Организация бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода к рыночной экономике промышленное производство претерпевает структурные изменения, ведущие к селекции старых элементов и созданию новых, необходимых в новых экономических условиях.
Бухгалтерскому учету в данное время должно уделяться большее внимание, чем когда-либо, потому что учет и контроль - вот чем должны руководствоваться каждый - от директора предприятия до его рядового работника.

Файлы: 1 файл

АААЙЕС.docx

— 69.01 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях перехода к рыночной экономике  промышленное производство претерпевает структурные изменения, ведущие  к селекции старых элементов и  созданию новых, необходимых в новых  экономических условиях.

Бухгалтерскому учету в данное время должно уделяться большее  внимание, чем когда-либо, потому что  учет и контроль - вот чем должны руководствоваться каждый - от директора  предприятия до его рядового работника. Возникновение новых экономических  отношений не могло не отразиться и на задачах бухгалтерского учета, которые в настоящее время  сводятся к следующему:

  1. контроль за сохранностью и региональным использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов;
  2. исчисление фактической себестоимости продукции:
  3. своевременное, полное, достоверное отражение информации о результатах хозяйственной деятельности предприятия;
  4. анализ деятельности предприятия, определение финансовых результатов, выявление внутрихозяйственных резервов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

1.1 Структура и функции бухгалтерии


 

Руководитель предприятия обязан организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения. Руководитель организации должен обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части соблюдения правил ведения бухгалтерского учета, оформления и представления для учета документов и сведений.

Руководитель организации вправе в зависимости от объема учетной  работы:

  • создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • ввести в штат должность бухгалтера;
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, специалисту-бухгалтеру, являющемуся индивидуальным предпринимателем;
  • вести учет лично в случаях, предусмотренных настоящим Законом или иными законодательными актами Республики Беларусь.

Ведение бухгалтерского учета в  организации осуществляется согласно учетной политике организации, сформированной в соответствии с законодательством  Республики Беларусь и утвержденной решением руководителя организации.

Структура бухгалтерского аппарата  зависит от организационных форм бухгалтерского учета, условий организации и технологии производства, объема выполняемых учетных работ и уровня автоматизированной обработки учетной информации. Схема организационной структуры представлена в приложении А. Структура бухгалтерии, как правило, включает следующие элементы:


- главный бухгалтер;

- заместитель главного  бухгалтера;

- бухгалтер по учету  основных средств;

- бухгалтер по учету  материально-производственных запасов  и затрат;

- бухгалтер по учету  выпуска продукции;

- бухгалтер по учету  расчетов с поставщиками и  подрядчиками, с покупателями и  заказчиками, с разными дебиторами  и кредиторами;

- бухгалтер кассир;

- бухгалтер по учету  заработной платы.


Различают две формы организации  бухгалтерского учета - децентрализованную и централизованную.

Первая форма (децентрализованная) предусматривает существование самостоятельных бухгалтерий  и их подразделений. В этом случае в бухгалтерию организации от бухгалтерий структурных подразделений поступает отчетность, на основании которой составляются сводный баланс и сводная отчетность в целом по организации. При такой форме организации основные функции учета и внутрихозяйственного контроля осуществляют бухгалтерии структурных подразделений организации.

При централизации учета все  учетные работы (обработка документов, аналитический и синтетический  учет, составление сводного баланса  и отчета) сосредоточены в едином учетном органе организации - центральной  бухгалтерии.

Среди функций бухгалтерского учета  выделяют информационную функцию, которая  представляет собой учетно-аналитическую информацию, характеризующую фактическое состояние финансово - хозяйственной деятельности организации, формируется в бухгалтерском учете.

Контрольная функция предполагает постоянный контроль над использованием всех видов ресурсов организации.

Именно с помощью контрольной  функции путем применения специальных  приемов и способов осуществляются три вида контроля:

а) предварительный контроль - до совершения хозяйственной операции;

б) текущий контроль - во время совершения хозяйственной операции;

в) последующий контроль - после  совершения хозяйственной операции;

Контроль осуществляется по ряду направлений. Основными из них являются:

- обеспечение сохранности собственности; 

- выполнение плана объема выпуска  продукции и ее продажи;

- рациональное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов;

- формирование себестоимости продукции  (работ, услуг);

- деятельность различных подразделений,  т.е. отдельных цехов, участков, служб и производств; 

- формирование прибыли и ее  использование и др.

Аналитическая функция позволяет  осуществлять анализ производственной и финансовой деятельности организации и её результатов. Аналитическая функция учета имеет огромное значение для принятия соответствующих управленческих решений и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности организации.

 

1.2 Должностные обязательства главного бухгалтера

 

На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее специальное образование, а в  исключительных случаях - лицо, не имеющее  высшего специального образования, при наличии у него специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее  пяти лет.

В компетенцию главного бухгалтера входят:

  • постановка и ведение бухгалтерского учета в организации;
  • формирование учетной политики организации;
  • составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности.

Указания и распоряжения главного бухгалтера в пределах его компетенции  обязательны для всех структурных  подразделений и работников организации.

Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства  без подписи главного бухгалтера (лица, им уполномоченного) считаются  недействительными и не должны приниматься  к исполнению. Главный бухгалтер  обеспечивает контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Прием и сдача дел при назначении на должность и освобождении от должности  главного бухгалтера оформляются актом.

В случае возникновения разногласий  между руководителем организации  и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйственных  операций документы по ним должны быть приняты к исполнению главным  бухгалтером по письменному распоряжению руководителя этой организации, который  несет всю полноту ответственности  за последствия совершения таких операций.

Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется организацией, оказывающей  услуги по ведению бухгалтерского учета  и отчетности, или специалистом-бухгалтером, являющимся индивидуальным предпринимателем, подписывается руководителем обслуживающей  организации и (или) специалистом-бухгалтером, ведущим бухгалтерский учет.


 

1.3 Учётная политика организации


 

Учетная политика организации - это совокупность основополагающих способов ведения бухгалтерского учета, избранных организацией в качестве соответствующих условиям хозяйствования.

Под способами ведения бухгалтерского учета понимаются методы группировки  и оценки факторов хозяйственной  деятельности, погашения стоимости  активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы  учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы  и приемы.

Основное назначение и главная  задача принимаемой организацией учетной  политики - максимально адекватно  отразить деятельность организации, сформировать полную, объективную и достоверную  информацию о ней для целей  эффективного регулирования этой деятельности в интересах дела и заинтересованных лиц.

Учетная политика организации формируется  руководителем организации. Это  накладывает еще большую ответственность  на руководителя организации (фирмы), обуславливает  необходимость хорошего знания методологии  и организации отечественного бухгалтерского учета, налогообложения, финансов и  других вопросов.

Учетная политика в обязательном порядке  оформляется приказом по организации. В приказе оговариваются методические, технические и организационные аспекты учета.

Учетная политика организации включает в себя:

  • описание принятых способов ведения бухгалтерского учета;
  • план счетов бухгалтерского учета организации;
  • применяемые организацией формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета, если они отличаются от типовых;
  • регламентацию движения первичных документов и регистров в бухгалтерском учете организации (график документооборота).

При формировании учетной политики организации необходимо исходить из:

  • обособленности учета имущества и обязательств организации от имущества и обязательств других юридических и физических лиц;
  • непрерывности деятельности организации;
  • последовательности применения учетной политики;
  • временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

 Изменения в учетной политике  организации в целях обеспечения  сопоставимости данных бухгалтерского  учета должны вводиться с начала  отчетного года, быть обоснованными  и оформленными соответствующим  решением руководителя организации.

 Изменения в учетной политике  организации могут иметь место  в случаях:

  • реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) организации;
  • изменения законодательства Республики Беларусь;
  • изменения условий деятельности.

 Учетная политика разрабатывается  во всех организациях не зависимо  от форм собственности и источников  финансирования.

Вновь созданная организация оформляет  избранную ей учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (дата государственной регистрации). Избранная организациями учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации.

 

 


1.4 Рабочий план счетов бухгалтерского учёта


 

Каждая организация на основе единого  Типового плана счетов бухгалтерского учёта разрабатывает и использует рабочий план счетов, который отражает специфику её хозяйственной деятельности.

В рабочий план счетов организации  включаются только те счета, которые  необходимы для учёта наличия  и движения средств данной организации, их источников и конкретных хозяйственных  операций.

При необходимости учёта специфических  финансовых и хозяйственных операций организации могут вводить дополнительные синтетические счета, используя  сводные шрифты в Типовом плане  счетов бухгалтерского учёта.

Организации вправе уточнять содержание отдельных субсчетов, исключать  и объединять их, а также самостоятельно вводить дополнительные субсчета.

Малые предприятия могут использовать сокращённый рабочий план счетов.

При формировании учётной политики организации утверждается рабочий  план счетов бухгалтерского учёта, содержащий синтетические и аналитические  счета, необходимые для ведения  бухгалтерского учёта в соответствии с требованиями своевременности  и полноты учёта и отчётности.

 

1.5 Нормативно-правовые акты, регламентирующие методологию бухгалтерского учёта в Республике Беларусь

Информация о работе Организация бухгалтерского учета