Организация бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода к рыночной экономике промышленное производство претерпевает структурные изменения, ведущие к селекции старых элементов и созданию новых, необходимых в новых экономических условиях.
Бухгалтерскому учету в данное время должно уделяться большее внимание, чем когда-либо, потому что учет и контроль - вот чем должны руководствоваться каждый - от директора предприятия до его рядового работника.

Файлы: 1 файл

АААЙЕС.docx

— 69.01 Кб (Скачать файл)

 Журнально-ордерная форма учета применяется в двух вариантах:

  • полная форма, включающая 16 типовых журналов-ордеров и предназначенная для использования на больших предприятиях;
  • сокращенная форма, состоящая из 8 типовых журналов-ордеров и предназначенная для средних и малых предприятий.

Кроме основных регистров в форму входят типовые  вспомогательные ведомости и  разработочные таблицы. Полная форма  в настоящее время включает в  себя 18 вспомогательных ведомостей и 15 разработочных таблиц; сокращенная -  6 ведомостей и 1-3 разработочные  таблицы.

Сущность журнально-ордерной формы  заключается в том, что данные  из первичных документов записываются в соответствующие журналы-ордера в разрезе корреспондирующих  счетов. Это наглядно представлено в приложении В, в котором имеются данные за сентябрь 2010 года по счету 51 и другим расчетным счетам. Итоговые суммы записей за месяц из журналов-ордеров переносят в Главную книгу. На основе Главной книги заполняется отчетный баланс.

 Журнально-ордерная форма бухгалтерского  учета основана на принципе  накапливания данных первичных  документов для получения необходимых  показателей синтетического и  аналитического учета, т.е. ведения  группировочных и накопительных ведомостей. Поэтому в синтетические счета записывается не каждая отдельная операция, а итоги однородных операций.

 В этой форме все регистры (журналы-ордера, ведомости и разработочные  таблицы)  имеют свое оригинальное, отличное от других аналогичных  регистров, построение и предназначены  для учета только строго определенных  операций или процессов. В связи  с этим за каждым регистром  закреплен свой постоянный номер  и счета. А сама форма регистр  печатается типографским способом, имеет строго определенные не  повторяющиеся таблицы и показатели  граф, строк и поясняющие тексты  только для отражения операций  данного вида.

 В журналах-ордерах предусмотрена  типовая корреспонденция счетов  и перечень показателей, необходимых  для отчетности. Некоторые журналы-ордера  предназначены для отражения  операций по кредиту нескольких  счетов. В журналах-ордерах, совмещающих синтетический и аналитический учет, предусмотрены необходимые статьи аналитического учета.

 Если к журналу-ордеру предусмотрены  накопительные, разработочные и  вспомогательные ведомости, то  журнал-ордер заполняется итоговыми  данными этих ведомостей за  отчетный период. Если ведомости  к журналу-ордеру не предусмотрены,  то данные за отчетный период  в разрезе корреспондирующих  счетов получают путем регистрации  документов и подсчета итогов  непосредственно в журнале-ордере.

 Журналы-ордера построены по  кредитовому принципу. Это значит, что кредитовые обороты любого  счета в разрезе корреспондирующих  счетов получают отражение только  в одном конкретном журнале.  В других журналах-ордерах кредитовые  обороты этого счета не отражаются. Но дебетовые обороты этого  счета, наоборот, будут разбросаны  по нескольким журналам-ордерам  и впервые эти обороты будут  сведены вместе в Главной книге  счетов.

 Итоговые данные журналов-ордеров  в конце месяца переносятся  в Главную книгу, которая используется  для обобщения их данных, а  также для взаимной проверки  правильности записи по счетам  и для составления баланса.  Главная книга открывается на  год. 

 Для каждого счета в Главной  книге отводится отдельная таблица  (страница), где записывают остатки  на начало месяца, оборот по  кредиту одной общей суммой  из соответствующего журнала-ордера. Обороты по дебету собираются  из различных журналов-ордеров,  т. е. Главная книга ведется  по дебетовому признаку. Сумма  дебетовых и кредитовых оборотов  и сальдо по дебету и кредиту  должны быть равны в Главной  книге. 

 При этой форме учета не  требуется составлять оборотную  ведомость по синтетическим счетам, данные содержатся в Главной  книге. В журналах-ордерах максимально  используется шахматная и линейно-позиционный способы записей.

 Недостаток этой формы заключается  в том, что каждый журнал-ордер   имеет свои оригинальные и  сложные по построению таблицы,  вспомогательные ведомости и разработочные таблицы. Различна техника и методика их ведения, что требует дополнительно значительного времени для ее изучения и освоения. Изначально форма была рассчитана на ручное ведение, что впоследствии затруднило механизацию и автоматизацию учета на ее основе. В настоящее время эта форма учета чаще всего используется как комбинированная, когда отдельные, наиболее трудоемкие участки учета, ведутся на основе современной вычислительной техники с автоматизированным способом получения регистров, а менее трудоемкие и сводные участки ведутся без ее применения.

Применение персональных ЭВМ в  учетной работе дает возможность  автоматизировать рабочее место  бухгалтера, что повышает производительность труда учетных работников, обеспечивает оперативность получения данных.

Большие   возможности   современней   вычислительной   техники расширяют  сферы деятельности бухгалтерского учета путем совмещения с функциями  финансового анализа. Этим самым  бухгалтерский учет выполняет функцию  управления, создает информационную базу для принятия правильных решений. Использование персональных ЭВМ  позволяет автоматизировать обработку  учетных данных от их ввода до формирования выходных форм. При этом ввод данных производится однократно, а использование - многократно в разрезе различных  уровней пользования.

 Программы по автоматизации  бухгалтерского учета, содержащие  алгоритм (совокупность действий, привил) решения задач и формы регистров,  можно разделить на два основных  класса:

  • функциональные;
  • универсальные.

Функциональные программы разрабатываются  для крупных организаций, где  каждый участок учета (основных средств, материалов, кассовых, банковских операций и т. д.) имеет относительно самостоятельную  программу обработки данных, специализированные формы документации, регистров и  отчетности. Эти программы могут  использоваться независимо друг от друга, или в комплексе, что позволяет в автоматическом режиме получать сводные регистры в виде Главной книги и установленные формы отчетности. Автоматизация отдельных участков учета на базе функциональных программ требует их дополнительного согласования с применяемой в организации формой учета (журнально-ордерной, мемориально-ордерной  и др.).

Универсальные программы состоят  из одной или двух  частей (модулей) и автоматизируют ведение бухгалтерского учета всех объектов по одним и  тем же правилам. Они применимы  в малых и средних организациях, вне зависимости от отрасли, к  которой относится  эта организация. Регистры таких программ аналогичны применяемым в упрощенной форме учета или Журнал-Главная. Эти программы легко понимаются, осваиваются и используются бухгалтерами, как правило, без вмешательства организаций-разработчиков.

 Очередным шагом в автоматизации  бухгалтерского учета в крупных  организациях является создание  локальных (местных) вычислительных  сетей, когда несколько рабочих  мест на базе ПЭВМ соединяются  в единую сеть посредством  прокладки специального кабеля  или с использованием существующих  телефонных и других сетей.  В этом случае приобретаются  дополнительное сетевое оборудование, позволяющее обмениваться информацией  между компьютерами или выполнять  совместную работу. Следовательно,  все используемые в настоящее  время программы автоматизированной  обработки информации ("1С Бухгалтерия", "Галактика", "Ветразь" и др.) могут отличаться формами выходных документов и приемами ввода первичных данных. Вместе с тем всех их объединяет то, что они функционируют на основе взаимодействия элементов метода бухгалтерского учета: документации, счетов, двойной записи на счетах, баланса, инвентаризации, отчетности, оценки и калькуляции.

 Таким образом, каждая отдельно  взятая версия автоматизированной  обработки учетной информации  представляет собой единство  методологических основ бухгалтерского  учета, возможностей вычислительной  техники и логической последовательности (алгоритма решения) обработки информации и получения выходных данных.


 

3 БУХГАЛТЕРСКАЯ  ОТЧЁТНОСТЬ

 

3.1 Порядок составления и представления годовой и промежуточной бухгалтерской отчётности

 

Постановлением № 111 установлены  новые формы бухгалтерской отчетности, утверждена Инструкция о порядке  составления бухгалтерской отчетности (далее – Инструкция № 111) и признаны утратившими силу постановление  Министерства финансов Республики Беларусь от 14.02.2008 № 19 «Об утверждении форм бухгалтерской отчетности, Инструкции о порядке составления и представления  бухгалтерской отчетности и признании  утратившими силу некоторых нормативных  правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь», пункт 8 постановления  Министерства финансов Республики Беларусь от 11.12.2008 № 187 «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Министерства финансов Республики Беларусь».

Организациям (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, бюджетных  организаций) необходимо составлять бухгалтерскую  отчетность в соответствии с постановлением № 111 начиная с I квартала 2012 года.

В соответствии с Инструкцией № 111 организации (за исключением некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательскую  деятельность и не имеющих, за исключением  выбывших активов, оборотов по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг) (далее – коммерческие организации) составляют бухгалтерскую отчетность за квартал и год, которая состоит  из:

- бухгалтерского баланса;

- отчета о прибылях и убытках;

- отчета об изменении капитала;

- отчета о движении денежных  средств;

- пояснительной записки.

Бухгалтерская отчетность организаций  за месяц состоит из бухгалтерского баланса. Бухгалтерский баланс на 01 января 2011 г. представлен в приложении Г, Д. Каждая строка баланса имеет порядковый номер, что облегчает ее нахождение и ссылки на отдельные статьи.

 Для отражения состояния  средств в балансе предусмотрены две графы: "На начало года" и "На конец отчетного периода". Во второй графе показывается состояние видов средств и их источников на дату составления баланса.

Показатели бухгалтерской отчетности приводятся в миллионах белорусских рублей в целых числах.

При внесении дополнительных реквизитов и сведений в бухгалтерскую отчетность должна быть соблюдена структура (коды строк и граф) бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменении капитала, отчета о  движении денежных средств, отчета о  целевом использовании полученных средств.

По каждому числовому значению показателей бухгалтерской отчетности, за исключением бухгалтерской отчетности, составляемой за первый отчетный период деятельности организации, должны быть приведены данные за отчетный период и период предыдущего года, аналогичный  отчетному периоду. Например, если отчетный период I квартал 2012 года, то период предыдущего  года, аналогичный отчетному периоду, - I квартал 2011 года.

Если данные за период предыдущего  года, аналогичный отчетному периоду, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке в соответствии с законодательством, а также  с учетом изменений учетной политики, в том числе произведенной  реорганизации организации.

В бухгалтерской отчетности не допускается  зачет между статьями активов, обязательств, собственного капитала, доходов и  расходов, кроме случаев, когда такой  зачет установлен законодательством.

Показатели бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменении капитала, отчета о  движении денежных средств, отчета о  целевом использовании полученных средств, по которым отсутствуют  числовые значения, прочеркиваются. Вычитаемые и отрицательные числовые значения показателей показываются в круглых  скобках.

В бухгалтерском балансе активы и обязательства разделены на долгосрочные и краткосрочные. В форму бухгалтерского баланса внесены следующие изменения:

- долгосрочная дебиторская задолженность,  долгосрочные расходы будущих  периодов, долгосрочные финансовые  вложения перенесены в раздел I «Долгосрочные активы»;

- дебиторская задолженность учредителей  по вкладам в уставный фонд  перенесена из актива бухгалтерского  баланса в раздел III «Собственный  капитал» и вычитается при  подсчете итогов по этому разделу;

- краткосрочные финансовые вложения  в высоколиквидные долговые ценные  бумаги других организаций, установленный  срок погашения которых не  превышает трех месяцев, перенесены  из финансовых вложений в состав  денежных средств и их эквивалентов;

Информация о работе Организация бухгалтерского учета