Организация бухгалтерского учета в торговых организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 08:26, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы: изучение особенностей ведения бухгалтерского учета в торговых организациях.
Исходя из целей, были определены следующие задачи работы:
- рассмотреть документооборот на предприятиях торговли;
- изучить особенности бухгалтерского учета товарных операций;
- дать организационно-экономическую характеристику исследуемого предприятия розничной торговли ООО «Радуга»;
- проанализировать особенности бухгалтерского учета в ООО «Радуга».

Содержание работы

Введение
Глава 1. Организация бухгалтерского учета в торговых организациях
1.1 Документооборот на предприятиях торговли
1.2 Особенности бухгалтерского учета товарных операций
Глава 2. Бухгалтерский учет в ООО «Радуга»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Радуга»
2.2 Особенности организации и ведения бухгалтерского учета в ООО «Радуга»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Организация бухгалтерского учета в торговых организациях.docx

— 67.32 Кб (Скачать файл)

Согласно ст. 11 п. 1 ФЗ «О бухгалтерском  учете» оценка имущества и обязательств проводится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении. В торговых организациях для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данным бухучета отражается на счетах бухучета в следующем порядке: а) излишек имущества приходуется, сумма зачисляется на финансовые результаты организации; б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на расходы продажи, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены, то недостачи списываются на финансовые результаты организации в соответствии со ст. 12 п. 3 ФЗ «О бухгалтерском учете».

Согласно ст. 13 п. 2 ФЗ «О бухгалтерском  учете» бухгалтерская отчетность торговых организаций состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, предусмотренных  нормативными актами, аудиторского заключения, подтверждающего достоверность  бухгалтерской отчетности организации, пояснительной записки.

В соответствии со ст. 15 п. 1 ФЗ «О бухгалтерском учете» все торговые организации представляют годовую  бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами участникам организации или собственникам  ее имущества, а также территориальным  органам государства по месту  их регистрации.

Согласно плана счетов финансово-хозяйственной деятельности от 31.10.2000 года № 94-Н учет бухгалтерских операций в розничной торговле ведется на счетах:

Счет 41 «Товары», где на субсчете 1 отражаются товары на складах, субсчете 2 отражаются товары в розничной  торговле, субсчете 3 отражается тара под  товаром и порожняк, на субсчете 4 отражаются покупные изделия.

Счет 42 «Торговая наценка», где отражается величина торговой наценки  по оприходованным товаром. Его используют организации розничной торговли, которые ведут учет товаров по продажным ценам. Торговая наценка представляет собой добавленную стоимость к покупной цене товара, т.е. доход торговой организации. Установленная сумма торговой наценки отражается по кредиту счета 42. Сумма торговой наценки по проданным товарам сторнируется в корреспонденции со счетом 90 «Продажи» (субсчет «Себестоимость продаж»).

Счет 44 «Расходы на продажу», где отражаются расходы, вызываемые куплей-продажей товаров и с продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, упаковка).

Счет 50 «Касса», где отражается сумму денежных средств, находящихся  в организации, вырученных за продажу  товаров.

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», где отражается оприходование товаров от поставщиков и покупателей,

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», где отражаются операции по (отпуску) продаже товаров.

Счет 70 «Расчет с персоналом по оплату труда», где отражается начисление и выплата зарплаты работникам, связанных  с закупом и реализацией товаров.

Счет 90 «Продажи», где отражается выручка от продажи товаров, а  также расходы, связанные с ней. К счету 90 "Продажи" могут быть открыты субсчета:

90-1 "Выручка";

90-2 "Себестоимость продаж";

90-3 "Налог на добавленную  стоимость";

90-4 "Акцизы";

90-9 "Прибыль/убыток от  продаж".

Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота  по субсчетам 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость" и кредитового оборота по субсчету 90-1 "Выручка" определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными  оборотами) списывается с субсчета 90-9 "Прибыль/убыток от продаж" на счет 99 "Прибыли и убытки". Таким  образом, счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.

Счет 99 «Прибыли и убытки», где по результатам хозяйственной  деятельности предприятия отражается конечный результат работы организации (прибыль или убыток).

Организации, продающие товары в розницу, должны выбрать и отразить в учетной политике способ учета  товаров. В розничной торговле существуют два варианта учета товаров:

1. По фактической себестоимости.  Она складывается из всех затрат  по их покупке (п.6 ПБУ 5/01 «Учет  материально-производственных запасов»).

2. По продажным ценам  (п. 13 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных  запасов"). Учет ведется с использованием  счета 42 «Торговая наценка».

В розничной торговле учет товаров, как правило, ведется по розничным ценам. Это означает, что  учетной ценой товара является цена, по которой товар продается. Рассмотрим общие схемы учета реализации при разных режимах налогообложения.

Если торговая организации находится на уплате ЕНВД или УСН, то в бухгалтерском учете следует сделать следующие проводки:

Дебет 50 Кредит 90-1 - отражена выручка от продажи товара;

Дебет 90-2 Кредит 41-2 - списана  себестоимость проданного товара;

В организациях, ведущих учет товаров по продажным ценам, вместо последней записи выполняются две  проводки:

Дебет 90-2 Кредит 41- списана  учетная стоимость проданного товара;

Дебет 90-2 Кредит 42/сторно - сторнирована сумма торговой наценки, относящейся к проданным товарам.

Если же организация находится  на общем режиме налогообложения, то ей следует выделить НДС из стоимости  покупных товаров и предъявить его  к вычету. А также начислить  НДС со стоимости проданного товара. Проводки по реализации товара в данной организации будут выглядеть  следующим образом

Дебет 50 Кредит 90-1 - отражена выручка от продажи товара;

Дебет 90-2 Кредит 41 - списана  себестоимость проданного товара;

В организациях, ведущих учет товаров по продажным ценам, вместо последней записи также выполняются  две проводки:

Дебет 90-2 Кредит 41 - списана  учетная стоимость проданного товара;

Дебет 90-2 Кредит 42/сторно - сторнирована сумма торговой наценки, относящейся к проданным товарам.

Дебет 90-3 Кредит 68/НДС - начислен НДС со стоимости проданного товара.

По положению бухучета «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 от 09.12.1998 года 60Н к способам ведения  бухучета относятся способы группировки  и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов  организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухучета. (ст. 2 ПБУ 1/98).

К способам ведения бухучета, принятым при формировании учетной  политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности относятся способы оценки товаров, признание прибыли от продажи  товаров. (П12 ПБУ 1/98). Изменение учетной  политики может производиться в  случаях существенного изменения  условий деятельности, это может  быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности (ст. 16 БПУ 1/98).

По положению бухучета «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5-01, утвержденный приказом Министерства финансов РФ от 09.06.2001 года № 44Н товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для  продажи.

Организации, осуществляющие торговую деятельность, могут затраты  по доставке товаров до складов, производимые до момента их передачи в продажу, включить в состав расходов на продажу (ст. 13 ПБУ 5/01).

Согласно Гражданскому Кодексу  РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение  прибыли от продажи товаров, выполнения работ, услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законом порядке (ст. 2. п. 1 ГК РФ). По общему правилу, право собственности  переходит в момент передачи вещи, если иное не предусмотрено законом  или договором (ст. 223 ГК РФ). Переданной считается вещь, сданная перевозчику  для отправки потребителю или  в организацию связи для пересылки приобретенных вещей (ст. 224 ГК РФ). Если товары будут поставлены до момента оплаты, то в договорах может быть предусмотрен переход права собственности к покупателю: после полной оплаты, в момент поступления на склад покупателя, при оплате определенной части договорной цены, по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товара, предназначенный для личного семейного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью (ст. 492 ГК РФ).

Доходом признается экономическая  выгода в денежной или натуральной  форме, учитываемая в случае возможности  ее оценки и в той мере, в которую  такую выгоду можно оценить, и  определяемая в соответствии с главами  «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» (ст. 41 НК РФ).

Налоговая база при начислении «Налога на добавочную стоимость» исчисляется  исходя из цен определяемых на рынке идентичных товаров при взаимодействии спроса и предложения на рынке, с учетом акцизов и без включения в них налога (ст. 154 НК РФ), т. е. реализация товаров будет складываться из выручки от реализации этих товаров за минусом НДС. Налогообложение производится согласно налоговой ставке 1- и 18 процентов (ст. 164 НК РФ).

Доходами от реализации в  торговых организациях при исчислении налога на прибыль является выручка  от реализации, которая определяется исходя из всех поступлений, связанных  с расчетом за реализованные товары, выраженные в денежной или натуральной  формах (ст. 249 НК РФ).

Порядок признания доходов  и расходов производится согласно методу начисления доходов и расходов признанного  в учетной политике торговой организации (ст. 268 НК РФ). Налоговая ставка устанавливается  в размере 24 процентов (ст. 284 п.1 НК РФ).

Глава 2 Бухгалтерский  учет в ООО «Радуга»

 

2.1 Организационно-экономическая  характеристика ООО «Радуга»

 

ООО «Радуга» является торговым предприятием, созданным в 1992 году, частной формы собственности. Организационно-правовая форма фирмы «Радуга» - общество с ограниченной ответственностью. Преимуществами данной организационно-правовой формы  являются: возрастание финансовых возможностей за счет распределения функций управления предприятием, привлечения вкладов  от участников общества. Особенность  общества с ограниченной ответственностью состоит в том, что участники ООО несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

ООО «Радуга» действует на основании Устава № 318 от 23.04.01 г. Размер уставного капитала общества на начало 2006 г. составил 1 млн. руб. Высшим органом  общества является общее собрание его  участников. В

обществе избирается исполнительный орган – директор – сроком на два года, который осуществляет руководство текущей деятельностью общества на основе единоначалия.

По данным на 05.01.2006 г. среднесписочная  численность работников ООО «Радуга» составила 214 человек, объем товарооборота  в 2006 году 81224 тысяч рублей, среднегодовая  стоимость основных фондов 3920 тысяч  рублей. Исходя из приведенных данных, ООО «Радуга» является торговым предприятием среднего масштаба.

ООО «Радуга» имеет организационную  структуру управления линейно-функционального  типа. Для линейно-функционального  типа организационных структур характерно разделение труда по конкретным функциям: существуют специальные отделы, во главе которых стоят руководители (начальник коммерческого отдела, главный бухгалтер и др.) Каждый руководитель единолично возглавляет  порученный ему участок работы и  несет полную ответственность. При  данном типе структуры отдельные  функции выполняются соответствующим  подразделением, но связи между отделами ослаблены.

В ООО «Радуга» налажена централизованная форма бухгалтерской службы, то есть все аспекты бухгалтерского учета  сосредоточены в главной (централизованной) бухгалтерии, являющейся единым подразделением организации. Такое ее построение дает возможность организовать четкое разделение труда сотрудников бухгалтерии  и обеспечить контроль со стороны  данной учетной службы за всеми производственными, коммерческими и иными процессами в организации.

Согласно Уставу Общество осуществляет следующие виды деятельности: оптовая и розничная продажа  мебели, хозяйственных товаров, строительных материалов и т.п. Ассортимент ООО  «Радуга» включает более 10 тысяч наименований жилой корпусной, мягкой, офисной  мебели, мебели для баров, ресторанов, кафе ведущих российских и итальянских  производителей. ООО «Радуга» производит и реализует профессиональную спецодежду для работников торговли, медиков, охранных структур. Ассортимент хозяйственных  товаров включает фарфоровую, алюминиевую  посуда, посуду с антипригарным покрытием, столовые принадлежности, изделия из пластмассы и т.п.

Центральный офис ООО «Радуга» располагается в Торговом центре на ул. Гагарина, 61. Кабинеты, где располагается  управленческий персонал, имеют современный  интерьер и техническое оснащение, что создает благоприятную рабочую  атмосферу. Каждое рабочее место  оснащено компьютером.

Цель коммерческой деятельности торгового предприятия ООО «Радуга» - получение прибыли.

Основные показатели финансово-хозяйственной  деятельности ООО «Радуга» за 2004-2006 гг. представлены в таблице 2. Данные взяты из отчетов о прибылях и убытках 2005-2006 года (Приложения 1,2).

Таблица 2

Основные экономические  показатели ООО «Радуга» за 2004-2006 гг.

Показатели

Годы

Отклонение, (+,-)

Темп роста, %

 

 

2004 г.

 

2005 г.

 

2006 г.

2005 г.

к

2004 г.

2006 г.

к

2005 г.

2005 г.

к

2004 г.

2006 г.

к

2005 г.

Выручка от продажи  товаров, работ, услуг (тыс.руб.)

 

68806

 

71500

 

128746

 

+2694

 

+57246

 

103,9

 

180,06

Себестоимость проданных  товаров, продукции, работ, услуг (тыс.руб.),

в % к обороту

 

54132

78,7

 

55753

77,9

 

108669

84,4

 

+1621

-0,7

 

+52916

+6,5

 

103

 

194,9

Валовый доход, тыс. руб.,

в % к обороту

14674

21,3

15746

22,0

20076

15,6

+1072

+0,7

+4330

- 6,4

 

107,3

 

127,5

Коммерческие и  управленческие расходы, тыс. руб.,

в % к обороту

 

9650

14,0

 

10791

15,1

 

13807

10,7

 

+1141

+1,1

 

+3016

-4,4

 

111,8

 

127,9

Прибыль/убыток от реализации,

тыс.руб.,

в % к обороту

 

5024

7,3

 

4954

6,93

 

6269

4,87

 

-70

-0,37

 

+1315

-2,06

 

98,6

 

126,5

Балансовая прибыль (убыток), тыс. руб.,

в % к обороту

 

+5478

8

 

+2648

4

 

+907

0,7

 

-2830

-4

 

-1741

-3,3

 

48,34

 

34,25

Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.,

в % к обороту

 

+3573

5,19

 

+1342

1,8

 

+304

0,24

 

-2231

-3,31

 

-1038

-1,64

 

37,5

 

22,7

Средняя численность  работников торговой организации, чел.

 

195

 

202

 

214

 

+7

 

+12

 

103,6

 

106

Производительность  труда работников предприятия, тыс. руб.

 

353

 

354

 

602

 

+1

 

+248

 

100,3

 

170

Рентабельность  продаж по прибыли от реализации, %

 

+7,3

 

+6,93

 

+4,87

 

-0,37

 

-2,06

 

94,9

 

70,3

Информация о работе Организация бухгалтерского учета в торговых организациях