Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:15, курсовая работа
Малый и средний бизнес в последние годы становится все более важным элементом в экономике, обеспечивающим активный рост объемов производства, занятости и доходов населения. Поэтому создание правовых, экономических и организационных условий для развития бизнеса является на сегодняшний день одной из важнейших задач всех уровней власти.
Развитие малого предпринимательства способствует по степенному созданию широкого слоя мелких собственников, чье благосостояние и достойный уровень жизни являются основой социально экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.
Вторую программу реализует Российский банк развития. В 2010 г. размер ее финансирования составил 9 млрд. руб. Банк развития обеспечивает кредитование малого бизнеса. Министерство экономического развития РФ считает, что следует увеличить финансирование этой программы, а так же создать условия, при которых ставки кредитования по мере прохождения денег через банки не будут расти и останутся доступными для малого бизнеса.
Таким образом, малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, так как он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.
К сожалению, в России малый
бизнес находится на начальном этапе
развития. Несмотря на принимаемые
Правительством меры по поддержке малого
предпринимательства, его деятельность
ограничена рядом проблем. Количественные
показатели в несколько раз уступают
соответствующим показателям
Можно предположить, что одним из факторов выхода нашей страны из кризиса и построения рыночной экономики является развитость и нормальное функционирование малого предпринимательства.
1.2 Нормативно-правовое регулирование
Решение государства о поддержке малого предпринимательства было принято в 1988 году, в самом начале перехода России на путь рыночных реформ. Как результат, в начале 90-х годов появились многочисленные кооперативы, объекты торговли, общественного питания, оказания услуг населению, станции технического обслуживания автомобилей, автомойки и т.д. Как отмечает большинство авторов, 1987 г. можно считать годом возрождения предпринимательства в России: в мае был принят Закон СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности", в июне того же года – Закон СССР "О государственном предприятии (объединении)". Развитие малого бизнеса в условиях плановой экономики, до 90-х годов, началось с принятия Закона от 26.05.1988 N 8998-XI "О кооперации в СССР", в котором были заложены правовые основы для легальной деятельности в негосударственном секторе экономики и появления малых предприятий. Данный Закон создал первые реальные предпосылки для оживления предпринимательства и развертывания частной инициативы в России. В своих научных работах многие отечественные авторы (Д.А. Ендовицкий, Р.Р. Рахматуллина, Э.А. Уткин, Д.С. Шабанов и др.) представляют этапы развития малого предпринимательства в России, однако в отечественной литературе не уделено должного внимания развитию нормативно-правового регулирования деятельности малых предприятий[15].
Целесообразно обозначить этапы
становления нормативно-
Условно можно выделить четыре
этапа развития нормативно-правового
регулирования бухгалтерского учета
и налогообложения малых
В настоящее время деятельность субъектов малого бизнеса в России регулируется Федеральным законом N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", согласно которому к субъектам малого бизнеса отнесены юридические лица и индивидуальные предприниматели, отвечающие критериям, установленным ст. 4 указанного Закона[1]. При организации бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства, которые являются юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, следует руководствоваться едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 03.11.2006) «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации № 34н, Положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету (ПБУ), Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Основные требования к ведению бухгалтерского учета состоят в следующем:
Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства несет руководитель этого предприятия. Он обязан создать необходимые условия для успешной постановки учета[2].
Малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов. Предприятия малого бизнеса, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в установленном гл. 26.2 НК РФ[3]. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на малом предприятии несет руководитель предприятия. Руководитель может в зависимости от объема учетной работы:
Главный бухгалтер назначается
и освобождается от должности
на основании приказа руководителя
предприятия и подчиняется
Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ (п. 3 ст. № 129-ФЗ (ред. от 03.11.2006) «О бухгалтерском учете»); несет ответственность за формирование учетной политики, методологию и ведение бухгалтерского учета (п. 5 ПБУ 1/2008); своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности в контролирующие организации (п. 5 ст. 13 Федерального закона № 129-ФЗ (ред. от 03.11.2006) «О бухгалтерском учете»). Если на малом предприятии в штате не предусмотрена должность кассира, то главный бухгалтер имеет право выполнять эти функции по совместительству. Для этого должен быть оформлен специальный приказ руководителя, копий которого следует передать в обслуживающие банки[18].
Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и предоставлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений в полном объеме и заданные сроки обязательны для всех работников предприятия.
Начальным этапом бухучета является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных носителей первичной учетной информации.
К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц[20].
Первичные документы, данные
по которым принимаются к
Налоговый учет осуществляется малыми предприятиями в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ. Для организации налогового учета они могут самостоятельно разрабатывать регистры налогового учета. Вместе с тем им предоставлено право в указанных целях использовать информацию из регистров бухгалтерского учета.
Организация бухгалтерского
учета определяется как видом, так
и масштабами деятельности субъекта
малого бизнеса, что связано с
объемом первичной
До недавнего времени получение статуса малого предприятия предоставляло весьма существенные экономические преимущества, так как и налоговые отношения субъектов малого предпринимательства с бюджетом регулировались особо.
Признаны утратившими силу статьи, регулировавшие следующие вопросы, не учтенные в Законе N 209-ФЗ:
1. Порядок создания и
использования фондов
2. Особый порядок
Вместе с тем п. 1 ст. 9 Закона N 88-ФЗ была продублирована и уточнена (применительно к конкретной ситуации) конституционная норма: "В случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации". Эта норма теперь также отменена.
Минюст России 1 декабря 2010
г. зарегистрировал приказ Минфина
России от 08.11.2010 № 144н, который вносит
поправки в законодательство по бухгалтерскому
учету. Все новшества касаются малых
предприятий и значительно
Приказ Минфина России внес изменения в п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации». Субъекты малого предпринимательства вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей.
Организации могут использовать кассовый метод при соблюдении нескольких условий:
Что касается учета расходов, в п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации», и сейчас предусмотрена возможность признавать расходы после погашения задолженности. Такой вариант может использоваться, когда в разрешенных случаях выручка признается по мере оплаты. Внесенные изменения заменили слова «в разрешенных случаях» на слова «субъектом малого предпринимательства». Теперь нормы ПБУ 10/99 согласуются с положениями ПБУ 9/99. Важный момент: данные нововведения дают право, но не обязывают компании определять выручку по мере поступления денежных средств и списывать расходы по их оплате. Начать применять новшество можно с 2011 года, прописав в учетной политике выбранный метод признания выручки и расходов.
Информация о работе Нормативно-правовое регулировая на предприятиях малого бизнеса