Общие положения по аудиту расчетов с дебиторами и кредиторами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение особенностей проведения аудиторских проверок расчетных операций с дебиторами и кредиторами и влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансово-хозяйственную деятельность исследуемого предприятия.
Цель определила решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты аудита расчетов с дебиторами и кредиторами;
- провести аудиторскую проверку расчетов с дебиторами и кредиторами в ОАО «Самарский хлебзавод №9»;
- составить аудиторское заключение, на основании которого дать рекомендации по усовершенствованию системы расче

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общие положения по аудиту расчетов с дебиторами и кредиторами…..7
Понятия и порядок учета расчетов с дебиторами и кредиторами………....7
Цели и задачи аудиторской проверки……………………………………….10
Глава 2. Методика аудиторской проверки учета расчетов с дебиторами и кредиторами на примере ОАО «Самарский хлебозавод №9»…………………………………………………………………………………...13
2.1. Структура и содержание аудиторской проверки……………………………13
2.2. Составление общего плана и программы аудита…………………………...16
2.3. Расчет уровня существенности, аудиторского риска по данным ОАО «Самарскогохлебозавода №9»………………………………………………………22
2.4. Обобщение результатов аудиторской проверки на предприятии…………. 29
Заключение…………………………………………………………………………...32
Список литературы…………………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

курсовая аудит.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

     В отличие от предварительного платежа при отпуске товаров и услуг в кредит платеж является отсроченным. Покупатель обязан оплатить счета за товары или услуги спустя определенное время, продолжительность которого определяется договором. Если же этот срок сторонами не оговорен, оплата должна производиться в разумный срок после заключения договора поставки или купли-продажи. Обычно он равен 30 дням со дня предъявления соответствующего требования. Правовые последствия неисполнения обязанностей по поставкам с оплатой в кредит аналогичны последствиям неисполнения обязанностей по предварительной оплате.

     Срок, в течение которого дебиторская и кредиторская задолженность отражается в учете и отчетности, включает в себя период времени, с которым гражданское законодательство связывает те или иные правовые последствия. Сроки бывают нормативные – установленные законом или иным правовым актом и договорные – определенные соглашением сторон. Как разновидность нормативных сроков гражданского права различают сроки, в течение которых нарушенное или оспариваемое право подлежит защите – срок исковой давности. Общий срок исковой давности установлен в три года. Для отдельных видов требований законом могут быть установлены специальные сроки исковой давности.

     Дебиторская задолженность по истечению срока исковой давности списывается на основании приказа руководителя на уменьшение финансовых результатов организации или резерва по сомнительным долгам. Но эта списанная задолженность не считается аннулированной: ее отражают на забалансовом счете еще в течение 5 лет.

     Кредиторская задолженность по истечению срока исковой давности списывается на увеличение финансовых результатов организации п.7, 10.4 и 16 ПБУ 9/99.»2

 

1.2. Цели и задачи аудиторской проверки

     «Цель и основные принципы аудиторской проверки аудитор определяет согласно правилу (стандарту) N 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Цель аудита расчетов с дебиторами, кредиторами — выражение мнения о достоверности показателей дебиторской и кредиторской задолженности, представленной в финансовой отчетности, и соответствии ведения бухгалтерского учета этих операций требованиям законодательства Российской Федерации.

     Объектами проверки являются расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, разными дебиторами и кредиторами, учет расчетов с персоналом предприятия; учет расчетов с бюджетными и внебюджетными фондами.

     Методика аудита операций с дебиторами и кредиторами определяется организацией бухгалтерского учета, содержанием счетов и допущенных ошибок.

     Источниками информации для поведения аудита расчетов c различными дебиторами и кредиторам (поставщиками, покупателями, заказчиками) являются:

регистр синтетического учета и отчетность (бухгалтерский баланс (форма № 1), главная книга).

регистры синтетического и аналитического учета расчетов.

     Первичные документы по учету расчетов - накладные, счета-фактуры, договора поставки продукции (работ, услуг), акты сверки расчетов; протоколы о зачете взаимных требований; акты инвентаризации расчетов; векселя; копии платежных документов; книга продаж.

     При аудите расчетов с дебиторами, кредиторами проверяются бухгалтерские счета:

— по которым непосредственно отражаются расчеты с дебиторами, кредиторами, — 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами»;

— проверяются предпосылки, сделанные руководством аудируемого лица в финансовой отчетности, — 08 «Вложения во внеоборотные активы», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 91 «Прочие доходы и расходы», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и др.

     Проверка правильности отражения в бухгалтерской отчетности расчетных операций является важным и трудоемким этапом аудиторской проверки.

Основными задачами при аудите расчетов с дебиторами и кредиторами являются:

- установление реальности дебиторской и кредиторской задолженности;

- проверка наличия просроченной дебиторской и кредиторской задолженности;

- установление дебиторской и кредиторской задолженности, по которой прошел срок позывной давности;

- проверка списания задолженности, срок позывной давности, по которой прошел;

- проверка правильности учета дебиторской и кредиторской задолженности в зависимости от принятого метода определения реализации и видов реализации;

- проверка правильности и обоснованности списания задолженности.»3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методика аудиторской проверки учета расчетов с дебиторами и кредиторами на примере ОАО «Самарский хлебозавод №9»

 

2.1. Структура и содержание аудиторской проверки.

     « Так как аудит расчетов состоит в проверке состояния расчетов с поставщиками и подрядчиками - счет 60; расчетов с покупателями и заказчиками - счет 62; расчетов по имущественному и личному страхованию - счет 65; расчетов по претензиям - счет 76; расчетов по авансам полученным - счет 62; расчетов по авансам выданным - счет 60; расчетов с подотчетными лицами - счет 71; расчетов по возмещению материального ущерба - счет 73-2; расчетов с прочими дебиторами и кредиторами - счет 76; расчетов по оплате труда -- счет 70; расчетов по социальному страхованию и обеспечению - счет 69; расчетов по внебюджетным платежам, расчетов с бюджетом - счет 68, рассмотрим более подробно что необходимо проверять аудитору.

     При аудите расчетов с поставщиками аудитору необходимо проверить:

наличие договоров поставки продукции;

реальность задолженности поставщиков;

актами инвентаризации (сверки) расчетов;

правильность ведения аналитического учета по счету 60;

правильность составления бухгалтерских проводок по счету 60;

обоснованность учета и принятия к зачету сумм НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам и услугам;

соответствие записей аналитического учета по счету 60 с записями в журнале-ордере № 6, регистрах компьютерного учета, главной книге и балансе.

     При аудите расчетов с покупателями и заказчиками необходимо проверить:

наличие договоров поставки продукции;

достоверность задолженности покупателей;

акты инвентаризации (сверки) расчетов;

аналитический учет по счету 62;

правильность составления бухгалтерских проводок по счету 62;

соответствие записей аналитического учета по счету 62 с записями в журнале-ордере № 11, главной книге и бухгалтерском балансе.

     Особое место в аудите расчетов занимает аудит расчетов с подотчетными лицами. Подотчетными суммами называются денежные авансы, выдаваемые работникам предприятия из кассы на мелкие административно-хозяйственные и операционные расходы.

отчет о движении денежных средств (форма № 4);

главная книга;

журнал-ордер № 7, объединяющий в себе аналитический и синтетический учет расчетов с подотчетными лицами (для журнально-ордерной формы счетоводства), иные регистры аналитического и синтетического учета расчетов с подотчетными лицами в зависимости от принятой на предприятии формы счетоводства.

Начисление суммы оплаты труда работникам, занятым заготовкой материалов, отражают по дебету счета 15 и кредиту счета 70.

Начисление суммы оплаты труда работникам, занятым приобретением материалов, отражают по дебету счета 10 и кредиту счета 70.

Списание дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности производится записью: дебет счета 91; кредит счета 76, 62.

Погашение кредиторской задолженности отражается по. дебету счета 76 и кредиту счетов 50, 51, 52, 55. Суммы штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, пеня отражаются в учете по дебету счета 91, кредиту счетов 50, 51, 52.

     При аудите расчетов по возмещению материального ущерба проверяются:

причины возникновения материального ущерба (недостачи, растраты, хищения);

полнота отнесения на виновных лиц сумм по недостачам и растратам, соблюдение сроков и порядка рассмотрения случаев недостач, хищений и растрат;

правильность ведения аналитического учета по счету 73;

правильность составления бухгалтерских проводок по счету 73-3;

соответствие записей аналитического учета по счету 73 записям в журнале-ордере № 8, главной книге и бухгалтерском балансе.

     Целью аудиторской проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами является установление полноты и правильности расчетов по налоговым и другим платежам в анализируемом периоде.

    При аудите расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами:

• правильность определения объекта налогообложения;

• правильность применения ставок налогов;

• законность и обоснованность применения льгот по оплате налогов;

• полноту и своевременность перечисления взносов;

• правильность отражения в бухгалтерском учете операций по начислению платежей и их перечислению;

• соответствие записей аналитического и синтетического учета по счету 68 записям в главной книге и балансе;

правильность и своевременность составления форм налогового учета и отчетности по бюджетным и внебюджетным платежам.»4

 

  «Структура проведения аудита расчетов с дебиторами и кредиторами состоит из:

- составление плана и программы аудита;

- оценка системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета;

- оценка аудиторского риска и расчет уровня существенности;

- сбор доказательств для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности;

- проведение итогов аудиторской проверки.»5       

2.2. Составление общего плана и программы аудита. 

     «До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта.

     Поэтому планирование следует рассматривать как важный и ответственный этап аудиторской проверки, поскольку от качества его выполнения зависит эффективность всей последующей работы аудитора. Планирование аудиторской проверки осуществляется в соответствии с правилом (стандартом) №3 «Планирование аудита». При планировании аудита аудиторской организации следует выделить следующие основные этапы:

а) предварительное планирование аудита;

б) подготовка и составление общего плана аудита;

в) подготовка и составление программы аудита.

    В соответствии с правилом работа с экономическим субъектом, обратившимся в аудиторскую организацию, должна начинаться с предварительного планирования.

Именно стадия предварительного планирования предшествует написанию письма-обязательства и заключению договора на проведения аудиторской проверки, моменту, когда стороны выразят обоюдное согласие на проведение аудита и примут на себя связанные с этим обязательства. На этой стадии приходит знакомство потенциальных партнеров: аудиторской организации и ее потенциального клиента и обмен информацией, которая позволила каждой из сторон (в первую очередь аудиторской организации) принять решение о принципиальной возможности и целесообразности дальнейшего сотрудничества в области аудита.

     Основными условиями проведения аудита и связанные с ними права и обязанности сторон согласовываются в договоре на проведение аудиторской проверки. Заключению договора предшествует направление аудиторской организацией исполнительному органу экономического субъекта письма-обязательства аудиторской организации о согласовании на проведение аудита, целью которого является исключение возможного понимания сторонами условия предстоящего договора на проведение аудиторской проверки.

     В правиле (стандарте) определен перечень информации, которая в обязательном порядке должна найти свое отражение в письме-обязательстве :

-условия аудиторской проверки;

-обязательства аудиторской организации;

-обязательства экономического субъекта.

      В письме обязательстве должны быть приведены ссылки на нормативные акты, на основании которых проводится аудит. В первую очередь к таким законодательным и нормативным актам относятся:

Информация о работе Общие положения по аудиту расчетов с дебиторами и кредиторами