Организация учета торговых скидок и надбавок в розничных торговых предприятиях. Расчет торговой надбавки на реализованные товары

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Торговля в настоящее время является, пожалуй, одним из наиболее привлекательных видов деятельности, в особенности для так называемого малого и среднего бизнеса. В первую очередь эта привлекательность заключается в довольно быстром обороте денежных средств и получении прибыли. Многие, начиная собственное дело, как способ накопления первоначального капитала используют именно торговую деятельность.

Файлы: 1 файл

Контрольная по БУ в торговле.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионально  образования

«ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»

(г. Архангельск)

 

Кафедра Бухгалтерский учет анализ и аудит

 

дисциплина

«Особенности учета в торговле»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

тема:

«Организация учета торговых скидок и надбавок в розничных торговых предприятиях. Расчет торговой надбавки на реализованные товары»

 

Студентка: Микшина 

Мария Николаевна

Факультет: Экономический

Курс: V

Группа: 51 БЗ

Специальность: бухгалтерский  учет, анализ и аудит

Шифр зачетной книжки: 105579-БЗ

Проверил: Корсунская Л.Г.

 

Северодвинск

2010 г.

 

Содержание

 

Введение

 

 

 

 

 

 

Введение

Торговля в  настоящее время является, пожалуй, одним из наиболее привлекательных  видов деятельности, в особенности  для так называемого малого и среднего бизнеса. В первую очередь эта привлекательность заключается в довольно быстром обороте денежных средств и получении прибыли. Многие, начиная собственное дело, как способ накопления первоначального капитала используют именно торговую деятельность.

Разумеется, как  и во всяком другом роде деятельности, связанном с вложением собственных  денежных средств, в торговле присутствует доля риска. Но тем не менее можно  с большой уверенностью сказать, что развитие торговли в нашей  стране идет весьма интенсивно именно из-за частного предпринимательства. Соответственно и конкуренция в этой области велика. Как бы скептически ни относились к понятию «цивилизованные рыночные отношения», все равно обращаются к нему. Достаточно вспомнить, как обстояло дело с рынком потребительских товаров 10–15 лет назад. Высокая конкуренция в торговле (разумеется, в тех областях, где нет монополии) приводит не только к насыщению потребительского рынка, но и к улучшению качества товаров и услуг, предоставляемых торговыми организациями и индивидуальными предпринимателями.

Занятие торговлей, как и любым другим видом коммерческой деятельности, направлено на то, чтобы  приносить предпринимателю (юридическому или физическому лицу) прибыль. Практически  единственным источником прибыли для продавца является разница между ценой, по которой он приобрел товар, и ценой, по которой он его продал. Разница между ценой продажи и расходами называется торговой наценкой (надбавкой). Необходимо так же учитывать торговую скидку, которая является частью розничной цены.

Правильное  формирование торговой наценки –  процесс очень важный, так как, с одной стороны, организация  должна при продаже товара покрыть  все свои затраты, связанные с  продажей, и получить прибыль, а с  другой, – не завысить излишне цену товара, чтобы она не стала неконкурентоспособной. Так же точно рассчитанное применение скидок позволяет увеличить объем продаж и увеличить прибыль.

 

Торговая наценка (надбавка) в розничной торговле

 

Только организации  розничной торговли вправе самостоятельно выбирать один из вариантов бухгалтерского учета приобретенных для перепродажи товаров: по стоимости их приобретения или по продажной цене. Об этом сказано в п. 13 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Выбранный вариант учета фиксируют как элемент учетной политики магазина. В том случае, если торговыми организациями товары учитываются по ценам приобретения (по покупным ценам), их учетная стоимость формируется по правилам, установленным п. 6 ПБУ 5/01. «Учет материально-производственных запасов» В учетную стоимость товаров включаются все расходы, связанные с их приобретением, за исключением сумм налога на добавленную стоимость

В стоимость товаров  включаются также такие расходы, как:

  1. затраты по заготовке и доставке товаров до места их использования, включая расходы по страхованию;
  2. затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации, расходы за услуги транспорта по доставке товаров до места их использования, если они не включены в цену товаров, установленную договором;
  3. начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческому кредиту);
  4. проценты по заемным средствам, начисленные до принятия к бухгалтерскому учету товаров, если они привлечены для приобретения этих запасов (после принятия товаров на учет начисленные проценты относятся в соответствии с п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» к операционным расходам, а потому отражаются по счету 91 «Прочие доходы и расходы»);
  5. затраты по доведению товаров до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (в частности, затраты по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик товаров);
  6. иные затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров.

 

Сущность учета товаров по продажным  ценам заключается в том, что оценка товаров в бухгалтерском учете производится по ценам, по которым они должны быть реализованы, включая НДС.

Разница между ценой  продажи и расходами, связанными с приобретением товаров, которые в соответствии с ПБУ 5/01 включаются в их себестоимость, носит название торговой наценки, учитываемой но счету 42 «Торговая наценка».

Торговая  наценка (надбавка) - это составная часть продажной цены товаров в оптовой торговле и розничной цены в организациях розничной торговли. Торговая наценка представляет собой добавленную стоимость к покупной цене товара. Она предназначена для возмещения расходов на продажу, получения прибыли и уплаты косвенных налогов.

Для определения торговой наценки используется определенный процент от цены приобретения (с учетом НДС) или цены, по которой товары принимаются к учету.

На счете 42 учитывают  и скидки (на возможные потери товаров, а также на возмещение дополнительных транспортных расходов), предоставляемые  поставщиками организациям розничной торговли. Кредитуют счет 42 при принятии к бухгалтерскому учету товаров на суммы торговой наценки (скидок, накидок). Суммы торговой наценки (скидок, накидок) по проданным, отпущенным или списанным товарам сторнируют по Кредиту счета 42 в корреспонденции с Дебетом счета 90 «Продажи» (или иных счетов). Для целей бухгалтерского учета торговую наценку, относящуюся к стоимости реализованных товаров, называют валовым доходом (п. 12.1.1 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли),

1.1. Формирование торговой наценки

Метод начисления торговой наценки законодательством не закреплен, поэтому магазин вправе использовать любую утвержденную в организации методику, а именно устанавливать:

  • сначала продажную цену, а затем рассчитывать торговую наценку (используется, когда осуществляется мониторинг розничных цен по другим организациям);
  • для конкретного товара (группы товаров) торговую наценку в виде фиксированной суммы (используется, когда организация является дилером производителя товара);
  • для конкретного товара (группы товаров) торговую наценку в виде фиксированного процента.

Например, если отдельный товар приобретен за 11 руб. 80 коп., включая НДС в сумме 1 руб. 80 коп. (ставка НДС - 18 %), то учетная стоимость товара, по которой он должен быть принят к бухгалтерском учету, составит

10 руб. (11 руб. 80 коп. - 1 руб. 80 коп.).

Если размер торговой наценки в организации составляет 40 %, то формирование продажной стоимости товара осуществляется следующим образом –

14 руб. (10 руб. + (10 руб. х 40 %)).

Сумма торговой наценки составит 4 руб. (14 руб. - 10 руб.).

При этом следует учитывать, что в цену продажи уже заложена сумма НДС по ставке 18 %, которую следует выделить. Сумма НДС со стоимости единицы товара составит

2 руб. 14 коп (14 руб. х 18 % /118), а цена продажи товара без учета НДС - 11 руб. 86 коп. (14 руб. - 2 руб. 14 коп.).

 

Формирование торговой наценки может осуществляться и несколько иным способом. К учетной цене товара применяется первоначальный размер наценки, не учитывающий начисленную сумму НДС, а окончательная сумма наценки определяется после применения предусмотренной ставки НДС.

Например, если учетная стоимость единицы товара составляет 10руб., а первоначальная ставка наценки 40 %, то продажная цена товара без учета суммы НДС с нее составит

14 руб. (10 руб. + (10 руб. х  40 %)).

Окончательная цена продажи  составит

16 руб. 52 коп. (14руб. + (14 руб.  х 18 %)).

А сумма торговой наценки  составит

6 руб. 52 коп. (16 руб. 52 коп. - 10 руб.).

Начисленная сумма торговой наценки оформляется записью по

Дебету счета 41 и 

Кредиту счета 42,

тем самым на сумму  торговой наценки увеличивается  учетная стоимость товаров.

Начисление торговых наценок оформляется Реестром розничных цен по следующей примерной форме (см. табл. 1).

Таблица 1. Начисление торговых наценок

№ п/п

Наименование  товара

Цена приобретения, руб

Торговая наценка

Розничкая цена, руб

Процент наценки, %

Сумма, руб

           

 

По общему правилу  размер торговой наценки по товарам  ничем не ограничен и может  быть любым. Исключением являются некоторые товары, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен. Для них установлены предельные размеры розничных надбавок к фактической отпускной цене производителя (например, на лекарственные средства).

 

1.2. Отражение торговой наценки в бухгалтерском учете

Независимо от выбранной методики начисления торговой наценки в бухгалтерском учете поступление товаров оформляют следующими проводками:

 

оприходованы  приобретенные товары

Дебет счета 41 субсчет  «Товары в розничной торговле»,

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

 

отражен НДС  по приобретенным товарам;

Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

 

отражена торговая наценка по оприходованным товарам (на основании Реестра розничных цен).

Дебет счета 41 субсчет  «Товары в розничной торговле»,

Кредит счета 42 «Торговая  наценка»

 

С точки зрения управленческого  учета счет 42 может выполнять  регулирующую роль. Так как одновременно со списанием продажной стоимости товаров по Дебету счета 90 и Кредиту счета 41 списывается сумма относящейся к этим продажам торговой наценки или, как принято говорить, сумма реализованного торгового наложения.

Следовательно, на счете 42 видна разница между покупной ценой товаров без НДС и их продажной ценой с учетом НДС, которая в целом по организации должна покрывать:

  • все издержки обращения (расходы, связанные с приобретением, хранением и реализацией товаров, отражаемые на счете 44 «Расходы на продажу»);
  • прибыль от продаж;
  • сумму НДС, подлежащую начислению в бюджет с оборотов по реализации.

Бухгалтерский учет товаров по продажным ценам дает возможность не вести учет каждой реализованной в розницу единицы товаров, а списывать с Кредита счета 41 в Дебет счета 90 стоимость всех реализованных по продажной цене товаров одной суммой, которая всегда равна сумме полученной за эти товары выручки. Но чтобы выявить финансовый результат от реализации, в Дебет счета 90 должна попасть не вся выручка, а лишь стоимость приобретения товаров. Ее определяют как разность между стоимостью товаров по розничным ценам и торговой наценкой, относящейся к проданным товарам (валовым доходом). Для этого одновременно со списанием продажной стоимости со счета 90 списывают сумму торговой наценки, которая приходится на проданные товары (реализованное торговое наложение). Поэтому самое главное при учете товаров по продажным ценам - правильно рассчитать сумму наценки по реализованным товарам.

Тогда после списания реализованной торговой наценки на счете 90 образуется (как и при учете товаров по покупным ценам) кредитовое сальдо, показывающее валовой доход от реализации товаров.

1.3. Методика  расчета торговой наценки

Методику расчета реализованной  торговой наценки фиксируют в  приказе об учетной политике. Нормативным документом для выбора метода расчета реализованной торговой наценки являются Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли" (утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5)

Этот документ предлагает для использования в бухгалтерском  учете четыре метода расчета торговой наценки:

    • по общему товарообороту;
    • по ассортименту товарооборота;
    • по ассортименту остатка товаров;
    • по среднему проценту.

В Инструкции по применению Плана счетов (пояснения к счету 42) также есть рекомендации по расчету реализованного торгового наложения. Способ, приведенный в пояснениях к счету 42, практически идентичен рассмотренному в Методических рекомендациях Роскомторга методу расчета по среднему проценту.

Информация о работе Организация учета торговых скидок и надбавок в розничных торговых предприятиях. Расчет торговой надбавки на реализованные товары