Организация контроля качества аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

В России вопросы повышения качества аудиторских услуг и организации единой системы контроля качества аудиторской работы рассматриваются как на государственном уровне, так и на уровне общественных аудиторских объединений. В российской системе нормативного регулирования аудиторской деятельности уже заложены определенные механизмы контроля качества аудита.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие,цели и субъекты контроля качества аудита 5
1.1 Понятие и цели контроля качества аудита 5
1.2 Субъекты контроля качества аудита и их правовой статус 8
2 Организация контроля качества аудита 13
2.1 Организация внешнего контроля на федеральном уровне 13
2.2 Организация внешнего контроля на уровне профессиональных аудиторских объединений 16
2.3 Методика внешнего контроля качества аудиторской работы 22
2.4 Организация внутреннего контроля качества аудита 23
Заключение 33
Список использованных источников…………………………………..34
Приложение А Принципы и процедуры обеспечения внутреннего контроля качества работы в ходе аудиторской проверки……………………..35
Приложение В Источники информации для внешнего контроля качества аудита………………………………………………………………..…36

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 799.71 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

1 Понятие,цели и субъекты контроля качества аудита 5

    1.1 Понятие и цели контроля качества аудита 5

    1.2 Субъекты контроля качества аудита и их правовой статус 8

2 Организация контроля качества аудита 13

    2.1 Организация внешнего контроля на федеральном уровне 13

    2.2 Организация внешнего контроля на уровне профессиональных аудиторских объединений 16

    2.3 Методика внешнего контроля качества аудиторской работы 22

    2.4 Организация внутреннего контроля качества аудита 23

Заключение 33

             Список использованных источников…………………………………..34

             Приложение А Принципы и процедуры обеспечения внутреннего контроля качества работы в ходе аудиторской проверки……………………..35

              Приложение В Источники информации для внешнего контроля качества аудита………………………………………………………………..…36

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Развитие аудита в Российской Федерации показывает, что к аудиторам  со стороны пользователей предъявляются  весьма высокие требования. Это связано  с тем, что снижение информационного  риска возможно только при доверии  к профессионализму аудитора и качеству его работы.

Важнейшим элементом обеспечения  качества работы аудиторов является действенный контроль качества аудиторских  услуг.

В России вопросы повышения  качества аудиторских услуг и  организации единой системы контроля качества аудиторской работы рассматриваются  как на государственном уровне, так  и на уровне общественных аудиторских  объединений. В российской системе  нормативного регулирования аудиторской  деятельности уже заложены определенные механизмы контроля качества аудита.

Законодательно установлены  требования по организации системы  контроля качества аудита на федеральном  и профессиональном уровнях, требования по установлению и соблюдению аудиторскими организациями правил внутреннего  контроля качества проводимых ими аудиторских  проверок, а также требования по обязательному осуществлению внешних  проверок качества работы аудиторских  организаций и аудиторов.

Объектом исследования в  данной курсовой работе выступает система  контроля качества аудита в РФ. Предметом  исследования – законодательство, регулирующее организацию контроля качества аудита.

Представленная  курсовая работа является актуальной в связи с тем, что пользователи предъявляют высокие требования к качеству аудита и повышению  доверия к профессионализму аудитора, что и влечет за собой необходимость  контроля данной услуги.

Целью данной курсовой работы является выявление основ организации  контроля качества аудита как на внешнем, так и на внутреннем уровне. В связи с целью можно поставить ряд задач:

- определение субъектного  состава контроля качества аудита;

- дать определение самому  контролю качества аудита и  раскрыть его цели;

- раскрытие видов внешнего  контроля качества аудита;

- раскрытие порядка проведения внутреннего контроля качества аудита.

Работа состоит из двух глав. В первой главе раскрываются общетеоретические данные о контроле качества аудита, его участниках. Во второй главе более подробно раскрываются основные виды контроля качества и  порядок их проведения. Так же во второй главе раскрывается законодательная  база, которая регулирует контроль качества аудита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие, цели и субъекты контроля качества аудита

1.1 Понятие и цели контроля качества  аудита

Согласно  п. 3 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности цель аудита – «выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации». Достижение поставленной цели, обеспечение объективного и независимого профессионального мнения аудитора в значительной степени зависят от осуществления системного контроля качества аудиторской деятельности.

Необходимость контроля качества аудита в значительной степени связана с вероятностью того, что некоторые аудиторские  проверки могут оказаться несостоятельными. Несостоятельность аудита – это  ситуация, когда аудитор приходит к неточному выводу в результате аудиторской проверки и представляет ошибочное заключение.

Возникновение этой ситуации связано со следующими причинами[1, c.23]:

- неверная  оценка величины аудиторского  риска у аудируемого лица. Категория риска – одна из основополагающих в аудиторской проверке. От его уровня зависит не только материальная, но и моральная ответственность аудитора. В случае если аудитор не смог обнаружить существенные искажения отчетности и составил положительное заключение, а фирма-клиент впоследствии была оштрафована, аудиторы могут быть обвинены в некомпетентности и привлечены к ответственности;

- несоблюдение  критериев качества аудита;

- несоблюдение  интересов аудируемого лица и других пользователей профессионального мнения аудитора.

В настоящее  время в системе нормативного регулирования аудиторской деятельности заложены определенные механизмы контроля качества аудита. В статье 14 «Контроль  качества аудиторских организаций  и индивидуальных аудиторов» Федерального закона «Об аудиторской деятельности»  закреплена система, в которой определены соответствующие уровни контроля качества аудита:

- федеральный  уровень. Согласно п. 2 ст. 14 данного Закона уполномоченный федеральный орган устанавливает систему проверки качества работы аудиторских организаций внешними проверяющими и может проводить такие проверки как своими силами, так и делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений[2, c.1].

Функции уполномоченного  федерального органа исполнительной власти возложены на Министерство финансов Российской Федерации;

-  уровень профессиональных аудиторских объединений. Согласно п. 2 ст. 14 и п. 4 ст. 20 упомянутого Закона аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям предоставлено право «самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами»[3, c.1];

- внутрифирменный контроль качества аудита. Согласно п. 1 ст. 14 этого же Закона аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны устанавливать и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок[3, c.7].

Внешние проверки качества работы аудиторских фирм (индивидуальных аудиторов) осуществляются на основании  следующих документов:

- на федеральном уровне – Программа проверки соответствия лицензионным требованиям и условиям, а также качества работы аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) (утверждена Минфином России 11.03.2005);

- на профессиональном уровне – Временные методические рекомендации и программа проведения аккредитованными при Минфине России профессиональными аудиторскими объединениями проверок качества аудиторских услуг (одобрены Советом по аудиторской деятельности Минфина России 26.05.2005 (протокол № 36).

Согласно  положениям указанных документов внешний  контроль качества аудита направлен  на:

- определение  соответствия деятельности аудиторских  организаций и индивидуальных  аудиторов требованиям Федерального  закона «Об аудиторской деятельности»,  Положения о лицензировании аудиторской  деятельности, утвержденного постановлением  Правительства РФ от 29.03.2002 № 190, постановления Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 «О вопросах регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» и постановления Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»;

- создание  предпосылок для осуществления  аудиторской работы в соответствии  с Кодексом этики аудиторов  России, федеральными правилами  (стандартами) аудиторской деятельности  и правилами (стандартами) аудиторской  деятельности, одобренными Комиссией  по аудиторской деятельности  при Президенте РФ.

Однако представляется некорректным ограничение цели контроля лишь теми критериями качества, которые  определены Программой проверки Минфина  России и Временными методическими  рекомендациями.

Целью контроля качества аудита следует считать обеспечение соответствия деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов установленным критериям качества. Под контролем качества аудита следует понимать совокупность методик и процедур, применяемых для определения соответствия деятельности аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) установленным критериям качества.

Следует различать  стратегические и тактические аспекты  общего контроля качества аудиторской  деятельности. Очевидно, что стратегия  определяет важнейшие цели и задачи, осуществляемые государством, профессиональными  объединениями и аудиторскими организациями  в целом для достижения высокого качества аудиторских услуг, оказываемых клиентам, а тактика – это конкретные мероприятия, принимаемые для достижения стратегических целей и задач. При этом стратегический подход к контролю качества аудита должен заключаться в максимальном удовлетворении потребностей пользователей профессионального мнения аудитора при минимальной себестоимости оказания услуг и оптимальной рентабельности деятельности, так как качество, прежде всего, есть средство получения прибыли и достижения конкурентного преимущества. Тактический подход к осуществлению контроля качества аудита направлен на обеспечение соответствия качества оказываемых аудиторских услуг установленным критериям[4, c.88].

Системный контроль качества аудиторской деятельности должен быть направлен на:

- предупреждение несостоятельности аудита, т. е. неверной оценки аудиторского риска, несоблюдения критериев качества аудита, а также интересов аудируемого лица и других пользователей профессионального мнения аудитора;

- достижение разумной уверенности в том, что аудит как деловая профессиональная услуга удовлетворяет требованиям по качеству, предъявляемым пользователями профессионального мнения аудитора;

- обеспечение необходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора со стороны пользователей в отношении достоверности информации, содержащейся в финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента.

 

 

1.2 Субъекты контроля  качества аудита и их правовой  статус

Субъектами  контроля выступают «отдельные лица, группы лиц или организации, проверяющие  тот или иной объект. Все субъекты контроля наделены определенными правами  и обязанностями, составляющими  их правовой статус. Субъекты контроля классифицируются по различным признакам, в то же время они имеют единую цель – обеспечение соблюдения финансово-хозяйственной дисциплины и законности во всех звеньях народного хозяйства в целях повышения эффективности общественного производства»[5, c. 112]

В соответствии с действующим  законодательством в качестве субъектов  контроля качества аудита выступают  Министерство финансов РФ (уполномоченный федеральный орган), профессиональные аудиторские объединения и аудиторские  организации. Уполномоченный федеральный  орган организует и проводит проверки качества аудиторской работы аудиторских  организаций, профессиональные аудиторские  объединения контролируют качество деятельности своих членов, аудиторские  организации и индивидуальные аудиторы осуществляют самоконтроль в отношении  качества своей деятельности.

Предоставление государственным  и общественным органам полномочий по контролю качества аудиторской деятельности обусловлено необходимостью поддержания  авторитета аудиторской профессии. Таким образом, как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, так и само аудиторское  сообщество в лице профессиональных аудиторских объединений выступают  в роли субъектов, в компетенцию которых входит непосредственное осуществление контроля качества аудита.

Качество аудиторской работы в первую очередь контролируют пользователи профессионального мнения аудитора. Они заинтересованы в качественном проведении аудита, чтобы быть уверенными в объективности и независимости мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. К ним относятся:

- внешние пользователи (собственники (учредители, участники, акционеры), управленческий персонал (руководство);

 - внутренние (инвесторы (реальные и потенциальные), кредиторы (заимодавцы, кредитные организации, поставщики и подрядчики), государственные органы, общественность в целом).

Однако, будучи заинтересованными в оценке качества аудита, такие пользователи фактически не имеют права устанавливать порядок проведения контроля качества, а также осуществлять контроль качества за аудиторской деятельностью.

Следует отметить, что пользователи профессионального мнения аудитора могут обращаться в суд с исками к аудиторской организации и  направлять свои претензии в соответствующий  уполномоченный орган в случае некачественного  проведения аудита. Это может быть основанием для проведения внеплановой  проверки качества в отношении аудиторской фирмы или аудитора[6, c. 125]. Типовой программой установлен круг пользователей, претензии которых к качеству аудита будут приниматься во внимание вышестоящими органами. К ним отнесены непосредственные заказчики, налоговые и правоохранительные органы, органы государственной власти.

Информация о работе Организация контроля качества аудита