Организация учёта и контроля расчётов по социальному страхованию и обеспечению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Социальная защита населения - одна из важнейших составных частей политики государства. Это комплекс государственных гарантий, обеспечивающих социальные права человека. Одним из основных инструментов социальной защиты населения является социальное обеспечение, как система гарантированного государством материального обеспечения в случае наступления социального риска (старости, инвалидности и т.п.). Социальное страхование является обязательным государственным страхованием. Его производят предприятия всех форм собственности [16, с.161]. Роль социального обеспечения и его важнейшей составной части - социального страхования в условиях реформирования экономики, становления новых отношений в обществе значительно возрастает.

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

Главными задачами Фонда социальной защиты населения являются:

    1. сбор и аккумуляция обязательных страховых взносов и иных платежей на государственное социальное страхование;
    2. финансирование расходов на пенсии, пособия, санаторно-курортное лечение и иные выплаты социального страхования;
    3. организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах;
    4. осуществление расширенного воспроизводства средств Фонда социальной защиты населения на основе принципа самофинансирования;
    5. проведение разъяснительной работы среди плательщиков обязательных страховых взносов и застрахованных по вопросам деятельности Фонда социальной защиты населения;
    6. сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам государственного социального страхования [9, с.38].

Цель учёта  и анализа Фонда социальной защиты заключается в выявлении уклонений  и невыплат гражданами обязательных страховых взносов.Для учета средств  Фонда в плане счетов бухгалтерского учета в банках открыт отдельный балансовый счет "Средства Фонда социальной защиты", по которому производятся все виды платежей в Фонд.

Анализ расчётов по социальному страхованию позволяет  выявить изменения поступлений  и выплат из ФСЗН. По статистическим данным [22] динамика расходов и доходов Фонда социальной защиты населения неминуемо ведет и приведет в самом ближайшем будущем к большому и быстрорастущему финансовому дефициту Фонда. Для его избежания, прежде всего, необходимо реформирование законодательства, а также инвестирование средств социального страхования в экономику страны должно идти по многим направлениям, не ограничиваться лишь депозитами в банки и покупкой государственных казначейских обязательств.

Из заработной платы обязательными являются отчисления в ФСЗН в размере  34(35) % и в «Белгосстрах» в размере 0,6% в соответствии с законодательством [15, с.10].

Страховщиком, на которого возложено осуществление  обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Республике Беларусь, является Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» [17, с.16].

 «Белгосстрах»  - универсальная страховая организация,  которая проводит социально значимые  виды страхования в рамках  существующего законодательства. Социальная сущность страховой деятельности Белгосстраха заключается в выполнении следующих основных функций:

- обеспечение  при помощи института страхования  социально- экономической стабильности  в обществе;

- инвестиции  в экономику государства;

- финансирование  осуществления предупредительных мероприятий, направленных на снижение вероятности наступления страховых случаев и их материальных последствий [15, с.8].

Цель деятельности «Белгосстраха» - защита имущественных  интересов субъектов гражданского права при наступлении страховых случаев.

Главная стратегическая задача «Белгосстраха» - создание эффективной  системы страховой защиты имущественных  интересов физических и юридических  лиц, обеспечивающей:

- реальное возмещение  ущерба;

- предоставление  клиентам комплекса страховых услуг;

- предоставление  клиентам полной и достоверной  информации о страховых услугах;

- удовлетворенность  клиентов качеством обслуживания;

- лидирующее  положение на национальном страховом  рынке;

- экономическое  и социальное развитие трудового  коллектива [23].

Задача контроля «Белгосстрах» заключается в  обеспечении уверенности в выплатах в связи со страховым случаем; правильность определения периода  нетрудоспособности при расчете  пособия по временной нетрудоспособности, количества рабочих дней, подлежащих оплате; исключены ли дни нарушения режима, подтвержденные отметкой лечебного учреждения в листке нетрудоспособности, не включенные в раздел листка нетрудоспособности «Освобождение от работы», из периода нетрудоспособности при расчете пособия; правильность расчета размера пособия и др.

Подводя итоги  по рассмотренному вопросу. я пришла к выводу, что социальное страховании  и пенсионное обеспечение носит  важный характер как в государстве, так и на рассмотренном мною предприятии ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев».

 

1.2  Нормативно – правовое регулирование учёта расчётов по социальному страхованию

На данный момент основными законодательными актами, которые регламентируют учет выплат по социальному страхованию и  обеспечению являются:

  1. Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» от 31 января 1995 г. N 3563-XII

Настоящий Закон  определяет правовые и методологические основы организации и ведения  учета, устанавливает требования, условия  выплат по государственному социальному  страхованию, указывает виды страхования, обязательные взносы и их использование, а так же Порядок разрешения споров по вопросам государственного социального страхования [3].

  1. Типовой план счетов бухгалтерского учета и инструкции по применению типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. N 89 в ред. от 05.01.2011 N 1

Настоящая Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета устанавливает  для коммерческих и некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей единые подходы к применению Типового плана счетов бухгалтерского учета и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В Инструкции приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных из них [18].

  1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г.  N 115

Постановление утверждает перечень выплат, на которые  не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том  числе профессиональному пенсионному  страхованию, в ФСЗН и социальной защиты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в белорусское унитарное предприятие «Белгосстрах» [14].

  1. Закон Республики Беларусь Верховного Совета Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII

В данном законе указываются общие положения  о правах граждан на пенсионное обеспечение, видах пенсий, указываются органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, условия назначения пенсий по различный категориям граждан, размеры и права на пенсионное обеспечение, а так же сроки назначения пенсий [5].

  1. Положение" О страховой деятельности в Республике Беларусь", утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 года №530 (c изменениями)

Данным положением определены выплаты, включающиеся в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), указаны обязанности страховых организаций по социальным выплатам гражданам, перечислены нормативные правовые акты, регулирующие отношения по страхованию [11].

  1. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 августа 2009 г № 100

Указан порядок  перечисления пенсионных сбережений, учтенных на специальной части индивидуального  лицевого счета застрахованного  лица, для компенсации расходов по финансированию трудовой пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или трудовой пенсии за выслугу лет в период до достижения застрахованным лицом общеустановленного пенсионного возраста [13].

  1. Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. №138-XIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь"

В данном законе указываются размеры обязательных страховых взносов в ФСЗН Министерства социальной защиты Республики Беларусь [4].

8.Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 августа 2011 г. N 89/84

Настоящее Положение регулирует порядок выдачи и оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, беременность и роды и подтверждающих временное освобождение граждан от работы, учебы, службы, предпринимательской и иной деятельности, обусловленное медицинскими причинами и социальными факторами, предусмотренными законодательством Республики Беларусь [12].

9. Налоговый Кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. в ред. от 15.10.2010 N 174-З

В Налоговом  Кодексе Республики Беларусь определены выплаты по социальному страхованию  и пенсионному обеспечению, указаны  условия и причины надбавок на них, а так же перечислены лица, имеющие право на их получение [10].

Таким образом, расчеты по социальному страхованию и пенсионному обеспечению регламентируются достаточно большим количеством нормативно-правовых актов Республики Беларусь, соблюдение которых является обязательным условием при ведении хозяйственной деятельности предприятия.

1.3  Краткая характеристика ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев»

Старейшее предприятие  города Пинска Закрытое акционерное  общество «Холдинговая компания  «Пинскдрев»  в 2010 году отметило свое 130-летие.

В соответствии с законом Республики Беларусь «Об  акционерных обществах, обществах  с ограниченной ответственностью и  обществах с дополнительной ответственностью», «О ценных бумагах и фондовых биржах», «О предприятиях», «О собственности в Республике Беларусь»,  декретом Президента Республики Беларусь «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования», Гражданским Кодексом РБ, на основании решения конференции трудового коллектива объединения «Пинскдрев» (Протокол от 19 марта 1999 года)  и учредительным договором о совместной деятельности по созданию закрытого акционерного общества от 24 марта 2000 года между физическими лицами – членами коллективного объединения  «Пинскдрев», являющимися акционерами Общества в результате преобразования коллективного объединения «Пинскдрев» создано Закрытое акционерное общество «Пинскдрев». Юридическое лицо ЗАО «Пинскдрев» зарегистрировано решением Брестского облисполкома от 21 июня 2000 года № 363. Решением Общего собрания акционеров ЗАО «Пинскдрев» (протокол №11 от 14.03.2008г.) ЗАО «Пинскдрев» переименовано в ЗАО «Холдинговая компания» Пинскдрев» (государственная регистрация 14.04.2008г. Приказ №19 главного управления юстиции Брестского облисполкома).

Форма собственности Общества – негосударственная. Уставной фонд общества составляет  195 132 500 руб., который разделен на 19 513 250 простых именных акций стоимостью  10 рублей каждая. Имущество закрытого акционерного общества состоит из основных производственных фондов и оборотных средств, иных ценностей, стоимость которых отражена в балансе Общества. Количество акционеров – 1999.      

Организационная структура ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» представлена в Приложении А.

Высшим органом  Закрытого акционерного общества является Общее собрание акционеров.  Голосование  в  собрании производится по принципу: одна простая именная акция дает право на один голос. Исполнительным органом общества  является генеральный директор общества, который избирается на собрании акционеров сроком на 5 лет.

Функциональная  структура ЗАО «Холдинговая компания  «Пинскдрев» приведена в Приложении Б.

Целью деятельности предприятия является обеспечение  высоких темпов роста прибыли  и повышение коэффициента рентабельности на основе рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выпуск конкурентоспособной продукции, поддержание репутации поставщика продукции высокого качества.

Рост объемов  производства увязан с политикой  правительства Республики Беларусь, прироста притока иностранной валюты, а также контрольными параметрами прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на год. Анализ динамики основных экономических показателей за 2007 – 2009г. приведен в табл. 1.2:

Таблица 1.2 -  Анализ динамики основных экономических показателей

Показатели

Годы

Отклонение 

2007г.

2008г.

2009г.

2008г.

2009г.

Объем произведенной  продукции, млн. руб.

144420

182095

228590

+37675

+46495

Выручка от реализации, млн. руб.

149617

192459

246720

+42842

+54261

Себестоимость реализ.продукции, млн. руб.

130163

170197

218600

+40034

+48403

Прибыль (убыток) от реализации, млн. руб.

19534

22262

28120

+2728

+5858

Уровень рентабельности продукции (окупаемость затрат), %

15

13,1

12,9

-1,9

-0,2

Продолжение табл. 1.2

Уровень рентабельности продаж, %

13

11,6

11,4

-1,4

-0,2

Прибыль в расчете  на 1 руб. материальных затрат, руб.

0,23

0,22

0,2

-0,01

-0,02

Информация о работе Организация учёта и контроля расчётов по социальному страхованию и обеспечению