Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 09:38, курсовая работа
Целью написания данной работы является рассмотрение методики определения рациональной структуры капитала. Цель работы определяет и ее структуру.
В первой главе рассматриваются сущность капитала предприятия и принципы его формирования (экономическая сущность и классификация капитала предприятия, принципы и политика формирования капитала предприятия, методика оценки структуры и эффективности использования капитала). Вторая глава посвящена вопросам формирование рациональной структуры капитала предприятия (алгоритм формирования рациональной структуры капитала (актива и пассива), оценка эффективности использования капитала, оценка рациональности действующей структуры капитала по данным предприятия).
Введение 3
Глава 1. Сущность капитала предприятия и виды источников его формирования 4
1.1. Экономическая сущность и классификация капитала предприятия 4
1.2. Принципы и политика формирования собственных средств предприятия 7
1.3. Принципы и политика формирования заемных средств предприятия 18
Глава 2. Формирование рациональной структуры капитала предприятия 32
2.1. Этапы построения оптимальной структуры капитала 32
2.2. Критерии принятия решений по формированию структуры капитала 34
2.3. Оценка эффективности использования капитала 39
Глава 3. Определение рациональной структуры капитала предприятия 49
3.1. Характеристика предприятия 49
3.2. Оценка структуры активов и пассивов предприятия 51
3.3. Оценка эффективности использования капитала 56
Заключение 59
Список литературы 62
251
На первом этапе анализа
изучаются общий объем
На втором этапе анализа
рассматриваются источники
На третьем этапе
анализа оценивается
2. Определение общей потребности в собственных финансовых ресурсах. Рассчитанная общая потребность охватывает необходимую сумму собственных финансовых ресурсов, формируемых как за счет внутренних, так и за счет внешних источников.
3. Оценка стоимости привлечения собственного капитала различных источников. Такая оценка проводится в разрезе основных элементов собственного капитала, формируемого за счет внутренних и внешних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников формирования собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих прирост собственного капитала предприятия.
4. Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников. До того как обращаться к внешним источникам формирования собственных финансовых ресурсов, должны быть реализованы все возможности их формирования за счет внутренних источников. Так как основными планируемыми внутренними источниками формирования собственных финансовых ресурсов предприятия являются сумма чистой прибыли и амортизационных отчислений, то в первую очередь следует в процессе планирования этих показателей предусмотреть возможности их роста за счет различных резервов.
Метод ускоренной амортизации активной части основных средств увеличивает возможности формирования собственных финансовых ресурсов за счет этого источника. Однако следует иметь в виду, что рост суммы амортизационных отчислений в процессе проведения ускоренной амортизации отдельных видов основных средств приводит к определенному уменьшению суммы чистой прибыли. Поэтому при изыскании резервов роста собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников следует исходить из необходимости максимизации совокупной их суммы.
5. Обеспечение необходимого объема привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников. Объем привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников призван обеспечить ту их часть, которую не удалось сформировать за счет внутренних источников финансирования. Если сумма привлекаемых за счет внутренних источников собственных финансовых ресурсов полностью обеспечивает общую потребность в них в плановом периоде, то в привлечении этих ресурсов за счет внешних источников нет необходимости.
Обеспечение удовлетворения
потребности в собственных
6. Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов. Процесс этой оптимизации основывается на следующих критериях:
а) обеспечении минимальной совокупной стоимости привлечения собственных финансовых ресурсов. Если стоимость привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников существенно превышает планируемую стоимость привлечения заемных средств, то от такого формирования собственных ресурсов следует отказаться;
б) обеспечении сохранения управления предприятием первоначальными его учредителями. Рост дополнительного паевого и акционерного капитала за счет сторонних инвесторов может привести к потере такой управляемости.
Успешная реализация разработанной политики формировании собственных финансовых ресурсов связана с решением следующих основных задач:
- обеспечением максимизации
формирования прибыли
- формированием эффективной
- формированием и эффективным
осуществлением политики
Отметим финансовые механизмы управления формированием собственных финансовых ресурсов.
Основу формирования собственных внутренних финансовых ресурсов предприятия, направляемых на производственное развитие, составляет балансовая прибыль, которая характеризует один из важнейших результатов финансовой деятельности предприятия. Она представляет собой сумму следующих видов прибыли предприятия:
Среди этих видов главная роль принадлежит операционной прибыли, на долю которой приходится в настоящее время 90-95% общей суммы балансовой прибыли. На многих предприятиях она является единственным источником формирования балансовой прибыли. Поэтому управление формированием прибыли предприятия рассматривается обычно как процесс формирования операционной прибыли (прибыли от реализации продукции).
Основной целью управления формированием операционной прибыли предприятия является выявление основных факторов, определяющих ее конечный размер, и изыскание резервов дальнейшего увеличения ее суммы.
Механизм управления
формированием операционной прибыли
строится с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с объемом
реализации продукции, доходов и издержек
предприятия. Система этой взаимосвязи,
получившая название «Взаимосвязь издержек,
объема реализации и прибыли» [Cost-Volume-Profit-
Механизм этой системы
предусматривает
1) маржинальная операционная прибыль:
Сумма маржинальной операционной прибыли в рассматриваемом периоде = сумма чистого операционного дохода в рассматриваемом периоде - сумма постоянных операционных издержек
2) Валовая операционная прибыль:
Сумма валовой операционной
прибыли в рассматриваемом
3) Чистая операционная прибыль:
Сумма чистой операционной прибыли в рассматриваемом периоде = сумма валовой операционной прибыли - сумма налога на прибыль и других обязательных платежей.
В процессе управления формированием операционной прибыли на основе системы «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» предприятие решает ряд задач:
1. Определение объема
реализации продукции,
2. Определение объема реализации продукции, обеспечивающего безубыточную операционную деятельность в длительном периоде. Операционная деятельность в длительном периоде по сравнению с коротким периодом претерпевает следующие основные изменения:
а) с ростом объема реализации продукции периодически возрастают постоянные операционные издержки. Это связано с увеличением парка используемых машин и оборудования (что приводит к росту амортизационных отчислений), повышением численности работников аппарата управления (что приводит к росту расходов на его содержание) и т.п.;
б) с насыщением рынка
в результате роста объема реализации
продукции предприятие
в) за счет более экономного использования сырья и материалов, роста производительности труда операционного персонала, укрупнения партий закупаемого сырья и отгружаемой продукции постепенно снижается уровень переменных операционных издержек на единицу продукции.
Все эти изменения в силу взаимосвязи рассмотренных факторов с операционной прибылью существенно влияют на формирование ее суммы.
3. Определение необходимого
объема реализации
5. Определение необходимого объема реализации продукции, обеспечивающего достижение запланированной (целевой) суммы маржинальной операционной прибыли предприятия. Эта задача может иметь и обратную постановку: определение плановой суммы маржинальной операционной прибыли при заданном плановом объеме продукции.
6. Определение необходимого объема реализации продукции, обеспечивающего достижение запланированной (целевой) суммы чистой операционной прибыли. Эта задача может иметь и обратную постановку: определение плановой суммы чистой операционной прибыли предприятия при заданном плановом объеме реализации продукции.
7. Определение целевой суммы дохода при необходимом уровне цен на продукцию, финансовый механизм управления прибылью позволяет существенным образом влиять на уровень доходов через систему ценообразования на продукцию предприятия.
Таким образом, механизм управления различными видами операционной прибыли предприятия с использованием системы «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» основан на ее зависимости («чувствительности») от следующих основных факторов:
а) объема реализации продукции в стоимостном или натуральном выражении;
б) суммы и уровня чистого операционного дохода;
г) суммы постоянных операционных издержек;
д) соотношения постоянных и переменных операционных издержек;
е) суммы налоговых платежей, осуществляемых за счет прибыли.
Эти показатели могут рассматриваться как основные факторы формирования суммы различных видов операционной прибыли, воздействуя на которые можно получить необходимые результаты.
Разделение всей совокупности операционных затрат предприятия на постоянные и переменные их виды позволяет использовать также механизм управления операционной прибылью, известный как «операционный леверидж». Действие этого механизма основано на том, что наличие в составе операционных затрат любой суммы постоянных их видов приводит к тому, что при изменении объема реализации продукции, сумма операционной прибыли всегда изменяется еще более высокими темпами. Иными словами, постоянные операционные затраты (издержки) самим фактом своего существования вызывают непропорционально более высокое изменение суммы операционной прибыли предприятия при любом изменении объема реализации продукции вне зависимости от размера предприятия, отраслевых особенностей его операционной деятельности и других факторов (причины такого изменения подробно рассмотрены при определении влияния объема реализации продукции на сумму и уровень совокупных операционных затрат).
Однако степень такой чувствительности операционной прибыли к изменению объема реализации продукции неоднозначна на предприятиях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных операционных затрат. Чем выше удельный вес постоянных издержек в общей сумме операционных затрат предприятия, тем в большей степени изменяется сумма операционной прибыли по отношению к темпам изменения объема реализации продукции.
Соотношение постоянных и переменных операционных затрат предприятия, позволяющее «включать» механизм операционного левериджа с различной интенсивностью воздействия на операционную прибыль предприятия, характеризуется «коэффициентом операционного левериджа», который рассчитывается по следующей формуле:
Кол = Ипост : Ио,
где Кол - коэффициент операционного левериджа; Ипост - сумма постоянных операционных издержек; Ио - общая сумма операционных издержек.
Информация о работе Определение рациональной структуры капитала предприятия