Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 10:57, доклад
Основная цель проверки - установить соответствие совершенных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности.
В процессе аудиторской проверки расчетных операций следует руководствоваться следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ.
2. Федеральный закон « О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г №129-ФЗ.
Также на предприятии соблюдены установленные внутренние правила хранения документов в соответствии с законодательством. Ответственность за хранение несет главный бухгалтер.
На следующем этапе проверялось состояние задолженности с дебиторами и кредиторами В соответствии с пунктами 6.1 и 6.5 ПБУ 10/99 величина кредиторской задолженности определяется исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и поставщиком (подрядчиком) или иным контрагентом с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок).
На данном этапе первоначально проверялась реальность дебиторской и кредиторской задолженности. Реальность задолженности определяют проверкой документальной обоснованности остатков дебиторской и кредиторской задолженности по каждому виду расчетов. Суммы задолженности, не подтвержденные документами, относятся к нереальной задолженности. К нереальной задолженности относятся также суммы задолженности с истекшими сроками давности, выявляемые при анализе задолженности по срокам возникновения.
На этом этапе просматривались регистры бухгалтерского учета, отмечают наименование поставщиков, дату возникновения задолженности и сальдо задолженности на определенный момент, затем сверялись все эти данные с ответами на запросы. Также проверялись акты сверок заключенные за 2012г.
Целью проверки реальности дебиторской и кредиторской задолженности является достижение уверенности в том, что задолженность контрагентов и задолженность перед контрагентами числятся на счетах учета в реальных значениях.
В ООО «Тонер Сервис Омск» все задолженности возникли в связи с несовпадением сроков поступления и оплаты товаров, причем дата возникновения задолженности соответствует срокам отсрочки, которая предусмотрена в договорах, таким образом, задолженность является текущей.
При выявлении реальности дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Тонер Сервис Омск» выявилось с помощью источников информации, что нарушений при получении товара и его оплаты в сроки не обнаружены, искажения данных финансовой отчетности также отсутствуют, отраженная кредиторская и дебиторская задолженность является реальной (Рабочий документ №8 (прил. 26)).
В настоящее время организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги. Сроки и способ оплаты оговариваются в договоре.
В ООО «Тонер Сервис Омск» в соответствии с условиями заключенного между организациями договора расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются до отгрузки (в виде аванса) или после отгрузки ими товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Для проверки полноты и своевременности оплаты счетов поставщиков из журнала учета товаров выбирались счета с пометкой «оплачено» и сопоставлялись эти отметки с данными платежных поручений.
При выборочной проверке было отмечено, что отражение оплаты по счетам соответствует плану счетов, хотя были обнаружены арифметические ошибки при подсчете счетов-фактур, предназначенных для оплаты, возникали переплаты или недоплаты. Но в связи с тем, что проводится своевременный контроль за состоянием расчетов, то ошибки вовремя устранялись и переплаты (недоплаты) учитывались в последующих платежах. Проверка была проведена выборочно, ее результаты были оформлены рабочим документом №9 (прил. 27).
Далее необходимо проверить правомерность и соблюдение сроков списания дебиторской и кредиторской задолженности. Согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, а также другие долги, нереальные для взыскания, списываются по решению руководителя предприятия и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов, либо на результаты хозяйственной деятельности. Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.
Необходимо проверить наличие доказательств фактов истребования дебиторской задолженности (предъявление иска в арбитражный суд не позднее 4 месяцев с момента отпуска товаров, работ, услуг, документы об оплате госпошлины, признание должника банкротом, постановление правоохранительных органов о прекращении уголовного дела и т.п.).
За 2012г в ООО «Тонер Сервис Омск» просроченной задолженности нет, все расчеты осуществляются своевременно. По этому операций по списанию просроченной задолженности нет. По результатам анализа просроченной задолженности тоже не было выявлено, как по дебиторам, так и по кредиторам.
На следующем этапе необходимо проверить правильность отражения на счетах бухгалтерского учета операций ООО «Тонер Сервис Омск» по расчетам с поставщиками. Данная проверка проводилась выборочно.
Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками ведут в карточках счета 60,62,76.
В бухгалтерском
учете расчеты с поставщиками
и подрядчиками ведется на 60 счете
«Расчеты с поставщиками и
подрядчиками» в разрезе
60-1 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками в рублях";
60-2 "Авансы выданные".
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» является активно-пассивным. Дебетовое сальдо означает сумму авансов (предоплаты), выданных поставщикам и подрядчикам (задолженность поставщиков и подрядчиков за оплаченные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, а также по товарам в пути)
Счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" предназначен для обобщения информации о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами, не упомянутыми в пояснениях к счетам 60 - 75: по имущественному и личному страхованию; по претензиям; по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документ ов или постановлений судов, и др.
В ООО «Тонер Сервис Омск» ведется учет по счету 76.9 «Расчеты по исполнительным листам», начисляются алименты, удерживаемые у сотрудника. Данная операция проводится документом «Операции введенные вручную», т.к. начисление бухгалтер делает в конфигурации 1С «Бухгалтерия предприятия»
Счет 62 дебетуется в корреспонденции
со счетами 90 "Продажи", 91 "Прочие
доходы и расходы" на суммы, на которые
предъявлены расчетные
Основной вариант предполагает сразу же после отгрузки ценностей или оказания услуг составление следующей записи:
Дебет 62 "Расчеты с
покупателями и заказчиками"
Кредит 90.1 "Выручка"
Как видно из рабочего документа №10 (прил.28) ООО «Тонер Сервис Омск» отражает на счетах бухгалтерского учета расчеты с дебиторами и кредиторами правильно, в соответствии с требованиями Плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению.
Однако было выявлено, что бухгалтер по расчетам с поставщиком ООО «ВТТ-Обь» не верно отразил операции по счетам бухгалтерского учета: при авансовых платежах должна делаться проводка по дебету счета 60.2 «Авансы выданные» и кредиту 51 «Расчетные счета», а после поступления товаров делается бухгалтерская запись по дебету счета 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в рублях» и кредиту счета 60.2 «Авансы выданные». Бухгалтер же провел операцию сразу по счету 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в рублях». Ошибочность данной операции заключается в том, что при составлении бухгалтерской отчетности неверно отражена дебиторская и кредиторская задолженность.
Необходимо сделать проводку красным сторно Дебет 60.1 Кредит51, затем правильную проводку Дебет 60.2 Кредит 51.
Аналитический учет, согласно плану счетов бухгалтерского учета, по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в ООО «Тонер Сервис Омск» ведется в разрезе поставщиком и договоров, а также по каждому предъявленному счету.
На этапе организации аналитического учета никаких нарушений не выявлено, срок оплаты которых не наступил, поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам, по неотфактурованных поставкам, авансам выданных и т.д. Проверка проводилась сплошным методом, результат оформлен рабочим документом №11 (прил.29).
На предъявленные к оплате счета поставщиков кредитуется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и дебетуются счета по учету ценностей (08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 41 «Товары» и др.) или счета по учету затрат (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 97 «Расходы будущих периодов» и др.).
После акцепта счета при приемке поступивших ценностей на склад может обнаруживаться недостача сверх норм естественной убыли; при проверке акцептованного счета поставщика (подрядчика) могут выявиться несоответствия цен, обусловленных договором, и арифметические ошибки. В этих случаях счет 60 кредитуется на сумму претензии в корреспонденции с дебетом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям». Данной проводкой начисляется дебиторская задолженность за поставщиками по претензиям.
Кредиторская
задолженность погашается при получении
от банка подтверждения о
Погашение задолженности перед поставщиками отражается по дебету счета 60 и кредиту счетов учета денежных средств (51 «Расчетные счета», 50 «Касса». Как только этот счет дебетуется, т.е. собственность на отгруженные товары переходит к покупателю, так сразу же у предприятия возникает дебиторская задолженность и именно поэтому счет корреспондирует со счетами 90.1 "Выручка" или 91.1 "Прочие доходы".
По сложившимся обычаям покупатель мог внести деньги вперед, т.е. могло иметь место или получение аванса или зачисление предоплаты. В этом случае по счету 62 возникает кредиторская задолженность.
Данный этап проверки был оформлен рабочим документом №12 (прил.30). В ООО «Тонер Сервис Омск» проверка показала, что при поставке материалов от поставщика ООО «Запчасти и принадлежности» была сделана проводка Дт41 Кт60 на сумму 6297,50руб, а надо было сделать проводку Дт10 Кт60. Для того чтобы исправить, необходимо красным сторно отразить проводку Дт41 Кт60 на сумму 6297,50руб, а затем сделать правильную проводку Дт10Кт60 на сумму 6297,50руб. Неправильность данной проводки необоснованно увеличивает себестоимость оказанных услуг. При начислении алиментов за сентябрь 2012 г. Была сделана проводка Дт76.9 Кт70 на сумму 1155, а надо было сделать Дт70 Кт76.9, необходимо красным сторно отразить Дт76.9 Кт70-1155 руб, и сделать правильную Дт70 Кт76.9 на сумму 1155 руб.
Остальные
корреспонденции счетов составл
Проверка соответствия данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Поскольку на предприятии бухгалтерский учет автоматизирован, то несложно проследить все операции, которые группируются в различных ведомостях аналитического и синтетического учета по каждому контрагенту.
В ходе проведения данной процедуры проверяется полнота и достоверность отражения на счетах синтетического учета расчетов с дебиторами и кредиторами. Аудитор сверяет методом пересчета итоговые данные по регистрам аналитического учета с суммами, отраженными на счетах 60, 62, 76 и на субсчетах к данным счетам.
Итоговые записи по оборотам и остаткам по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» сверяются с данными Главной книги.
В ходе проверки необходимо убедится, что суммы, отраженные в активе, пассиве баланса и в приложении к бухгалтерскому балансу соответствуют остаткам дебиторской и кредиторской задолженностей на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Данный этап отражен в рабочем документе №13-14 (прил.31-32).
В ходе аудиторской проверки необходимо выяснить правильность предъявления поставщиком суммы НДС. Суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычету из общей суммы исчисленного к уплате налога на добавленную стоимость и отражаются на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Суммы налога, предъявляемые покупателю отражаются на счете 68 «Расчеты с бюджетом»