Операционные бюджеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование методологических аспектов бюджетирования и контроля затрат в системе управленческого учета, разработка бюджета на год в целях повышения контроля затрат.
Для решения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность бюджетного планирования.
2. Проанализировать основные функции бюджетирования.
3. Классифицировать и определить виды бюджета.
4. Предложить варианты рационализации всего бюджетного цикла.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и назначение бюджетирования 5
1.1. Бюджетирование как управленческая технология 5
1.2. Виды бюджетов, их классификация 9
1.3. Краткая организационно-экономическая характеристика объекта наблюдения 16
2. Методика составления операционных бюджетов 21
2.1. Бюджет продаж 21
2.2. Бюджет производства 22
2.3. Бюджет прямых затрат на материалы и оплату труда производственных рабочих 23
2.3.Бюджет косвенных общепроизводственных и общехозяйственных расходов 25
3. Направления совершенствования методики операционного бюджетирования 27
Заключение 33
Библиографический список 35

Файлы: 1 файл

29906 СИБУПК БУУ Операционные бюджеты.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

Бюджет продаж составляется в натуральных и в стоимостных  показателях и служит основой  для формирования остальных бюджетов. Объемы продаж каждого вида продукции могут показываться в привязке к различным условиям реализации: регион, сезон, тип покупателей (оптовые, розничные) и т.п. Чем продолжительнее период бюджетирования, тем ниже точность прогноза объема продаж. Самым подвижным фактором здесь являются будущие цены реализации. Поэтому в бюджете целесообразно указывать оптимистические и пессимистические, наиболее вероятные значения объемов продаж, тем самым как бы задавая коридор возможных будущих результатов, в том числе будущих размеров прибыли.

Производственный бюджет представляет собой план выпуска  продукции с учетом запасов готовой  продукции на начало и конец бюджетного периода в физических единицах измерения  по отдельным видам продукции  и по фирме в целом. Планирование объемов производства осуществляется в соответствии с бюджетом продаж. При разработке данного бюджета внешние факторы играют меньшую роль и поддаются более точному прогнозу на год и даже более длительные периоды.

Бюджет материальных затрат содержит сведения о расходах сырья, материалов, покупных изделий, комплектующих в расчете на единицу готовой продукции и их потребности на планируемый объем производства по видам производимой продукции и фирмы в целом. Расчет осуществляется в физических и стоимостных единицах. В бюджете может приводиться и расчет объема закупок планируемых материалов с учетом ожидаемого потребления и запасов на складе. При формировании данного бюджета многое зависит от обоснованности норм и нормативов, действующих на предприятии, а также от складской политики и политики работы с поставщиками. Другими словами, достоверность (точность) прогнозов здесь может варьироваться достаточно широко.

Бюджет прямых затрат труда содержит сведения о трудоемкости изготовления каждого производимого  вида продукции и по фирме в целом. Потребность в затратах труда рассчитывается в человеко-часах и в стоимостном выражении. Расчеты осуществляются на основе данных производственной программы, трудоемкости изготовления единицы производимой продукции и внутрифирменных нормативов стоимости одного человеко-часа. Как правило, разработка данного бюджета не вызывает особых трудностей ввиду определенности систем оплаты труда на фирме.

Бюджет общепроизводственных (цеховых) расходов содержит, как правило, сведения о расходах на оплату труда административно-управленческого, инженерно-технического и вспомогательного персонала непосредственно занятых в подразделениях основного и вспомогательных производств; арендные платежи за арендуемое производственное имущество, затраты на содержание и эксплуатацию оборудования, командировочные и другие виды расходов, связанные с общепроизводственной деятельностью на протяжении бюджетного периода.

В бюджете цеховой  себестоимости продукции затраты  на материалы, заработную плату сводятся воедино, рассчитывается доля общепроизводственных расходов, относимых на цеховую себестоимость. В бюджете важно выделение переменных и постоянных затрат по каждому виду продукции. Следует иметь в виду, что структура бюджета цеховой себестоимости зависит от метода управленческого учета себестоимости.

В бюджет коммерческих расходов включаются текущие расходы, связанные  со сбытом продукции, в том числе  транспортные расходы, комиссионные вознаграждения, а также расходы, связанные с  маркетинговой деятельностью. Указанные расходы рекомендуется разделять на постоянные и переменные для более обоснованного расчета полной себестоимости и прибыли.

Бюджет управленческих расходов содержит данные об оплате труда (заработной плате) административно-управленческого, инженерно-технического и вспомогательного персонала аппарата управления фирмы в целом, а также командировочные и другие общеорганизационные расходы на протяжении бюджетного периода.

Бюджет общехозяйственных  расходов включает прочие общезаводские (общефирменные) расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией машин, оборудования, используемых в общих интересах фирмы, содержит данные об оплате труда (заработной плате) административно-управленческого, инженерно-технического и вспомогательного персонала аппарата управления фирмы в целом, а также командировочные и другие общеоргаиизационные расходы на протяжении бюджетного периода. В системе бюджетирования операционные бюджеты выступают в качестве источника достоверных данных для разработки (подготовки) трех основных финансовых планов (бюджетов), а именно плана доходов и расходов (прибыли и убытков), прогнозного баланса и плана движения денежных средств, которые в совокупности позволяют оценить будущее финансовое состояние предприятия.

Если оно не обеспечивает достижения поставленных перед руководством целей и задач функционирования предприятия на планируемый период, то происходит корректировка операционных бюджетов и соответственно получаются новые варианты трех основных финансовых планов (бюджетов).

Такой процесс происходит до тех пор, пока будущее финансовое положение предприятия не станет удовлетворять менеджеров.

Современные системы  бюджетирования как интегрированные  системы оперативного внутрифирменного планирования, учета и анализа  должны обеспечивать и контроль хода исполнения бюджетов, их своевременную корректировку в случае необходимости.

Таким образом, в рамках бюджетирования воедино увязываются  и отслеживаются планы операционной и финансовой деятельности, что способствует достижению целей и задач, поставленных перед менеджерами, наиболее эффективным способом.

 

Рис. 1 - Типовая классификация  бюджетов организации

 

Многие руководители организаций при построении системы  бюджетирования исходят из тех или  иных концепций. Существует множество  методов бюджетирования и каждый отражает некую концепцию планирования.

Говоря о методах  разработки бюджетов можно выделить следующие методы:

-метод прироста. Он  является традиционным. Применяется  следующий подход: в основу его  составления на предстоящий период  закладываются данные о расходах и доходах за предыдущий период. Затем эти данные корректируются с учётом возможного изменения цен, а также возможного изменения объёма реализации продукции. Таким образом, бюджеты подготавливаются на базе прироста расходов и доходов от достигнутого уровня деятельности.

Недостаток этого метода в том, что неэффективные решения, “заложенные” в предыдущем периоде  деятельности, переходят в бюджеты  следующих периодов.

-метод нулевого базиса. Суть метода в том, что каждый  из видов деятельности, осуществляемый в рамках центра финансовой ответственности или же структурного подразделения, в начале должен доказать своё право на дальнейшее существование путём обоснования будущей экономической эффективности выделяемых средств. В результате руководство получает информацию, позволяющую более точно определять приоритеты.

При сопоставлении данных методов выявляются их недостатки и  преимущества. Составление бюджета  по методу прироста является более  простым. Составление бюджета на основе базиса более трудоёмко. Если применять его ко всем разрабатываемым бюджетам, то процесс его составления требует больших затрат времени.

-метод гибкого бюджета.  Отчёт составляется не в абсолютных  цифрах, а в процентах от объёма  сбыта. Достоинство этого подхода  в том, что если деловая обстановка на предприятии, закладывать в бюджет процент от объёма сбыта часто оказывается проще. Риск же заключается в том, что при таком подходе сложно уделять ведению бизнеса должное внимание.

-метод построчного  бюджета. Представляет собой длинный  перечень позиций, причём оценка проводится по каждому пункту в отдельности. Чем крупнее организация, тем сложнее использовать этот метод. Часто этот метод используют в государственных организациях из-за скрупулёзного расчёта всех показателей. Контроль за исполнением такого бюджета сильно затруднён.

-фондовый метод. Согласно  этому методу расходы планируются  по самым широким категориям. Главное преимущество метода  в простоте; недостаток в том,  что не проводится оценка отдельных  решений и их возможного влияния  на организацию.

Выбор того или иного  метода разработки, видов и форм бюджетов определяется исходя из специфики, целей и задач деятельности организации.

1.3. Краткая организационно-экономическая  характеристика объекта наблюдения

 

ООО«Белая река» была создана в 2004 году. ООО«Белая река» является коммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность в соответствии с Уставом. ООО«Белая река» занимается производством и оптовой продажей сухого молока.

Местонахождение общества: г. Новосибирск, ул. Островского, 49.

Общество является юридическим лицом и имеет  в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное название на русском языке и указание его местонахождение. Общество имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему или логотип, а так же зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.

Уставный капитал  общества составляет 10 тыс. руб. Учредителями  общества являются  физические лица.

Для того, чтобы предприятие  хорошо функционировало необходимо правильно сформировать организационную структуру. В ООО «Белая река» имеется следующая структура по видам деятельности:

Рисунок 2

Рассмотрим  эту структуру по подразделениям:

  1. Бухгалтерия:

Рисунок 3

2. Производство:

Рисунок 4

 

  1. Отдел по ремонту и обслуживанию завода:

 

Рисунок 5

 

4. Транспортный отдел:

Рисунок 6

 

5. Коммерческий отдел (отдел  снабжения):

Рисунок 7

 

6. Отдел учета материальных  ценностей:

 

Рисунок 8

 

7. Административно-хозяйственный  отдел:

 

Рис. 9

 

Основной вид деятельности ООО «Белая река» это производство сухого молока и его реализация.

На сегодняшний день предприятие работает стабильно.

Получить реальную картину  результатов деятельности ООО «Белая река» позволяет система показателей, характеризующих динамические изменения, происшедшие в течение двух последних лет, сравнительный анализ которых проводится при выполнении условия сопоставимости данных. Для анализа возьмем данные 2010 и 2011 гг.

 

Таблица 2. Показатели деятельности ООО «Белая река», тыс.руб.

Показатели

2010 год

2011 год

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

1. Выручка от продаж

106161,00

138124,00

31963,00

130,1

2. Чистая Прибыль

809,00

1154,00

345,00

142,6

3. Средняя стоимость  основных фондов

20607,00

18829,00

-1778,00

91,4

4. Среднесписочная численность  персонала, чел.

175

163

-12

93,1

5. Средняя стоимость  внеоборотных активов

20607,00

19070,00

-1537,00

92,5

6. Средняя стоимость  оборотных активов

13144,00

13300,00

156,00

101,2

7. Собственный капитал

9869,00

11023,00

1154,00

111,7

8. Кредиторская задолженность

12635,00

12393,00

-242,00

98,00

9. Производительность  труда 1 раб., тыс. руб.

607,00

847,00

240,00

139,5

10. Фондоотдача на 1 рубль  выручки от реализации, руб./руб.

5,15

7,34

2,19

142,5

11. Фондоемкость на 1 рубль  выручки от реализации, руб./руб.

19,41

13,81

-5,6

71,1

12. Рентабельность, руб./руб.

9,00

9,00

0,00

100,00


 

Анализ показал, что в 2011 году уменьшилась  среднесписочная численность работников на 12 человек, но наблюдается увеличение производительности труда одного работающего  на 240,00 тыс. руб. Это является следствием увеличения выручки предприятия  на 31963,00 тыс. руб. в отчетном периоде. С этой позиции можно охарактеризовать ООО «Белая река» как экономически развивающееся предприятие, с такой тенденцией развития можно сделать положительный прогноз и на будущие года.

Выручка от продаж в отчетном году составила 138124,00 тыс. руб., что на 30,1% больше чем в прошлом году, исходя из этого можно сказать, что ООО «Белая река»не только увеличивал объемы выпуска продукции, но и о том что в организации хорошо налажена система сбыта готовой продукции, о чем свидетельствуют данные показатели.

Увеличение фондоотдачи  на 2,19 руб./руб. обусловлено опережением  темпов роста выручки от продаж (130,1%) над темпами роста среднегодовой  стоимости основных фондов (91,4%).

В 2010 году чистая прибыль составляла 809,0тыс0 тыс. руб., а в 2011 году величина этого показателя равнялась 1154,00 т. руб., что говорит об улучшении финансового положения ООО «Белая река».

Информация о работе Операционные бюджеты