Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:46, курсовая работа
Цель работы – анализ структуры источников собственного финансирования организации.
Задачи работы:
- анализ структуры фондов собственных средств;
- оценка экономического и финансового потенциала организации;
- выявление путей совершенствования формирования собственных фондов.
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы формирования фондов предприятия 4
ГЛАВА 2. Экономическая характеристика ОАО «ВЭП» 11
2.1. Анализ хозяйственной деятельности 11
2.2. Анализ финансового состояния 13
Глава 3. Образование и использование фондов собственных средств 15
3.1. Формирование уставного, добавочного, резервного капиталов предприятия 15
3.2. Пополнение собственных фондов организации 17
3.3. Анализ образования, управления и использования собственных фондов ОАО «ВЭП» 19
3.4. Анализ рентабельности активов и собственного капитала 24
3.5. Пути совершенствования образования и использования средств фондов предприятия 25
Выводы и предложения 36
Список использованной литературы
3.4. Анализ рентабельности активов и собственного капитала
Наряду с абсолютными показателями прибыли необходимо изучить и относительные показатели (коэффициенты) рентабельности. Они могут рассчитываться на основе прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли. Показатели рентабельности рассчитанные по данным отчетности организации представлены в таблице 3.3.
Таблица 3.3
Показатели рентабельности ОАО «ВЭП», %
Наименование показателя |
Предшествующий период на началогода |
Отчетный год |
Отклонение за отчетный год(+,-) | |
на начало года |
на конец года | |||
11. Рентабельность основной деятельности |
5,55 |
8,6 |
13,51 |
4,91 |
12. Рентабельность продаж по чистой прибыли |
2,13 |
3,79 |
9,07 |
5,28 |
13. Рентабельность активов по чистой прибыли |
8,05 |
19,24 |
56,7 |
37,46 |
14. Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли |
8,06 |
19,29 |
56,77 |
37,41 |
Мы наблюдаем увеличение всех показателей рентабельности, а это значит, что эффективность деятельности организации за исследуемый период повышается. Увеличение рентабельности собственного капитала составляет за два года 48,71 пункта. Такая ситуация сложилась за счет роста превышения темпа роста чистой прибыли над собственным капиталом, так как собственный капитал организации увеличивается только за счет нераспределенной прибыли, то можно сделать вывод, что значительное увеличение реинвестированной прибыли оказывает положительное воздействие на эффективность деятельности.
Проведем анализ рентабельности собственного капитала для выявления источников его увеличения в целях дальнейшего развития организации (табл. 3.4).
Таблица 3.4
Анализ рентабельности собственного капитала
Наименование показателей |
Прошлый год |
Отчетный год |
Изменение, (+,-) |
1. Выручка (нетто) от реализации продукции, работ и услуг, тыс. руб. |
606921 |
1179924 |
573003 |
2. Чистая прибыль, тыс. руб. |
22974 |
106999 |
84025 |
4. Средняя стоимость активов, тыс. руб. |
110454 |
154060 |
43606 |
5. Средняя величина собственного капитала, тыс. руб. |
110234 |
153799 |
43565 |
6. Коэффициент деловой активности (Кда ), оборотов |
5,49 |
7,66 |
2,17 |
7. Рентабельность продаж (Рп), % |
3,79 |
9,07 |
5,28 |
8. Коэффициент отношения
активов к собственному |
1,00 |
1,00 |
- |
9.Рентабельность собственного капитала, % |
20,84 |
69,57 |
48,73 |
10. Изменение рентабельности за счет: |
|||
- влияния на рентабельность собственного капитала рентабельности продаж ((Рп1-Рп0) * Кда0*К ск0) |
Х |
28,99 |
|
- влияния на рентабельность
собственного капитала изменения
коэффициента деловой |
Х |
19,68 |
|
- влияния на рентабельность собственного капитала коэффициента отношения активов к собственному капиталу ((Кск1-Кск0) * Рп1 * Кда) |
Х |
0,06 |
Из расчетов видно, что положительное влияние на рентабельность собственного капитала оказывают все показатели, но за счет увеличения рентабельности продаж рентабельность собственного капитала увеличивается в большей степени.
3.5. Пути совершенствования образования и использования средств фондов предприятия
Методика расчета влияния факторов на прибыль от обычной деятельности включает следующие шаги.
1. Расчет влияния фактора «Выручка от продажи».
Расчет влияния этого фактора нужно разложить на две части. Так как выручка организации - это произведение количества и цены реализуемой продукции, то сначала рассчитаем влияние на прибыль от продаж цены, по которой продавалась продукция или товары, а затем рассчитаем влияние на прибыль изменения физической массы проданной продукции.
При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции. Цены на продукцию ОАО «ВЭП» в отчетном периоде возросли по сравнению с базисным в среднем на 10%.
Тогда индекс цены
Jц = (100+10/100) = 1,1
Следовательно, выручка от продажи в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна
В’= В1/Jц
где В’ – выручка от продажи в сопоставимых ценах;
В1 – выручка от продажи продукции в отчетном периоде;
Jц – индекс цены.
Для анализируемой организации выручка в сопоставимых ценах составит:
В’ = 1179924/1,1 = 1072658,2 тыс. руб.
Следовательно, выручка от продажи продукции в отчетном году по сравнению с прошедшим периодом увеличилась за счет роста цены на 107265,8 тыс. руб.
1179924–1072658,2= 107265,8 тыс. руб. (3.2)
1072658,2-606921= 465737,2 тыс. руб. (3.3)
Увеличение количества реализуемой продукции привело к увеличению выручки в отчетном периоде на 465737,2 тыс. руб., а общий прирост выручки (573003,0 тыс. руб.) получился за счет повышения цен на 10%. В данном случае наблюдается прирост качественного фактора и количественного факторов.
1.1. Расчет влияния фактора «Цена»
Для определения степени влияния изменения цены на изменение суммы прибыли от продажи необходимо сделать следующий расчет:
= +573003,0*4,1/100 = 23493,1 тыс. руб. (3.4)
Таким образом, прирост цен на продукцию в отчетном периоде по сравнению с прошедшим периодом в среднем на 10% привел к увеличению суммы прибыли от продажи на 23493,1 тыс. руб.
1.2. Расчет влияния фактора «Количество проданной продукции (товаров)»
Влияние на сумму прибыли от продажи (ПП) изменения количества проданной продукции можно рассчитать следующим образом:
где ΔПП(К)— изменение прибыли от продажи под влиянием фактора «количества проданной продукции»;
В1 и В0 — соответственно выручка от продажи в отчетном (1) и базисном (0) периодах;
ΔВц — показатель (*), изменение выручки от продажи под влиянием цены;
R0p— рентабельность продаж в базисном периоде.
Для ОАО «ВЭП»:
ΔПП(К) = 107265,8*4,1/100 = 4397,9 тыс. руб.
Таким образом, влияние получилось положительным, т.е. в результате увеличения в отчетном периоде объема полученной выручки в сопоставимых ценах сумма прибыли от продажи увеличилась на 4397,9 тыс. руб., потому что на выручку помимо цены влияет и количество реализуемой продукции (товаров).
2. Расчет влияния фактора «Себестоимость проданной продукции» осуществляется следующим образом:
(3.6)
= 1179924*(88,10-91,40)/100 = -38937,5 тыс. руб.
Снижение уровня себестоимости привело к увеличению прибыли на 38937,5 тыс. руб.
3. Расчет влияния фактора «Коммерческие расходы» Для расчета используется формула, аналогичная предыдущей:
(3.7)
4. Расчет влияния фактора «Управленческие расходы»
(3.8)
В отчете «О прибылях и убытках» ОАО «ВЭП» коммерческие и управленческие расходы не выделяются. Остальные показатели - факторы от прочей деятельности - не оказывают столь существенного влияния на прибыль, как факторы хозяйственной сферы.
Влияние фактора определяется суммой в таблице 3.5 (абсолютные отклонения). Все показатели нужно разделить на факторы прямого и обратного влияния по отношению к прибыли. На какую величину увеличивается (уменьшается) показатель-фактор «прямого действия», на такую же сумму увеличивается (уменьшается) прибыль. Факторы «обратного действия» (расходы) влияют на сумму прибыли противоположным образом.
Таким образом, можно обобщить влияние факторов, воздействующих на прибыль от продажи и, следовательно, на прибыль отчетного периода.
Таблица 3.5
Сводная таблица влияния факторов на чистую прибыль отчетного периода
Показатели-факторы |
Сумма, тыс. руб. |
1. Количество проданной продукции (работ, услуг) |
+4397,9 |
2. Изменение цен на реализованную продукцию |
+23493,1 |
3. Себестоимость проданной продукции, товаров, работ, услуг |
-38937,5 |
4. Коммерческие расходы |
- |
5. Управленческие расходы |
- |
6. Проценты к получению |
|
7. Проценты к уплате |
-3339,0 |
8. Доходы от участия в других организациях |
|
9. Прочие операционные доходы |
-63288 |
10. Прочие операционные расходы |
+63002 |
11. Прочие внереализационные доходы |
- |
12. Прочие внереализационные расходы |
- |
13. Налог на прибыль |
+2197 |
Рассчитанные показатели свидетельствуют о том, что наибольшее влияние на увеличение прибыли и соответственно наращивание собственного капитала оказывает себестоимость продукции. В этой связи актуальными являются мероприятия по снижению себестоимости работ на предприятии ОАО «ВЭП». В частности, для ОАО «ВЭП» рекомендуется ввести систему конкурсных закупок. Так, например, за счет проведения конкурсных закупок товаров, имеется возможность закупать средства индивидуальной защиты (СИЗ) и специальную одежду и обувь.
В строительной индустрии в год на данные средства защиты и спецодежду затрачивается до 3 800 рублей на каждого работника, занятого строительными работами. Затраты на спецодежду и средства индивидуальной защиты составили в 2011 году 1 076 020,7 рублей. По специфике и экономической эффективности конкурсных закупок следует обратиться к опыту организации конкурсов государственными структурами. По итогам государственных закупок Вологодской области по бюджету на 2010 год по состоянию на 24.02.2010 года было осуществлено размещение государственного заказа на сумму 4046816,32 тыс. руб. При этом сокращение бюджетных расходов за счет проведения процедур размещения государственного заказа Вологодской области 50488,97 тыс. руб., что составляет 1,2%. Опыт же других областей в проведении конкурсных торгов показывает, что экономия может составлять до 5%.
Таким образом, за счет внедрения конкурсных торгов только на закупку спецодежды и СИЗ ОАО «ВЭП» может произвести экономию собственных средств в размере 1 076 020,7*0,012 = 13 000 рублей.
Рекомендуется проводить регламентированные закупки товаров, работ, услуг посредством открытого конкурса при заключении договоров, цена которых превышает 100 000 рублей. Введение в бетонную смесь 20 кг композиции ЦМИД-4 взамен 20 кг цемента при обеспечении равной подвижности бетонной смеси позволит на 35 л уменьшить количество воды затворения, что обеспечит более эффективное использование введенного цемента. Применив добавку типа «ЦМИД», мы получим экономию материалов в целом на 0,044 т. Используя этот фактор, а также мероприятие по закупке щебня с завода изготовителя, мы видим снижение стоимости расхода материалов на 1т бетона на 6,13 руб. Таким образом, на изготовление 1 блока с использованием добавки типа «ЦМИД», потребуется 666,96 рублей, а по старой технологии – 694,08 рублей. То есть, если учесть, что в год получают 2000 м3 блоков, то экономический эффект (Э1) составит:
Э1 = (С1 – С2) ´ А2,
где С1 – затраты на материальные ресурсы (бетон) на 1 м3 блока до внедрения мероприятий, руб.;
С2 – затраты на материальные ресурсы (бетон) на 1 м3 блока после внедрения мероприятий, руб.;
Информация о работе Образование и использование фондов собственных средств