Оценка как основной элемент метода бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:01, лекция

Описание работы

Как известно, ведение хозяйственного учета предполагает прежде всего количественное измерение учитываемых объектов. Для этого используются учетные измерители: натуральные, трудовые, денежные. Но именно денежные или стоимостные измерители занимают центральное место в учете и применяются для отражения различных хозяйственных явлений, а также для обобщения их в единой стоимостной оценке. Только с помощью стоимостного измерителя можно посчитать общую стоимость разнородного имущества предприятия.

Файлы: 1 файл

Оценка как основной элемент метода бухгалтерского учета.docx

— 150.32 Кб (Скачать файл)

Систематическая запись предусматривает  регистрацию тех же фактов хозяйственной  жизни, но согласно их содержанию, на счетах бухгалтерского учета посредством  двойной записи, т. е. сумма каждого  факта хозяйственной жизни записывается по дебету одного и кредиту другого счета. Сумма оборотов по дебету всех счетов за отчетный месяц должна быть равна сумме оборотов по кредиту всех счетов и одновременно общей сумме по журналу регистрации фактов хозяйственной жизни. На практике для обобщения и сверки данных применяются оборотные ведомости, данные которых позволяют проверить правильность и взаимосвязь хронологических и систематических записей синтетического и аналитического учета.

В связи с особенностями деятельности организации правильное использование  плана счетов бухгалтерского учета  имеет большое значение для отражения  выполняемых ею производственных и  финансовых операций.

Планом счетов бухгалтерского учета  называют систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета. Министерством финансов рекомендовано  использовать на всей территории России единый План счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его  применению, утвержденные приказом Минфина  России от 31 октября 2000 г. № 94н.

На основе Плана счетов и Инструкции по его применению каждая организация  утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, который включает перечень используемых синтетических и аналитических  счетов. Дополнять принятый план счетов отдельными синтетическими счетами  организация может только по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Инструкция по применению плана  счетов раскрывает экономическое содержание и назначение каждого счета, определяет порядок ведения синтетического учета, содержит типовую схему корреспонденции  счетов.

План счетов состоит из восьми разделов с отдельно выделенными счетами  забалансового учета. Сначала представлены разделы счетов имущества и хозяйственных процессов (с I по VI), затем разделы счетов источников этого имущества (VII и VIII). Основой группировки счетов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов. В каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и фактов хозяйственной жизни.

Баланс и отчетность. Баланс –  это способ экономической группировки  и обобщения информации об имуществе  организации по составу, размещению и источникам формирования в денежном выражении на определенную дату.

По своему строению баланс представляет собой двустороннюю таблицу, левая  сторона которой – актив –  отражает совокупность имущественных  средств организации, а правая –  пассив – отражает величину средств, вложенных в хозяйственную деятельность организации, форму участия в  создании имущества.

Баланс составляется по данным, имеющимся  на счетах бухгалтерского учета, и позволяет  постоянно сопоставлять активы организации  с требованиями (обязательствами) за полученные организацией ресурсы (активы), т. е. пассивами.

Итог актива баланса всегда равен  итогу пассива баланса так как обе стороны баланса показывают одно и то же имущество, но сгруппированное по разным признакам: в активе – по вещественному составу и функциональной роли, т. е. в чем оно размещено (основные средства, нематериальные активы, оборудование, капитальные вложения, материалы, готовая продукция, денежные средства и т. д.) и какую функцию выполняет в организации; в пассиве – как обязательства, причем одни из них являются обязательствами перед собственниками организации, другие – перед третьими лицами (кредиторами, банками и др.). Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой бухгалтерского баланса. Значения показателей бухгалтерского баланса приводятся в нетто-оценке, т. е. за вычетом регулирующих величин (п. 35 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н).

 

Актив и пассив баланса подразделяются на разделы, а разделы—на статьи. Статьями бухгалтерского баланса называются отдельные показатели актива или  пассива, характеризующие виды средств, прав на эти ценности и одновременно капитал, вложенный в хозяйственную  деятельность организации определенными  хозяйствующими субъектами.

Согласно законодательству все  организации, осуществляющие предпринимательскую  деятельность и являющиеся юридическими лицами, независимо от форм собственности (включая организации с иностранными инвестициями), составляют бухгалтерский  баланс по единой форме. Статьи баланса  заполняются на основе данных Главной  книги. Ряд статей баланса составляется с привлечением данных аналитического учета (ведомостей, журналов-ордеров  или иных аналогичных по назначению регистров). Счета, отражающие состояние  расчетов, должны быть показаны в балансе  в развернутом виде: дебетовое  сальдо по субсчетам представлено в  активе, кредитовое – в пассиве. Все статьи баланса отражаются на начало и на конец отчетного периода.

Статьи актива баланса расположены  в порядке возрастающей ликвидности, и актив баланса включает следующие  разделы.

Раздел «Внеоборотные активы» состоит из данных о нематериальных активах, основных средствах, доходных вложениях в материальные ценности, долгосрочных финансовых вложениях, отложенных налоговых активах, прочих внеоборотных активах. Объединение этих активов обусловлено тем, что, возникнув в организации в некой материально-вещественной форме как результат определенных сделок, они сохраняют до конца существования эту форму, как правило, в течение длительного срока (более одного года) и принадлежность к наименее мобильным (внеоборотным) активам.

Раздел «Оборотные активы» содержит группы статей активов: запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения и денежные средства. По группе статей «Запасы» отражаются сведения об остатках сырья, основных вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатах, таре, затратах на незавершенное производство, расходах будущих периодов, готовой продукции и товарах и т. п. Кроме того, в этом разделе отражаются статьи, характеризующие величину «входного» НДС по приобретенным ценностям, которая еще не возмещена из бюджета, состояние дебиторской задолженности организации, ее краткосрочные финансовые вложения в ценные бумаги и прочие доходные активы, а также наличие денежных средств на счетах в банках и других оборотных активов.

Пассив баланса определяется как  сумма обязательств организации. Статьи пассива располагаются по возрастающей срочности возврата. Пассив баланса  включает три раздела.

Раздел «Капитал и резервы» отражает данные о собственных источниках средств в различных группировках, включающих разные по экономическому содержанию, принципам формирования и использования источники финансовых ресурсов организации: уставный, резервный и добавочный капитал, нераспределенную прибыль (непокрытый убыток).

Раздел «Долгосрочные  обязательства» предназначен для отражения остатков на отчетную дату привлеченных организацией долгосрочных кредитов банков и прочих займов. Задолженность по полученным долгосрочным займам и кредитам должна быть показана с учетом причитающихся к уплате на конец отчетного периода процентов. В этом же разделе представляются данные о величине отложенных налоговых обязательств (часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах).

Раздел «Краткосрочные обязательства» содержит информацию о состоянии расчетов по краткосрочным кредитам банков и займам, а также о наличии кредиторской задолженности организации, из суммы которой отдельно выделяются суммы задолженности перед поставщиками и подрядчиками, персоналом организации, государственными внебюджетными фондами, по налогам и сборам и прочих краткосрочных пассивов. К этому разделу относятся статьи «Доходы будущих периодов» и «Резервы предстоящих расходов».

Бухгалтерский баланс является информационной основой анализа финансового  состояния организации.

Итоговые данные обо всей хозяйственной  деятельности организации за определенный период (месяц, квартал, год) необходимо систематизировать; такое итоговое обобщение проводится в бухгалтерской  отчетности.

Бухгалтерская отчетность как элемент  метода бухгалтерского учета является завершающим этапом учетного процесса. Отчетностью согласно ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» считается  «единая система данных об имущественном  и финансовом положении организации  и о результатах ее хозяйственной  деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным  формам». Бухгалтерская отчетность составляется нарастающим итогом с  начала года.

При составлении бухгалтерской  отчетности используются такие основные понятия, как:

«отчетный период» – период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;

«отчетная дата» – дата, по состоянию  на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

По периодичности составления  бухгалтерскую отчетность делят  на две группы: промежуточная отчетность и годовая отчетность.

Промежуточная бухгалтерская отчетность включает в себя месячную, квартальную, полугодовую отчетность и отчетность за девять месяцев.

Для составления бухгалтерской  отчетности отчетной датой считается  последний календарный день отчетного  периода.

При составлении бухгалтерской  отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год  с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для вновь  созданных организаций считается  период с даты их государственной  регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных  после 1 октября, – по 31 декабря следующего года.

Основным источником информации об организации, особенно для внешних  пользователей, является отчетность.

Состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской  отчетности организацией, кроме кредитных, страховых и бюджетных организаций, установлены ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Типовые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания о  порядке их заполнения утверждаются Минфином России.

Состав промежуточной и годовой  бухгалтерской отчетности различен. Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

бухгалтерский баланс (форма № 1);

отчет о прибылях и убытках (форма  № 2).

Годовой отчет любой организации  включает в себя следующие документы:

«бухгалтерский баланс» (форма  № 1);

«отчет о прибылях и убытках» (форма № 2);

«отчет об изменениях капитала» (форма  № 3);

«отчет о движении денежных средств» (форма № 4);

«приложение к бухгалтерскому балансу» (форма № 5);

«отчет о целевом использовании  полученных средств» (для некоммерческих организаций) (форма № 6);

пояснительную записку к бухгалтерскому отчету;

итоговую часть аудиторского заключения.


Информация о работе Оценка как основной элемент метода бухгалтерского учета