Организация учета затрат по центрам ответственности в танцевальном ресторане «Занзибар»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Важнейшими задачами современной практики управления являются выработка и исполнение решений, направленных на достижение финансово-экономической устойчивости и эффективности функционирования организации. Для принятия эффективных управленческих решений управляющим необходимы аналитические и оперативные данные, характеризующие реальные финансовые и производственно-экономические процессы на различных уровнях управления. Данная информация формируется в системе управленческого учета.

Файлы: 1 файл

курсовая упр центр отв.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

Важнейшими задачами современной практики управления являются выработка и исполнение решений, направленных на достижение финансово-экономической устойчивости и эффективности функционирования организации. Для принятия эффективных управленческих решений управляющим необходимы аналитические и оперативные данные, характеризующие реальные финансовые и производственно-экономические процессы на различных уровнях управления. Данная информация формируется в системе управленческого учета.

Большинством российских компаний вопрос о необходимости формирования системы управленческого учета давно решен положительно. Основными объектами управленческого учета являются расходы (затраты, издержки) и доходы предприятия, а также результаты как сопоставление доходов и расходов. Кроме того, в управленческом учете обязательно выделяются такие объекты учета, как центры ответственности и система внутренней отчетности. Данная работа посвящена вопросам организации учета затрат по центрам ответственности.

Система учета по центрам ответственности является базой для системы бюджетирования и обеспечивает руководителей информацией о достижении плановых показателей и причинах отклонений от них. Основой методологии управления через центры ответственности является представление о том, что организация деятельности промышленного предприятия опирается на балансирование доходов и расходов, места возникновения которых могут быть четко определены с соответствующим закреплением ответственности руководителей.

Цель учета затрат по центрам ответственности - контроль за затратами по местам их возникновения для оценки усилий, приложенных к получению прибыли как основного условия деятельности организации. Организация учета затрат по центрам ответственности и местам формирования затрат дает большой эффект, так как всегда можно видеть конкретные резервы производства: виновников перерасходов, пути снижения и экономии затрат. Такая организация аналитического учета затрат обеспечивает индивидуальную персональную ответственность каждого должностного лица за результаты производства на своем конкретном участке.

Занимаемая позиция учета затрат по центрам ответственности как промежуточного звена между собственно управленческим учетом и управленческим контролем подчеркивает актуальность темы данной работы.

Порядок формирования центров ответственности зависит от сферы деятельности предприятия, от его мощности, отраслевой специфики, организационной структуры, технологического процесса и даже территориальной расположенности, поэтому решается в индивидуальном порядке. Оценка учета затрат по центрам ответственности в данной работе проводится на основе действующего производственного предприятия – ООО «Е.В.Т. - 71» танцевальный ресторан «Занзибар».

Цель курсовой работы – организация учета и калькулирования затрат по центрам ответственности в танцевальном ресторане «Занзибар».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Определить понятие и назначение учета затрат по центрам ответственности;
    2. Провести анализ затрат по центрам ответственности в ООО «Е.В.Т. - 71» танцевальном ресторане «Занзибар»;
    3. Оценить систему управленческого учета в ООО «Е.В.Т. - 71» и привести рекомендации по его совершенствованию.

Объектом исследования является ООО «Е.В.Т. - 71» танцевальный ресторан «Занзибар».

Предметом исследования является учет затрат по центрам ответственности.

Курсовая работа состоит из трех глав. Первая глава определяет понятие и назначение учета затрат по центрам ответственности, порядок их формирования в зависимости от объема полномочий их руководителей и обязанностей (центры затрат, продаж, дохода, прибыли, капитальных вложений, инвестиций, контроля и управления). Здесь же определяются основные показатели, характеризующие деятельность каждого выделяемого центра ответственности.

В рамках второй главы особое внимание уделено формированию центров ответственности в ООО «Е.В.Т. - 71» танцевальном ресторане «Занзибар», их классификации и принципам выделения. Кроме того, определяется порядок учета затрат по соответствующим центрам ответственности.

В третьей главе дается оценка существующей методологии учета затрат по центрам ответственности, ее эффективность на ООО «Е.В.Т. - 71». Здесь также приводятся основные рекомендации по дальнейшему совершенствованию учета затрат по центрам ответственности.

Работа написана с использованием работ российских и зарубежных ученых, а также нормативно - правовых документов, регулирующих ведение учета в коммерческих организациях.

 

1. Центр ответственности как основной элемент системы управления предприятием

1.1 Цели учета доходов и расходов по центрам ответственности

Одним из принципов планирования, учета и анализа издержек, образующих себестоимость продукции, является необходимость их группировки по месту возникновения затрат [6, с. 153]. В общем виде место затрат – это функциональная сфера или область ответственности, которые связаны с определенного вида издержками. Во многих зарубежных фирмах место затрат приравнивается к центру ответственности, объединяющему несколько центров издержек, представляющих собой первичную производственную единицу, которая получает материалы и услуги от других мест, производит собственные расходы и может передавать вырабатываемые материалы и услуги другим центрам. При этом необходимо отличать центры ответственности от центров возникновения затрат. Например, зажженная лампочка в цехе - это место возникновения затрат, человек, отвечающий за показатели счетчика, фиксирующего расход электроэнергии, - центр ответственности. В отличие от места затрат центр ответственности, как правило, более масштабен. Кроме того, что каждый центр ответственности состоит из нескольких мест затрат, он может осуществлять расходы, не имеющие четко выраженного места формирования внутри предприятия.

Центры ответственности являются не только местами возникновения затрат - местами первичного потребления ресурсов, но и предполагают возложение ответственности на руководителя за достижение установленных плановых показателей в части доходов и расходов и наделение их соответствующими полномочиями. Центр тяжести в учете затрат по центрам ответственности перенесен с единиц готовой продукции на производственные участки - центры ответственности. Дело в том, что ответственность за колебания себестоимости несут конкретные лица, занятые в производстве, а не сами изделия. Перенос ответственности на исполнителя предопределил и формирование концепции центров ответственности.

При определении центров ответственности прежде всего принимают во внимание технологическую структуру предприятия, а далее выделяют его горизонтальные и вертикальные разрезы. Первый ограничивается кругом деятельности каждого лица, ответственного за центр; второй предопределяет иерархическую лестницу правомочий лиц, принимающих управленческие решения. Руководитель центра должен нести финансовую ответственность за принятые обязательства по выполнению заданий. При этом каждый центр может выполнять самые различные функции (производства, маркетинга, технических разработок, учета, контроля и т. п.). Это связано с тем, что объектом центра выступает человек, администратор, а не отдельно взятые функции или средства. Рассмотрение центров ответственности предприятия в горизонтальных и вертикальных разрезах позволяет сочетать централизованное руководство с максимально возможной инициативой руководителей структурных подразделений предприятий в интересах достижения общей цели. Теперь все внимание в учете переносится с неодушевленных и «безответных» предметов на человека, принимающего решения [9, с. 15].

Структура предприятия, таким образом, может рассматриваться как совокупность центров ответственности, связанных между собой линиями ответственности. Образуется иерархия центров ответственности во главе с генеральным директором, который несет ответственность перед владельцами (учредителями, вкладчиками) предприятия за прибыльное ведение бизнеса. Далее следует несколько функциональных и/или штабных подразделений, тоже являющихся центрами ответственности, еще ниже - центры ответственности, которые могут состоять из секций, подсекций и даже отдельных работников. Для каждого центра ответственности должны быть определены цели и задачи, в том числе и учетные, то есть какая информация, с какой периодичностью, куда и кем должна предоставляться. Работа здесь должна быть направлена на поиск необходимой информации и обеспечение ею лиц, принимающих решения, тогда, когда она им нужна, и в такой форме, которая ее делает пригодной для практического использования.

Учет затрат по центрам ответственности не стоит путать с системой калькулирования себестоимости. В первом случае сбор и распределение затрат осуществляются для расчета показателей, за которые отвечает конкретный руководитель. Во втором случае затраты собираются в целях определения себестоимости выпускаемой продукции. На практике это различие выражается в следующем:

Таблица 1.

Отличие учета по центрам ответственности от системы калькулирования себестоимости

Критерии сравнения

Учет по центрам ответственности

Система калькулирования себестоимости

Цели сбора затрат

Определение фактического значения показателя затрат, установленного для конкретного руководителя.

Калькулирование себестоимости производимой продукции (работ, услуг).

Объект сбора затрат

Центр затрат - подразделение, руководитель которого отвечает за израсходованные ресурсы.

Место возникновения затрат - подразделение (объект), где осуществляется первичное потребление ресурсов, вне зависимости от системы закрепления ответственности.

Состав затрат

Регулируемые затраты - затраты, которые находятся в зоне влияния руководителя.

Все затраты, которые были прямо или косвенно потреблены в данном месте их возникновения.


 

Итак, центр ответственности - организационная единица системы управления экономикой (структурно- и технологически обособленное подразделение или процесс), руководитель которого:

  • наделен правом в принятии решений по использованию ресурсов (товарных, трудовых, финансовых);
  • обладает полномочиями, достаточными для обеспечения достижения поставленных целей;
  • отвечает за выполнение установленных планов и контрольных показателей, в том числе - подчиненных ему подразделений (центров ответственности нижестоящего уровня).

Таким образом, организация учета по центрам ответственности позволяет децентрализировать управление затратами, осуществлять контроль за их формированием на всех уровнях менеджмента, устанавливать виновных за возникновение непроизводительных затрат и, в конечном итоге, существенно повышать экономическую эффективность хозяйствования.

1.2 Формирование центров ответственности и основные                    показатели их деятельности

Основными инструментами разделения организации на составляющие с целью закрепления ответственности являются:

  • организационная структура, в т.ч. неформальная, если официальная структура не соответствует реальному распределению полномочий и ответственности;
  • производственная структура;
  • бизнес-процессы организации;
  • технологическая схема в организациях со сложным производством;
  • доля расходов (доходов) выделяемого центра ответственности в совокупных показателях организации.

Опыт организации управленческого учета на зарубежных предприятиях свидетельствует о том, что чаще всего центры ответственности выделяют по объему полномочий и обязанностей соответствующих менеджеров, а также функциям, выполняемым каждым центром. Соответственно первому признаку центры ответственности подразделяют на центры текущих затрат, центры инвестиций, центры продаж и центры прибыли [2, с. 47].

Центры затрат - это чаще всего производственные подразделения, отдел закупок, отделы административно-управленческого аппарата и т.д. Руководитель центра затрат отвечает за соблюдение планового уровня затрат по производству заданного количества продукции и работ, оказанию услуг. Эта форма наиболее подходит для производственных и обеспечивающих подразделений. Критерием оценки для таких центров является точность исполнения установленных лимитов затрат при выполнении заданных объемов производства с соблюдением установленных сроков и обеспечением требуемого качества.

Иногда целесообразно выделять центры ответственности не только за расходами подразделений и бизнес-единиц, но и для контроля за расходом ресурсов по статье (виду ресурса) в целом по организации. Руководителем такого центра ответственности назначается функциональный менеджер по конкретному направлению. Например, за расход нормируемых материалов может отвечать главный технолог, за расходы по ремонту и содержанию оборудования - главный инженер, за расход электроэнергии - главный энергетик и т.д. Такой подход применим в холдинговых структурах, где часто управление затратами осуществляется по статьям затрат, и  дочерняя компания должна отчитываться перед материнской компанией за выполнение не только бюджета в целом, но и каждой статьи.

Центры инвестиций – это подразделения, руководители которого отвечают за затраты и результаты инвестиционного процесса, эффективность использования капитальных вложений. Задача центра инвестиций – достижение максимальной рентабельности вложенного капитала, быстрая его окупаемость, увеличение рыночной стоимости предприятия.

Информация о работе Организация учета затрат по центрам ответственности в танцевальном ресторане «Занзибар»