Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и освоение на основе действующего законодательства и научно-методической литературы учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что учет расчетов с поставщиками и подрядчиками кредиторами составляет существенную и очень важную часть бухгалтерской деятельности, так как не поступление или несвоевременное поступление оплаченных заранее материальных ресурсов нарушает ритмичность хозяйственной деятельности, возникающие, в результате этого, кредиторские задолженности, зачастую нередко приводят к финансовым потерям и разрушению установившихся партнерских связей.
Введение………………………………………………………………………...5
1 Теоретические аспекты учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками…………………………………………………………………...9
1.1 Нормативное регулирование учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками …………………………………………………………………..9
1.2 Синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………………………………………….16
1.3 Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………………………………………….29
2 Организация учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками в ОАО "Акрон"………………………………………………………………………...31
2.1Организационно-экономическая характеристика предприятия………..31
2.2 Порядок ведения бухгалтерского учёта расчетов с поставщиками и подрядчиками в ОАО "Акрон"……………………………………………….42
2.3 Документальное оформление учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в ОАО "Акрон"……………………………………………….49
2.4 Пути совершенствования организации расчетов с поставщиками и подрядчиками в ОАО "Акрон"……………………………………………….51
Заключение…………………………………………………………………….55
ПБУ 9/99 "Доходы организации"11 и ПБУ 10/99 "Расходы организации" определяют основные положения, касающиеся доходов и расходов от обычных видов деятельности, раскрывают условия признания доходов и расходов в бухгалтерском учёте .
Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 835 "О первичных учетных документах"12 Госкомстатом России разработаны и утверждены унифицированные формы первичных документов.
Постановление Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту торговых операций"13 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций .
Инструкции, указания, представляющие возможные варианты постановки учёта в организации, в зависимости от отраслевой специфики представляют 3 уровень системы нормативного регулирования бухгалтерской деятельности.
Согласно п. 37 Методических
указаний по бухгалтерскому учету материально-
Неотфактурованные поставки приходуются и учитываются в аналитическом и синтетическом учете по принятым в организации учетным ценам. Если они организацией не используются, то поступившие запасы приходуются по рыночным ценам, которые должны быть документально подтверждены. После получения расчетных документов по неотфактурованным поставкам их учетная цена корректируется с учетом поступивших расчетных документов
Письмо Министерства финансов РФ от 24.07.92 г. № 5915 содержит рекомендации по применению единой журнально-ордерной системы, утверждённый состав регистров для организаций, использующих журнально-ордерную систему, а также план оформления учёта.
Согласно ст. 9 Концепции бухгалтерского учета для оценки объектов учета, в том числе кредиторской задолженности, могут быть использованы следующие методы :
- по фактической (
- по текущей (восстановительной)
- по текущей рыночной стоимости.
Основания для оценки кредиторской задолженности представлены в табл. 1.
Таблица 1 Основания для оценки кредиторской задолженности
Вид задолженности |
Основания оценки |
По хозяйственным договорам |
Если условиями договора предусматривается составление расчетных документов по каждому факту поставки - расчетные документы поставщика либо договорные условия, если документы не поступили в срок |
Если условиями договора
составление расчетных | |
По претензиям в рамках хозяйственных договоров |
Претензионная переписка, решения арбитражных судов и т. п. |
По штрафным налоговым санкциям |
Решения налоговых органов (если налогоплательщик их не оспаривает), арбитражных судов |
Признание обязательства
по договору гражданско-правового
Для целей бухгалтерского
учета и финансовой отчетности используются
следующие классификации
- по характеру обязательства,
из которого возникла
- по статусу кредитора,
перед которым возникла
- по валюте осуществления расчетов;
- по сроку погашения задолженности.
Исходя из разнообразия возможных классификаций, в учетной политике должна раскрываться та система учета кредиторской задолженности, которая используется в организации.16
1.2 Синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
Учет расчетов с поставщиками материальных ценностей и услуг организуется на счёте 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками" относящийся к VI разделу плана счетов "Расчёты". Счёт по отношению к балансу –пассивный. Счета этого раздела предназначены для обобщения информации обо всех видах расчётов организации с различными юридическими и физическими лицами.
Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:
- полученные товарно-
- товарно-материальные ценности,
работы и услуги, на которые
расчетные документы от
- излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;
- полученные услуги по
перевозкам, в том числе расчеты
по недоборам и переборам
Целью учёта расчётов с поставщиками является обеспечение контроля состояния кредиторской задолженности.
Перечислим основные задачи бухгалтерского учёта расчетов с поставщиками:
1) обеспечение контроля правильности соблюдения форм расчётов, установленных в договорах, между контрагентами;
2) правильное отражение
синтетического и
3) подтверждение суммы
задолженности путём сверки
4) своевременное выставление
претензий в случае нарушений
поставщиками условий
5) формирование полной
и достоверной информации о
состоянии расчетов с
Аналитический учёт по счёту 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками" необходимо вести по каждому поставщику или подрядчику, а также по каждому предъявленному ими счёту. Все расходы должны быть документально подтверждены.
Рассмотрим различные способы поступления товара:
1. Поступление товара с предварительной оплатой
На рис. 2 показана схема поступления товаров с предварительной оплатой и предъявленным счётом – фактурой поставщика, т. е. товарно-материальные ценности оплачиваются по безналичному расчёту, затем приходуются с оформлением в книгу покупок и выставлением НДС к зачёту.
Рис. 2 Схема поступления товара с предоплатой
В зависимости от условий договора поступление материалов (оказание услуг) может производиться и без предварительной оплаты
2. Поступление товара без предварительной оплаты
На рис.3 показана схема прихода товара без предоплаты и с предъявленным счётом – фактурой поставщика, т. е. товарно-материальные ценности приходуются, затем оплачиваются по безналичному расчёту, после чего оформляются в книгу покупок и выставляется НДС к зачёту.
Рис. 3 Схема движения поступления товаров без предварительной оплаты
Бухгалтерские записи будут выглядеть следующим образом (табл. 2):
Таблица 2 Бухгалтерские записи поступления товара от поставщика
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция счетов | |
Дебет |
Кредит | |
Акцептован счет поставщика за поступившие товары (материалы, основные средства) |
41 (10, 15, 08) |
60 |
Принят к учёту НДС по счёту фактуре поставщика |
19 |
60 |
Оплачено поставщику за товары |
60 |
51 |
Принят к зачёту НДС, уплаченный поставщикам |
68 |
19 |
Отражены издержки торговых фирм |
44 |
02 (70, 69, 10) |
Списана стоимость проданных товаров |
90-2 |
41 |
Списаны расходы торговых фирм |
90-2 |
44 |
Продан товар покупателю, предъявлен счёт на их оплату |
62 |
90-1 |
Начислен НДС по проданным товарам |
90-3 |
68 |
Получена прибыль от продажи товаров |
90-9 |
99 |
А также поступление товаров можно отразить с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" для учёта товаров по плановой (нормативной) себестоимости и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей"18
Правильность состояния расчетов необходимо ежегодно подтверждать сверками взаимных расчетов и инвентаризацией. Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона "О бухгалтерском учете" проведение такой инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.19 Для оформления результатов сверки используется унифицированная ф. № ИНВ-17 "Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами" и приложение к ней – "Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами"
Основными целями инвентаризации
расчетов являются выявление наличия
дебиторской задолженности
При инвентаризации расчетов с поставщиками комиссия путем документальной проверки должна установить правильность и обоснованность сумм дебиторской и кредиторской задолженности, включая суммы, по которым истекли сроки исковой давности. Для этого необходимо сверить учетные данные счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" с данными актов сверки взаиморасчетов с контрагентами (по согласованию сторон акт сверки составляется организацией или ее контрагентом: поставщиком, покупателем, арендодателем, арендатором и др.), т.е. с каждым дебитором и кредитором.
Форма акта сверки взаиморасчетов не является унифицированным первичным документом, поэтому организации должны их разрабатывать самостоятельно и утверждать в учетной политике. При разработке формы акта организация должна определить, будет ли каждый акт относиться к сверке взаимозачетов по одному договору или же возможно объединить расчеты по нескольким договорам с контрагентом (дебитором или кредитором).
Акты сверок с контрагентами
составляются в двух экземплярах, один
из которых регистрируют в специальном
журнале и хранят для контроля
своевременности и полноты
Выявленные по итогам сверки
расхождения рассматриваются, и
по ним принимается
Расчеты отражаются каждой
стороной в своей бухгалтерской
отчетности в суммах, вытекающих из
бухгалтерских записей и
Только если по итогам сверки неправильность данных будет доказана другой стороной и с этим согласится сама организация, бухгалтерские записи могут быть приведены в соответствие с реально оказанными объемами услуг (выполненных работ, поставленной продукции) при условии наличия правильно оформленных первичных учетных документов.20
Бухгалтерские записи по итогам инвентаризации расчетов с поставщиками представлены в таблице 3.
Таблица 3 Бухгалтерские записи итогов инвентаризации
Содержание операций |
Корреспонденция счетов |
Первичные документы | |
Дебет |
Кредит | ||
Выявлены неучтенные суммы кредиторской задолженности по оплате поставленных материалов, товаров, основных средств |
08, 10, 41 |
60 |
Приказ руководителя об урегулировании инвентаризационных разниц, бухгалтерская справка, накладные |
Отражена стоимость работ (услуг), обязательства по оплате которых были выявлены при сверке расчетов |
20, 23, 25, 26, 44 |
60, 76 |
Приказ руководителя, бухгалтерская справка, акты выполненных работ, оказанных услуг |
На сумму НДС по не оприходованным ценностям, работам, услугам |
19 |
60, 76 |
Приказ руководителя, бухгалтерская справка, акты выполненных работ, оказанных услуг, счета-фактуры |
Списана выявленная в резуль- тате инвентаризации кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности |
60 |
91-1 |
Приказ руководителя, бухгалтерская справка |
Отражен НДС по списанной кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности |
91-2 |
19 |
Бухгалтерская справка- расчет |
Информация о кредиторской
задолженности организации
- в разделах IV "Долгосрочные обязательства" и V "Краткосрочные обязательства" бухгалтерского баланса (ф. № 1) - размер кредиторской задолженности на начало и конец отчетного периода;
Информация о работе Организация учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками в ОАО "Акрон"