Операционные бюджеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование методологических аспектов бюджетирования и контроля затрат в системе управленческого учета, разработка бюджета на год в целях повышения контроля затрат.
Для решения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность бюджетного планирования.
2. Проанализировать основные функции бюджетирования.
3. Классифицировать и определить виды бюджета.
4. Предложить варианты рационализации всего бюджетного цикла.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и назначение бюджетирования 5
1.1. Бюджетирование как управленческая технология 5
1.2. Виды бюджетов, их классификация 9
1.3. Краткая организационно-экономическая характеристика объекта наблюдения 16
2. Методика составления операционных бюджетов 21
2.1. Бюджет продаж 21
2.2. Бюджет производства 22
2.3. Бюджет прямых затрат на материалы и оплату труда производственных рабочих 23
2.3.Бюджет косвенных общепроизводственных и общехозяйственных расходов 25
3. Направления совершенствования методики операционного бюджетирования 27
Заключение 33
Библиографический список 35

Файлы: 1 файл

29906 СИБУПК БУУ Операционные бюджеты.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

 

2. Методика составления операционных бюджетов

2.1. Бюджет продаж

Бюджет продаж является отправной точкой во всем процессе составления общего бюджета. Объем продаж и его товарная структура предопределяют уровень и общий характер всей деятельности предприятия.

Почти у всех компаний разработка бюджета продаж является наиболее сложным звеном в процессе планирования. Это связано с тем, что объем продаж и, следовательно, выручка от продажи определяется не столько производственными возможностями компании, сколько возможностями сбыта на реальном рынке, который подвержен влиянию неконтролируемых факторов, среди которых:

- деятельность конкурентов,

- общее положение на  конкретном рынке продаж,

- стабильность поставщиков  и покупателей,

- результативность рекламы,

- политика ценообразования,

- рентабельность продукта.

Существуют два основных способа определения оценок, лежащих в основе бюджета продаж:

1). Статистический прогноз  на основе математического анализа  общеэкономических условий, конъюнктуры  рынка, кривых роста производства  и т.п.

2). Экспертная оценка, полученная путем сбора мнений  управляющих и персонала отдела сбыта. В некоторых компаниях персонал по сбыту оценивает сбыт каждого товара каждому из клиентов.

Большинство крупных  компаний используют комбинацию этих методов, но многие компании считают, что  использование сложных методик  не дает более точного прогноза, чем опыт персонала, анализ и изучение результатов прошлых периодов.

Рассмотрим методику составления бюджета ООО «Белая река»:

1) Формирование бюджета продаж сухого молока.

Прогнозируемый объем  продаж – 362 тонн готовой продукции, в 1 квартал – 74 тонны, во второй квартал – 92 тонны, в третий и четвертый – по 98 тонн. С учетом роста инфляции руководство предприятия решило увеличить цену реализации на 3% ежеквартально.

Таблица 3. Смета продаж сухого молока на 2012 г. (по кварталам)

Показатель

I

II

III

IV

1. Объем продаж, тонна.

74

92

98

98

2. Цена реализации, тыс.руб.

9,8

9,8

9,8

9,8

3. Темп роста цены

1,03

1,06

1,09

1,12

4. Индексированная цена,руб.(стр. 2 * стр. 3)

10094,00

10388,00

10682,00

10976,00

5. Выручка от продаж, тыс.руб.

746956,00

955969,00

1046836,00

1075648,00

6. Общая выручка за  год

3825409,00


2.2. Бюджет производства

 

 Бюджет производства (производственная программа) должен  соответствовать объему продаж (в  физических единицах измерения  продукции) и учитывать изменения запасов готовой продукции на планируемый период.

Чтобы учесть изменения  запасов готовой продукции составляется бюджет запасов, который необходим  не только для обеспечения ритмичности  поставок, но и для более точного  отражения запасов в расчетном (плановом) балансе.

Бюджет производства (производственная программа) и бюджет (план) продаж в количественном выражении  не совпадают друг с другом. Они  различаются между собой на величину запасов готовой продукции, планирование и использование которых необходимо для бесперебойного хода производственного процесса и процесса реализации (продаж) продукции.

Основная цель бюджета  продаж – обеспечение объема производства, достаточного для удовлетворения потребительского спроса и поддержания на экономически целесообразном уровне величины товарно-материальных запасов.

 Формирование бюджета  производства.

Составим бюджет производства продукции при следующих условиях:

- вероятность брака  по технологии – 0,07%;

- запас готовой продукции  на конец квартала – 0,2% от  объема продаж;

- запас готовой продукции  на начало 2011 года – 0,241 тонн.

Таблица 4. Смета производства сухого молока на периоды 1-4 квартал

Показатель

1 – й

2 – й

3 – й

4 – й

1. Объем продаж, тонн.

74

92

98

98

2. Запас готовой продукции  на конец периода, тонн.

0,148

0,184

0,196

0,196

3. Запас готовой продукции  на начало периода, тонн.

0,241

0,148

0,184

0,196

4. Возможный брак, тонн.

0,052

0,064

0,069

0,069

5. Объем производства  в натуральном выражении, кг

(стр. 1 + стр. 2 – стр. 3 + стр. 4)

73959

92100

98081

98069

6. Объем производства  за год, кг.

362209


2.3. Бюджет прямых  затрат на материалы и оплату  труда производственных рабочих

 

Имея данные об объемах  производства можно приступить к  разработке бюджета прямых материальных затрат.

Бюджет прямых материальных затрат и товароматериальных ценностей по своему содержанию включает три составные части:

● бюджет (смета) основных материалов (потребность);

● бюджет запасов материалов на начало и конец бюджетного периода;

● бюджет закупок материалов.

Они взаимосвязаны между собой: смета потребности основных материалов служит основой плана закупок материалов, запасы материалов являются составной частью плана закупок, все вместе используются для обоснования производственной программы.

Чтобы составить годовой  бюджет прямых материальных производственных затрат необходима следующая информация:

1) объем производства  в единицах (штуках, метрах, килограммах,  комплектах и т. п.);

2) количество материалов, требующихся для изготовления  единицы продукции (норма расхода);

3) стоимость единицы каждого вида материалов.

С помощью этой информации определяются нормативные прямые материальные затраты на производство единицы  продукции, которые, в свою очередь, устанавливают бюджетный уровень  прямых материальных затрат и являются основой при разработке бюджета закупок прямых (основных) материалов.

Последовательность составления  бюджетов прямых затрат труда:

1. Установить наиболее  важные виды прямых производственных (операционных затрат) расходов на  оплату труда и категории персонала  чьи издержки на оплату труда прямо пропорционально связаны с объемом продаж и будут изменяться в соответствии с изменением объема продаж на протяжении бюджетного периода.

2. Рассчитать (или уточнить) нормативы трудоемкости по видам  продукции в человеко-часах и  стоимость одного человека-часа, исходя из принятых в организации тарифных условий. На основании этих данных и объема производства определить общую величину прямых затрат труда на производство продукции.

3. Отразить в бюджете  возможную индексацию оплаты  труда в течение бюджетного периода и внести коррективы в соответствующие периоды (месяцы) бюджета через изменения почасовой ставки оплаты труда.

4. Составить бюджет  прямых затрат труда на планируемый  период и график выплаты заработной  платы в соответствии с принятыми в организации кассовыми днями, сроками выплаты авансов части заработной платы.

2.3.Бюджет косвенных общепроизводственных и общехозяйственных расходов

 

 Формирование бюджета  коммерческих расходов по наименованию: сухое молоко.

При формировании коммерческих расходов нормы расходов по основным статьям учитываются в процентном отношении от выручки от продаж. Предполагаемые нормы расходов по основным статьям коммерческих расходов: на упаковку – 0,1%; хранение – 1,5%; транспортировку – 1,4%; рекламу – 0,5%; оплату труда торговых агентов – 0,2%; представительские расходы – 0,1% от выручки от продаж.

 

Таблица 5. Бюджет коммерческих расходов на 2012 г. (тыс. руб.) (по кварталам)

Показатель

I

II

III

IV

1. Прогнозируемая выручка

747,00

956,00

1047,00

1078,00

2. Расходы на упаковку продукции

0,747

0,956

1,047

1,078

3. Расходы на хранение  продукции

11,205

14,340

15,705

16,170

4. Расходы на транспортировку

10,458

13,384

14,658

15,092

5. Расходы на содержание  складских помещений

4,000

4,000

4,000

4,000

6. Расходы на рекламу

3,735

4,780

5,235

5,390

7. Расходы на заработную  плату торговым агентам

1,494

1,912

2,094

2,156

8. Представительские  расходы

0,747

0,956

1,047

1,078

9. Итого коммерческих  расходов (стр. 2 – стр. 8)

32,386

40,328

43,786

44,964

10. Индекс роста коммерческих расходов

1,01

1,015

1,02

1,025

11. Коммерческие расходы  с учетом индексации

32,710

40,933

44,662

46,088

12. Коммерческие расходы  за год

164,393


 

4) Формирование сметы  общих и административно-управленческих расходов.

Используем следующие данные:

Заработная плата управленческого  персонала – 35% от заработной платы  основных рабочих;

Заработная плата прочего  общезаводского персонала – 10% от заработной платы основных рабочих.

Таблица 6. Бюджет управленческих расходов на 2012 г. (тыс. руб.) (по периодам)

Показатель

1 – й

2 – й

3 – й

4 – й

1. Расходы на заработную  плату Управленческого персонала

2264

2477

2466

2370

2. Заработная плата  прочего общезаводского персонала

647

708

705

677

3. Расходы на содержание  административных помещений

50

50

50

50

4. Прочие расходы

25

27

29

31

5. Итого управленческих  расходов

2986

3262

3250

3128

6. Итого управленческих  расходов за год

12626


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Направления совершенствования методики операционного бюджетирования

 

Бюджетирование означает принятие управленческих решений, связанных  с будущими событиями, на основе систематической  обработки данных. Его основная цель на современном промышленном предприятии состоит в повышении эффективности работы предприятия с помощью:

- целевой ориентации  и координации всех событий  на предприятии; 

- выявления рисков  и снижения их уровня;

- повышения гибкости, приспособляемости к изменениям.

Расчеты, осуществляемые в процессе формирования бюджета предприятия, позволяют в полном объеме и своевременно определить необходимую сумму денежных средств на их реализацию, а также источники поступления этих средств (собственные, кредитные, бюджетные или средства инвестора). Результаты расчетов находят свое отражение в долгосрочных и стратегических планах предприятия.

Таким образом, стремление научиться управлять финансами  в условиях нестабильности, организовать производство конкурентоспособной  продукции, обеспечивая эффективное развитие предприятия, ставит перед руководством сложную задачу: овладеть методикой формирования бюджета как основного финансового плана и экономического регулятора отношений между структурными подразделениями предприятия и предприятия с внешней средой.

Бюджетирование представляет собой целостную систему, включающую все основные вопросы: от обоснования целей и задач до контроля его исполнения на всех стадиях.

Основными этапами работы были:

- анализ существующей  системы учета, планирования, документооборота;

- разработка экономических  моделей, определяющих основные  пути закономерного развития  предприятия; 

- формирование технологии  составления бюджета; 

- анализ и апробация  механизма бюджетирования в условиях  промышленного предприятия; 

- распределение обязанностей по подготовке документооборота для составления бюджета между структурными подразделениями и конкретными исполнителями, определение форматов представляемых документов и сроков их подготовки;

- разработка сводного  бюджета предприятия на основе  предоставленной информации и результатов анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия с учетом поставленных целей развития;

- разработка методики  контроля исполнения бюджета,  процедур текущих корректировок  бюджета при изменениях внешних  и внутренних условий.

Информация о работе Операционные бюджеты