Организация аудиторской проверки учета объектов основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является изучить теоретический материал и действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета основных средств, федеральные стандарты(правила) аудиторской деятельности и быть в курсе последних изменений законодательства; изучить методику аудиторской проверки и разработать программу аудиторских процедур по существу; изучить систему внутреннего контроля учета основных средств.
Исходя из данной цели, задачами курсовой работы является:
1. Изучение теоретического материала, федеральных стандартов(правил) аудиторской деятельности.
2. Изучить методы аудиторской проверки учета основных средств. Исследование операций по правильности организации учета основных средств, начисление амортизации, проведение инвентаризации, переоценка, строительство, ремонт, модернизация, реконструкция, дооборудование и выбытие объектов основных средств
3. Исследование типичных ошибок при аудите

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……...………………………………………………………...…...….3
ГЛАВА 1 АУДИТ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ...…………………...…..5
1.1. Цель и задачи аудита учета основных средств…….………….……......5
1.2. Оценка системы внутреннего контроля учета основных средств...…..9
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ…………………………………………………………….……..……13
2.1. Исследование декларированных в учетной политике способов ведения бухгалтерского и налогового учета, организация учета, инвентаризация и поступление основных средств……………………………………………….13
2.2. Исследование проведения строительства, начисление амортизации, переоценки и консервация, ремонт, модернизация, реконструкция, дооборудование и выбытие объектов основных средств…………………..20
2.3. Типичные ошибки, анализ и обобщение результатов аудита ………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………………………………………………31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………...………………………………………..34

Файлы: 1 файл

Курсовая Методика проведения аудита ос.docx

— 61.71 Кб (Скачать файл)

   Если организация провела переоценку основных средств и их балансовая стоимость на начало отчетного периода изменена, аудитору необходимо убедиться в правильности отражения в отчетности переоцененной (восстановительной) стоимости основных средств.

   Объем выборки для проверки сальдо по счету учета основных средств и операций с ними определяют на основе оценки аудиторских рисков, проведенной на стадии планирования аудита. В ходе проверки при уточнении оценки системы внутреннего контроля и аудиторского риска объем выборки может быть изменен.

    В случае, когда у организации достаточно большое количество объектов основных средств, при проверке сальдо по счетам учета основных средств может применяться репрезентативный метод выборки. Если количество объектов основных средств не столь велико, то применяются как репрезентативный, так и не репрезентативный методы выборки.

    При выборочной проверке аудитору необходимо предварительно разделить на подсовокупности (стратифицировать) всю совокупность основных средств, чтобы отобранными для проверки могли быть с равной вероятностью элементы всех подсовокупностей.

   Совокупность основных средств организации может быть разделена на подсовокупности, например, по следующим признакам:

  • территориальная обособленность. В выборку с равной вероятностью должны попасть основные средства, расположенные в различных обособленных подразделениях проверяемой организации;
  • производственные характеристики. Для выборочной проверки необходимо отобрать основные средства, используемые на различных стадиях производственного процесса в организации или в разных производствах, если организация является многопрофильной;
  • классификация в отчетности. Если в отчетности основные средства классифицированы по нескольким группам, например, земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, необходимо, чтобы в выборку попали основные средства, отраженные по каждой статье. Аудитор может принять решение не проверять элементы по какой-либо из статей классификации основных средств, если она значительно меньше уровня существенности и возможные нарушения не повлияют на достоверность финансовой отчетности организации в целом;
  • классификация по амортизационным группам. Если основные средства организации разделены на несколько амортизационных групп, в выборку должны попасть основные средства из разных амортизационных групп;
  • другие классификации, в зависимости от особенностей проверяемой организации.

   При аудите также необходимо проверить, застрахованы ли основные средства на случай стихийных бедствий. Достаточна ли сумма страхового покрытия. Проводится ли ее периодический пересмотр. На данный вопрос следует обращать внимание в организациях, имеющих дорогостоящие и специализированные основные средства в регионах и (или) на производствах с высокими рисками возникновения стихийных бедствий либо других чрезвычайных ситуаций. Наличие программы страхования ценных для организации активов, регулярная оценка достаточности страхового покрытия свидетельствуют о надежности внутреннего контроля в организации и о стремлении ее руководства избежать возможных убытков в связи с потерями производственных мощностей и соответствующим сокращением производства.

    При проверке операций по учету основных средств, необходимо руководствоваться положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.01 г. N 26н (далее - ПБУ 6/01) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина РФ 13.10.2003 N 91н [10], а для целей налогообложения положениями Налогового кодекса (далее - НК РФ).

    Порядок отражения операций на счетах бухгалтерского учета регулируется Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. N 94н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 МЕТОДЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

2.1. Исследование декларированных в учетной политике способов   ведения бухгалтерского и налогового учета, организация учета основных средств.

 

            Вопросы исследования декларированных в учетной политике способов ведения бухгалтерского и налогового учета основных средств относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности.

   При проверке, учетной политики организации необходимо руководствоваться положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008, утвержденным приказом Минфина России от 06.10.2008 г. N 106н[6], а для целей налогообложения - положениями Налогового кодекса.

    В процессе проведения аудита целесообразно провести анализ полноты применения, декларированных способов ведения бухгалтерского и налогового учета основных средств, отраженных в учетной политике организации.

    Также необходимо оценить адекватность раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности и влияние применяемых методов учета на достоверность показателей отчетности.

   Проверка полноты применения элементов учетной политики для целей налогового учета

    При проверке необходимо учитывать, что порядок формирования учетной политики для целей налогообложения прибыли осуществляется в соответствии с требованиями НК РФ[1]. Согласно ст. 313 НК РФ, система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

    Кроме того, на данном этапе необходимо сформировать мнение о достаточности элементов учетной политики для целей налогового учета основных средств.

Исследование информации об отражении основных средствах в бухгалтерском учете и отчетности для аудиторской проверки, включает ряд последовательных этапов.

   Сверяется тождество данных аналитического учета основных средств оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

   Данные инвентарных карточек суммарно сверяются с данными синтетического учета основных средств. Данные аналитического учета основных средств должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

   Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по всем счетам учета основных средств. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.

  Сверка данных бухгалтерского учета основных средств, с данными бухгалтерской отчетности.

   Если организация провела переоценку основных средств и их балансовая стоимость на начало отчетного периода изменена, аудитору необходимо убедиться в правильности отражения в отчетности переоцененной (восстановительной) стоимости основных средств.

  Сверяются инвентарные номера.

  Проверка правильности раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.

 Существенная информация об основных средствах подлежит раскрытию в пояснительной записке и/или формах бухгалтерской отчетности. Аудиторам необходимо установить полноту раскрытия информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности.

  Информация подлежащая раскрытию приведена в п. 32 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" утвержденного приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н[7].

Исследование правильности проведения и учета результатов инвентаризации основных средств

  Основное внимание аудитор уделяет качеству проведения и оформлению результатов инвентаризаций основных средств, для чего проверяет соблюдение сроков подведения их итогов, оценивает качество подготовки инвентаризационных описей.

  Аудитор должен изучить решения, принятые по результатам инвентаризации, и проверить правильность отражения этих результатов в учете.

    В ходе аудиторской проверки аудитор может наблюдать за процессом проведения инвентаризации (если период проведения аудита совпал с фактическими сроками проведения инвентаризации).

   В ходе аудиторской проверки аудитор может провести выборочный контрольный осмотр основных средств, изучить имеются ли в наличии объекты основных средств, пришедшие в негодность и подлежащие списанию, а также длительно не используемое имущество.

   При проведении аудита, с целью получения аудиторских доказательств о сохранности основных средств, аудитор может случайным образом выбрать определенное количество основных средств и затем проверить, отражены ли они в бухгалтерском учете организации. Необходима также обратная процедура: выбрать по данным бухгалтерского учета определенное количество объектов основных средств и удостовериться в том, что они имеются в наличии.

   Если инвентаризация основных средств в организации не проводилась в течение последних трех лет, аудитор может потребовать ее проведения с целью снижения аудиторского риска. В случае, если аудируемое лицо не проведет инвентаризацию имущества и финансовых обязательств, аудитор может подготовить аудиторское заключение, отличающееся от безусловно положительного.

Исследование операций по поступлению основных средств

    Вопросы изучения операций по поступлению основных средств относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности.

    В связи с этим получение достаточных и надлежащих аудиторских доказательств, касающихся операций по поступлению основных средств и раскрытия информации о них, а также влияния этих операций на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица, является объектом проверки на всех этапах аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности - от планирования до формирования заключения.

    Объем выборки для проверки сальдо по счету учета основных средств и операций с ними определяют на основе оценки аудиторских рисков, проведенной на стадии планирования аудита. В ходе проверки при уточнении оценки системы внутреннего контроля и аудиторского риска объем выборки может быть изменен.

   При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов при отражения операций по поступлению основных средств в бухгалтерском и налоговом учете.

   Порядок проведения аудита операций по поступлению основных средств, как нам представляется, включает ряд последовательных этапов.

  Проверка договоров на приобретение основных средств.

  Основным правовым документом, закрепляющим все необходимые условия реализации коммерческих планов любой организации, является договор, значение которого в финансово-хозяйственной деятельности организации огромно. От того насколько грамотно и четко в правовом смысле составлен и заключен тот или иной договор во многом зависит экономический результат сделки.

    В зависимости от совершаемых операций при поступлении основных средств могут применяться следующие виды договоров: купли-продажи, поставки, комиссии, поручения, мены, дарения, безвозмездного пользования, простого товарищества, доверительного управления, лизинга, аренды и др.

    При аудите договоров необходимо проверить их наличие и правильность оформления.

    От результатов выполнения перечисленных процедур зависит порядок формирования первоначальной стоимости и отражения операций в бухгалтерском учете.

    Проверка соблюдения условий для отнесения имущества к основным средствам.

    При проведении аудита необходимо установить выполняются ли единовременные условия определенные нормативными актами необходимые для принятия к бухгалтерскому учету имущества в составе основных средств.

   При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов при отражении в бухгалтерском и налоговом учете операций по приобретению основных средств за плату, а именно:

  Порядок формирования первоначальной стоимости приобретенных объектов основных средств для целей бухгалтерского и налогового учета. Согласно п. 8 ПБУ 6/01, первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).По правилам налогового учета в первоначальную стоимость основного средства не включают:суммы, уплаченные за посреднические, информационные и консультационные услуги, связанные с покупкой основного средства;стоимость услуг нотариуса, связанных с регистрацией договора, по которому фирма получает право собственности на основное средство;проценты по кредитам, полученным для покупки основного средства;отрицательные суммовые разницы, связанные с покупкой основного средства;расходы по госрегистрации основных средств, которые относятся к недвижимому имуществу.Вышеуказанные расходы для целей налогового учета, включаются в состав прочих расходов (ст. 264 НК РФ).

Информация о работе Организация аудиторской проверки учета объектов основных средств