Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 09:38, курсовая работа
Целью написания данной работы является рассмотрение методики определения рациональной структуры капитала. Цель работы определяет и ее структуру.
В первой главе рассматриваются сущность капитала предприятия и принципы его формирования (экономическая сущность и классификация капитала предприятия, принципы и политика формирования капитала предприятия, методика оценки структуры и эффективности использования капитала). Вторая глава посвящена вопросам формирование рациональной структуры капитала предприятия (алгоритм формирования рациональной структуры капитала (актива и пассива), оценка эффективности использования капитала, оценка рациональности действующей структуры капитала по данным предприятия).
Введение 3
Глава 1. Сущность капитала предприятия и виды источников его формирования 4
1.1. Экономическая сущность и классификация капитала предприятия 4
1.2. Принципы и политика формирования собственных средств предприятия 7
1.3. Принципы и политика формирования заемных средств предприятия 18
Глава 2. Формирование рациональной структуры капитала предприятия 32
2.1. Этапы построения оптимальной структуры капитала 32
2.2. Критерии принятия решений по формированию структуры капитала 34
2.3. Оценка эффективности использования капитала 39
Глава 3. Определение рациональной структуры капитала предприятия 49
3.1. Характеристика предприятия 49
3.2. Оценка структуры активов и пассивов предприятия 51
3.3. Оценка эффективности использования капитала 56
Заключение 59
Список литературы 62
Разработка эффективной эмиссионной политики предприятия охватывает следующие этапы:
1. Исследование возможностей
эффективного размещения
2. Определение целей
эмиссии. В связи с высокой
стоимостью привлечения
- реальное инвестирование, связанное с отраслевой (подотраслевой) и региональной диверсификацией производственной деятельности (создание сети новых филиалов, дочерних фирм, новых производств с большим объемом выпуска продукции и т.п.);
- необходимость существенного
улучшение структуры
- намечаемое поглощение других предприятий с целью получения эффекта синергизма (участие в приватизации сторонних государственных предприятий также может рассматриваться как вариант их поглощения, если при этом обеспечивается приобретение контрольного пакета акций или преимущественная доля в уставном фонде);
- иные стратегические цели, требующие быстрой аккумуляции значительного объема собственного капитала.
3. Определение объема
эмиссии. При определении
4. Определение номинала,
видов и количества
5. Оценка стоимости
привлекаемого акционерного
6. Определение эффективных форм андеррайтинга. Для того, чтобы быстро и эффективно провести открытое размещение эмитируемого объема акций, необходимо определить состав андеррайтеров, согласовать с ними цены начальной котировки акций и размер комиссионного вознаграждения, обеспечить регулирование объемов продажи акций в соответствии с потребностями в потоке поступления финансовых средств, обеспечивающих поддержание ликвидности уже размещенных акций на первоначальном этапе их обращения.
С учетом возросшего объема собственного капитала предприятие имеет возможность используя неизменный коэффициент финансового левериджа соответственно увеличить объем привлекаемых заемных средств, а, следовательно, и повысить рентабельность собственного капитала.
Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). Эти финансовые обязательства в современной хозяйственной практике дифференцируются следующим образом:
1. Долгосрочные финансовые обязательства. К ним относятся все формы функционирующего на предприятии заемного капитала со сроком его использования более одного года. Основными формами этих обязательств являются долгосрочные кредиты банков и долгосрочные заемные средства (задолженность по налоговому кредиту; задолженность по эмитированным облигациям; задолженность по финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе и т.п.), срок погашения которых еще не наступил или не погашенные в предусмотренный срок.
2. Краткосрочные финансовые обязательства. К ним относятся все формы привлеченного заемного капитала со сроком его использования до одного года. Основными формами этих обязательств являются краткосрочные кредиты банков и краткосрочные заемные средства (как предусмотренные к погашению в предстоящем периоде, так и не погашенные в установленный срок), различные формы кредиторской задолженности предприятия (по товарам, работам и услугам; по выданным векселям; по полученным авансам; по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами; по оплате труда; с дочерними предприятиями; с другими кредиторами) и другие краткосрочные финансовые обязательства.
В процессе развития предприятия по мере погашения его финансовых обязательств возникает потребность в привлечении новых заемных средств. Источники и формы привлечения заемных средств предприятием весьма многообразны. Классификация привлекаемых предприятием заемных средств по основным признакам может быть представлена следующим образом:9
1. По цели привлечения:
2. По источникам привлечения:
3. По периоду привлечения:
4. По форме привлечения:
- Заемные средства, привлекаемые в денежной форме (финансовый кредит)
- Заемные средства, привлекаемые в форме оборудования (финансовый лизинг)
- Заемные средства, привлекаемые в товарной форме (товарный или коммерческий кредит)
- Заемные средства, привлекаемые
в иных материальных или
С учетом изложенной классификации организуется управление привлечением заемных средств, которое представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями предприятия в заемном капитале на различных этапах его развития. Многообразие задач решаемых в процессе этого управления, определяет необходимость разработки специальной финансовой политики в этой области на предприятиях, использующих значительный объем заемного капитала.
Политика привлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.10
Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных средств включает следующие основные этапы:
1. Анализ привлечения
и использования заемных
Результаты проведенного анализа служат основой оценки исправности использования заемных средств на предприятии в сложившихся объемах и формах.
2. Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде. Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования. Основными целями привлечения заемных средств предприятиями являются:
а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее время большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности финансировать полностью эту часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;
б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;
в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств в этом случае выступает необходимость ускорения реализации отдельных реальных проектов предприятия (новое строительство, реконструкция, модернизация); обновление основных средств (финансовый лизинг) и т.п.
г) обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников. В этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели;
д) другие временные нужды. Принцип целевого привлечения заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется обычно на короткие сроки и в небольших объемах.
3. Определение предельного объема привлечения заемных средств. Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями:
а) предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитал может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;
б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не только с позиций самого предприятия, но и с позиций возможных его кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств.
С учетом этих требований
предприятие устанавливает
4. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе различных форм заемного капитала, привлекаемого предприятием из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия в заемном капитале.
5. Определение соотношения
объема заемных средств,
Информация о работе Определение рациональной структуры капитала предприятия