Организация аудиторской проверки учета объектов основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является изучить теоретический материал и действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета основных средств, федеральные стандарты(правила) аудиторской деятельности и быть в курсе последних изменений законодательства; изучить методику аудиторской проверки и разработать программу аудиторских процедур по существу; изучить систему внутреннего контроля учета основных средств.
Исходя из данной цели, задачами курсовой работы является:
1. Изучение теоретического материала, федеральных стандартов(правил) аудиторской деятельности.
2. Изучить методы аудиторской проверки учета основных средств. Исследование операций по правильности организации учета основных средств, начисление амортизации, проведение инвентаризации, переоценка, строительство, ремонт, модернизация, реконструкция, дооборудование и выбытие объектов основных средств
3. Исследование типичных ошибок при аудите

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……...………………………………………………………...…...….3
ГЛАВА 1 АУДИТ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ...…………………...…..5
1.1. Цель и задачи аудита учета основных средств…….………….……......5
1.2. Оценка системы внутреннего контроля учета основных средств...…..9
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ…………………………………………………………….……..……13
2.1. Исследование декларированных в учетной политике способов ведения бухгалтерского и налогового учета, организация учета, инвентаризация и поступление основных средств……………………………………………….13
2.2. Исследование проведения строительства, начисление амортизации, переоценки и консервация, ремонт, модернизация, реконструкция, дооборудование и выбытие объектов основных средств…………………..20
2.3. Типичные ошибки, анализ и обобщение результатов аудита ………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………………………………………………31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………...………………………………………..34

Файлы: 1 файл

Курсовая Методика проведения аудита ос.docx

— 61.71 Кб (Скачать файл)

  Порядок аудита по реконструкции и модернизации основных средств включает ряд последовательных этапов:

  Проверка договоров на проведение реконструкции и/или модернизации основных средств;

  Проверка операций, связанных с модернизацией и/или реконструкцией объектов основных средств.

  К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

  Для целей бухгалтерского учета, затраты на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию объекта основных средств учитываются на счете 08.

  Если срок проведения работ по модернизации объекта основных средств, превышает год, соответствующие суммы амортизации нельзя учитывать в    расходах по налогу на прибыль (п. 3 статьи 256 НК РФ).

   По результатам аудита следует подготовить мнение аудитора по вопросам:

  • правильности документального оформления операций по реконструкции (модернизации) основных средств;
  • правильности формирования стоимости реконструированных (модернизированных) основных средств;
  • правильности отражения хозяйственных операций по отражению затрат, связных с реконструкцией (модернизацией) основных средств, в бухгалтерском и налоговом учете;
  • правильности отражения операций, связных с реконструкцией (модернизацией) основных средств, в бухгалтерской отчетности.

Исследование операций по выбытию основных средств

  Вопросы изучения операций по выбытию основных средств, относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности.

  В связи с этим получение достаточных и надлежащих аудиторских доказательств, касающихся операций по выбытию основных средств и раскрытия информации о них, а также влияния этих операций на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица, является объектом проверки на всех этапах аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности - от планирования до формирования заключения.

  Выбытие объекта основных средств имеет место в случаях продажи; прекращения использования вследствие морального или физического износа; ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации; передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд; передачи по договору мены, дарения; внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности; выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации; частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции; в иных случаях.

 Таким образом, перечень причин выбытия основных средств является открытым и может быть дополнен.

 Порядок проведения аудита операций по выбытию основных средств включает ряд последовательных этапов:

   Проверка договоров на выбытие основных средств.

  В зависимости от совершаемых операций при выбытии основных средств могут применяться следующие виды договоров: купли-продажи, комиссии, поручения, мены, дарения, безвозмездного пользования, простого товарищества, доверительного управления, аренды и др.

  Проверка бухгалтерского учета и налогообложения операций по выбытию основных средств.

  При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов по оформлению и учету операций, связанных с выбытием основных средств, а именно: порядок отражения операций по продаже основных средств; порядок оформления и отражения операций по списанию основных средств, которые морально устарели или физически изношены; порядок отражения операций по списанию недостачи основных средств в результате их хищения; порядок отражения операций по передаче основных средств безвозмездно; порядок отражения операций по передаче основных средств в качестве вклада в уставный капитал(информация о наличии и движении инвестиций в уставные капиталы других организаций должна отражаться на счете 58 "Финансовые вложения"); порядок отражения операций по передаче основных средств в порядке обмена; порядок отражения операций по передаче основных средств в доверительное управление; порядок отражения операций по передаче основных средств по договору аренды.

По результатам аудита следует подготовить мнение аудитора по вопросам:

  • правильности документального оформления операций по выбытию основных средств;
  • правильности формирования стоимости выбывающих основных средств;
  • правильности отражения хозяйственных операций по выбытию основных средств в бухгалтерском и налоговом учете;
  • правильности отраженияопераций по выбытию основных средств в бухгалтерской отчетности.

 

 

2.3.Типичные ошибки, анализ  и обобщение результатов аудита

 

   Анализ аудиторской практики свидетельствует, что типичными ошибками, которые выявлены в ходе проверки операций с основными средствами являются следующие:

  • несвоевременное оприходование объектов основных средств;
  • неправильное исчисление первоначальной стоимости поступивших объектов основных средств;
  • начисление износа по полностью самортизированным  объектам;
  • некорректная корреспонденция счетов при отражении операций по выбытию основных средств(списании, реализации по цене ниже остаточной стоимости и др.)
  • неоприходование материальных ресурсов, оставшихся при ликвидации объектов основных средств;
  • неправильное исчисление налогооблагаемой прибыли при реализации объектов основных средств и др.

   Необходимо проанализировать обнаруженные ошибки и нарушения в соответствии с требованиями федерального стандарта аудиторской деятельности "Существенность в аудите" №4[3]. Существенность ошибок оценивается количественно и качественно. Для количественной оценки аудитор сравнивает обнаруженные ошибки с уровнем существенности, установленным на стадии планирования. При качественной оценке аудитор руководствуется собственным практическим опытом и знаниями.

  При анализе ошибок, выявленных в ходе аудита, необходимо определить степень их влияния на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

 Ошибки, обнаруженные в процессе аудита по данной процедуре, могут оказывать влияние:

  • на правильность начисления амортизации по приобретенным основным средствам;
  • на правильность определения себестоимости продукции (товаров, работ, услуг);
  • на правильность определения финансовых результатов;
  • на правильность исчисления и уплаты налога на прибыль;
  • на правильность исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость;
  • на правильность исчисления и уплаты налога на имущество.

   Как следствие, все это влияет на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности.

   По результатам аудита аудитор может разработать рекомендации по устранению ошибок в бухгалтерском и налоговом учете и совершенствованию системы бухгалтерского и налогового учета основных средств.

  Перечень проверенных документов, выявленные ошибки и нарушения, а также мнение аудитора по результатам проверки, фиксируются в рабочих документах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     По результатам написания данной курсовой работы можно отметить важность бухгалтерского учета, аудита и анализа основных средств. Это связано с тем, что основные средства играют немаловажную роль во всей хозяйственной деятельности предприятий. Особенно важную роль основные средства играют на крупных промышленных предприятиях. От правильной организации бухгалтерского и инвентарного учета основных средств и соответствия отражения в учете операций с ними действующему законодательству во многом зависит сохранность имущества предприятий и степень эффективности его использования.  
            От правильного учета, анализа и аудита объектов основных средств зависят многие показатели – объемы продаж и развитие предприятия, себестоимость продукции и рентабельность капитала, финансовая устойчивость и ликвидность, на правильность исчисления и уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и налога на имущества. 
Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются: своевременное документальное оформление движения основных средств; правильное отражение в учете внутреннего перемещения и выбытия основных средств; достоверное исчисление первоначальной стоимости поступивших основных средств; учет амортизации и порядок её отнесения на затраты; полный учет затрат с содержанием и ремонтом основных средств; контроль за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету. Бухгалтерский учет основных средств призван способствовать контролю за эффективным использованием основных средств. Правильность организации учета основных средств, находящихся в распоряжении предприятий, обеспечивает не только действенный контроль за эффективным использованием, но и позволяет предусмотреть возможность конфликтной ситуации во взаимоотношениях с представителями налоговой службы по вопросу налогообложения прибыли. Правильность организации учета основных средств выявляется в ходе проведения аудиторской проверки. 
Бухгалтерский учет и аудит в Российской Федерации постоянно приближается к международным стандартам и нормам, что требует от специалистов постоянного обучения в данных областях. 
        Нужно отметить, что бухгалтерский учет на предприятиях должен вестись в соответствии с действующим законодательством, аудиторские проверки должны проводится сторонними организациями, анализ эффективности использования объектов основных средств проводится периодически. Достоверность бухгалтерского учета основных средств и составления отчетности подтверждается в результате проведения аудиторской проверки. Поэтому главная цель аудиторской проверки основных средств - это формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности и полноты информации по разделу основных средств и установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с основными средствами действующим в РФ нормативным документам. Задача аудиторской проверки основных средств – показать правильность ведения бухгалтерского учета основных средств на предприятии. 
Аудиторская проверка учета основных средств проводится на основании общего плана и программы аудита основных средств. Общий план проверки основных средств должен учитывать названные направления аудита данных участков. 
        Основными направлениями аудиторской деятельности являются аудит: сохранности, движения, переоценки, реконструкции, ремонта, модернизации, дооборудования, консервации и начислению амортизации основных средств, документального оформления и аналитического учета основных средств, поступления и выбытия основных средств; проверка: правильности формирования первоначальной и восстановительной стоимости основных средств, правильности отражения затрат на ремонт основных средств; проверка начисления амортизационных отчислений основных средств. 
В ходе аудиторской проверки основных средств аудитор применяет практически все способы документального контроля: формальную и арифметическую проверку (таксировку), юридическую оценку документов, логическую проверку (то есть сопоставление одних документов с другими), проверку по корреспонденции балансовых счетов бухгалтерского учета. При этом, при небольшом объеме проверяемых операций может использоваться сплошное наблюдение, а при большом - выборочное. При невозможности установить факт хозяйственной операции на проверяемом предприятии аудитор может провести встречную проверку. Кроме того, аудитор может использовать такие приемы фактического контроля как визуальное наблюдение (что помогает понять специфику проверяемого предприятия) и инвентаризация.

        По результатам аудита аудитор может разработать рекомендации по устранению ошибок в бухгалтерском и налоговом учете и совершенствованию системы бухгалтерского и налогового учета основных средств. Результатами аудиторской проверки и информацией, содержащейся в аудиторском заключении, в дальнейшем могут воспользоваться различные пользователи для принятия соответствующих решений. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Налоговый кодекс РФ. Части I и II //СПС «Консультант Плюс»
  2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 №119-ФЗ //СПС «Консультант Плюс»
  3. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 №696 Федеральные правила стандарты аудиторской деятельности (с изм. на 19.11.2008) // сайт Министерство Финансов РФ
  4. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 №34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» (в ред. Приказов Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. № 107н, от 24 марта 2000 г. № 31н, от 18 сентября 2006 г. № 116н, от 26 марта 2007 г. № 26н – данные изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.) // сайт Министерство Финансов РФ
  5. Приказ МФ РФ от 31.10.2000 № 94н «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций» (в ред. Приказов Минфина РФ от 07.05.2003 №38н) // сайт Министерство Финансов РФ
  6. Приказ МФ РФ от 06.10.2008 № 106н Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» 1/2008 (в ред. Приказов Минфина РФ от 11.03.2009 №22н) // сайт  Министерство Финансов РФ
  7. Приказ МФ РФ от 30.03.2001 г. N 26н Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» 6/01 (в ред. Приказов Минфина РФ от 18.05.2002№45н, от 12.12.2005№147н, от 18.09.2006№116н, от 27.11.2006№156н) // сайт Министерство Финансов РФ
  8. Приказ МФ РФ от 06.07.1999 г. N 43н Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» 4/99 (в ред. Приказов Минфина РФ от 18.09.2006№115н) // сайт Министерство Финансов РФ
  9. Приказ МФ РФ от 09.06.2001 г. N 44н  Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» 5/01 (в ред. Приказов Минфина РФ от 27.11.2006 № 156н, от 26.03.2007 № 26н – данные изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.) // сайт Министерство Финансов РФ
  10. Приказ МФ РФ от 13.10.2003 N 91н Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (в ред. Приказов Минфина РФ от 27.11.2006№156н) // сайт Министерство Финансов РФ
  11. Аудит/ под ред. В.И. Подольского - 4-е изд., перераб. и доп., -М:ЮНИТИ-ДАНА: Аудит, 2008г.-744с.
  12. Богатая И.Н., Лабынцев Н.Т., Хахонова Н.Н. Аудит: учебное пособие для вузов - Москва: Изд-во Феникс, 2004.-507с.
  13. Касюк Е.А. Аудит. Современный подход: учеб. пособие. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. -88с.
  14. http://www.termika.ru/audit/
  15. Верещагин С.А. О безвозмездной передаче основных средств //Налоговый вестник. – 2008г.- №7. – с.10-15

 


 

 



Информация о работе Организация аудиторской проверки учета объектов основных средств