Организация контроля качества аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

В России вопросы повышения качества аудиторских услуг и организации единой системы контроля качества аудиторской работы рассматриваются как на государственном уровне, так и на уровне общественных аудиторских объединений. В российской системе нормативного регулирования аудиторской деятельности уже заложены определенные механизмы контроля качества аудита.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие,цели и субъекты контроля качества аудита 5
1.1 Понятие и цели контроля качества аудита 5
1.2 Субъекты контроля качества аудита и их правовой статус 8
2 Организация контроля качества аудита 13
2.1 Организация внешнего контроля на федеральном уровне 13
2.2 Организация внешнего контроля на уровне профессиональных аудиторских объединений 16
2.3 Методика внешнего контроля качества аудиторской работы 22
2.4 Организация внутреннего контроля качества аудита 23
Заключение 33
Список использованных источников…………………………………..34
Приложение А Принципы и процедуры обеспечения внутреннего контроля качества работы в ходе аудиторской проверки……………………..35
Приложение В Источники информации для внешнего контроля качества аудита………………………………………………………………..…36

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 799.71 Кб (Скачать файл)

Внешние проверки качества работы аудиторских организаций  и аудиторов могут быть плановыми  и внеплановыми.

Плановые  внешние проверки качества проводятся на основе плана проверок, утвержденного руководящим органом профессионального аудиторского объединения. Перспективные планы составляются не менее чем на один год с разбивкой по кварталам. На основе перспективного плана на предстоящий квартал могут составляться уточненные рабочие планы. В соответствии с планом уполномоченный орган по контролю качества работы определяет и согласовывает с аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) сроки проведения проверки.

Плановые  внешние проверки качества работы аудиторских  организаций и аудиторов проводятся не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год и должны иметь продолжительность, определенную уставом профессионального объединения, если иное не установлено законодательством  Российской Федерации. Однако указанная норма проекта Федерального закона «Об аудиторской деятельности» противоречит законодательству Российской Федерации, а именно Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», положения которого предусматривают, что плановая проверка не может проводиться чаще одного раза в два года, а продолжительность ее должна составлять не более одного месяца.

Внеплановые внешние проверки качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) могут проводиться в следующих случаях:

- при поступлении в профессиональное аудиторское объединение жалобы на действия (бездействие) аудиторской организации (индивидуального аудитора), нарушающие нормы Закона об аудиторской деятельности, федеральные стандарты аудиторской деятельности, нормы профессиональной этики;

- по просьбе аудиторской организации (индивидуального аудитора).

В случае выявления  нарушений аудиторскими организациями (индивидуальными аудиторами) в результате проведения внешней проверки качества работы норм Закона об аудиторской деятельности, федеральных стандартов аудиторской деятельности, норм профессиональной этики профессиональное объединение вправе:

-  принять решение, обязывающее члена объединения устранить выявленные по результатам внешней проверки качества работы нарушения, установить сроки их устранения;

- вынести предупреждение члену объединения;

- принять решение о приостановлении членства аудитора, аудиторской организации в профессиональном аудиторском объединении;

- принять решение об исключении члена профессионального аудиторского объединения из профессионального аудиторского объединения;

- обратиться в суд с заявлением об аннулировании квалификационного аттестата аудитора;

- принять иное решение, не противоречащее федеральным законам.

Профессиональное  аудиторское объединение вправе приостановить членство аудитора, аудиторской  организации в профессиональном аудиторском объединении на срок до устранения аудитором, аудиторской  организацией выявленных по результатам  внешней проверки качества работы нарушений, но не более чем на 180 дней со дня  принятия решения о приостановлении  членства. Приостановление членства аудитора в профессиональном аудиторском  объединении влечет приостановление:

- участия этого аудитора в работе выборных и специализированных органов профессионального аудиторского объединения;

- права этого аудитора давать рекомендации, подтверждающие безупречную деловую репутацию претендента;

- течения срока непрерывного осуществления аудиторской деятельности.

Индивидуальный  аудитор и аудиторская организация, членство которых в профессиональном аудиторском объединении приостановлено, не вправе заключать новые договоры на проведение аудита и оказание сопутствующих  аудиту услуг, связанных с выражением в установленной форме независимого мнения об информации организаций, в  течение всего срока, на который  приостановлено членство индивидуального аудитора, аудиторской организации в профессиональном аудиторском объединении.

Приостановление членства аудитора, аудиторской организации  в профессиональном аудиторском  объединении не влечет исключение этого  аудитора, этой аудиторской организации  из профессионального аудиторского объединения.

Не менее  чем за семь рабочих дней до истечения  срока, на который членство аудитора, аудиторской организации в профессиональном аудиторском объединении приостановлено, саморегулируемое аудиторское объединение принимает решение о восстановлении членства аудитора, аудиторской организации в профессиональном аудиторском объединении или об исключении аудитора, аудиторской организации из профессионального аудиторского объединения.

Профессиональное  аудиторское объединение в установленном  законодательством Российской Федерации  и уставом профессионального  аудиторского объединения порядке  несет ответственность перед  своими членами за неправомерные  действия работников профессионального  аудиторского объединения при осуществлении  ими внешнего контроля качества работы.

Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения  обязаны сохранять конфиденциальность в отношении информации, полученной в ходе выполнения проверок качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов по поручению Минфина России, в том числе о деятельности своих членов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Профессиональные  аудиторские объединения обязаны  не реже одного раза в квартал представлять в Минфин России отчет о проведенных  проверках качества (п. 21 Временного положения о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений).

В настоящее  время в России наблюдается тенденция  к развитию института саморегулирования  аудиторской профессии. С 01.06.2011 аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям Минфином России передана функция подтверждения соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации аудиторов. С введением в действие проектов нового Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и Федерального закона «О саморегулируемых организациях» сфера деятельности профессиональных аудиторских объединений будет существенным образом расширена. Предполагается, прежде всего, установить требования по обязательному членству аудиторских организаций и аудиторов в профессиональном аудиторском объединении, определить обязанности профессиональных аудиторских объединений по осуществлению внешнего контроля качества аудиторских организаций и аудиторов[10, c. 12].

 

2.3 Методика внешнего контроля качества  аудиторской работы

Объектами внешнего контроля качества аудиторской работы являются: система внутренних стандартов аудиторской организации; система внутреннего контроля качества аудиторской организации; отдельные аудиторские проверки.

В соответствии с указанными объектами контроля качества можно выделить три основных направления внешней проверки качества аудита:

- проверка наличия и соответствия внутренних стандартов аудиторской организации действующим правилам (стандартам) аудиторской деятельности;

- проверка организации и эффективности функционирования системы внутреннего контроля качества аудита;

- проверка качества отдельной аудиторской проверки.

В приложении А представлены соответствующие источники информации для целей проверки качества по каждому из направлений, а также произведена группировка критериев качества, установленных в главе 1, в соответствии с установленными объектами контроля качества. Методика проведения внешнего контроля качества аудита представлена в виде схемы 2.1 [11, c. 152].

Схема 2.1 – Методика проведения внешнего контроля качества аудита

 

 

 

2.4 Организация внутреннего контроля качества аудита

Организация контроля качества аудиторской  работы на уровне аудиторских фирм предполагает стимулирование аудиторов  к качественному выполнению работы. Порядок организации контроля качества на внутрифирменном уровне регламентируется следующими документами:

- федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 7 «Внутренний контроль качества аудита» (утверждено постановлением Правительства РФ от 04.07.03 № 405) (далее – Правило (стандарт) № 7) – устанавливает единые требования к внутреннему контролю качества аудита;

- Методическими рекомендациями по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг (одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол № 18 от 21–22.10.2003) – разъясняют основные требования Правила (стандарта) № 7 для обеспечения в аудиторских организациях единообразного подхода при разработке и внедрении системы контроля качества как аудиторских услуг в целом, так и отдельных аудиторских проверок.

Единый подход к внутреннему  контролю качества аудита включает требования по обеспечению:

- качества работы аудиторской организации в целом;

- внутреннего качества работы в ходе аудиторской проверки.

Таким образом, Правило (стандарт) № 7 проводит различие между контролем качества отдельных проверок и общим контролем качества, принятыми аудиторской организацией (индивидуальным аудитором). Признание взаимосвязи между этими двумя направлениями контроля одновременно подразумевает, что общий контроль качества «дополняет и способствует» контролю отдельных аудиторских проверок.

Требования по обеспечению  качества работы аудиторской организации  в целом. Аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) должны установить принципы и конкретные процедуры, призванные обеспечить проведение аудита и оказание сопутствующих аудиту услуг в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, действующими в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых является аудиторская организация (индивидуальный аудитор), либо в соответствии с иными документами.

Другими словами, действующее законодательство требует, чтобы во всех аудиторских  организациях существовала система  внутреннего контроля качества аудита. При сравнении российского и  международного подходов к контролю качества аудита можно сделать вывод  о том, что определенные российским стандартом принципы внутреннего контроля качества работы аудиторской организации в целом описаны в международном стандарте как элементы системы внутреннего контроля качества аудита.

Таким образом, согласно Правилу (стандарту) № 7, система внутреннего контроля качества аудита включает в себя следующие элементы:

- профессиональные требования;

- профессиональная компетентность;

- поручение заданий;

- контрольные полномочия;

- консультирование;

- работа с аудируемыми лицами и лицами, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги;

- мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля качества.

Следовательно, принципы и конкретные процедуры контроля качества должны быть разработаны в отношении  каждого из представленных элементов  внутрифирменной системы контроля качества аудита. В приложении 2 раскрыто содержание элементов системы внутреннего  контроля через принципы и процедуры  обеспечения качества работы аудиторской  фирмы в целом.

Принципы внутреннего контроля качества аудита, характер, временные  рамки, цели и конкретные процедуры, применяемые аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), зависят  от таких факторов, как объем и  характер деятельности, территориальное  расположение, организационная структура  аудируемого лица, а также соотношения затрат и выгод. В связи с этим методы и процедуры, применяемые аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), и объем документации будут меняться.

Принципы внутреннего контроля качества и конкретные процедуры  по соблюдению и реализации данных принципов должны быть:

- определены внутрифирменными стандартами или иными документами аудиторской организации (индивидуального аудитора);

- в обязательном порядке доведены до сведения работников аудиторской организации (индивидуального аудитора) таким образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что такие принципы и процедуры понятны и применяются на практике;

- в обязательном порядке исполнены всеми аудиторскими организациями (индивидуальными аудиторами).

Требования по обеспечению  внутреннего контроля качества работы в ходе аудиторской проверки. Контроль качества работы в ходе проведения аудиторской проверки осуществляется путем:

- руководства аудиторской проверкой;

- надзора в ходе аудиторской проверки;

- проверки работы по проведению аудита.

Руководство аудиторской  проверкой. Руководитель аудиторской проверки должен применять такие процедуры внутреннего контроля качества аудита, которые соответствуют целям и задачам проводимой аудиторской проверки.

Информация о работе Организация контроля качества аудита