Организация бухгалтерского учета расчетных операций торгового предприятия в рыночных условиях хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 02:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить особенности бухгалтерского учета расчетных операций торгового предприятия в рыночных условиях хозяйствования. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
- изучить теоретические основы учета расчетных операций;
- рассмотреть методологические аспекты учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... .4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ…………………………………………………………………….....5
1.1 Общие положения о расчетах. Основные формы расчетов……………..5
1.2 Понятие, порядок возникновения, сроки исковой давности и погашения дебиторской и кредиторской задолженности ……………………………….. 8
1.3 Порядок организации и ведения синтетического и аналитического учета расчетов с дебиторами и кредиторами………………………………………10
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ……………………………..……20
2.1 Законодательные и нормативные акты, регламентирующие учет расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………………………20
2.2 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………………………………………………………22
2.3 Документальное оформление расчетов с поставщиками и подрядчиками…………………………………………………………………….34
СВЯЗЬ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОСНОВАМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА С КУРСОВОЙ РАБОТОЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА»
3.ОТРАЖЕНИЕ В ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ КОМЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «Ясное………………………………..39
3.1. Общая характеристика деятельности предприятия……………………..39
3.2. Исходные данные для составления баланса. Состав имущества организации, источников его образования по состоянию на 28 февраля 2012г. И журнал хозяйственных операций за март 2012 г…………….……………40
3.3. Подбор и обработка счетов и субсчетов графическим способом……44
3.4 Составление оборотной ведомости по синтетическим счетам и баланса по состоянию на 31.03.2012………………………………………………..……..49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..…..53

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК ПО БУ.doc

— 588.00 Кб (Скачать файл)

На счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» учитывают расчеты с разными организациями по операциям некоммерческого характера (учебными заведениями, научными организациями и др.), по депонированной заработной плате, суммам удержаний из заработной платы в пользу организаций и отдельных лиц по исполнительным документам и др. К счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» могут быть открыты субсчета: 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию», 76-2 «Расчеты по претензиям», 76-3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам», 76-4 «Расчеты по депонированным суммам» и др.

На субсчете 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» отражают расчеты по страхованию  имущества и персонала организации, в котором организация выступает  страхователем (кроме расчетов по социальному страхованию и обязательному медицинскому страхованию, учитываемых на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»). Начисленные суммы страховых платежей отражают по кредиту субсчета 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию», в корреспонденции со счетами учета затрат на производство или других источников страховых платежей. Перечисленные суммы страховых платежей страхователям списывают с кредита счетов по учету денежных средств (51, 52, 55) в дебет счета 76-1.

Аналитический учет по субсчету 76-1 «Расчеты по имущественному и личному  страхованию» ведется по страховщикам и отдельным договорам страхования.

На субсчете 76-2 «Расчеты по претензиям» отражают расчеты  по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам.

Взаимные претензии  у предприятий возникают, в основном, из-за несоблюдения условий договоров  и обязательств по расчетам. В дебет субсчета 76-2 «Расчеты по претензиям» списывают причиненный организации ущерб по вине поставщиков материальных ресурсов, подрядчиков, учреждений банков и других организаций с кредита соответствующих возникшей ситуации счетов. Суммы удовлетворенных претензий списывают с кредита счета 76-2 в дебет счетов учета денежных средств (51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и др.). Суммы неудовлетворенных претензий, как правило, списывают с кредита счета 76 - 2 «Расчеты по претензиям» в дебет тех счетов, с которых они были списаны на счет 76-2 (60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 10 «Материалы», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и др.).

Аналитический учет по субсчету 76-2 ведут по каждому дебитору и  отдельным претензиям.

На субсчете 76-3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» учитывают расчеты по причитающимся  организации дивидендам и другим доходам, в том числе по прибыли, убыткам и другим результатам  по договору простого товарищества. Подлежащие получению доходы отражают по дебету счета 76-3 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Полученные доходы записывают по дебету счетов учета активов (51«Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и др.) и кредиту счета 76-3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам».

На субсчете 76-4 «Расчеты по депонированным суммам» учитывают  расчеты с работниками организации  по невыплаченным в установленный  срок суммам из-за неявки получателей. Учет расчетов по депонированным суммам был рассмотрен в главе «Расчеты с персоналом по оплате труда».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Методологические  аспекты учета расчетов с поставщиками  и подрядчиками

2.1. Законодательные и нормативные акты, регламентирующие учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

 

К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств).

Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после  отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или  оказания услуг. При получении или  продаже организацией материальных ценностей, выполнении работ или  оказании услуг у нее возникают расчетные обязательства перед поставщиками и подрядчиками, а также покупателями их продукции, работ и услуг. Формы погашения этих обязательств заключаются в том, что расчеты между юридическими и физическими лицами, связанные с осуществлением ими  предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке, либо наличными деньгами, если иное не установлено законом.

Одним из важнейших вопросов учета расчетов с поставщиками и  подрядчиками является нормативно - правовая база. Все действия директора и главного бухгалтера должны опираться в основном на Кодексы, Законы, приказы, инструкции, нормативные акты, положения, (стандарты).

Нормативные документы  в бухгалтерском учете - это документы, определяющие методологические основы, порядок организации и основные правила ведения бухгалтерского учета на предприятиях в России.

Организация бухгалтерского учета в Российской Федерации, отвечающая Международным стандартам учета  и отчетности, ориентированная на требования рыночной экономики, предполагает четырехуровневую систему документов, регулирующих и регламентирующих учет.

Такая многоуровневая система  документов позволяет организовать на предприятии надлежащую систему  организации бухгалтерского учета  и отчетности.

Основными документами, регламентирующими учет расчетов с поставщиками и подрядчиками являются:

Федеральный закон "О  бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ;

Федеральный закон «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 19 июля 2009 г. с  изменениями от 22 сентября 2009 г. № 86-ФЗ;

Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов  с использованием платежных карт» от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ;

Постановление правительства  Российской Федерации «О порядке  осуществления наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно кассовой техники» от 06 мая 2008 г. № 359;

Положение о безналичных  расчетах в Российской Федерации, утвержденное ЦБ РФ 03 октября 2002 г. № 2-П (с изменениями и дополнениями от 22 января 2008 г.) Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 декабря 2002 г. № 4068.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26 января 1996 года N 14-ФЗ;

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 от5 августа 2000 года N 117-ФЗ;

Кодекс об административных правонарушениях введен в действие Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ, вступил в силу с 1 июля 2002 г.;

Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н (с изменениями и дополнениями, внесенными приказами Минфина Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. № 107н и от 24 марта 2000 г. № 31н);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/08), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 24 октября 2008 г. № 116н;

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 11 июля 2009 г. № 106н;

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина  Российской Федерации от 30 марта 2001 г. № 26н;

Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 г. № 44н; и другие

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его  применению утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минфина Российской Федерации от 7 мая 2003 г. № 38н);

 

2.2. Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

 

Любое предприятие в  процессе работы пользуется услугами сторонних организаций. От поставщиков  на предприятие поступают товарно-материальные ценности. Подрядные организации  выполняют строительные, научно-исследовательские и другие работы.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после  отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или  оказания услуг либо одновременно с  ними с согласия организации или  по ее поручению.

Без согласия организации  в безакцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, тепловую и электрическую энергию, выписанные на основании показателей измерительных  приборов и действующих тарифов, а также за канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные услуги.

Организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию  или оказанные услуги.

Для учета расчетов по таким операциям предназначен счет 60 "Расчеты с поставщиками и  подрядчиками". На нем учитываются все операции, связанные с расчетами за приобретенные товарно-материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги независимо от времени оплаты.

На этом счете учитываются  расчеты:

1) за полученные товарно-материальные  ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

2) за товарно-материальные  ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили, т.е. так называемые неотфактурованные поставки;

3) за излишки товарно-материальных  ценностей, выявленные при их  приемке, - когда фактическое количество  поступивших ценностей превышает количество, указанное в расчетных документах поставщиков.

Излишки, выявляемые при  приемке материальных ценностей, должны отражаться в первичных учетных  документах. Так как появление  излишков признается отклонением от нормального режима поставки, то применяются специальные формы первичных учетных документов, утвержденные Госкомстатом для предприятий и организаций различных видов деятельности;

4) за полученные услуги  по перевозкам, в том числе  расчеты по недоборам и переборам  тарифа (фрахта);

5) за все виды услуг  связи;

6) генерального подрядчика  со своими субподрядчиками при  выполнении договора строительного  подряда;

7) генерального подрядчика  со своими субподрядчиками при  выполнении договора на выполнение  научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР).

Учет на счете 60 ведется  методом начисления, т.е. все операции, связанные с расчетами за приобретенные  материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются независимо от времени оплаты.

На предъявленные к  оплате счета поставщиков делается проводка:

Дебет 08 (10, 11, 15, 97, 41) Кредит 60 - когда право собственности  на эти ценности переходит к покупателю.

Если организация приняла  выполненную работу (оказанную услугу), задолженность перед подрядчиком отражается:

Дебет 20 (26, 44, ...) Кредит 60 - отражена задолженность перед подрядчиком  по выполненным работам, оказанным  услугам.

На счете 60 задолженность  отражается в пределах сумм акцепта. Когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза ("товары в пути"), а при приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх предусмотренных в договоре величин,  недостача вследствиенесоответствия цен, обусловленных договором, и арифметических ошибок делается проводка:

Дебет 76.2 Кредит 60.

Если поставщик (подрядчик) является плательщиком налога на добавленную  стоимость, то, на основании полученного  от поставщика (подрядчика) счета-фактуры, в котором выделена сумма НДС, сумму данного налога отражается:

Дебет 19 Кредит 60.

Если задолженность  перед поставщиком погашена и  ему перечислены денежные средства, то делается запись:

Дебет 60 Кредит 50 (51, 52, ...).

Задолженность перед  поставщиками и подрядчиками, которая  отражается по кредиту счета 60, - это кредиторская задолженность предприятия. Если с момента возникновения кредиторской задолженности прошло три года, то есть истек срок исковой давности, то задолженность списывается. Списание задолженности отражается:

Дебет 60 Кредит 91-1 "Прочие доходы".

Если поставщик является одновременно и покупателем товаров (работ, услуг) организации,  то возможен взаимозачет задолженностей, который отражается:

Дебет 60 Кредит 62 (76).

Выданный аванс в  счет предстоящей поставки материальных ценностей (выполнения работ, оказания услуг), перечисленный поставщику или подрядчику, отражается:

Дебет 60 субсчет "Расчеты  по авансам выданным" Кредит 50 (51, 52,...).

По зачету аванса дается проводка:

Информация о работе Организация бухгалтерского учета расчетных операций торгового предприятия в рыночных условиях хозяйствования