованиями ясности и наглядности, содержать сведения, позволяющие раскрыть и дополнить информацию баланса и отчета о прибылях и убытках. В пояснительной записке необходимо раскрыть основные моменты учетной политики, поскольку без понимания правил, которые применялись при формировании показателей, использование количественных методов финансового анализа теряет всякий смысл.

    Аудиторское заключение включается в годовую отчетность в случаях, когда отчетность экономического субъекта в соответствии с законодательством подлежит обязательной аудиторской проверке. Цель заключения — подтвердить степень достоверности показателей, приведенных в отчетных формах (Приложение №8). 
 
 
 

  1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОРЯДКА СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ФИНАНСОВОЙОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    В целях совершенствования нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности Минфином России утверждено Положение по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" - ПБУ 22/2010 (приказ от 28.06.2010 № 63н, зарегистрирован в Минюсте России 30.07.2010 № 18008) и формы бухгалтерской отчетности организаций (приказ от 02.07.2010 № 66н, зарегистрирован в Минюсте России 02.08.2010 № 18023).

    ПБУ 22/2010 определяет, что ошибкой признается неправильное отражение или неотражение  фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации. Согласно ПБУ 22/2010 неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности не являются ошибками.

    Для выбора порядка исправления ошибок организация должна подразделить их на существенные и несущественные.

    Существенность ошибки организация определяет самостоятельно, исходя как из величины, так и из характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности.

    Все выявленные ошибки и их последствия  подлежат обязательному исправлению.

    В пояснительной записке к годовой  бухгалтерской отчетности организация должна раскрыть следующую информацию в отношении существенных ошибок предшествующих отчетных периодов, исправленных в отчетном периоде:

  • характер ошибки;
  • сумму корректировки по каждой статье бухгалтерской отчетности - по каждому предшествующему отчетному периоду в той степени, в которой это практически осуществимо;
  • сумму корректировки по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию (если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию);
  • сумму корректировки вступительного сальдо самого раннего из представленных отчетных периодов.

    Еще одним элементом совершенствования нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности является утверждение новых форм бухгалтерской отчетности.

    Формы бухгалтерской отчетности организаций, утвержденные приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н, должны применяться с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год. В приказе предусмотрена возможность применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы формирования бухгалтерской отчетности.

    Согласно  предлагаемому проекту приказа  будут утверждены новые бланки форм бухгалтерской отчетности: бухгалтерского баланса (форма №1), отчета о прибылях и убытках (форма №2), отчета об изменениях капитала (форма №3) и отчета о движении денежных средств (форма №4).

    В новой форме бухгалтерского баланса изменен состав граф: если в действующей на данный момент форме бухгалтерского баланса включаются значения показателей на начало года и конец отчетного периода, то в новой форме учитывается значение на отчетную дату отчетного периода, на конец прошлого и конец позапрошлого года, а также введена графа 1 "Пояснения", в которой указывается номер соответствующего пояснения к бухгалтерскому балансу (Приложение №9).

    Изменен также состав показателей баланса, а именно:

В Активе:

  1. В разделе "Внеоборотные активы" (см. действующую форму раздела "Внеоборотные активы"):
    • добавлена детализация по статье "Результаты исследований и разработок", одновременно с отменой расшифровки по показателю "Незавершенное строительство";
  2. в разделе "Оборотные активы" (см. действующую форму раздела "Оборотные активы"):
    • исключена расшифровка статьи "Запасы";
    • статьи "Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)" и "Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)" с расшифровками объединены в одну статью "Дебиторская задолженность";
    • статья "Краткосрочные финансовые вложения" стала именоваться "Финансовые вложения".

Информация о работе Нормативно-правовое регулирование бухучета в РФ и в международной практике