Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 09:38, курсовая работа
Целью написания данной работы является рассмотрение методики определения рациональной структуры капитала. Цель работы определяет и ее структуру.
В первой главе рассматриваются сущность капитала предприятия и принципы его формирования (экономическая сущность и классификация капитала предприятия, принципы и политика формирования капитала предприятия, методика оценки структуры и эффективности использования капитала). Вторая глава посвящена вопросам формирование рациональной структуры капитала предприятия (алгоритм формирования рациональной структуры капитала (актива и пассива), оценка эффективности использования капитала, оценка рациональности действующей структуры капитала по данным предприятия).
Введение 3
Глава 1. Сущность капитала предприятия и виды источников его формирования 4
1.1. Экономическая сущность и классификация капитала предприятия 4
1.2. Принципы и политика формирования собственных средств предприятия 7
1.3. Принципы и политика формирования заемных средств предприятия 18
Глава 2. Формирование рациональной структуры капитала предприятия 32
2.1. Этапы построения оптимальной структуры капитала 32
2.2. Критерии принятия решений по формированию структуры капитала 34
2.3. Оценка эффективности использования капитала 39
Глава 3. Определение рациональной структуры капитала предприятия 49
3.1. Характеристика предприятия 49
3.2. Оценка структуры активов и пассивов предприятия 51
3.3. Оценка эффективности использования капитала 56
Заключение 59
Список литературы 62
Эти преимущества и недостатки товарного (коммерческого) кредита должны быть учтены предприятием при использовании этого кредитного инструмента для привлечения необходимых ему заемных средств.
В современной коммерческой и финансовой практике выделяют следующие основные виды товарного (коммерческого) кредита:
- Товарный кредит с отсрочкой платежа по условиям контракта. Это наиболее распространенный в настоящее время вид товарного кредита, который оговаривается условиями контракта на поставку товаров и не требует специальных документов по его оформлению.
- Товарный кредит с
оформлением задолженности
Привлекая к использованию заемный капитал в форме товарного (коммерческого) кредита, предприятие ставит своей основной целью максимальное удовлетворение потребности в финансировании за этот счет формируемых производственных запасов сырья и материалов (в торговле - запасов товаров) и снижение общей стоимости привлечения заемного капитала. Эта цель определяет содержание политики привлечения товарного (коммерческого) кредита, разрабатываемой на предприятиях.
Политика привлечения товарного (коммерческого) кредита представляет собой часть общей политики привлечения предприятием заемных средств, заключающаяся в обеспечении максимального удовлетворения потребности в финансировании формирования его производственных запасов и снижения общей стоимости привлечения заемного капитала.
Разработка политики привлечения предприятием товарного (коммерческого) кредита осуществляется по следующим основным этапам:
1. Формирование принципов
привлечения товарного (
2. Определение среднего периода использования товарного (коммерческого) кредита
3. Оптимизация условий
привлечения товарного (
4. Минимизация стоимости
привлечения товарного (
5. Обеспечение эффективности
использования товарного (
6. Обеспечение своевременных
расчетов по товарному (
В процессе привлечения коммерческого кредита должны быть исключены внефинансовые формы воздействия со стороны кредиторов (навязывание ненужного ассортимента товаров, продукции низкого качества, требования прекращения хозяйственных отношений с конкурентами продавца и т.п.).
Примерами широко распространяющихся новых форм банковского кредитования являются факторинг и форфейтинг.
Факторинг представляет
собой сочетание кредита
1) выплаты фирмой-фактором 80–90% суммы контракта;
2) выплаты остатка контракта за вычетом комиссионных услуг (включающих премию за риск) после расчетов с покупателями.
Факторинг – молодая, но развивающаяся отрасль мировой финансовой индустрии. Зародилась она в 60-х годах, но уже к настоящему времени мировой оборот факторинговых операций достиг 395 млрд. долл. Основная его цель – поддержание ликвидности предприятий-поставщиков; сфера применения – краткосрочные контракты на небольшие суммы для приобретения оборудования, заключаемые в сфере среднего и малого бизнеса
Форфейтинг – вид кредитования поставщика, при котором все кредитные риски принимает на себя форфетирующий банк. В отличие от факторинга эти риски принимаются без оборота на поставщика. При этом форфетирующий банк обеспечивает свои интересы путем аваля обязательств покупателя со стороны его банка (рис. 4).
Форфейтинг (операции «а-форфе») используется при поставках оборудования на крупные суммы и на длительный срок (до 5–6 лет); считается дорогой формой кредитования, т. к. предусматривает увеличение числа посредников, а также обеспечивает большие гарантии поставщику.
Другими источниками финансирования средств предприятия являются финансовый лизинг и облигационный займ.
Рассмотрим отдельно политику управления финансовым лизингом и облигационным займом.
Переход к рыночным отношениям в нашей стране вызвал активное использование в практике финансовой деятельности новых для нас кредитных инструментов, получивших широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой. Одним из таких инструментов является финансовый лизинг.
Финансовый лизинг (характеризуемый в международной практике и такими терминами как «капитальный лизинг» или «лизинге с полной окупаемостью лизингуемого актива») характеризуется сложной системой экономических отношений - арендных, торговых, кредитных и т.п. Механизм арендных отношений финансового лизинга был рассмотрен при изложении вопросов обновления внеооборотных активов. В этом разделе рассматриваются особенности финансового лизинга как одной из формы финансового кредита, т.е. кредитные отношения, связанные с его функционированием и спецификой управления.
Управление финансовым лизингом на предприятии связано с использованием различных его видов. Классификация видов финансового лизинга по основным классификационным признакам может быть представлена следующим образом:
1. По составу участников лизинговой операции разделяют прямой и косвенный виды финансового лизинга. Прямой лизинг характеризует лизинговую операцию, которая осуществляется между лизингодателем и лизингополучателем без посредников. Одной из форм прямого лизинга является сдача актива в лизинг непосредственным его производителем, что значительно снижает затраты на осуществление лизинговой операции и упрощает процедуру заключения лизинговой сделки. Второй из форм прямого лизинга является так называемый возвратный лизинг, при котором предприятий продает соответствующий свой актив будущему лизингодателю, а затеи само же арендует этот актив. При обеих формах прямого лизинга участие третьих лиц в лизинговой операции не предусматривается. Косвенный лизинг характеризует лизинговую операцию, т которой передача арендуемого имущества лизингополучателю осуществляется через посредников. В виде косвенного лизинга осуществляется в настоящее время преобладающая часть операций финансового лизинга.
2. По региональной
принадлежности участников
3. По лизингуемому
объекту выделяют лизинг
4. По формам лизинговых платежей различают денежный, компенсационный и смешанный виды лизинга. Денежный лизинг характеризует платежи по лизинговому соглашению исключительно в денежной форме. Этот вид лизинга является наиболее распространенным в системе осуществления предприятием финансового лизинга. Компенсационный лизинг предусматривает возможность осуществления лизинговых платежей предприятием в форме поставок продукции (товаров, услуг), производимой при использовании лизингуемых активов. Смешанный лизинг характеризуется сочетанием платежей по лизинговому соглашению как в денежной, так и в товарной форме.
5. По характеру финансирования
объекта лизинга выделяют
С учетом изложенных основных видов финансового лизинга организуется процесс управления им на предприятии. Основной целью управления финансовым лизингом с позиций привлечения предприятием заемного капитала является минимизация потока платежей по обслуживанию каждой лизинговой операции.
Процесс управления финансовым лизингом на предприятии осуществляется по следующим основным этапам:
1. Выбор объекта финансового лизинга
2. Выбор вида финансового лизинга.
3. Согласование с лизингодателем
условий осуществления
В процессе управления финансовым лизингом следует учесть, что многие правовые нормы его регулирования в нашей стране не установлены или разработаны недостаточно. В этих условиях дует ориентироваться на международные стандарты осуществления лизинговых операций с соответствующей их адаптацией к экономическим условиям нашей страны.
Одним из источников привлечения заемных средств является эмиссия предприятием собственных облигаций. К этому источнику формирования заемного капитала могут в соответствии с нашим законодательством прибегать предприятия, созданные в форме акционерных и других видов хозяйственных обществ. Акционерные общества могут выпускать облигации только после того, как полностью оплачены выпущенные акции. Как кредитный инструмент облигационный займ имеет определенные преимущества и недостатки.
Привлечение заемных финансовых ресурсов путем выпуска облигаций имеет следующие основные преимущества:
а) эмиссия облигаций не ведет к утрате контроля над управлением предприятием;
б) облигации могут быть выпущены при относительно невысоких финансовых обязательствах по процентам (в сравнении со ставками процента за банковский кредит или дивидендами по акциям), так как они обеспечиваются имуществом предприятия и имеют приоритет в удовлетворении претензий по ним в случае банкротства предприятия;
в) облигации имеет
большую возможность
Вместе с тем, этот
источник привлечения заемных финансовых
средств имеет и ряд недостатко
а) облигации не могут быть выпущены для формирования уставного фонда и покрытия убытков (в то время как банковский или коммерческий кредит могут быть использованы для преодоления негативных последствий финансовой деятельности предприятия);
Информация о работе Определение рациональной структуры капитала предприятия