Определение рациональной структуры капитала предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является рассмотрение методики определения рациональной структуры капитала. Цель работы определяет и ее структуру.
В первой главе рассматриваются сущность капитала предприятия и принципы его формирования (экономическая сущность и классификация капитала предприятия, принципы и политика формирования капитала предприятия, методика оценки структуры и эффективности использования капитала). Вторая глава посвящена вопросам формирование рациональной структуры капитала предприятия (алгоритм формирования рациональной структуры капитала (актива и пассива), оценка эффективности использования капитала, оценка рациональности действующей структуры капитала по данным предприятия).

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Сущность капитала предприятия и виды источников его формирования 4
1.1. Экономическая сущность и классификация капитала предприятия 4
1.2. Принципы и политика формирования собственных средств предприятия 7
1.3. Принципы и политика формирования заемных средств предприятия 18
Глава 2. Формирование рациональной структуры капитала предприятия 32
2.1. Этапы построения оптимальной структуры капитала 32
2.2. Критерии принятия решений по формированию структуры капитала 34
2.3. Оценка эффективности использования капитала 39
Глава 3. Определение рациональной структуры капитала предприятия 49
3.1. Характеристика предприятия 49
3.2. Оценка структуры активов и пассивов предприятия 51
3.3. Оценка эффективности использования капитала 56
Заключение 59
Список литературы 62

Файлы: 1 файл

Оптимизация структуры капитала предприятия.doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)

Чем выше значение коэффициента операционного левериджа на предприятии, тем в большей степени оно способно ускорять темпы прироста операционной прибыли по отношению к темпам прироста объема реализации продукции. Иными словами, при одинаковых темпах прироста объема реализации продукции предприятие, имеющее больший коэффициент операционного левериджа, при прочих равных условиях всегда будет в большей степени приращивать сумму своей операционной прибыли в сравнении с предприятием с меньшим значением этого коэффициента.

В конкретных ситуациях  операционной деятельности предприятия проявление механизма операционного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования для управления прибылью. Сформулируем основные из этих особенностей.

1. Положительное воздействие  операционного левериджа начинает  проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточности своей операционной деятельности.

2. После преодоления  точки безубыточности, чем выше коэффициент операционного левериджа, тем большей силой воздействия на прирост прибыли будет обладать предприятие, наращивая объем реализации продукции.

3. Наибольшее положительное  воздействие операционного левериджа  достигается в поле, максимально приближенном к точке безубыточности (после ее преодоления).

4. Механизм операционного  левериджа имеет и обратную  направленность - при любом снижении объема реализации продукции в еще большей степени будет уменьшаться размер валовой операционной прибыли. Пропорциональность снижения или возрастания эффекта операционного левериджа при неизменном значении его коэффициента позволяет сделать вывод о том, что коэффициент операционного левериджа является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления операционной деятельности.

5. Эффект операционного  левериджа стабилен только в  коротком периоде. Это определяется тем, что операционные затраты, относимые к составу постоянных, остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени.

Целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения  при меняющихся условиях хозяйствования позволяют увеличить потенциал формирования операционной прибыли предприятия.

Отдельно стоит рассмотреть дивидендную политику как один из источников финансирования средств предприятия.

Термин «дивидендная политика» связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако рассматриваемые здесь принципы и методы распределения прибыли применимы не только к акционерным обществам, но и к предприятиям любой иной организационно-правовой формы деятельности (в этом случае меняться будет только терминология - вместо терминов акция и дивиденд будут использоваться термины пай, вклад и прибыль на вклад; механизм же выплаты доходов собственникам останется таким же). Распределение прибыли в акционерном обществе представляет собой наиболее сложный его вариант и поэтому избран для рассмотрения всех аспектов этого механизма. В принципе же в более широком трактовании под термином «дивидендная политика» можно понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.

Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Существует три основных подхода к формированию дивидендной  политики - «консервативный», «умеренный» («компромиссный») и «агрессивный». Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики (табл. 1.).

Таблица 1

Основные типы дивидендной  политики акционерного общества

Определяющий подход к формированию дивидендной политики

Варианты используемых типов дивидендной политики

1. Консервативный подход

Остаточная политика дивидендных выплат

Политика стабильного  размера дивидендных выплат

II. Умеренный (компромиссный) подход

Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды

III. Агрессивный подход

Политика стабильного  уровня дивидендов

Политика постоянного  возрастания размера дивидендов


 

1. Остаточная политика  дивидендных выплат предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия. Если по имеющимся инвестиционным проектам уровень внутренней ставки доходности превышает средневзвешенную стоимость капитала (или другой избранный критерий, например, коэффициент финансовой рентабельности), то основная часть прибыли должна быть направлена на реализацию таких проектов, так как она обеспечит высокий темп роста капитала (отложенного дохода) собственников. Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких темпов развития предприятия, повышение его финансовой устойчивости. Недостаток же этой политики заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат, полной непредсказуемости формируемых их размеров в предстоящем периоде и даже отказ от их выплат в период высок» инвестиционных возможностей, что отрицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены акций. Такая дивидендная политика используется обычно лишь на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, связанных с высоким уровнем его инвестиционной активности.

2. Политика стабильного  размера дивидендных выплат предполагает  выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции). Преимуществом этой политики является ее надежность, которая создает чувство уверенности у акционеров в неизменности размера текущего дохода вне зависимости от различных обстоятельств, определяет стабильность котировки акций на фондовом рынке. Недостатком же этой политики является ее слабая связь с финансовыми результатами деятельности предприятия, в связи с чем в периоды неблагоприятной конъюнктуры и низкого размера формируемой прибыли инвестиционная деятельность может быть сведена к нулю. Для того, чтобы избежать этих негативных последствий стабильный размер дивидендных выплат устанавливается обычно на относительно низком уровне, что и относит данный тип дивидендной политики к категории консервативной, минимизирующей риск снижения финансовой устойчивости предприятия из-за недостаточных темпов прироста собственного капитала.

3. Политика минимального  стабильного размера дивидендов  с надбавкой в отдельные периоды  (или политика «экстра-дивиденда») по весьма распространенному мнению представляет собой наиболее взвешенный ее тип. Ее преимуществом является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере при высокой связи с финансовыми результатами деятельности предприятия, позволяющей увеличивать размер дивидендов в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной активности. Такая дивидендная политика дает наибольший эффект на предприятиях с нестабильным в динамике размером формирования прибыли. Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций компании снижается и соответственно падает их рыночная стоимость.

4. Политика стабильного  уровня дивидендов предусматривает  установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли (или норматива распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части). 
Преимуществом этой политики является простота ее формирования и тесная связь с размером формируемой прибыли. В то же время основным ее недостатком является нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли. Эта нестабильность вызывает резкие перепады в рыночной стоимости акций по отдельным периодам, что препятствует максимизации рыночной стоимости предприятия в процессе осуществления такой политики (она сигнализирует о высоком уровне риска хозяйственной деятельности данного предприятия). Даже при высоком уровне дивидендных выплат такая политика не привлекает обычно инвесторов (акционеров), избегающих риска. Только зрелые компании со стабильной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной политики этого типа; если размер прибыли существенно варьирует в динамике, эта политика генерирует высокую угрозу банкротства.



5. Политика постоянного  возрастания размера дивидендов (осуществляемая под девизом - «никогда не снижай годовой дивиденд») предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде. Преимуществом такой политики является обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и формирование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях. Недостатком же этой политики является отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой напряженности - если темп роста коэффициента дивидендных выплат возрастает (т.е. если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чем сумма прибыли), то инвестиционная активность предприятия сокращается, а коэффициенты финансовой устойчивости снижаются (при прочих равных условиях). Поэтому осуществление такой дивидендной политики могут позволить себе лишь реально процветающие акционерные компании - если же эта политика не подкреплена постоянным ростом прибыли компании, то она представляет собой верный путь к ее банкротству.

С учетом рассмотренных  принципов дивидендная политика акционерного общества формируется по следующим основным этапам:

1. Оценка основных  факторов, определяющих формирование  дивидендной политики. В процессе  такой оценки в практике финансового менеджмента все факторы принято подразделять на четыре группы:

- факторы, характеризующие  инвестиционные возможности предприятия

- факторы, характеризующие  возможности формирования финансовых  ресурсов из альтернативных источников

- факторы, связанные  с объективными ограничениями. 

- прочие факторы: конъюнктурный цикл товарного рынка, уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами, неотложность платежей по ранее полученным кредитам, возможность утраты контроля над управлением компаний (низкий уровень дивидендных выплат может привести к снижению рыночной стоимости акций компании и их массовому «сбросу» акционерами, что увеличивает риск финансового захвата акционерной копании конкурентами).

2. Выбор типа дивидендной  политики осуществляется в соответствии  с финансовой стратегией акционерного  общества с учетом оценки отдельных факторов.

3. Механизм распределения  прибыли акционерного общества  в соответствии с избранным типом дивидендной политики предусматривает такую последовательность действий:

На первом этапе из суммы чистой прибыли вычитаются формируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный и обязательные фонды специального назначения, предусмотренные уставом общества. «Очищенная» сумма чистой прибыли представляет собой так называемый «дивидендный коридор», в рамках которого реализуется соответствующий тип дивидендной политики. На втором этапе оставшаяся часть чистой прибыли распределяется на капитализируемую и потребляемую ее части. Если акционерное общество придерживается остаточного типа дивидендной политики, то в процессе этого этапа расчетов приоритетной задачей является формирование фонда производственного развития и наоборот. На третьем этапе сформированный за счет прибыли фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд потребления персонала акционерного общества (предусматривающий дополнительное материальное стимулирование работников и удовлетворение их социальных нужд). Основой такого распределения является избранный тип дивидендной политики и обязательства акционерного общества по коллективному трудовому договору.

4. Определение уровня дивидендных выплат на одну простую акцию.

Оценка эффективности  дивидендной политики акционерного общества (коэффициент дивидендных выплат, коэффициент соотношения цены и дохода по акции, показатели динамики рыночной стоимости акций).

Рассмотрим далее эмиссионную политику. Эмиссионная деятельность предприятия охватывает широкий спектр проблем, выходящих за рамки финансового менеджмента. Поэтому, рассматривая вопросы эмиссионной политики предприятия как формы привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников, необходимо ввести ряд ограничений.

Во-первых, эмиссионная  политика предприятия в рассматриваемом варианте будет ограничена вопросами эмиссии только акций - основного источника формирования собственного капитала на фондовом рынке (вопросы эмиссии облигаций и других долговых ценных бумаг предприятия в этом разделе рассматриваться не будут).

Во-вторых, из перечня  рассматриваемых вопросов будет  исключено акционирование приватизируемых государственных предприятий. Их корпоратизация представляет собой лишь смену форм собственности с государственной на акционерную без дополнительного привлечения реального капитала.

В-третьих, мы ограничимся  рассмотрением лишь финансовых аспектов эмиссионной политики, не затрагивая организационных и других ее вопросов (печатания бланков акций, регистрации выпуска, публикации эмиссионного проспекта и т.п.).

С позиции финансового  менеджмента основной целью эмиссионной  политики является привлечение на фондовом рынке необходимого объема собственных финансовых средств в минимально возможные сроки. С учетом сформулированной цели эмиссионная политика предприятия представляет собой часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключаются в обеспечении привлечения необходимого их объема за счет выпуска и размещения на фондовом рынке собственных акций.

Информация о работе Определение рациональной структуры капитала предприятия