Организация бухгалтерского учета расчетных операций торгового предприятия в рыночных условиях хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 02:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить особенности бухгалтерского учета расчетных операций торгового предприятия в рыночных условиях хозяйствования. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
- изучить теоретические основы учета расчетных операций;
- рассмотреть методологические аспекты учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... .4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ…………………………………………………………………….....5
1.1 Общие положения о расчетах. Основные формы расчетов……………..5
1.2 Понятие, порядок возникновения, сроки исковой давности и погашения дебиторской и кредиторской задолженности ……………………………….. 8
1.3 Порядок организации и ведения синтетического и аналитического учета расчетов с дебиторами и кредиторами………………………………………10
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ……………………………..……20
2.1 Законодательные и нормативные акты, регламентирующие учет расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………………………20
2.2 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………………………………………………………22
2.3 Документальное оформление расчетов с поставщиками и подрядчиками…………………………………………………………………….34
СВЯЗЬ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОСНОВАМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА С КУРСОВОЙ РАБОТОЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА»
3.ОТРАЖЕНИЕ В ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ КОМЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «Ясное………………………………..39
3.1. Общая характеристика деятельности предприятия……………………..39
3.2. Исходные данные для составления баланса. Состав имущества организации, источников его образования по состоянию на 28 февраля 2012г. И журнал хозяйственных операций за март 2012 г…………….……………40
3.3. Подбор и обработка счетов и субсчетов графическим способом……44
3.4 Составление оборотной ведомости по синтетическим счетам и баланса по состоянию на 31.03.2012………………………………………………..……..49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..…..53

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК ПО БУ.doc

— 588.00 Кб (Скачать файл)

- авансам выданным;

- поставщикам по выданным  векселям, срок оплаты которых не наступил;

- поставщикам по просроченным  оплатой векселям;

- поставщикам по полученному  коммерческому кредиту и др.

Аналитический учет расчетов с поставщиками при расчетах  в порядке плановых платежей ведут в ведомости №5, данные которой в конце месяца включают общими итогами по корреспондирующим счетам в журнале – ордере №6.

При автоматизации учета  на основании выписок банка составляются журнал проводок, в котором отражается каждая операция по расчетам с поставщиками и подрядчиками.

 

2.3 Документальное оформление расчетов с поставщиками и подрядчиками

Договор поставки является видом договора купли-продажи. Как  и договор купли-продажи, он направлен  на возмездное перенесение права  собственности (иного вещного права) от поставщика (продавца) на покупателя. Поэтому к нему применимы общие нормы о купле-продаже.

Отличия договора поставки от иных договоров купли-продажи  определены ст. 506 ГК. Договором поставки признается договор, по которому поставщик  – продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным применением. Договор поставки с учетом характерных для него черт является возмездным, двусторонним, консенсуальным.

При выполнении условий  договора поставки оформляются следующие  документы:

1)    накладная, в которой указываются наименование переданного товара, его количество и цена. Она подписывается руководителем организации – поставщика, лицом, производящим сдачу товара, и представителем покупателя, принимающим товар, также ставятся печати поставщика и покупателя.

2)    доверенность, которую должны иметь  лица, осуществляющие сдачу и/или приемку товара (форма которой утверждена постановлением Госкомстата России №71а);

3)    акты приемки, которые составляются, если приняты материалы, поступившие баз документов, или обнаружено количественное или качественное несоответствие, расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика;

4)    транспортные документы при доставке:

1)   автотранспортом или речным транспортом:

- товарно-транспортная  накладная (4 экземпляра);          

- путевой лист со штампами автопредприятия;

2)   железнодорожным транспортом:

- железнодорожная накладная  (1 экземпляр);               

- грузовая квитанция (1 экземпляр);

3)   воздушным транспортом:

- накладная отправителя;           

- грузовая накладная (3 экземпляра, выписывается перевозчиком);

4)   морским транспортом:

-         коносамент (выписывает порт);

-         расчетные документы:

-         счет;

-         счет-фактура, который должен быть зарегистрирован в книге покупок (порядок составления счетов – фактур утвержден постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 №914, последние изменения внесены в Правила постановлением Правительства РФ от 16.02.04 №84);

-         приходный кассовый ордер (Приложение Г) необходим, если оплата производится за наличный расчет;

-         расходный кассовый ордер (Приложение Д) для оформления выдачи наличных денег из кассы организации.

В случае предъявления покупателем  претензий в связи с недопоставкой  товаровпоставщик, допустивший недопоставку товаров, обязан в соответствии со ст. 511 восполнить недопоставленное количество товаров. Обязанность восполнения установлена на случай недопоставки товаров, просрочки поставки или ненадлежащего исполнения поставщиком указаний покупателя о поставке товаров получателям (нарушения отгрузочной разнарядки). Недопоставка означает не только нарушение условий о количестве, но и о сроке, следовательно, недопоставка одновременно является и просрочкой поставки. Покупатель вправе отказаться от переданного товара, если же товар уже оплачен, - потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Если поставщик возвращает покупателю денежные средства за недопоставленный товар, то выписывается новая счет –  фактура на фактически полученный покупателем  объем товаров с указанием  «По пересчету» и ссылкой на номер  ранее оформленного счета – фактуры. 

Стороны вправе избрать  любую из тех форм расчетов, которые  указаны в ст. 862 ГК. Если же в договоре отсутствует условие о форме  расчетов, то применяется форма, предусмотренная  нормой ст. 516 ГК, т.е. расчеты осуществляются платежными поручениями.

При расчетах по аккредитиву  плательщик представляет в банк-эмитент  два экземпляра заявления на открытие аккредитива, в котором поручает банку-эмитенту открыть аккредитив. Аккредитив выписывают в 4 экземплярах.

Вексель должен быть составлен только на бумаге, любым способом – от руки, на компьютере, на пишущей машинке. Вексель подписывается собственноручно уполномоченным на то лицом.

Действующее вексельное законодательство предусматривает  возможность передачи векселя с  помощью индоссамента.

Индоссамент – это специальная надпись на векселе (или на добавочном листе – аллонже), которая передает права по векселю новому держателю векселя.

Передаточная надпись  должна содержать собственноручную подпись лица, передающего вексель.

Лицо, передающее вексель по индоссаменту, называется индоссантом, а лицо, получающее вексель, - индоссатом.

При передаче векселя  по индоссаменту оформляется акт  приема-передачи. Составление акта приема-передачи не предусмотрено законодательством  о векселях. Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»  все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые выполняют функции первичных учетных и на основании которых ведется бухгалтерский учет. Акт приема-передачи векселя имеет значение не только для целей бухгалтерского учета (устанавливает точную дату принятия векселя на баланс), но и при возникновении спорной ситуации между сторонами (актом юридически грамотно фиксируется факт приема-передачи векселя).

Операции взаимозачета оформляются актом взаимных требований (протокол о проведении взаимозачета, соглашение о погашении взаимных обязательств, акт сверки взаимных требований). Этот документ должен содержать информацию об основаниях возникновения задолженностей, сумму зачтенных взаимных требований и дату проведения зачета.

Уступка права требования оформляется путем заключения двустороннего  соглашения (договора) между прежним  и новым кредитором (ст.382 ГК РФ). Договор уступки права требования называется договором цессии, а стороны, участвующие в этом договоре, - цедент (прежний кредитор) и цессионарий (новый кредитор). До заключения договора лицо, которое будет цедентом, направляет своему кредитору письмо с просьбой дать согласие на перевод долга на лицо, которое будет цессионарием. После получения согласия заключается договор уступки прав требования в обмен на принятие долга.

Отступное оформляется  соглашением (статья 409 ГК РФ), к которому предъявляются следующие требования к наличию обязательных реквизитов - размер, сроки и порядок предоставления отступного.

Если отступное при  одностороннем отказе от полного  или частичного исполнения договора не было предусмотрено условиями  договора, то в него вносятся соответствующие изменения, устанавливающие объект и размер отступного, а также сроки и порядок исполнения обязательства.

Соглашение юридических  лиц об отступном между собой  и с физическими лицами должно быть заключено в письменной форме. Если в качестве объекта отступного выступает недвижимое имущество, то соглашение об отступном действительно только после его государственной регистрации.

Факт прекращения обязательства  отступным должен быть зафиксирован сторонами сделки посредством оформления документов (актов), констатирующих приемку-передачу имущества (оказание работ, выполнение услуг), выступающего в качестве отступного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОТРАЖЕНИЕ В ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ  КОМЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «Ясное»

      3.1 Общая характеристика деятельности предприятия

Закрытое акционерное  общество «Ясное», образованное в порядке реорганизации совхоза Ясная Поляна в 1992 г., является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчётный и валютные счета, фирменное наименование, круглую печать и действует на основании Устава. Экономическую основу общества составляет коллективная собственность на землю и средства производства. Целью ЗАО является насыщение рынка сельскохозяйственной продукцией.

Закрытое акционерное  общество «Ясное» находится по адресу: 238012, Калининградская область, Нестеровский район, посёлок Ясная Поляна, ул. Центральная, дом 33.

За последние годы численность работников значительно  снизилась. На снижение численности работников повлиял рост уровня механизации и использование высокопроизводительной техники, применения современных технологий при возделывании сельскохозяйственных культур.

Самая высокая прибыль  в хозяйстве была получена от растениеводства в 2009году – 13853 тыс. рублей, по животноводству в 2007году – 2252 тыс. рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.Исходные  данные для составления баланса.  Состав имущества организации,  источников его образования по  состоянию на 28 февраля 2012 г. и  журнал хозяйственных операций  за март 2012 г 

Исходные данные приведены  в таблицах 3.1,3.2,3.3.

 

    Таблица 3.1-  Состав имущества предприятия на 28.02.2012г.

 

Наименование имущества

Сумма

в руб.

Номер

счета

Номер субсчета

1.

Готовая продукция на складе

3 420

43

 

2.

Производственное оборудование в цехах

100 650

01

 

3.

Товары, отгруженные покупателю

5 200

45

 

4.

Нематериальные активы

10 000

04

 

5.

Касса

600

50

 

6.

Прочие денежные средства

2 380

55

 

7.

Незавершенное промышленное производство

5 250

20

 

8.

Основные материалы

6 500

10

10.1

9.

Прочие дебиторы

1 260

76

 

10.

Расчетный счет

85 725

51

 

11.

Основные средства общепроизводственного  назначения

112 865

01

 

12.

Подотчетные лица

450

71

 

13.

Прочие материалы

1 334

10

10.6

14.

Покупные полуфабрикаты

7 200

10

10.2

15.

Здания и оборудования складов отдела снабжения и сбыта

245 000

01

 

16.

Основные средства ЖКХ

320 000

01

 

17.

Основные средства цехов  вспомогательных

220 000

01

 

18.

Валютный счет

7 380

52

 
 

Итого:

1135214

   

 

 

  

 

Таблица 3.2 - Источники  образования имущества организации  на 28.02. 2012 г.

 

Наименование источника  имущества

Сумма

в руб.

счета

№ субсчета

1.

Задолженность предприятия  за полученные у поставщиков материалы

8 830

60

 

2.

Задолженность финансовым органам по платежам в бюджет ( по налогу на имущество организаций)

8 216

68

68 им.

3.

Уставной капитал

780 000

80

 

4.

Резервный капитал

180 330

82

 

5.

Краткосрочные кредиты

8 200

66

66.1

6.

Долгосрочные кредиты

5 500

67

67.1

7.

Задолженность по отчислениям  на социальное страхование и обеспечение

7 528

69

 

8.

Задолженность работникам предприятия по оплате труда

75 280

70

 

9.

Краткосрочные займы

4 800

66

66.2

10.

Долгосрочные займы

4 300

67

67.2

11.

Прочие кредиторы

2 700

76

 

12.

Нераспределенная прибыль  прошлых лет

49 180

84

 

13.

Задолженность поставщикам  за оказанные услуги

350

60

 
 

Итого

1135214

   

 

 

Таблица 3.3 - Журнал хозяйственных операций за март 2012г

 

№ п/п

Дата

Содержание операций

Суммаруб.

Корреспонденция счетов

Д

К

1.

05.03.

Получено с расчетного счета  денежные средства для выплаты заработной платы

75 280

50

51

2.

05.03.

Выдана зарплата за февраль

75 280

70

50

3.

05.03.

Перечислены органам соц. обеспечения

7 528

69

51

4.

06.03.

Поступили от базы снабжения №1 основные материалы

13 000

10.1

60

5.

06.03.

Поступили от базы снабжения №2 полуфабрикаты

15 624

10.2

60

6.

07.03.

Отпущены в производство основные материалы

13 520

20

10.1

7.

07.03.

Отпущены прочие материалы на общепроизводственные расходы

630

25

10.6

8.

22.03.

Выпущено с производства готовая  продукция

85 240

43

20

9.

26.03.

Отгружена покупателю готовая продукция

8 1400

62

43

10.

26.03.

Расходы по отгрузке готовой продукции

1 215

44

60

11.

27.03.

Получены денежные средства на расчетный  счет за продажу продукции

119 000

51

62

12.

27.03.

Отражена реализация

119 000

62

90.1

13.

27.03.

Оплачены счета базы №1 с расчетного счета

15 200

60

51

14.

27.03.

Оплачены счета базы снабжения  №2

17 800

60

51

15.

27.03.

Списана производственная себестоимость  реализованной продукции

81400

90.2

62

16.

27.03.

Начислен НДС по реализованной  продукции

19 833

90.3

68

17.

28.03.

Списаны расходы на продажу продукции

1 215

90.2

44

18.

30.03.

Начислена зарплата рабочим за изготовление продукции

40 240

20

70

Информация о работе Организация бухгалтерского учета расчетных операций торгового предприятия в рыночных условиях хозяйствования