Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:01, лекция
Как известно, ведение хозяйственного учета предполагает прежде всего количественное измерение учитываемых объектов. Для этого используются учетные измерители: натуральные, трудовые, денежные. Но именно денежные или стоимостные измерители занимают центральное место в учете и применяются для отражения различных хозяйственных явлений, а также для обобщения их в единой стоимостной оценке. Только с помощью стоимостного измерителя можно посчитать общую стоимость разнородного имущества предприятия.
Кратко рассмотрим приведенные на рис. 1.1 элементы метода бухгалтерского учета.
Документация и инвентаризация.
Все факты хозяйственной жизни,
осуществляемые организацией, оформляются
оправдательными (первичными) документами,
на основании которых ведется бухг
Первичные документы должны иметь ряд обязательных реквизитов: наименование документа, код формы, дату составления, наименование организации, фамилии и инициалы должностных лиц и подписи лиц, составивших документ, содержание факта хозяйственной жизни, его количественную характеристику в натуральном и денежном выражении и др.
Рис. 1.1. Элементы метода бухгалтерского учета
Обращение документов в организации
осуществляется в соответствии с
утвержденным графиком документооборота.
Под документооборотом
Информация из первичных документов переносится в регистры бухгалтерского учета. Под регистрами в бухгалтерском учете понимают различные виды таблиц, в которые заносят данные из первичной документации. Регистры подразделяют по трем основаниям: назначению (хронологические, систематические и комбинированные), обобщению данных (интегрированные, дифференцированные), внешнему виду (книги, карточки, свободные листы, машинные носители). В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, отражения на счетах учета и в бухгалтерской отчетности. Они должны быть защищены от несанкционированных исправлений. В случаях исправления ошибок в регистрах бухгалтерского учета их подтверждают подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления. Содержание регистров бухгалтерского учета является коммерческой тайной.
Инвентаризация как элемент
метода бухгалтерского учета позволяет
посредством проверки выявить фактическое
наличие материальных ценностей, денежных
средств и финансовых обязательств
на определенную дату путем их подсчета,
измерения, оценки, а также определить
состояние расчетов организации
и провести сверку полученных данных
с данными бухгалтерского учета.
Результатом является или подтверждение
данных бухгалтерского учета, или обнаружение
неучтенных ценностей либо допущенных
потерь, хищений, недостач. Поэтому
при помощи инвентаризации контролируется
сохранность материальных ценностей
и денежных средств, проверяется
полнота и достоверность данных
бухгалтерского учета и отчетности.
Данные инвентаризации используются для
уточнения и корректировки
Инвентаризации подлежит все имущество организаций независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств, а также производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в ее бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Основными целями инвентаризации являются:
выявление фактического наличия основных и оборотных средств в целом и по ответственным за их сохранность лицам;
сопоставление фактического наличия
имущества с данными
проверка полноты отражения в учете обязательств;
установление причин, вызывающих расхождения фактического наличия средств с данными бухгалтерского учета.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, кроме случаев, когда инвентаризация обязательна. На основании п. 2 ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» инвентаризация обязательна:
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
при смене материально
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при реорганизации или ликвидации организации;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Кроме того, инвентаризацию отдельных видов имущества имеет право проводить налоговая инспекция при выездных проверках.
Для проведения инвентаризации создается комиссия из представителей администрации, работников бухгалтерии и материально ответственных лиц. По окончании инвентаризации каждое материально ответственное лицо дает расписку, что все ценности, отмеченные в описи, проверены в его присутствии, приняты им на ответственное хранение и нет никаких претензий к комиссии. Инвентаризационные ведомости передаются в бухгалтерию для сопоставления действительных остатков с остатками по данным бухгалтерского учета. По результатам инвентаризации составляется сличительная ведомость, в которой отражаются данные результатов инвентаризации, причем выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета фиксируются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
излишки имущества приходуются и соответствующая сумма относится на финансовые результаты организации;
недостача имущества и его порча
в пределах норм естественной убыли
относятся на затраты производства
или расходы, сверх норм – на виновных
лиц. В тех случаях, когда виновные
лица не установлены или суд отказал
во взыскании с них убытков, суммы
недостачи и материального
Документация и инвентаризация являются приемами первичного наблюдения за объектами бухгалтерского учета.
Оценка и калькуляция. По мнению Я. В. Соколова, «оценка есть способ перевода учетных объектов из натурального измерителя в денежный. Она выполняется в целях тех или иных хозяйствующих субъектов и представляет собой воплощение принципа квантификации».
Отражая факты хозяйственной
Оценка активов организации в соответствии с международными стандартами проводится на основе:
фактической стоимости приобретения;
восстановительной стоимости, т. е. стоимости соответствующего вида активов в современных условиях его воспроизводства;
возможной цены продажи исходя из нормальной конъюнктуры рынка в обычных условиях его функционирования;
дисконтной стоимости, т. е. суммы экономических выгод, которые предполагается получить от конкретного актива в будущем.
Правильность оценки имущества
важна для построения всей системы
бухгалтерского учета, поэтому оценка
должна быть реальной и устанавливаться
по единым правилам. Например, первоначальная
стоимость приобретенных
Основной оценкой имущества и обязательств является фактическая себестоимость. В зависимости от ее величины формируется отпускная цена на реализацию.
Другие способы оценки зависят
от видов имущества и
При оприходовании МПЗ необходимо решить вопрос об их оценке: по фактической или учетной себестоимости, т. е. по нормативной или плановой себестоимости с обязательным исчислением к концу отчетного месяца фактической себестоимости заготовления МПЗ. Стоимостная оценка списания материальных запасов проводится одним из следующих методов: по себестоимости каждой единицы, средней себестоимости, себестоимости первых по времени закупок (ФИФО), себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО).
Отложенные налоговые активы отражаются в учете в оценке суммы, полученной как произведение вычитаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль.
В бухгалтерском учете при
Калькуляция – это способ расчета
себестоимости единицы
С помощью калькуляции
Данные калькуляций
Состав и содержание калькуляционных статей могут определяться типовыми методическими рекомендациями.
Счета и двойная запись. Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных фактов хозяйственной жизни. На каждый вид имущества и его источников открывается отдельный счет. Различают два вида счетов: активные и пассивные. Свое название они получили от названия сторон баланса и отражают их содержание. Так, активные счета предназначены для учета имущества организации по его составу и размещению, пассивные счета – для учета обязательств организации. Строение счетов независимо от их вида одинаково: счет – это двусторонняя таблица, левая сторона которой – дебет, а правая – кредит. Для большей части счетов характерно наличие остатка (сальдо) на начало и конец месяца и оборотов за месяц по дебету и кредиту. В бухгалтерском учете существуют счета, на которых учитываются одновременно и имущество оргашюации, и источники его формирования, – активно-пассивные.
Сумма каждого факта хозяйственной
жизни записывается на счетах дважды
(по дебету одного счета и кредиту
другого счета), что и называется
двойной записью. Такая запись обеспечивает
взаимосвязанное отражение
По способу экономической
Синтетические счета предназначены
для учета информации в обобщенном
виде объектов бухгалтерского учета
в едином денежном измерителе (выражении).
В однородных объектах бухгалтерского
учета выделяются отдельные группы
по свойствам и назначению, которые
учитываются на субсчетах. Субсчета
представляют собой промежуточную
группировку аналитических
Однако для осуществления
Между синтетическим счетом и относящимися к нему аналитическими счетами существует определенная взаимосвязь: остатки одного синтетического счета должны быть равны сумме остатков всех аналитических счетов, открытых в дополнение к синтетическому счету; суммы оборотов по дебету и кредиту одного синтетического счета должны быть равны суммам оборотов соответственно по дебету и кредиту всех аналитических счетов, открытых в дополнение к синтетическому счету.
Факты хозяйственной жизни могут регистрироваться в бухгалтерском учете в хронологическом и систематическом порядке.
На основании хронологической записи происходит отражение фактов хозяйственной жизни независимо от содержания в последовательности их совершения во времени и оформления документами. Для этого разработаны специальные бланки, формы журналов регистрации фактов хозяйственной жизни.
Информация о работе Оценка как основной элемент метода бухгалтерского учета