Организация учёта и контроля расчётов по социальному страхованию и обеспечению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Социальная защита населения - одна из важнейших составных частей политики государства. Это комплекс государственных гарантий, обеспечивающих социальные права человека. Одним из основных инструментов социальной защиты населения является социальное обеспечение, как система гарантированного государством материального обеспечения в случае наступления социального риска (старости, инвалидности и т.п.). Социальное страхование является обязательным государственным страхованием. Его производят предприятия всех форм собственности [16, с.161]. Роль социального обеспечения и его важнейшей составной части - социального страхования в условиях реформирования экономики, становления новых отношений в обществе значительно возрастает.

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

Сведения персонифицированного учета накапливаются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц. Документом, подтверждающим тот факт, что для гражданина открыт индивидуальный лицевой счет, является «Свидетельство социального страхования» [22].

 

2.4 Международные стандарты и зарубежный опыт учёта пенсионного обеспечения и страхования

 

Пенсионное  законодательство за рубежом в течение  нескольких десятилетий является предметом  международного согласования и регулирования.

Пенсионное  обеспечение любой страны имеет  ряд особенностей - организационных, финансовых и других. Объединяющим общим началом для всех стран выступает «трехуровневая» система, посредством которой осуществляется пенсионное страхование. В нее входит государство, негосударственные или частные (производственные, корпоративные) пенсионные фонды и страховые институты. Подобная схема принята большинством развитых стран.

Государственному  страхованию подведомственно, как  правило, все население страны или  его отдельные категории.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) представляют собой  некоммерческие организации. Сфера их действия распространяется на ограниченный контингент участников. Обычно в этой роли выступают трудовые коллективы крупных предприятий, компаний или целых корпораций, объединенные профсоюзами.

Третий элемент  системы в лице страховых организаций занимает нишу личного страхования, которое осуществляется в индивидуальной форме или для групп граждан.

В США существуют две формы частного социального  страхования – коллективное по месту  работы и индивидуальное. Ведущей  формой является первая из них. Коллективные договоры между профсоюзами и предприятиями, как правило, предусматривают определенные социальные выплаты и гарантии. Однако аналогичные виды частного социального страхования существуют и во многих отраслях и фирмах, где профсоюзы отсутствуют.

Концепция социального страхования в ФРГ основана на дифференциации и коммерческом подходе, суть которого в том, что размер взносов и уровень обслуживания зависят от доходов страхователей. В частности, если у гражданина заработок держится на минимальном уровне (около 4—5 тыс. евро в месяц), то он должен обязательно страховаться, поскольку в случае болезни такого заработка не хватит на лечение, а, согласно конституции ФРГ, заболевшего человека нельзя лишать медпомощи. При высоких доходах гражданин может вступить в частную больничную кассу, обеспечивающую престижный уровень медицинского обслуживания. Государственное пенсионное обеспечение в ФРГ финансируется за счет обязательных страховых взносов работодателей, работающих и федеральных дотаций. Эти взносы предназначены не только для выплаты пенсий по старости, пониженной трудоспособности или потере близких родственников, но и для компенсации расходов на восстановление профпригодности, реабилитацию и на воспитание детей.

Шведская пенсионная система направлена на предоставление финансовых гарантий пожилым людям и группам лиц, которые не могут самостоятельно позаботиться о себе. Основная (базовая) пенсия выплачивается по достижении пенсионного возраста.

В Российской Федерации  пенсионное обеспечение осуществляется на основе обязательного пенсионного страхования, взносы по которому аккумулируются в Пенсионном фонде, и добровольного страхования, в соответствии с которым формируются негосударственные пенсионные фонды.

В Польше, Болгарии и Венгрии системы пенсионного обеспечения сводится к формированию трехуровневого пенсионного обеспечения. Учредителями фондов являются банки, крупные предприятия, профсоюзы и иностранные компании.

В Западной Европе 70 % пенсионеров получают негосударственные  пенсии. Доля дополнительной пенсии в пенсионном доходе составляет в Италии 15—16 %, во Франции — 35— 40 %, в США — 75 %. Ниже приведены данные по финансированию пенсионного страхования в некоторых странах Европейского Союза:

Таблица 2.5 - Источники финансирования пенсионного страхования в некоторых странах ЕС

Страна

Отчисления  работника (в процентах от зарплаты)

Отчисления  работодателя (в процентах от зарплаты)

Участие государства

Бельгия

7,5

8,86

Субвенция 20% от годовых издержек

Франция

6,6

8,2

-

Греция

4,75

9,5

Покрытие издержек за неработающее население

Италия

7,15

17,06

Субвенции

Испания

4,8

24

Субвенции

Великобритания

5-9

5-10,45

Субвенции

Германия

9,35

9,35

Субвенции


Примечание - Источник: [20, c.109]

 

Помимо системы  обязательного пенсионного страхования существует и дополнительная в виде добровольного пенсионного страхования на предприятии. Она охватывает лиц наемного труда, заключающих индивидуальные или коллективные договоры о предоставлении пенсии либо им, либо членам их семей (в случае смерти застрахованных лиц).

Добровольное  и частное пенсионное страхование  сосредоточены в ведении негосударственных  пенсионных фондов, каждый из которых  работает по собственным правилам, выступает самостоятельной юридической  и финансовой организацией, не отвечающей по обязательствам учредителей [24].

Проблема использования опыта западных стран является довольно актуальной. Успехи в реализации социальных программ в таких странах, как Швеция, США, Великобритания и др., широко известны и не могут не вызывать желания заимствовать модели обеспечения достойного уровня и качества жизни населения. Вместе с тем представляется вполне реальным воспринять общие ориентиры и некоторые методы осуществления социальной политики.

Государственная система пенсионного обеспечения  в таких странах, как Дания, Великобритания, Нидерланды и др., предполагает назначение всем жителям страны в зависимости от длительности проживания на ее территории общей (универсальной) пенсии в твердом размере, одинаковом для всех. В Бельгии, Франции и некоторых других странах лицам, которые по каким-то причинам не имеют права на иную пенсию либо последняя не достигает установленного минимума, назначаются социальные пенсии.

Профессиональные  пенсионные системы в западных странах  связаны с трудовой деятельностью  граждан и предусматривают установление пенсии в зависимости от заработной платы и стажа страхования. Тарифы страховых взносов устанавливаются в зависимости от профессионального риска, значимости того или иного вида деятельности для экономики страны и т.д. Размер трудовой (страховой) пенсии устанавливается в процентном отношении к заработку, средняя величина которого определяется либо за пять лет (например, в Италии), либо за более продолжительное время вплоть до всего периода трудовой деятельности, как в Германии, Франции, Дании. В последнем случае заработная плата подлежит соответствующей корректировке с учетом индексов цен, уровня жизни или иных показателей, определяемых национальным законодательством исходя из экономических условий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги по данной курсовой работе можно сделать выводы о том, что страхование на предприятии представляет собой систему экономических отношений по поводу образования резервов денежных и материальных средств, необходимых для возмещения ущерба, оказания помощи или для социального содержания в связи с наступлением определенных событий; страхование является неотъемлемым компонентом экономической и социальной сферы на предприятии ; страхование предусматривает замкнутое перераспределение ущерба с помощью специализированного денежного страхового фонда, образуемого за счет страховых взносов. Движение денежной формы стоимости в страховании подчинено степени вероятности нанесения ущерба в результате наступления страхового случая Субъектом в рассмотренной мною курсовой работе является ЗАО !Холдинговая компания «Пинскдрев».

Актуальность  выбора данной темы обусловлена значением размера отчислений на социальное страхование населения в Фонд социальной защиты населения и в «Белгосстрах». От уровня организации защиты персонала на предприятии от профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве и социальных случаев (беременность, роды, болезнь, погребение, пенсия) зависят организованность производства, текучесть кадров, производительность труда, финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширенного воспроизводства, финансовое организации.

Социальные  отчисления являются количественным показателем, характеризующим социальную защищённость на производстве.

Незавершенность создания системы социально-экономической защиты наемных работников является одной из причин сохранения стабильно неудовлетворительного состояния условий труда и профилактической защиты работника, не снижающегося высокого уровня производственного травматизма со смертельным исходом в ряде отраслей промышленности и чрезвычайно низкой компенсации в случае утраты здоровья на производстве. Это касается и материальной, и нематериальной составляющей ущерба. Действующая система возмещения вреда пострадавшему не отвечает складывающимся рыночным отношениям. Фактические потери и расходы пострадавшего заметно отличаются от суммы компенсации, т.к. учитывается только материальная составляющая ущерба.

Социальная  защита и правильное пенсионное обеспечение в условиях рыночных отношений представляет собой чрезвычайно сложный, многомерный, многосубъектный и многообъектный процесс. Поэтому управление социальной защитой должно носить комплексный характер, объединяющий политическую, экономическую и собственно социальную составляющие.

Одним из главных  рычагов экономического механизма повышения эффективности управления охраной труда в системе социальной защиты наемных работников является обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Наряду с  предоставлением застрахованным в полном объеме всех видов обеспечения, важное значение имеют меры экономической заинтересованности работодателей-страхователей по снижению профессионального риска, улучшению условий и повышению безопасности труда, включая осуществление ими предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний.

Обобщение изложенного  позволяет сделать вывод, что  решение перечисленных выше задач  возможно лишь при условии рационального  реформирования системы социальной защиты, направленного на смену приоритетов, снижение доли выплат из бюджета, переориентацию самой психологии получателей социальной помощи. Каждый человек должен осознать, что система социальной защиты не может превышать достигнутый обществом уровень развития.

На предприятии ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» осуществляется строгий контроль и регулирование расчётов выплат в ФСЗН и «Белгосстрах», что облегчает работодателю разрядить обстановку на предприятии за счёт уверенности у своих работников в их социальную защищённость от профессиональных заболеваний и жизненных ситуаций, требующих материальную и моральную поддержку.

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

  1. Акулич Ю.И. Бухгалтерский учёт: Учеб. пособие. – Мн.: Дикта,    2003. – 368 с.
  2. Закон Республики Беларусь от 06.01.1999 N 230-З "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования"
  3. Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» от 31 января 1995 г. N 3563-XII
  4. Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. №138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»
  5. Закон Республики Беларусь Верховного Совета Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII
  6. Копыльская Л.И. [и др.]. Всё о пособиях – Минск: Издательство Гревцова, 2007 – 184 с.
  7. Ладутько Н.И. Бухгалтерский учёт в промышленности: Учеб. пособие – 2005. – 688 с
  8. Левкович О.А., Бурцева И.Н., Акулич Ю.И.Бухгалтерский учёт: Учеб. пособие, – 2002.- 448с.
  9. Мурина Н.Н., Роговская А.А. Страховое дело: учеб. пособие для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования – Мн. : ИВЦ Минфина, 2005.-246с.
  10. Налоговый Кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. в    ред. от 15.10.2010 N 174-З
  11. Положение" О страховой деятельности в Республике Беларусь", утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 года №530 (c изменениями)
  12. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 августа 2011 г. N 89/84
  13. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 августа 2009 г № 100
  14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г.  N 115
  15. Производственно - практический журнал «Страхование в Беларуси» под ред. В. Платун. – март, 2011г. – 28 с.
  16. Стражева Н.С., Стражев А.В. Бухгалтерский учёт: Учеб.-методич. Пособие. – 10-е изд.,- 2004. – 432 с.
  17. Страховые взносы в 2010г. – М.: Дело и Сервис, 2009г – 96с. (Библиотека журнала «Косультант бухгалтера». Выпуск 4) 
  18. Типовой план счетов бухгалтерского учета и инструкции по применению типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. N 89 в ред. от 05.01.2011 N 1
  19. Финансово-кредитный словарь. М., 1988
  20. Церкасевич Л. В. Современные тенденции социальной политики в странах Европейского cоюза. СПб., 2002.
  21. <li class="dash041e_0431_044b_0447_043d

Информация о работе Организация учёта и контроля расчётов по социальному страхованию и обеспечению