Нормативно-правовое регулировая на предприятиях малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Малый и средний бизнес в последние годы становится все более важным элементом в экономике, обеспечивающим активный рост объемов производства, занятости и доходов населения. Поэтому создание правовых, экономических и организационных условий для развития бизнеса является на сегодняшний день одной из важнейших задач всех уровней власти.
Развитие малого предпринимательства способствует по степенному созданию широкого слоя мелких собственников, чье благосостояние и достойный уровень жизни являются основой социально экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 68.85 Кб (Скачать файл)

Введение

Малый и средний бизнес в последние годы становится все  более важным элементом в экономике, обеспечивающим активный рост объемов  производства, занятости и доходов  населения. Поэтому создание правовых, экономических и организационных  условий для развития бизнеса  является на сегодняшний день одной  из важнейших задач всех уровней  власти.

Развитие малого предпринимательства способствует по степенному созданию широкого слоя мелких собственников, чье благосостояние и достойный уровень жизни являются основой социально экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Малый бизнес – не только источник средств существования, но и способ раскрытия внутреннего потенциала личности.

Объективно расширяющая реструктуризация средних и крупных предприятий вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.

Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а потому может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Малое предпринимательство – вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со свои ми отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определен ном сегменте рынка труда и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом – все эти черты малого предпринимательства являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке.

Для законодательного обеспечения  развития и эффективной деятельности малых предприятий на различных  этапах социально-экономических реформ в России были приняты нормативные  правовые акты (федеральные законы, указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ, региональные правовые акты и другие), которые в совокупности об разуют законодательство о малых  предприятиях.

Целью Федеральной программы является обеспечение благоприятных условий  для развития малого предпринимательства  на основе повышения качества и эффективности  мер его государственной поддержки  на федеральном уровне.

Что касается содержания Программы, то нельзя не отметить, что ее мероприятия  намечены на основе анализа состояния  малого предпринимательства в настоящее  время, что позволило Правительству  критически осмыслить сложившуюся  ситуацию, сформулировать саму проблему.

Цель данной курсовой работы изучение нормативной базы для учета хозяйственных операций на малых предприятиях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • раскрыть понятие и сущность малых предприятий;

    • изучить нормативно-правовое регулирование.

Теоретической и методологической основой для написания работы послужили Федеральный закон «О развитии среднего и малого предпринимательства», Налоговый кодекс РФ, Положения по бухгалтерскому учету, а также труды Г.В. Бондаренко, М.А. Вахрушиной, Д.А. Ендовицкого и В.Д. Новодворского.

 

1 Общая характеристика  малых предприятий

    1. Понятие и сущность малых предприятий

Малое предпринимательство  – это вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития [13]. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка труда и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом – все эти черты малого предпринимательства являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке. Малое предпринимательство за последние годы стало важнейшим сектором народного хозяйства, который оказывает значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в России. Именно в этом секторе экономики динамично создаются новые рабочие места. Каждая форма юридического лица имеет свои особенности, поэтому перед учредителями малых предприятий возникает весьма нелегкая задача – выбрать именно ту форму своего предприятия, которая в наибольшей степени отвечает их интересам и возможностям.

Для динамичного развития малого бизнеса, особенно в некоторых  отраслях экономики, необходима помощь государства.

В настоящее время можно  выделить отдельные формы государственной  поддержки малого предпринимательства  в России:

- организационно-инфраструктурная;

- налогово-управленческая;

- имущественная;

- финансово-кредитная [15].

Основным нормативным  документом, дающим определение и  регулирующим малое предпринимательство  в Российской Федерации, является Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Принятый в целях реализации государственной политики по формированию конкурентной среды в экономике России, обеспечению занятости и развитию самозанятости населения, Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ определил категории субъектов малого и среднего предпринимательства и установил основные формы их поддержки. Закон вступил в силу с 1 января 2008 года за исключением некоторых норм, а Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» с 1 января 2008 утратил силу.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся  коммерческие организации (за исключением  государственных и муниципальных  унитарных предприятий), потребительские  кооперативы, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства  при соблюдении определенных требований к составу активов, указанных  организаций и предпринимателей, численности их работников и размеру  выручки от реализации товаров, работ  или услуг:

1. В уставном капитале  доля участия Российской Федерации,  субъектов федерации, общественных  и религиозных организаций (объединений), благотворительных фондов не  превышает 25%.

2. Доля, принадлежащая одному  или нескольким юридическим лицам,  являющимся субъектами малого  предпринимательства, не превышает  25%.

3. Численность работников  за отчетный период не превышает  следующих предельных уровней:

  • в промышленности – 100 человек;
  • в строительстве – 100 человек;
  • на транспорте – 100 человек;
  • в сельском хозяйстве – 60 человек;
  • в научно-технической сфере – 60 человек;
  • в оптовой торговле – 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек[1].

Численность работников на малом предприятии в сельском хозяйстве не превышает 60 человек [1].

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия  определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам  гражданско-правового характера  и по совместительству с учетом реально  отработанного времени, а также  работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений  указанного юридического лица. Если малое  предприятие в какой-либо период своей деятельности превысит эту  численность, оно лишается льгот, предусмотренных  действующим законодательством  для субъектов малого предпринимательства  на данный период и на последующие 3 месяца.

4. Выручка без учета  НДС или балансовая стоимость  активов (остаточная стоимость  основных средств и нематериальных  активов) за предшествующий календарный  год не должна превышать 400 млн. руб.[1].

Часть субъектов малого бизнеса, т.е. индивидуальные предприниматели (ИП) и организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСНО), вправе не вести финансовый учет с последующим представлением финансовой отчетности различным группам пользователей. Другая часть субъектов малого бизнеса в лице юридических лиц формирует отчетность в упрощенном составе. Состав бухгалтерской отчетности представлен в таблице 1.

Таблица 1 – состав бухгалтерской  отчетности субъектов малого предпринимательства.

Субъект малого предпринимательства

Состав бухгалтерской  отчетности

Индивидуальный предприниматель

-

Малое предприятие, подлежащее обязательной аудиторской проверки

Бухгалтерский баланс, отчет  о прибылях и убытках, пояснительная  записка, аудиторское заключение

Малое предприятие, не подлежащее обязательной аудиторской проверки

Бухгалтерский баланс, отчет  о прибылях и убытках

Малое предприятие, применяющее  УСНО

-

Малое предприятие, применяющее  ЕСН, ЕНВД

Бухгалтерский баланс, отчет  о прибылях и убытках, отчет об изменениях в капитале, отчет о  движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу, пояснительная  записка


 

Организации малого бизнеса  могут составлять годовую бухгалтерскую  отчетность не в полном составе. К  ним относятся:

- малые предприятия;

- некоммерческие организации[14].

Состав годовой бухгалтерской  отчетности малых предприятий зависит  от того, подлежит ли их деятельность обязательному  аудиту. Если организация не обязана  проводить аудит бухгалтерской  отчетности, то в составе годовой  бухгалтерской отчетности можно  представить только бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Если же организация обязана проводить аудит, то помимо бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках требуется представить приложения к ним (по которым имеются данные) и Пояснительную записку[20].

Определение "субъект  малого бизнеса" закрепилось в  научной, юридической, экономической  литературе, однако в настоящее время  оно не имеет четких правовых границ. Для того чтобы малый бизнес стал прочной основой хозяйства страны, необходимо создать экономику малого предпринимательства, и прежде всего – выработать режим наибольшего благоприятствования. По неисчерпаемому запасу идей, по масштабам рынка, который ему предстоит освоить, малое предпринимательство призвано стать важнейшим фактором ускорения рыночных преобразований и обеспечения достойных условий жизни миллионов граждан.

Малый бизнес не только источник средств существования, но и способ раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно расширяющая реструктуризация средних и крупных предприятий  вынуждает все большее число  граждан заняться самостоятельной  предпринимательской деятельностью [17].

Сектор малого предпринимательства  способен создавать новые рабочие  места, а потому может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Предусмотрен ряд мер, направленных на поддержку малого предпринимательства:

1. Специальные налоговые  режимы, упрощенные правила ведения  налогового учета, упрощенные  формы налоговых деклараций по  отдельным налогам и сборам  для малых предприятий;

2. Упрощенная система  ведения бухгалтерской отчетности  для малых предприятий, осуществляющих  отдельные виды деятельности;

3.Упрощенный порядок составления  субъектами малого и среднего  предпринимательства статистической  отчетности;

4. Льготный порядок расчетов  за приватизированное субъектами  малого и среднего предпринимательства  государственное и муниципальное  имущество;

5. Особенности участия  субъектов малого предпринимательства  в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения  заказов на поставки товаров,  выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных  нужд;

6. Меры по обеспечению  прав и законных интересов  субъектов малого и среднего  предпринимательства при осуществлении  государственного контроля (надзора);

7. Меры по обеспечению  финансовой поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства;

8. Меры по развитию  инфраструктуры поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства[19].

Их реализация благоприятно скажется на динамике развития в нашей  стране малого предпринимательства.

Ежегодно возрастает финансовая поддержка малого бизнеса. В настоящее  время существуют две программы  на федеральном уровне. Первую осуществляет Министерство финансов РФ за счет средств  федерального бюджета. Эта программа  софинансируется регионами и направлена на создание региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов, технопарков, региональных венчурных фондов, а также на формирование фондов гарантирования, которые помогают малым предприятиям получать кредиты, когда у них нет ни залогов, ни соответствующего обеспечения.

Информация о работе Нормативно-правовое регулировая на предприятиях малого бизнеса