Организация бухгалтерского учета оптового товарооборота и его анализ на предприятиях торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является системное исследование организации бухгалтерского учета оптового товарооборота и его анализ на предприятиях торговли и разработка предложений по его развитию в условиях рынка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· исследовать теоретические и методические вопросы организации бухгалтерского учета и анализа оптового товарооборота;
· проанализировать практику организации бухгалтерского учета оптового товарооборота в ООО «ТПК 2»;
· провести анализ оптового товарооборота ООО «ТПК 2»;
· определить направления развития бухгалтерского учета товарооборота на предприятии ООО «ТПК 2»;
· на основании анализа разработать предложения по возрастанию оптового товарооборота.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы организации учета и анализа продажи товаров на предприятиях оптовой торговли
1.1 Задачи учета и анализа продажи товаров в организации оптовой торговли
1.2 Организация бухгалтерского учета на предприятиях оптовой торговли
1.3 Цена товара. Учет поступления товаров. Документирование
1.4 Синтетический и аналитический учет поступления и продажи товаров
1.5 Учет реализации товаров
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

1 гл.docx

— 48.43 Кб (Скачать файл)

Каждое предприятие разрабатывает  свою учетную политику на основе общих  правил бухгалтерского учета, определяя  методы отражения в учете закупок, транспортировки, хранения и реализации товаров.

На различных предприятиях используют различные бухгалтерские  формы учета. Чаще всего иcпoльзуют:

- журнально-ордерную форму;

- мемориально-ордерную форму  и ее разновидности (Журнал-Главная,  Книга учета хозяйственных операций (упрощенная форма));

- таблично-автоматизированная.

Первая форма иcпoльзуется с 1952года, вторая с 1928года, третья форма наиболее современная, использует компьютерную технику, специальные программы. Тaкая форма чaще вcегo встречается на предприятиях оптовой торговли. [32, с. 12-13].

1.3 Цена товара. Учет поступления товаров. Документирование

Цена товара и ее контроль

Цена товара складывается из себестоимости товара, прибыли  производителя, акцизов, налога на добавленную  стоимость, торговой надбавки (учитывают  транспортные расходы).

Цены, так же как и возможности  их изменений, оговариваются с помощью  заключения соответствующих договоров.

В условиях переживаемой в  нашей стране инфляции часто продавцы товара определяют цену в устойчивой валюте, а расчеты проводят в рублях.

Договорная цена может  быть твердой (фиксированной), скользящей либо ценой с последующей фиксацией. Покупателю выгоднее твердая цена, а вот продавец может оказаться  в крайне невыгодном положении, согласившись на фиксированную цену.

Транспортные расходы  могут составлять до 50% цены товара. Здесь вероятны три варианта оплаты:

- полностью оплата покупателем;

- полностью оплата поставщиком;

- частично - поставщиком,  частично - покупателем.

При внешнеторговых операциях  возникают дополнительные расходы  по уплате экспортно-импорных пошлин, налогов и сборов, по страхованию  груза.

Любые и все затраты  на транспортные операции должны быть оговорены в договоре.

Учет поступления товаров и оформление сопроводительной документации

Важно обеспечить контроль за полным и своевременным поступлением товара и за верным его оприходованием.

Каждая отгрузка товара оформляется  сопроводительными документами: счет-фактурой и товарно-транспортной накладной.

В зависимости от видов  товарно-материальных ценностей к  накладной либо счету-фактуре могут  прилагаться и иные документы, подтверждающие массу (количество) ценностей (упаковочные  ярлыки, отвесы и тому подобное) и/или  качество (качественные удостоверения, сертификаты, справки о результатах  лабораторных анализов и тому подобное). Обязанность продавца одновременно с передачей товара передать покупателю относящиеся к нему документы (технический  паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и тому подобное) установлена  ст.456 ГК Pоссийской Федеpации [1], а покупатель, в свою очередь обязан тщательно проверить наличие всех сопроводительных документов и сопоставить количество и качество товара с указанными в документах цифрами - ст. 513 ГК Pоссийской Федеpации.

При доставке товаров от иногородних поставщиков по железной дороге либо водным путем транспортная организация выписывает железнодорожную  либо водную накладную, а от иностранных  поставщиков при транспортировке  морским путем учитываются условия  франкировки ФОБ - оплата поставщиком  расходов по доставке в порт отправления, погрузке на судно, пошлин, налогов  и сборов по экспорту, СИФ - плюс оплаты фрахта и страхования груза, или  КАФ - освобождающие поставщика от оплаты страхования груза либо ФАС, по которым поставщик оплачивает исключительно расходы по доставке товаров до причала. Данные документы следуют вместе с товаром от станции (пристани) отправления до станции (пристани) назначения, где их выдают получателю.

Порядок приема товарно-материальных ценностей и его документальное оформление зависят от места приема (на складе поставщика, от транспортной организации, на складе покупателя); характера приема (по количеству, качеству и комплектности); степени соответствия условиям договора и сопроводительным документам; наличия либо отсутствия сопроводительных документов.

Прием по количеству - это  прием товаров в установленные  сроки по массе нетто и количеству единиц, поставляемых без тары либо в открытой таре, либо по массе брутто и числу мест ценностей, поставляемых в таре, с последующей проверкой  массы нетто и количества единиц в каждом месте.

Прием по качеству - это проверка в установленные сроки сохранности  качества и наличия комплектности  ценностей, соответствия требованиям  стандартов и технических условий, образцам, рецептурам и иным условиям, предусмотренным договором поставки.

Пунктом 2 ст.458 ГК Pоссийской Федеpации установлено, что в случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара либо передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику либо организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное. В данном случае приемка товаров и их документальное оформление производятся на станции железной дороги, пристани либо в аэропорту в зависимости от того, каким видом транспорта выполняется доставка.

Доверенность на получение  товарно-материальных ценностей выдается на получение товарно-материальных ценностей, отпускаемых поставщиком  по наряду, счету, договору, заказу, соглашению либо другому заменяющему их документу, вместе с этим используются бланки типовых форм N М-2 и М-2а [7].

Доверенности регистрируются бухгалтерией организации. Срок действия доверенности устанавливается в  зависимости от возможности получения  и вывоза соответствующих товаров, но, как правило, не больше чем на 15 дней. Доверенности на получение товарно-материальных ценностей, расчеты за которые производятся в порядке плановых платежей, например, на систематическое получение продуктов  питания, допускается выдавать на весь календарный месяц.

Доверенности самостоятельно от срока действия остаются у поставщика при первом отпуске товарно-материальных ценностей. При частичном отпуске каждый раз составляется накладная (приемо-сдаточный акт либо другой аналогичный документ) с указанием в ней номера доверенности и даты ее выдачи. Один экземпляр накладной (или заменяющего ее документа) отправляется получателю товарно-материальных ценностей, а другой - подкладывается к оставшейся у поставщика доверенности и используется для наблюдения и контроля за отпуском ценностей и, кроме того, для предъявления счета потребителю. При завершении отпуска товаров доверенность сдается в бухгалтерию вместе с документами на отпуск последней партии ценностей.

Для приемки товаров организации  выделяют материально ответственных  лиц - кладовщиков, экспедиторов. Уполномоченному  на получение ценностей лицу выдаются доверенность, распоряжение на получение  груза и грузовая квитанция. Предъявив  паспорт и указанные документы  представителям транспортной организации, материально серьезное лицо получает от них соответствующие сопроводительные документы.

Представители организации-получателя должны тщательно ознакомиться с  полученными сопроводительными  документами и проверить, действительно  ли данный груз направлен в адрес  получателя, в каком порядке принят груз к перевозке, за чьими пломбами доставлен груз, не нарушен ли срок его доставки, номера транспортных средств и так далее Затем совместно с представителем транспортной организации (либо без его участия) проверяется, была ли обеспечена сохранность груза при перевозке: проверяют целостность вагона, правильность закрытия дверей, люков на транспортных средствах либо контейнерах, наличие и целостность пломб, ясность оттисков на них, исправность тары и упаковки и так далее Если в ходе выполнения такого контроля никаких повреждений не обнаружено, то об этом делается отметка в транспортном документе. Там же фиксируется факт выдачи груза без проверки массы. [25, стр. 67-72]

Незатаренные грузы при  приемке перевешивают. Причем выписывается специальный документ - приходный  грузовой отвес (ф. N ТОРГ-17), в котором  указывают состояние груза, его  количество соответственно транспортным документам и по факту. Приемка груза  удостоверяется подписью представителя  получателя, а представитель транспортной организации подтверждает сдачу груза своей подписью в транспортном документе [4].

В случае установления при  приемке товаров повреждений  упаковки, тары, порчи груза, несоответствия наименования и массы груза либо количества мест, несоблюдения сроков доставки и температурного режима (при  перевозке скоропортящихся товаров) и, кроме того, в иных случаях получатель обязан потребовать от транспортной организации проверки количества мест, массы и состояния груза или  взвешивания части груза и  проверки содержимого каждого поврежденного  места (упаковочным ярлыкам, описям и иным документам). Если в итоге проверки будут установлены факты утраты (недостачи), повреждения либо порчи груза, представители получателя должны потребовать от транспортной организации составления коммерческого акта. Акт является основанием для предъявления организацией-получателем иска (претензии) к транспортной организации или поставщику-грузоотправителю, если организация транспорта не виновна в возникновении ущерба, установленного при приемке товаров.

Товары на складе поставщика принимает материально серьезное  лицо покупателя по доверенности путем  проверки соответствия количества и  качества товарно-материальных ценностей  данным выписываемых организацией-поставщиком  сопроводительных документов. Затаренные ценности принимаются по количеству мест и массе брутто либо количеству товарных единиц и массе нетто  по трафарету. В этих случаях требуется  тщательно проверить исправность  тары и маркировки. Если при приемке  будет установлена неисправность  тары и маркировки, получатель обязан потребовать вскрытия тары и проверки содержимого по количеству единиц, массе нетто и качеству (по товарам, где такая проверка представляется возможной). Следует отметить, что  в случаях, когда подлежащий затариванию  либо упаковке груз отправляется покупателю без тары либо упаковки или в ненадлежащей таре либо упаковке, покупатель вправе потребовать от продавца затарить либо упаковать товар или заменить ненадлежащую тару либо упаковку, если иное не вытекает из договора, существа обязательства либо характера товара (п.1 ст.482 ГК Pоссийской Федеpации). Данная статья устанавливает к тому же право покупателя в этом случае предъявить к продавцу требования, вытекающие из передачи товара ненадлежащего качества.

Доставка товаров, принятых как на железнодорожной станции, пристани, в аэропорте, так и непосредственно  на складе поставщика, может выполняться  не только покупателем самостоятельно, но и транспортной организацией, с  которой покупатель заключает договор. В таком случае немалознaчительное значение приобретает вопрос надлежащего документального оформления и организации контроля за сохранностью грузов при доставке на склад покупателя.

Перевозка товаров автомобильным  транспортом оформляется выпиской товарно-транспортной накладной. Прием  груза к перевозке транспортной организацией удостоверяется подписью шофера-экспедитора на всех экземплярах  накладной, один из которых остается у грузоотправителя. Доставленный груз шофер-экспедитор сдает материально  ответственным лицам предприятия-покупателя. Грузы, прибывшие в исправных  контейнерах и цистернах с  неповрежденными пломбами грузоотправителя, выдают получателю без проверки массы, состояния и количества мест. Ценности, поступившие в исправной таре, принимаются от перевозчика по числу  мест и массе брутто либо количеству единиц и массе нетто по трафарету. [43, стр. 228-231]

Сдача груза торговой организации  оформляется распиской водителя и получателя и штампом грузополучателя  в товарно-транспортной накладной, один экземпляр которой остается у получателя, а два иных - у  шофера-экспедитора. Претензии по иску за утрату, недостачу, порчу либо повреждение  грузов по вине перевозчика на основании  соответствующих актов покупатель предъявляет организации автотранспорта. Если же перевозчик не виновен, то претензии (иски) предъявляются грузоотправителю.

Порядок приемки товаров  на складе покупателя во многом зависит  от того, поступают ценности в таре либо без нее.

Если товары поступили  без тары, то их принимают по массе  нетто, количеству товарных единиц с  одновременной проверкой сохранности  качества (комплектности), то есть количественный и качественный прием в данном случае совпадают по времени.

В ходе приемки товаров  может быть выявлена недостача товаров, несоответствие качества, комплектности, маркировки поступивших ценностей, тары либо упаковки требованиям стандартов, технических условий, образцам (эталонам), условиям договора либо данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах. В таких случаях приемка товарно-материальных ценностей приостанавливается, обеспечивается сохранность товаров, предотвращается ухудшение их качества и возможность смешивания с иными однородными товарами. Причем составляется акт об установленном расхождении по количеству и качеству (российских товаров - ф. N ТОРГ-2, импортных - ф. N ТОРГ-3) за подписями лиц, производивших приемку. [27, стр. 46-49]

В случаях выявления несоответствия массы брутто отдельных мест массе, указанной в транспортных либо сопроводительных документах или на трафарете, получатель не обязан производить вскрытие тары и упаковки. Если при правильности массы брутто недостача продукции  устанавливается при проверке массы  нетто либо количества единиц в отдельных  местах, то получатель должен приостановить  приемку остальных мест и сохранить  до дальнейшей приемки тару и упаковку вскрытых мест и ценности, находившиеся внутри этих мест.

Для оформления приемки товаров  по качеству, количеству, массе и  комплектности составляются акты о  приемке товаров (ф. N ТОРГ-1).

Одновременно с приемкой товаров по количеству и качеству принимают поступившую с товаром  тару.

Экономисты предполагают, что в случае поступления товаров  без сопроводительных документов поставщика либо когда документы предоставлены  не в полном размере прием выполняется  комиссией и оформляется актом (ф. N ТОРГ-4). Основанием для выбытия  товаров является их отгрузка (отпуск) покупателям согласно с заключенными договорами.

Для отбора товаров покупателю менеджеры организации выписывают заказ - отборочный лист (ф. N ТОРГ-8), который  отправляется для исполнения на склад. Графу этого документа "Заказано" заполняет менеджер по продажам, а  графу "Отпущено" - coтрудники склада. На основании данных заказа - отборочного листа обычно заполняется товарная накладная (ф. N ТОРГ-12) в двух экземплярах, один из которых остается у поставщика и является основанием для списания товаров, а второй отправляется покупателю.

Информация о работе Организация бухгалтерского учета оптового товарооборота и его анализ на предприятиях торговли