Организация учета торговых наценок и скидок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерский учет – важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.
В целом, бухгалтерский учет выполняет функции особой информационно-технической системы, обеспечивающей непрерывность и устойчивость работы коммерческого предприятия, а также предсказуемость ее финансового результата. С этой точки зрения его нельзя заменить никаким другим равнозначным экономическим элементом или однотипной финансовой структурой.

Содержание работы

Введение
1. Глава. Регулирование товарных операций на предприятии
1.1 Задачи и основы организации бухгалтерского учета товарных операций
1.2 Документальное оформление товарных операций
1.3 Организация бухгалтерского учета: синтетический и аналитический учет
1.3.1 Учет поступления товаров
1.3.2 Учет реализации товаров
1.3.3 Учет сырья в производстве и учет выпуска продукции
1.3.4 Учет тары
1.3.5 Учет товарных потерь
2. Глава. Организация бухгалтерского учета товарных операций на фабрике ООО «Аркада Мебель»
2.1 Учет движения сырья и товаров в кладовой
2.2 Учет сырья в производстве
2.3 Учет товаров в мелко-розничной торговле
2.4 Инвентаризация
3. Глава. Организация учета торговых наценок и скидок
3.1 Сущность, значение и содержание торговых наценок и скидок
3.2 Синтетический и аналитический учет торговых наценок и скидок
3.3 Учет скидок от поставщика
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая оригинал.doc

— 420.00 Кб (Скачать файл)

Согласно Инструкции по применению Плана счетов записи по субсчетам 90-1 "Выручка", 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость" производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость" и кредитового оборота по субсчету 90-1 "Выручка" определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 "Прибыль / убыток от продаж" на счет 99 "Прибыли и убытки". Таким образом, синтетический счет 90 "Продажи" сальдо на отчетную дату не имеет.

Также накопительно в течение отчетного  года производятся записи по субсчетам 91-1 "Прочие доходы" и 91-2 "Прочие расходы". Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91-2 "Прочие расходы" и кредитового оборота по субсчету 91-1 "Прочие доходы" определяется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов" на счет 99 "Прибыли и убытки". Таким образом, синтетический счет 91 "Прочие доходы и расходы" сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 "Продажи" (кроме субсчета 90-9 "Прибыль / убыток от продаж"), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 "Прибыль / убыток от продаж".

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 91 "Прочие доходы и расходы" (кроме  субсчета 91-9 "Сальдо прочих доходов  и расходов"), закрываются внутренними записями на субсчет 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов".

Порядок отражения в бухгалтерском  учете вышеуказанных записей  приведен в таблице отражения  хозяйственных операций организации.

Заключительными записями декабря  сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета 99 "Прибыли и убытки" в кредит (дебет) счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

В приведенной ниже таблице использованы следующие наименования субсчетов  по балансовому счету 68:

68-1 "Расчеты по налогу на добавленную стоимость";

68-2 "Расчеты по налогу на  пользователей автомобильных дорог";

68-3 "Расчеты по налогу на  прибыль организаций".

Таблица 3

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Ежемесячные (с января по ноябрь) бухгалтерские записи, связанные с продажей товара <4>

 Признана выручка от продажи товара

 62

 90-1

 480 000

 Товарная накладная

Начислен НДС с выручки  от продажи товара

 90-3

 68-1

 80 000

 Счет-фактура

Списана фактическая себестоимость проданного товара

 90-2

 41

 300 000

 Бухгалтерская справка

Начислен налог на пользователей автомобильных дорог ((480 000 - 80 000 - - 300 000) х 1%)

 44

 68-2

 1 000

 Бухгалтерская справка-расчет

Списан налог на пользователей автомобильных дорог

 90-2

 44

 1 000

 Бухгалтерская справка

Получена оплата от покупателя за проданный товар

 51

 62

 480 000

 Выписка банка по расчетному счету

Отражен финансовый результат от продажи товара (заключительными оборотами месяца, без учета других хозяйственных операций)

 90-9

 99

 99 000

 Бухгалтерская справка-расчет

Начислен ежемесячный авансовый платеж по налогу на прибыль организаций (99 000 х 24%) <5>

 99

 68-3

 23 760

 Бухгалтерская справка-расчет

Бухгалтерские записи декабря, связанные с продажей товара <4> и инвентаризацией

Признана выручка от продажи товара

 62

 90-1

 480 000

Товарная накладная

Начислен НДС с выручки  от продажи товара

 90-3

 68-1

 80 000

 Счет-фактура

Списана фактическая себестоимость проданного товара

 90-2

 41

 300 000

 Бухгалтерская справка

Начислен налог на пользователей автомобильных дорог ((480 000 - 80 000 - - 300 000) х 1%)

 44

 68-2

 1 000

 Бухгалтерская справка-расчет

Списан налог на пользователей автомобильных дорог

 90-2

 44

 1 000

 Бухгалтерская справка

Получена оплата от покупателя за проданный товар

 51

 62

 480 000

 Выписка банка по расчетному счету

Отражен финансовый результат от продажи товара (заключительными оборотами месяца, без учета других хозяйственных операций)

 90-9

 99

 99 000

 Бухгалтерская справка-расчет

 Оприходован неучтенный товар, выявленный при инвентаризации (18 х 50)

 41-1

 91-1

 900

Сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ

Списано сальдо прочих доходов и расходов (заключительными оборотами месяца, без учета других прочих доходов и расходов)

 91-9

 99

 900

 Бухгалтерская справка-расчет

Начислен ежемесячный авансовый платеж по налогу на прибыль организаций ((99 000 + 900) х 24%) <5>

 99

 68-3

 23 976

 Бухгалтерская справка-расчет

Бухгалтерские записи декабря, связанные с реформацией баланса

Отражено закрытие субсчета 90-1 (480 000 х 12 мес.)

 90-1

 90-9

 5760000

 Бухгалтерская справка-расчет

Отражено закрытие субсчета 90-2 ((300 000 + 1000) х х 12 мес.)

 90-9

 90-2

 3612000

 Бухгалтерская справка-расчет

Отражено закрытие субсчета 90-3 (80 000 х 12 мес.)

 90-9

 90-3

 960 000

 Бухгалтерская справка-расчет

Отражено закрытие субсчета 91-1

 91-1

 91-9

 900

Бухгалтерская справка-расчет

Отражено списание заключительными оборотами декабря суммы чистой прибыли отчетного года ((99 000 х 12 мес.+ 900)- - (23 760 х 11 мес. + + 23 976))

 99

 84

 903 564

 Бухгалтерская справка


 

Организация в течение года проводила  контрольные инвентаризации в соответствии с утвержденным графиком, годовую инвентаризацию, а также инвентаризации при смене материально-ответственных лиц. По окончании года по результатам проведенных инвентаризаций составлена ведомость унифицированной формы №ИНВ-26. Приведем табличную часть этой ведомости в Приложении 1.

Из приведенной ведомости видно, что по результатам проведенных  в течение отчетного года инвентаризаций была обнаружена недостача товаров  на складах в размере 7000 руб. Часть  недостачи в размере 2000 руб. зачтена  по пересортице. Недостача в размере 3000 руб. в пределах норм естественной убыли списана в расходы на продажу (издержки обращения):

Дебет 44 Кредит 94 – 3000 руб.

Недостача сверх норм естественной убыли в размере 1000 руб., не отнесенная на счет виновных лиц, списана во внереализационные расходы:

Дебет 91-2 Кредит 94 - 1000 руб.

Недостача в размере 3000 руб., по которой  установлены виновные лица, списана  за счет этих лиц:

Дебет 73-2 Кредит 94 - 3000 руб.

Излишки товаров в размере 1000 руб. (3000 руб. - 2000 руб.), не зачтенные по пересортице, оприходованы в балансе:

Дебет 41-1 Кредит 91-1 - 1000 руб.

По неоплаченному товару, поступившему от поставщика и находящемуся у организации  на ответственном хранении, обнаружена порча, образовавшаяся в результате нарушения материально-ответственным лицом условий хранения. Сумма порчи отнесена на счет материально-ответственного лица. В учете сделаны проводки:

Кредит 002 - 900 руб.

- списана недостача товара, образовавшаяся  в результате порчи;

Дебет 94 Кредит 60-1

- 900 руб. - отражена недостача товара, находящегося на ответственном хранении, в расчетах с поставщиком;

Дебет 73-3 Кредит 94 - 900 руб.

- сумма недостачи списана за  счет виновного лица.

 

3. глава. Организация учета торговых наценок и скидок

3.1 Сущность, значение и содержание  торговых наценок и скидок

 

Экономические приемы тактики ценообразования  могут быть разделены на две подгруппы  в зависимости от того, что делает продавец со своими ценами: снижает  – «скидки»; увеличивает – «надбавки».

Скидки чаще всего классифицируют по следующим признакам в зависимости от того, на что больше ориентируется продавец: на интенсивный сбыт продукции – особые скидки; на привлечение и(или) удержание покупателя без необходимости интенсивного сбыта продукции – стандартные скидки.

В свою очередь особые скидки могут быть классифицированы по следующим признакам: по объему закупок; по времени совершения закупок – временные скидки.

Первая группа особых скидок. На практике чаще всего продавцы применяют скидки за объем закупок, стимулирующие  покупателя приобретать товар в больших количествах и (или) с определенной периодичностью у одного и того же продавца, тем самым способствуя активизации сбыта.

Скидки за объем закупок могут  быть привязаны к одному из двух оснований: к натуральной величине покупки (к числу приобретенных единиц товара или его объему, например литрам или кубометрам); к стоимости покупки, определенной на основе неизменных номинальных (справочных, прейскурантных) цен.

При этом сама скидка также может  быть выражена одним из трех способов: во-первых, в виде процента снижения номинальной (справочной, прейскурантной) цены; во-вторых, в виде числа единиц (объема) товара, который может быть получен бесплатно или по пониженной цене; в-третьих, в виде суммы, которая может быть возвращена или зачтена покупателю в счет оплаты им следующей партии товара.

Экономическая основа установления скидок за большой объем закупок выражается в следующем: при существующем спросе снижение цены (в результате использования  скидок) с номинального уровня P0 до контрактного Р1 приводит к увеличению объема заказов (продаж) с Q0 до Q1; для этого соответственно приходиться увеличить объемы производства. Но в силу «эффекта масштаба» это ведет к снижению средних затрат на производство с С0 до С1. Если величина скидки выбрана правильно, то в результате такой коммерческой политики, несмотря на снижение реальной цены продаж, фирма все же получит прирост прибыли.

Скидки за объем закупок могут  быть следующих видов: некумулятивные, кумулятивные, ступенчатые, комплексные, серийные.

  • Некумулятивные скидки21 устанавливаются на разовый объем закупки и призваны поощрять покупателей к приобретению как можно больших партий товара. Логика таких действий фирмы-продавца состоит в том, что увеличение объема партий товара позволяет добиться экономии затрат на организации продаж, хранении, обработке документации и особенно на транспортировке. Соответственно верхней границей величины таких скидок служит сумма экономии, получаемой фирмой-продавцом при увеличении объема единичной партии поставки.

Таблица 4

Объем разовой закупки партии товара, тонн

Скидка с прейскурантной цены, %

1-10

0

11-20

3,0

21-30

4,0

31-40

5,0

Свыше 40

7,0


 

 

Эти скидки используются во взаимоотношениях поставщиков и оптовых покупателей, применяют подобную схему практически  все ритейлеры. Нередко некумулятивные скидки приобретают форму: «плюс 10% - бесплатно», «третья покупка – бесплатно» и др.; используются, как правило, для стимулирования продаж бытовой химии, зубных паст. Для баров и ресторанов таким методом становится «Happy Hour» - «Счастливый час», когда выдается бесплатный бокал алкоголя.

Величина минимальной партии закупки, при превышении которой покупатели получают право на скидку, должна определяться с использованием формулы, т.е. таким  образом, чтобы она обеспечивала превышение величины «эффекта масштаба» над величиной «эффекта цены»:

 

BSCp = (-ЖP/CMа + ЖP)100,

 

где BSCp - безубыточный объем продаж в результате изменения цены, %; ЖP - изменение цены; CMа - удельный абсолютный выигрыш.

Чем больше масштаб снижения цены, тем более существенно надо прирастить число продаваемых изделий, чтобы сохранить хотя бы прежнюю величину прибыли фирмы от продажи товара.

В свою очередь удельный абсолютный выигрыш (CMа) может быть рассчитан  по формуле:

 

CMа = P - C,

 

где Р - цена; С - затраты.

Необходимо также обратить внимание на учет экономических последствий  при применении скидок для покупателя. Дело в том, что, приобретая разово большую  партию товара, покупатель одновременно: выигрывает за счет возможности приобретения каждой единицы товара в составе партии по пониженной цене, но проигрывает за счет того, что вынужден увеличивать расходы на хранение таких партий товара. Нередко этот фактор настолько силен, что традиционные некумулятивные скидки за большой объем разовой закупки теряют смысл.

  • Кумулятивные скидки22 предполагают снижение цены в случае превышения суммарной величины закупок на протяжении определенного периода, даже если эти закупки состояли из маленьких по объему отдельных партий.

В зависимости от суммы заказа покупателю автоматически будет установлена разовая скидка:

 

Таблица 5 – Зависимость величины скидки от стоимости товара

Стоимость заказа, у.е.

Скидка, %

1001-2000

5

2001-5000

10

5001-10000

15

свыше 10000

20


 

Форма и механизм действия кумулятивных скидок могут быть самыми различными. Например, если производитель диктует продавцу уровень цен конечной продажи, то кумулятивные скидки могут иметь форму растущих торговых скидок. В этом случае в договор может быть включена следующая схема:

 

Таблица 6 – Примерная схема кумулятивных скидок

Объем закупки в течение  года, шт.

Торговая скидка на весь объем закупок до настоящего момента, %

до 2000

15

2001-4000

17

4001-6000

18

свыше 6000

20


Таким образом, при покупке каждой дополнительной партии товара производится перерасчет суммы, подлежащей к уплате покупателем, с учетом растущих размеров скидок (снижающейся цены приобретения). Предположим, например, что магазин вначале приобрел у производителя партию товара в 2 тыс. шт. Рекомендованная цена конечной продажи составляет 400 руб. Тогда цена продажи магазину составит - 340 руб./шт. Вся партия будет стоить 680 тыс. руб. В следующий раз магазин решил приобрести еще 1 тыс. шт. Скидка на весь объем закупок составит уже 17%, и соответственно каждая единица товара магазину во второй партии обойдется лишь в 316 руб.

Если же основой взаимоотношений  с покупателями является прейскурант  отпускных цен, то система кумулятивных скидок может быть представлена в  следующем виде:

 

Таблица 7– Система кумулятивных скидок при использовании прейскурантных цен

Объем закупки в течение  года, шт.

Цена товара

До 2000

Прейскурантная

2001-4000

Прейскурантная минус 1,5% на весь объем закупки до настоящего момента

4001-6000

Прейскурантная минус 2,5% на весь объем закупки до настоящего момента

свыше 6000

Прейскурантная минус 4,5% на весь объем закупки до настоящего момента


 

Бывают, однако, ситуации, когда скидки распространяются лишь на объем закупки  сверх порогового значения – ступенчатые  скидки23. Применение данного вида скидок, когда лишь каждая единица товара из "сверхпорогового объема" обходится покупателю дешевле, на практике намного проще расчета кумулятивных скидок.

  • Многие фирмы, продающие взаимодополняющие товары, используют особый тип скидок, направленный на поощрение покупателей к приобретению нескольких видов товаров сразу, - комплексные скидки.

Суть такой скидки состоит в  том, что цена каждого товара в  составе набора оказывается ниже, чем при изолированной покупке, пусть даже в той же самой фирме. «Новогодние наборы» - типичный пример этого тактического приема ценообразования. Сегодня наборы активно формируются как в магазинах «Арбат-престиж», «Красный куб», «Мульти», так и в салонах бытовой техники – наборы от «ТЕХНОСИЛЫ».

Нередко в состав такого набора товаров, охватываемых комплексной скидкой, включаются и товары «не собственного производства». Чаще всего такой  тандем – «копировальный аппарат» плюс бумага, принтер плюс бумага, DVD-проигрыватель плюс держатель дисков и т.д. Аксессуары в данном случае обходятся покупателю дешевле, а величина скидки зависит от полученного Sale у компании-производителя (это могут быть скидки за объем, функциональные скидки и т.д.). Чаще всего продавцы «дарят» аксессуар, включая или не включая его в стоимость основной покупки (Tefal дарит сковородки покупателям электротехники).

Если же скидка охватывает товары только фирмы-производителя, то ее величина определяется на основе уже упомянутых выше правил, т.е. путем сопоставления «эффекта цены» и «эффекта объема».

  • Серийные скидки24 предоставляются покупателю при условии заранее согласованного определенно увеличивающегося количества товара. Серийные заказы представляют большой интерес для крупных производителей машин и оборудования, поскольку помогают лучше планировать движение материальных потоков, определить потенциальный объем сбыта и тем самым снизить издержки производства.
  • Временные скидки («полгода плохая погода»), предоставляемые в зависимости от времени совершения закупок, составляют вторую подгруппу особых скидок. Тактический прием применяется практически всегда при выведении нового брэнда на рынок – чтобы привлечь «ранних» покупателей и сократить стартовую фазу. Их основная задача – выравнивать спрос на товар в течение года. Подгруппа временных скидок включает в себя: сезонные скидки; внесезонные скидки.
  • Сезонные скидки25 - по сути, это существенное снижение цены продажи товара, фактически товар реализуется по себестоимости или даже ниже этого уровня. Данный вид скидок применяется при продаже товаров с явно выраженным сезонным спросом. Этими скидками пестрят витрины крупных магазинов, особенно славятся призывами бутики, спортивные и брэндовые магазины одежды. Порой это единственный способ освободить склады от излишков или старой коллекции.
  • Скидки за внесезонную закупку26 также используются при организации продаж товаров с явно выраженными сезонными различиями в спросе. К этой категории относятся следующие товары: одежда, обувь, спортивный инвентарь и т.д.

Информация о работе Организация учета торговых наценок и скидок