Организация учета торговых скидок и надбавок в розничных торговых предприятиях. Расчет торговой надбавки на реализованные товары

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Торговля в настоящее время является, пожалуй, одним из наиболее привлекательных видов деятельности, в особенности для так называемого малого и среднего бизнеса. В первую очередь эта привлекательность заключается в довольно быстром обороте денежных средств и получении прибыли. Многие, начиная собственное дело, как способ накопления первоначального капитала используют именно торговую деятельность.

Файлы: 1 файл

Контрольная по БУ в торговле.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

Дебет счета 90-3 «Налог на добавленную стоимость»,

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (76) - 900 руб.

списана себестоимость  второй партии товаров;

Дебет счета 90-2 «Себестоимость продаж»,

Кредит счета 41 «Товары» - 35 000 руб.

определен финансовый результат от реализации товара с  учетом предоставления скидки на ранее отгруженные товары

Дебет счета 90-9 «Прибыль / убыток от продаж»,

Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» - 5000 руб

 

В бухгалтерском учете  розничной торговой организации  будут сделаны следующие проводки:

оприходован товар  от поставщика;

Дебет счета 41 «Товары»,

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 70 000 руб.

учтен НДС по приобретенному товару

Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 12 600 руб.

начислена торговая наценка на приобретенный товар

Дебет счета 41 «Товары»,

Кредит счета 42 «Торговая наценка» - 48 000 руб.

перечислена оплата поставщику товара

Дебет счета 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками»,

Кредит счета 51 «Расчетные счета» - 82 600 руб.

принят к  вычету НДС по приобретенному товару после оплаты поставщику

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»,

Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» - 12 600 руб.

 

Отражение реализации первой партии товара:

отражена выручка от продажи первой партии товара (по продажной цене без учета скидки)

Дебет счета 50 «Касса» (62),

Кредит счета 90-i «Выручка» - 59 000 руб.

начислен НДС  с оборота по реализованным товарам

Дебет счета 90-3 «Налог на добавленную стоимость»

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» - 9000 руб.

списана стоимость проданных товаров;

Дебет счета 90-2 «Себестоимость продаж»

Кредит счета 41 «Товары» - 35 000 руб.

(красное сторно) — сторнирована реализованная  торговая наценка

Дебет счета 90-2 «Себестоимость продаж»

Кредит счета 42 «Торговая наценка» - 24 000 руб.

определен финансовый результат от реализации товара

Дебет счета 90-9 «Прибыль / убыток от продаж»

Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» - 15 000 руб..

отражена выручка  от продажи товара (по продажной цене с учетом скидки за обе партии товара)

Дебет счета 50 «Касса» (62),

Кредит счета 90-1 «Выручка» - 47 200 руб.

начислен НДС  с оборота по реализованным товарам 

Дебет счета 90-3 «Налог на добавленную стоимость»,

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» - 7200 руб.

списана стоимость  второй партии проданных товаров;

Дебет счета 90-2 «Себестоимость продаж».

Кредит счета 41 «Товары» - 59 000 руб.

(красное сторно) — сторнируется сумма скидки  с продажной цены, предоставленной покупателю со всей партии товара

Дебет счета 90-2 «Себестоимость продаж»

Кредит счета 42 «Торговая 'наценка» - 11 800 руб.

(24 000 руб. - 11 800 руб.) — (красное сторно) — сторнирована  реализованная торговая наценка

Дебет счета 90-2 «Себестоимость продаж»

Кредит счета 42 «Торговая наценка» - 12 200руб.

определен финансовый результат от реализации товара со скидкой.

Дебет счета 90-9 «Прибыль / убыток от продаж»

Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» - 5000 руб.

 

2.6.Применение скидки за скорейшую оплату товара

Скидка за скорейшую оплату товаров применяется в оптовых торговых организациях. Она позволяет сократить временной интервал с момента отгрузки товаров до их оплаты и тем самым уменьшить срок предоставления покупателям беспроцентного кредита, что особенно важно в условиях инфляции. Скидка за скорейшую оплату побуждает покупателя оплатить счет без задержки.

2.6.1. Пример  предоставления скидки за скорейшую  оплату

Организация оптовой  торговли отгрузила покупателю партию товаров на сумму 118 000 руб., в том числе НДС - 18 000 руб. Договором предусмотрена отсрочка оплаты товаров в 2 месяца. Кроме того, оговорено, что при досрочной оплате покупателю предоставляется скидка в размере 0,1 % от стоимости товаров за каждый день до срока оплаты. Покупатель произвел оплату товаров на 20 дней раньше установленного договором срока, в результате сумма предоставленной ему скидки составила 2360 руб., в том числе НДС - 360 руб.

отражена выручка, подлежащая получению от покупателя за реализованные товары без учета скидки

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

Кредит счета 90-1 «Выручка» - 118 000 руб.

начислен НДС  с оборота по реализованным товарам

Дебет счета 90-3 «Налог на добавленную стоимость»

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (76) - 18 000 руб.

(118 000 руб. - 2360 руб.) — отражено поступление выручки на расчетный счет (с учетом скидки);

Дебет счета 51 «Расчетные счета»

Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - 115 640 руб.

(красное сторно) - отражена скидка по ранее проданной партии товара при поступлении оплаты

Дебет счета 62 «Расчеты с  покупателями и заказчиками»,

Кредит счета 90-1 «Выручка» - 2360 руб.

(красное сторно) — скорректирован НДС к уплате  в бюджет с учетом предоставления скидки

Дебет счета 46 «Выполненные этапы по невыполненным работам» (90-3)

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (76) - 360 руб.

отражена задолженность  бюджету по НДС при поступлении оплаты

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»,

Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» -17 640 руб. (18 000 руб. - 360 руб.)

2.7. Бонусные скидки

Бонусные скидки можно отразить как безвозмездную передачу товара, В этом случае безвозмездная реализация подлежит налогообложению, у обеих сторон сделки, как у продавца, так и у покупателя. Из анализа положений Налогового кодекса можно сделать вывод о том, что скидкой признается уменьшение продажной цены, а не предоставление определенного количества товаров бесплатно при соблюдении покупателем условий предоставления скидки. Таким образом, если в счете указывается, что определенное количество товара передается по нулевой цене, возникает риск признания такой операции безвозмездной передачей, а не скидкой. Следовательно, чтобы избежать налоговых рисков, скидку следует оформлять как уменьшение продажной цены.

Во-первых, в счете  должно быть указано, что дополнительно передаваемое клиенту количество продукции (товаров) представляет собой скидку.

Во-вторых, должна быть указана сумма, на которую предоставляется скидка (указана стоимость передаваемых товаров (продукции)).

Поэтому во избежание  разногласий с налоговыми органами  рекомендуется при предоставлении бонусных скидок не выписывать отдельные документы на бесплатный товар без указания стоимости, а включить этот товар в обычном порядке в основной документ на отгрузку всей партии. В таком случае сумма предоставленной бонусной скидки будет соответствовать уменьшению торговой наценки всей партии.

Например, при продаже  дорогого телевизора покупатель получает второй недорогой небольшого размера бесплатно. В этом случае следует оформить в документации реализацию двух телевизоров со скидками, а не выдачу второго бесплатно. Бухгалтерский учет в этом случае будет аналогичен предоставлению обычной скидки в момент реализации товара.

3. Налоговые  риски при применении торговых надбавок и скидок

При отклонении цен более  чем на 20 % в сторону повышения  или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени, налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам, т. е. если скидка предоставляется в размере, не превышающем 20 % продажной цены, то налоговые риски не возникают. Если отсутствуют фактические обстоятельства, обусловливающие необходимость предоставления скидок, либо не оформлены соответствующие документы, налоговые органы могут не принять во внимание устные ссылки на проводимую маркетинговую политику. В такой ситуации налоговые органы могут принять решение о доначислении налога и пеней с применением установленных ст. 40 НК РФ методов расчета рыночной цены. Поэтому во избежание разногласий с налоговыми органами можно посоветовать устанавливать максимальный размер скидки менее 20 % от уровня обычной цены (если цены держатся на уровне средних рыночных). При определении рыночной цены учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки согласно абз. 2 п. 3 ст. 40 НК РФ (с учетом положений, предусмотренных п. 4-11 ст. 40 Н К РФ). При этом, как разъяснено в Письме Минфина России от 15.06.2000 г. № 04-02-05/1, под обычными следует понимать скидки, которые широко применяются в какой-либо сфере предпринимательской деятельности. При осуществлении налогового контроля налоговые органы должны учитывать предоставляемые налогоплательщиком скидки с учетом основания их предоставления. Скидки, применяемые конкурентами, также должны учитываться при оценке сопоставимости условий соответствующих сделок, если они являются обычными скидками.

При предоставлении скидок в размере, превышающем 20 % от продажной цены, в целях избежания налоговых рисков должно быть подготовлено обоснование предоставления скидки, указывающее на то, что:

  • скидка является обычной;
  • скидка предоставлена по основаниям, предусмотренным в п. 3 ст. 40 НК РФ.

Порядок предоставления скидок, превышающих 20 %, должен быть формализован в распорядительном документе (приказе руководителя). Данный документ должен содержать порядок расчета скидки, основание ее предоставления и указание на обычный характер скидки.

Размер скидок должен быть точно просчитан, иначе торговля станет приносить убытки.

4. Расчет предельной  скидки на примере организации,  занимающейся продажей цветов

Допустим, организация  занимается оптовой и розничной продажей цветов. В собственности организации имеется несколько киосков, расположенных в разных районах города. Кроме того, организация осуществляет оптовые поставки товара организациям и индивидуальным предпринимателям из близлежащих райцентров. До недавнего времени у организации было всего два прайс-листа: один для своих торговых точек, другой для перекупщиков. Цены устанавливались приблизительно такие, как у конкурентов, при этом скидок и надбавок организация не предоставляла. Розничная наценка равнялась примерно 40 % от продажной стоимости цветов, оптовая - 30 %.

Ситуация складывалась таким образом, что некоторые  павильоны и оптовики приносили намного больше выручки (а значит, и дохода), чем другие. Организация решила внедрить дифференцированные прайс-листы, применив гибкую систему цен.

Возникла необходимость выработать некую схему, направленную на привлечение новых клиентов. Было принято решение в павильонах с маленькой выручкой резко снизить цены на весь ассортимент, а затем по мере притока покупателей (который должен последовать, если наш расчет верен) медленно повышать стоимость. В первые месяцы неизбежно возникнут убытки. Это будет компенсировано тем, что продукция в киосках с большим товарооборотом станет несколько дороже. С достаточной долей вероятности можно предположить, что, несмотря на новые условия продаж, клиентура таких точек останется постоянной, поскольку одни павильоны-лидеры расположены в самых людных частях города, а другие стоят так, что в окрестности нет ни одного магазина-конкурента.

Однако нельзя уменьшать  цены до бесконечности, иначе бизнес перестанет быть прибыльным. Определяя процент снижения стоимости, следует ориентироваться на порог безубыточности.

В качестве примера рассмотрим один из павильонов. Для начала посчитаем приходящиеся на него издержки. Основное средство, которым является киоск, изнашивается, и амортизация составляет в среднем 4000 руб. в месяц. Цветы в организации доставляются с помощью специально нанятой транспортной компании. Если разделить месячное вознаграждение фирмы-перевозчика на количество торговых точек, получится приблизительно 5000 руб. Счета за электроэнергию, потребляемую киоском, и прочие коммунальные платежи достигают 3000 руб. Мелкие расходы, такие как чистящие средства, бумага для накладных и прочее, обходятся организации примерно в 2000 руб. на один павильон. Кроме того, есть так называемые общехозяйственные расходы. Это аренда офиса и склада, включающая оплату коммунальных услуг, зарплата персонала (кроме продавцов), амортизация компьютеров, канцтовары и разнообразные мелкие текущие затраты. По данным прошлого года мы определили среднемесячную величину таких издержек. Она равняется 558 000 руб. Чтобы вычислить расходы, приходящиеся на каждый киоск и каждого оптовика, мы распределяем общехозяйственные издержки пропорционально выручке, поскольку это единственный показатель, наглядно отображающий различие между результатами деятельности точек и сотрудничества с тем или иным клиентом. У рассматриваемого в нашем примере павильона в 2009 г. выручка равнялась 674 000 руб. в месяц. Учитывая, что среднемесячный товарооборот всего предприятия в прошлом году - 2 679 000 руб., найдем, что общехозяйственные затраты точки равны 140 000 руб. ((674 000 / 2679000)*558000)

Необходимо учесть и  две другие статьи расходов: закупочную стоимость товара и вознаграждение продавцов. Первая, соответствует 60 % от отпускной цены, а вторая - 3 % от выручки. Не стоит забывать о ЕСН (определенном с учетом взносов в Пенсионный фонд) и обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве, ставки которых - 26 и 0,2 % соответственно. Если мы обозначим месячный товарооборот за X, то покупная стоимость реализованной продукции будет равняться 0,6Х, зарплата киоскеров — 0.03X, а социальные отчисления - 0,0IX ((0,26 + 0,002) х (0,0ЗХ)).

Чтобы найти точку  безубыточности, выручку приравняем к расходам. Получится соотношение:

X - (0,6Х + 0,03X + 0,01Х) - (140 000 руб. + 4000 руб. + 3000 руб. + 5000 руб. + 2000 руб.) = 0.

В упрощенном виде уравнение  выглядит так:

X - 0,64Х - 154 000 руб. = 0.

Решением является число 428 000 руб. Значит, при таком товарообороте павильон покроет все издержки, но не принесет дохода. Если принять фактический показатель прошлого года за целое, то окажется, что полученное значение соответствует 64 % (428 000 руб. / 674 000 руб. х 100 %). Иными словами, критическим окажется понижение цен более чем на 36 % (100 руб. - 64 руб.). Руководствуясь этой информацией, уменьшим стоимость некоторых особенно плохо продаваемых позиций на 35 %, а наиболее ходовых — на 30 %.

В соответствии с новой  ценовой политикой оптовые покупатели должны получать скидки, если закупаемые ими партии товара превышают некий установленный минимум. Минимум рассчитывается как количество единиц продукции, соответствующее точке безубыточности, деленное на среднее число отгрузок в месяц. Проиллюстрируем это на примере одного из клиентов, предпринимателя И. И. Егорова.

Для оптовой торговли можно выделить всего две статьи расходов: закупочную стоимость товара и общехозяйственные издержки. Последние определим пропорционально доле выручки, которую наша организация получила благодаря И. И. Егорову. Этот показатель в 2009 г. равнялся в среднем 267 000 руб. в месяц. Значит, общехозяйственных издержек на И. И. Егорова приходилось 56 000 руб. (267 000 руб, * 558 000 руб. / 2 679 000 руб.) ежемесячно.

Так же, как для розницы, составим уравнение, где за X обозначим  месячную выручку:

X - 0,7Х - 56 000 руб. = 0.

Решим его и получим, что точкой безубыточности является товарооборот, равный 187 000 руб. Учитывая, что среднее количество поставок И. И. Егорову - 15 в месяц, можно рассчитать минимальную партию товара, на которую предоставляется скидка. Например, при оптовой цене товарной единицы 100 руб. она равна 125 штукам (187 000 руб. /100 руб. /15 пост.). Обозначим этот показатель Кмин.

Теперь рассчитаем максимальный размер скидки. Он должен быть таким, чтобы цена не превышала себестоимость, но и не опускалась ниже нее. Это возможно, когда чистый доход от продажи партии продукции, т. е. разница между ценой и закупочной стоимостью единицы продукции, умноженная на количество, заказанное оптовиком (обозначим его К), будет равняться аналогичному показателю, рассчитанному для найденной выше минимальной партии. Необходимое нам равенство можно выразить следующей формулой: Скидка макс. = (Цена - Закуп, стоимость) * К— (Цена — Закуп, стоимость) * Кмин.

Информация о работе Организация учета торговых скидок и надбавок в розничных торговых предприятиях. Расчет торговой надбавки на реализованные товары