Организация, методика, техника проведения инвентаризации и отражение её в учете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики инвентаризации. Систематизация и закрепление знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов.

Содержание работы

Введение
1. Нормативно-правовое регулирование учета инвентаризации
1.1 Подготовка к проведению инвентаризации
1.2 Проведение инвентаризации
1.3 Проверка фактического наличия имущества и сверка с данными бухгалтерского учета
1.4 Особенности проверки фактического наличия имущества
1.5 Проверка документальной обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета
1.6 Принятие решений по результатам инвентаризации и их отражение в бухгалтерском учете
2. Инвентаризация по объектам учета
2.1 Инвентаризация основных средств
2.2 Инвентаризация материально-производственных запасов
2.3 Инвентаризация финансовых вложений
3. Совершенствование учета инвентаризации
3.1 Создание резерва по сомнительным долгам
3.2 Использование резерва по сомнительным долгам
Заключение
Используемая литература

Файлы: 1 файл

бух.учет.docx

— 80.31 Кб (Скачать файл)

·    не было ли случаев начисления амортизации по объектам основных средств, по которым амортизация не отчисляется. В соответствии с п.17 ПБУ 6/01 такими объектами являются:

- объекты жилищного фонда (жилые  дома, общежития, квартиры и др.);

- объекты внешнего благоустройства  и другие аналогичные объекты  (лесного хозяйства, дорожного  хозяйства, специализированные сооружения  судоходной обстановки и т.п.);

- продуктивный скот, буйволы, волы  и олени;

- многолетние насаждения.

В аналогичном порядке рекомендуем  провести инвентаризацию основных средств для целей налогообложения.

Инвентаризационная опись основных средств (форма № ИНВ – 1)

Не подлежат амортизации объекты  основных средств, потребительские  свойства которых с течением времени  не изменяются (земельные участки  и объекты природопользования). [4]

Для оформления данных инвентаризации основных средств (зданий, сооружений, передаточных устройств машин и  оборудования, транспортных средств, инструмента, вычислительной техники, производственного  и хозяйственного инвентаря и  т.п.) применяется инвентаризационная опись основных средств (форма №  ИНВ – 1). Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами комиссии отдельно по каждому месту хранения ценностей и лицом, ответственным за сохранность основных средств. Один экземпляр передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а второй остается у материально ответственного лица (или лиц). [4]

На основные средства, принятые в  аренду, опись составляется в трех экземплярах отдельно по каждому  арендодателю с указанием срока  аренды. Один экземпляр инвентаризационной описи высылают в адрес арендодателя.

2.2 Инвентаризация материально-  производственных запасов

В ходе инвентаризации материально-производственных запасов проверяют счета 10 "Материалы", 14 "Резервы под снижение стоимости  материальных ценностей", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей", 41 "Товары", 42 "Торговая наценка", 43 "Готовая продукция". [12]

Согласно п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 №44н (далее  – ПБУ 5/01), к бухгалтерскому учету  в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

·          используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

·          предназначенные для продажи;

·          используемые для управленческих нужд организации.

При этом готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного  цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют  условиям договора или требованиям  иных документов, в случаях, установленных  законодательством). [4]

Товары также являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для  продажи.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться  в порядке расположения ценностей  в том помещении, где они хранятся.

При хранении товарно-материальных ценностей  в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно  по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, оно опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение (3.16 Методических указаний по инвентаризации).

Согласно п. 3.15 Методических указаний по инвентаризации товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая  продукция, товары, прочие запасы) заносятся  в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых  данных (артикула, сорта и др.). [1]

Комиссия в присутствии заведующего  складом (кладовой) и других материально  ответственных лиц проверяет  фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного  их пересчета, перевешивания или  перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия (п. 3.17 Методических указаний по инвентаризации).

Согласно п. 3.18 Методических указаний по инвентаризации товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально  ответственными лицами в присутствии  членов инвентаризационной комиссии и  приходуются по реестру или товарному  отчету после инвентаризации. [1]

Эти товарно-материальные ценности заносятся  в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, поступившие  во время инвентаризации". В описи  указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном  документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которой  записаны эти ценности. [1]

При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации  в процессе инвентаризации товарно-материальные ценности могут отпускаться материально  ответственными лицами в присутствии  членов инвентаризационной комиссии. 

Эти ценности заносятся в отдельную  опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации". Оформляется опись по аналогии с  документами на товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или (по его поручению) члена  комиссии (п. 3.19 Методических указаний по инвентаризации). [1]

В тех случаях, когда по условиям деятельности организации инвентаризационная комиссия не имеет возможности в  течение одного дня произвести подсчет  материалов и записать их в инвентаризационную опись, для учета фактического наличия  сырья и прочих материалов на складах  в период проведения инвентаризации применяется инвентаризационный ярлык (форма № ИНВ – 2).

Ярлык заполняется в одном экземпляре ответственными лицами инвентаризационной комиссии, и хранятся вместе с пересчитанными товарно-материальными ценностями по месту их нахождения (постановление Госкомстата России от 18.08.98 № 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации").

Данные формы № ИНВ – 2 используются для заполнения инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей (форма ИНВ – 3) [4]

Бухгалтерское оформление

Обнаруженные товарно-материальные ценности приходуются по рыночным ценам. Это отражается следующей проводкой:

Дебет счета 10 Кредит счета 91 (субсчет "Прочие доходы") – отражена рыночная стоимость выявленных излишков товарно-материальных ценностей.

В случае выявления недостачи товарно-материальных ценностей результаты инвентаризации отражаются на счетах бухгалтерского учета следующим образом:

1.         Если формирование фактической себестоимости осуществляется непосредственно на счете 10 "Материалы"

Дебет счета 94 Кредит счета 10 – выявлена недостача или порча материальных ценностей;

Дебет счета 94 Кредит счета 19 – отражена сумма НДС, относящаяся к стоимости  недостающих и еще не оплаченных ценностей;

Дебет счета 94 Кредит счета 68 – восстановлен НДС, относящийся у стоимости  недостающих и уже оплаченных ценностей, ранее возмещенный из бюджета;

Дебет счета 73 Кредит счета 94 – списана  сумма ущерба на виновных лиц (если их вина доказана судом);

Дебет счета 91 (субсчет "Прочие расходы") Кредит счета 94 – списана сумма  ущерба на внереализационные расходы.

2.         Если формирование фактической себестоимости осуществляется на счете 10 "Материалы" с использованием дополнительных счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей"

Дебет счета 94 Кредит счета 10 – выявлена недостача или порча материальных ценностей;

Дебет счета 94 Кредит счета 16 – списано  отклонение от учетной цены по недостающим  или испорченным материальным ценностям;

Дебет счета 94 Кредит счета 19 – отражена сумма НДС, относящаяся к стоимости  недостающих и еще не оплаченных ценностей;

Дебет счета 94 Кредит счета 68 – восстановлен НДС, относящийся у стоимости  недостающих и уже оплаченных ценностей, ранее возмещенный из бюджета;

Дебет счета 73 Кредит счета 94 – списана  сумма ущерба на виновных лиц (если их вина доказана судом);

Дебет счета 91 (субсчет "Прочие расходы") Кредит счета 94 – списана сумма  ущерба на внереализационные расходы. [11]

 

2.3 Инвентаризация финансовых вложений

При инвентаризации финансовых вложений проверяются фактические затраты  по приобретению ценных бумаг и вклады в уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.

Согласно п.2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утвержденное приказом Минфина  России от 10.12.2009 № 126н (далее ПБУ 19/02), для принятия к бухгалтерскому учету  активов в качестве финансовых вложений необходимо единовременное выполнение следующих условий:

·          наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права;

·          переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями (риск изменения цены, риск неплатежеспособности должника, риск ликвидности и др.);

·          способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов либо прироста их стоимости (в виде разницы между ценой продажи (погашения) финансового вложения и его покупной стоимостью, в результате его обмена, использования при погашении обязательств организации, увеличения текущей рыночной стоимости и т.п.). [13]

В соответствии с п.3 ПБУ 19/02 к финансовым вложениям организации относятся:

·          государственные и муниципальные ценные бумаги;

·          ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя);

·          вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ);

·          предоставление другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях;

·          дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, и пр.

В составе финансовых вложений учитывается  также вклады организации – товарища по договору простого товарищества.

К финансовым вложениям организации  относят:

·          собственные акции, выкупленные акционерным обществом у акционеров для последующей перепродажи или аннулирования;

·          векселя, выданные организацией-векселедателем организации-продавцу при расчетах за проданные товары, продукцию, выполненные работы, оказание услуги;

·          вложения организации в недвижимое и иное имущество, имеющее материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за оплату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода;

·          драгоценные материалы, ювелирные изделия, произведения искусства и иные аналогичные ценности, приобретенные не для осуществления обычных видов деятельности.

Активы, имеющие материально-вещественную форму, такие как основные средства, материально-производственные запасы, а также нематериальные активы не являются финансовыми вложениями (п.4 ПБУ 19/02).

Согласно п. 23 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей  бухгалтерской отчетности в бухгалтерском  балансе финансовые вложения разделены  на долгосрочные и краткосрочные. Финансовые вложения являются краткосрочными, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты. Остальные финансовые вложения отражаются как долгосрочные и отражаются в разделе "Внеоборотные активы". [1]

Учет финансовых вложений ведется  на счете 58 "Финансовые вложения" с обеспечением возможности получения  данных о краткосрочных и долгосрочных активах.

При проверке фактического наличия  ценных бумаг устанавливается:

·          правильность оформления ценных бумаг;

·          сохранность ценных бумаг (путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета);

·          своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам;

·          реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг.

При хранении ценных бумаг в организации  их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе.

Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием  в акте названия, серии, номера, номинальной  и фактической стоимости, сроков погашения и общей суммы. Все  ценные бумаги, имеющиеся в организации, должны быть описаны в книге учета  ценных бумаг, хранящейся в бухгалтерии. Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными этой книги. [4]

Информация о работе Организация, методика, техника проведения инвентаризации и отражение её в учете