Нормативно-правовое регулировая на предприятиях малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Малый и средний бизнес в последние годы становится все более важным элементом в экономике, обеспечивающим активный рост объемов производства, занятости и доходов населения. Поэтому создание правовых, экономических и организационных условий для развития бизнеса является на сегодняшний день одной из важнейших задач всех уровней власти.
Развитие малого предпринимательства способствует по степенному созданию широкого слоя мелких собственников, чье благосостояние и достойный уровень жизни являются основой социально экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 68.85 Кб (Скачать файл)

Вторую программу реализует  Российский банк развития. В 2010 г. размер ее финансирования составил 9 млрд. руб. Банк развития обеспечивает кредитование малого бизнеса. Министерство экономического развития РФ считает, что следует  увеличить финансирование этой программы, а так же создать условия, при  которых ставки кредитования по мере прохождения денег через банки  не будут расти и останутся  доступными для малого бизнеса.

Таким образом, малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, так как он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

К сожалению, в России малый  бизнес находится на начальном этапе  развития. Несмотря на принимаемые  Правительством меры по поддержке малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран.

Можно предположить, что  одним из факторов выхода нашей страны из кризиса и построения рыночной экономики является развитость и  нормальное функционирование малого предпринимательства.

1.2 Нормативно-правовое  регулирование

Решение государства о  поддержке малого предпринимательства  было принято в 1988 году, в самом  начале перехода России на путь рыночных реформ. Как результат, в начале 90-х  годов появились многочисленные кооперативы, объекты торговли, общественного  питания, оказания услуг населению, станции технического обслуживания автомобилей, автомойки и т.д. Как отмечает большинство авторов, 1987 г. можно считать годом возрождения предпринимательства в России: в мае был принят Закон СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности", в июне того же года – Закон СССР "О государственном предприятии (объединении)". Развитие малого бизнеса в условиях плановой экономики, до 90-х годов, началось с принятия Закона от 26.05.1988 N 8998-XI "О кооперации в СССР", в котором были заложены правовые основы для легальной деятельности в негосударственном секторе экономики и появления малых предприятий. Данный Закон создал первые реальные предпосылки для оживления предпринимательства и развертывания частной инициативы в России. В своих научных работах многие отечественные авторы (Д.А. Ендовицкий, Р.Р. Рахматуллина, Э.А. Уткин, Д.С. Шабанов и др.) представляют этапы развития малого предпринимательства в России, однако в отечественной литературе не уделено должного внимания развитию нормативно-правового регулирования деятельности малых предприятий[15].

Целесообразно обозначить этапы  становления нормативно-правовой базы, касающиеся вопросов бухгалтерского учета, налогообложения малых предприятий, поскольку данные моменты оказали  непосредственное влияние в целом  на развитие малого бизнеса в России.

Условно можно выделить четыре этапа развития нормативно-правового  регулирования бухгалтерского учета  и налогообложения малых предприятий. По мнению автора, рационально выделить следующие этапы:

  • первый этап - с 1987 по 1994 г.;
  • второй этап - с 1995 по 1997 г.;
  • третий этап - с 1998 по 2008 г.;
  • четвертый этап - с 2009 г. до настоящего времени [16].

В настоящее время деятельность субъектов малого бизнеса в России регулируется Федеральным законом N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", согласно которому к субъектам малого бизнеса отнесены юридические лица и индивидуальные предприниматели, отвечающие критериям, установленным ст. 4 указанного Закона[1]. При организации бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства, которые являются юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, следует руководствоваться едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 03.11.2006) «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации № 34н, Положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету (ПБУ), Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Основные требования к  ведению бухгалтерского учета состоят  в следующем:

  • Ведение бухгалтерского учета только на основании первичных учетных документов, которые должны составляться при проведении хозяйственных операций и соответствовать унифицированным стандартным формам, утвержденным Госкомстатом РФ, при их отсутствии – разрабатываться самой организацией с наличием обязательных реквизитов. При разработке форм документом самостоятельно образцы их должны быть приложены к Положению об учетной политике.
  • Использование стандартного плана счетов бухгалтерского учета (на основе которого малое предприятие может самостоятельно сформировать свой рабочий План счетов).
  • Обязательное проведение инвентаризации – для проверки данных бухгалтерского учета и отчетности и документального подтверждения их.
  • Ведение учета имущества, обязательств и хозяйственных операций организации:
  1. непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до ликвидации или реорганизации;
  1. без каких-либо пропусков и изъятий со своевременной регистрацией на счетах всех операций и результатов инвентаризации;
  2. путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета в хронологической последовательности.
  • Соответствие данных аналитического учета оборотам по счетам синтетического учета.
  • Организация раздельного учета:
  1. имущества, находящегося в собственности данной организации, и имущества других юридических лиц, находящегося у нее;
  1. текущих затрат на производство продукции и капитальных положений.
  • Ведение бухгалтерского учета в рублях. Записи по валютным счетам и операциям в иностранной валюте производятся в рублях с пересчетом по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции.

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства несет руководитель этого предприятия. Он обязан создать необходимые условия для успешной постановки учета[2].

Малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения  бухгалтерского учета, за исключением  учета основных средств и нематериальных активов. Предприятия малого бизнеса, применяющие упрощенную систему  налогообложения, ведут учет доходов  и расходов в установленном гл. 26.2 НК РФ[3]. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на малом предприятии несет руководитель предприятия. Руководитель может в зависимости от объема учетной работы:

  1. создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  2. ввести в штат должность бухгалтера;
  3. передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту;
  4. вести бухгалтерский учет лично.

Главный бухгалтер назначается  и освобождается от должности  на основании приказа руководителя предприятия и подчиняется непосредственно  ему.

Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных  операций законодательству РФ (п. 3 ст. № 129-ФЗ (ред. от 03.11.2006) «О бухгалтерском учете»); несет ответственность за формирование учетной политики, методологию и ведение бухгалтерского учета (п. 5 ПБУ 1/2008); своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности в контролирующие организации (п. 5 ст. 13 Федерального закона № 129-ФЗ (ред. от 03.11.2006) «О бухгалтерском учете»). Если на малом предприятии в штате не предусмотрена должность кассира, то главный бухгалтер имеет право выполнять эти функции по совместительству. Для этого должен быть оформлен специальный приказ руководителя, копий которого следует передать в обслуживающие банки[18].

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных  операций и предоставлению в бухгалтерию  необходимых документов и сведений в полном объеме и заданные сроки  обязательны для всех работников предприятия.

Начальным этапом бухучета является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления  определенных носителей первичной  учетной информации.

К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени  которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном  и стоимостном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц[20].

Первичные документы, данные по которым принимаются к бухгалтерскому учету, проверяются по форме (полнота  и правильность их оформления) и  по содержанию (законность документированных  операций, логическая увязка отдельных  показателей).

Налоговый учет осуществляется малыми предприятиями в соответствии с требованиями Налогового кодекса  РФ. Для организации налогового учета  они могут самостоятельно разрабатывать  регистры налогового учета. Вместе с  тем им предоставлено право в  указанных целях использовать информацию из регистров бухгалтерского учета.

Организация бухгалтерского учета определяется как видом, так  и масштабами деятельности субъекта малого бизнеса, что связано с  объемом первичной документации, отражающей хозяйственные операции.

До недавнего времени  получение статуса малого предприятия  предоставляло весьма существенные экономические преимущества, так  как и налоговые отношения  субъектов малого предпринимательства  с бюджетом регулировались особо.

Признаны утратившими  силу статьи, регулировавшие следующие  вопросы, не учтенные в Законе N 209-ФЗ:

1. Порядок создания и  использования фондов поддержки  малого предпринимательства. В  дальнейшем деятельность подобных  фондов не предполагается. Федеральный  фонд поддержки малого предпринимательства  был ликвидирован Постановлением  Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 106.

2. Особый порядок налогообложения  субъектов малого предпринимательства.  Для того, чтобы отмена норм  ст. 9 Закона N 88-ФЗ получила практическое  продолжение, необходимо было  внести изменения в ряд глав НК РФ.

Вместе с тем п. 1 ст. 9 Закона N 88-ФЗ была продублирована и  уточнена (применительно к конкретной ситуации) конституционная норма: "В  случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные  условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению  с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет  своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том  же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации". Эта норма теперь также отменена.

Минюст России 1 декабря 2010 г. зарегистрировал приказ Минфина  России от 08.11.2010 № 144н, который вносит поправки в законодательство по бухгалтерскому учету. Все новшества касаются малых  предприятий и значительно упрощают ведение бухгалтерского учета. Данные поправки не распространяются на кредитные  организации и эмитентов публично размещаемых ценных бумаг. Изменения  вступают в силу, начиная с годовой  отчетности за этот год.

Приказ Минфина России внес изменения в п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации». Субъекты малого предпринимательства вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей.

Организации могут использовать кассовый метод при соблюдении нескольких условий:

  • организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
  • сумма выручки может быть определена;
  • расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены[17].

Что касается учета расходов, в п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации», и сейчас предусмотрена возможность признавать расходы после погашения задолженности. Такой вариант может использоваться, когда в разрешенных случаях выручка признается по мере оплаты. Внесенные изменения заменили слова «в разрешенных случаях» на слова «субъектом малого предпринимательства». Теперь нормы ПБУ 10/99 согласуются с положениями ПБУ 9/99. Важный момент: данные нововведения дают право, но не обязывают компании определять выручку по мере поступления денежных средств и списывать расходы по их оплате. Начать применять новшество можно с 2011 года, прописав в учетной политике выбранный метод признания выручки и расходов.

Информация о работе Нормативно-правовое регулировая на предприятиях малого бизнеса