Организация контроля качества аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

В России вопросы повышения качества аудиторских услуг и организации единой системы контроля качества аудиторской работы рассматриваются как на государственном уровне, так и на уровне общественных аудиторских объединений. В российской системе нормативного регулирования аудиторской деятельности уже заложены определенные механизмы контроля качества аудита.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие,цели и субъекты контроля качества аудита 5
1.1 Понятие и цели контроля качества аудита 5
1.2 Субъекты контроля качества аудита и их правовой статус 8
2 Организация контроля качества аудита 13
2.1 Организация внешнего контроля на федеральном уровне 13
2.2 Организация внешнего контроля на уровне профессиональных аудиторских объединений 16
2.3 Методика внешнего контроля качества аудиторской работы 22
2.4 Организация внутреннего контроля качества аудита 23
Заключение 33
Список использованных источников…………………………………..34
Приложение А Принципы и процедуры обеспечения внутреннего контроля качества работы в ходе аудиторской проверки……………………..35
Приложение В Источники информации для внешнего контроля качества аудита………………………………………………………………..…36

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 799.71 Кб (Скачать файл)

Следовательно, является обоснованным выделение группы субъектов контроля, которые имеют право инициировать проведение контрольных процедур в отношении аудиторских организаций (аудиторов) с целью оценки качества проводимого аудита. Министерство финансов РФ как лицензирующий орган вправе инициировать проверку качества аудита при обращениях и жалобах заказчиков аудиторских услуг, правоохранительных и судебных органов на допущенные лицензиатом при осуществлении им аудиторской деятельности нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации (п. 6 Положения о лицензировании аудиторской деятельности). Кроме того, инициатором проведения внешнего контроля качества может выступить собственно и аудиторская организация (аудитор) с целью признания качества оказываемых услуг.

Группы субъектов контроля качества аудита[7, c. 11] можно представить в виде схемы 1.1.

 

 

 

Схема 1.1 – Группы субъектов  контроля качества аудита и их правовой статус

 

Представленный состав субъектов  контроля качества аудита различен, однако всех их объединяет потребность в  качественном аудите и соответственно в оценке качества аудита.

Таким образом, в данной главе  курсовой работы мы дали непосредственное определение качеству аудита, выяснили цели проведения проверок и субъектный состав участников контроля качества аудита. Так же мы обозначили видовой состав проверок по контролю качества аудита.

Проверки могут быть как  внешние (проводимые государственными органами или профессиональными  организациями), так и внутренними  на основании методик, разработанных  непосредственно внутри самой аудиторской  организации. Организация и порядок  проверок прописаны на законодательном уровне. Так, к примеру, существует «Программа проверки соответствия лицензионным требованиям и условиям, а также качества работы аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов)» для проведения внешних проверок на государственном уровне и «Временные методические рекомендации и программа проведения аккредитованными при Минфине России профессиональными аудиторскими объединениями проверок качества аудиторских услуг» для проведения проверок на уровне профессиональных организаций.

Субъектный состав проведения проверки по качеству аудита различен, так же как и различен их правовой статус. Всех их объединяет потребность  в проведении качественного аудита со стороны аудиторской организации  и получении достоверной информации, получаемой в ходе проведения аудиторской  проверки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Организация контроля качества аудита

2.1 Организация  внешнего контроля качества аудита на федеральном уровне

Внешний контроль качества аудита со стороны уполномоченного  федерального органа (Министерства финансов Российской Федерации) реализуется  в следующих формах:

- проведение  внешних проверок качества работы  аудиторских организаций (индивидуальных  аудиторов);

- контроль за деятельностью аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.

Принципы  защиты прав юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей при  проведении государственного контроля (надзора), а также полномочия федеральных  органов исполнительной власти в  области организации и проведения мероприятий по контролю установлены  Федеральным законом от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее – Закон № 134-ФЗ).

Мероприятия по контролю должны проводиться на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). В распоряжении (приказе) указываются:

- номер и  дата распоряжения (приказа) о  проведении мероприятия по контролю;

- наименование  органа государственного контроля (надзора);

- фамилия,  имя, отчество и должность лица, уполномоченного на проведение  мероприятий по контролю;

- наименование  юридического лица или фамилия,  имя, отчество индивидуального  предпринимателя, в отношении  которых проводится мероприятие по контролю;

- цели, задачи  и предмет проводимого мероприятия  по контролю;

- правовые  основания проведения мероприятия  по контролю, в том числе нормативные  правовые акты, обязательные требования  которых подлежат проверке;

- дата начала  и окончания мероприятия по  контролю.

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия  по контролю либо заверенная печатью  его копия предъявляется должностным  лицом, уполномоченным проводить контроль, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному  предпринимателю одновременно со служебным  удостоверением. Контроль может проводиться  только тем должностным лицом, которое  указано в распоряжении (приказе) (ст. 7 Закона № 134).

Продолжительность проверки не может составлять более  одного месяца. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения проверки может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 3 ст. 7 Закона № 134-ФЗ).

В рамках внешнего контроля могут проводиться как  плановые, так и внеплановые проверки.

Плановая  проверка – это проверка выполнения юридическими лицами или индивидуальными  предпринимателями обязательных требований. Плановая проверка может проводиться  не более чем один раз в два  года, а в отношении субъекта малого предпринимательства – не ранее  чем через три года с момента  его государственной регистрации (п. 4 ст. 7 Закона № 134-ФЗ).

Предметом внеплановых  проверок является контроль за исполнением указаний об устранении выявленных нарушений в случаях:

- обнаружения  нарушений обязательных требований  плановыми проверками;

- обращения  граждан, юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей  с жалобами на нарушения их  прав и законных интересов  действиями (бездействием) иных юридических  лиц или индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими  обязательных требований, а также  получения иной информации, подтверждаемой  документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии  признаков таких нарушений. Обращения,  не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного  контроля (надзора), не могут служить  основанием для проведения внепланового  мероприятия по контролю (п. 5 ст. 7 Закона № 134-ФЗ).

Контроль  качества работы аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов). Обязанность по установлению системы внешней проверки качества уполномоченным федеральным органом предусмотрена п. 2 ст. 14 Закона об аудиторской деятельности. Предполагается, что объектом контроля качества в рамках деятельности аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) выступает установленная ими система внутреннего контроля качества аудита.

Внешний контроль осуществляется на основе данных, полученных по результатам представления аудиторскими организациями (индивидуальными аудиторами) ежегодных отчетов об аудиторской  деятельности,[19] а также в связи с жалобами и обращениями надлежащих пользователей аудиторской отчетности или в связи с обращениями правоохранительных органов.

В случае выявления  в ходе внешней проверки качества работы аудиторских организаций  или индивидуальных аудиторов фактов систематического нарушения требований нормативных правовых актов или  федеральных правил (стандартов) аудиторской  деятельности проверяющие обязаны  сообщить о них в уполномоченный федеральный орган. Виновные в таких  нарушениях лица могут быть привлечены к ответственности, установленной  Законом об аудиторской деятельности, вплоть до аннулирования у них  квалификационного аттестата аудитора, а также аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности (п. 3, 4 ст. 14 Закона об аудиторской деятельности).

Контроль  за деятельностью аккредитованных профессиональных аудиторских объединений предусмотрен п. 22–33 Временного положения о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Минфине России, утвержденного приказом Минфина России от 29.04.2002 № 38н. Целью контроля является установление соответствия профессионального аудиторского объединения требованиям аккредитации.

Надзор уполномоченного  федерального органа за деятельностью  профессиональных аудиторских объединений  осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок. Плановая проверка проводится один раз в два  года в соответствии с планом и  программой проверки, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом.

Основанием  для внеплановой проверки является:

- нарушение  аккредитованным объединением требований  законодательства;

- обращения  и жалобы членов аккредитованных  объединений, правоохранительных, налоговых  и других органов на допущенные  объединением нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность  в Российской Федерации.

При обнаружении  нарушений установленных требований Минфин России в течение месяца должен направить аккредитованному профессиональному  объединению предупреждение с указанием  выявленных нарушений и сроков их устранения. В случае если в определенный Минфином России срок (шесть месяцев) это объединение не устранило  указанные нарушения, принимается  решение об отзыве аккредитации.

 

2.2 Организация внешнего контроля  качества аудита на уровне  профессиональных аудиторских объединений

Порядок организации контроля качества деятельности аудиторских организаций на профессиональном уровне регламентируется следующими документами:

- Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (ст. 14 «Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов» и ст. 20 «Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения»);

- Временным положением о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.04.2002 № 38н (в редакции от 17.06.2005 № 74н);

- Временными методическими рекомендациями и программой проведения аккредитованными при Минфине России профессиональными аудиторскими объединениями проверок качества аудиторских услуг, одобренными Советом по аудиторской деятельности Минфина России 26.05.2005 (протокол № 36).

Профессиональные  аудиторские объединения осуществляют внешний контроль качества работы аудиторов  и аудиторских организаций, являющихся их членами.

В соответствии с требованиями Закона об аудиторской  деятельности профессиональные аудиторские  объединения подлежат аккредитации при Минфине России[8, c. 25].

К основным требованиям  к аккредитации профессионального  объединения относятся, в частности:

- наличие собственной системы внешнего контроля качества работы членов профессионального объединения. Система контроля качества должна предусматривать периодичность проведения проверки каждого члена объединения;

- наличие постоянно действующего органа контроля качества аудита членов объединения и органа по рассмотрению дел о применении к членам объединения установленных мер воздействия;

- наличие обязательных для своих членов внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности и Кодекса профессиональной этики.

При соблюдении этих требований создаются условия  для осуществления эффективного внешнего контроля качества аудита в  отношении членов профессионального  аудиторского объединения.

Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторами и аудиторскими организациями  норм Закона об аудиторской деятельности, федеральных стандартов аудиторской  деятельности, норм профессиональной этики.

Профессиональное  аудиторское объединение в соответствии с требованиями, принципами и обязательными  процедурами, утвержденными уполномоченным федеральным органом, самостоятельно определяет:

- формы внешнего контроля качества;

- сроки проведения проверок качества;

- периодичность проведения проверок качества.

Внешний контроль профессионального объединения  за деятельностью своих членов может  осуществляться в виде:

- постоянного надзора за выполнением членами объединения внутренних правил и стандартов, а также норм профессиональной этики объединения;

- контроля с использованием предоставляемой членами объединения информации о своей деятельности и ее результатах в форме и порядке, установленных профессиональным объединением;

- инспекционных проверок качества работы членов объединения по месту их нахождения (в том числе производственных и иных объектов, филиалов и представительств);

- «проверки равного равным», т. е. проверок качества, проводимых членами объединения в отношении других членов этого объединения[9, c. 215].

Информация о работе Организация контроля качества аудита