Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и освоение на основе действующего законодательства и научно-методической литературы учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что учет расчетов с поставщиками и подрядчиками кредиторами составляет существенную и очень важную часть бухгалтерской деятельности, так как не поступление или несвоевременное поступление оплаченных заранее материальных ресурсов нарушает ритмичность хозяйственной деятельности, возникающие, в результате этого, кредиторские задолженности, зачастую нередко приводят к финансовым потерям и разрушению установившихся партнерских связей.
Введение………………………………………………………………………...5
1 Теоретические аспекты учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками…………………………………………………………………...9
1.1 Нормативное регулирование учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками …………………………………………………………………..9
1.2 Синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………………………………………….16
1.3 Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………………………………………….29
2 Организация учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками в ОАО "Акрон"………………………………………………………………………...31
2.1Организационно-экономическая характеристика предприятия………..31
2.2 Порядок ведения бухгалтерского учёта расчетов с поставщиками и подрядчиками в ОАО "Акрон"……………………………………………….42
2.3 Документальное оформление учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в ОАО "Акрон"……………………………………………….49
2.4 Пути совершенствования организации расчетов с поставщиками и подрядчиками в ОАО "Акрон"……………………………………………….51
Заключение…………………………………………………………………….55
В 2011 г. по сравнению с 2010 г. пассивы организации возросли на +18 247,4 тыс.руб., в том числе, за счет увеличения собственного капитала на +6 694,1 тыс.руб. (темп прироста составил +17,81%), прироста долгосрочных обязательств на10 488,7 тыс.руб. (темп прироста составил +41,76%) и повышения краткосрочных обязательств на +1 104,6 тыс.руб. (темп прироста составил +11,46%).
Баланс предприятия за исследуемый период представлен в Приложении Е.24
2.2 Порядок ведения учёта расчетов с поставщиками и подрядчиками в ОАО "Акрон"
В процессе хозяйственной деятельности ОАО «Акрон» проводило операции со связанными сторонами. Наиболее распостраненными являлись приобретение и продажа товаров, продукции, выполнение работ, оказание услуг, аренда имущества и предоставление имущества в аренду. Основные операции со связанными сторонам представлены в таблице в Приложении 5.
В соответствии с п.1 ст.9 Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции в бухгалтерском учете должны оформляться оправдательными первичными документами унифицированной формы. Аналогичное требование действует и для целей налогообложения (п. 1 ст. 252 НК РФ). Эти документы служат первичными учётными документами, на основании которых ведётся бухгалтерский учёт. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной
операции в натуральном и
е) наименование должностей
лиц, ответственных за
операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
В соответствии с ГК РФ сделки между юридическими лицами должны заключаться в простой письменной форме, для этого заключается договор купли – продажи. В табл. 7 приведён перечень основных поставщиков ОАО "Акрон".
Таблица 7 Перечень основных поставщиков ОАО «Акрон»
№ |
Наименование предприятия |
Город |
Наименование сырья |
1 |
ОАО «Сильвинит» |
г. Соликамс |
Калийные удобрения |
2 |
ОАО «Апатит» |
г. Кировск |
апатитовый концентрат |
3 |
ОАО «Сибнефтегаз» |
Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой |
Углеводородное сырье |
4 |
ОАО «Тяжмаш» |
г. Сызрань |
Фосфатное сырье |
5 |
ОАО «Уралкалий» |
Пермский край, г. Березники |
Природный газ, апатитовый концентрат |
Рассмотрим приобретение сырья на примере ОАО «Акрон».
1. При производстве фосфатных удобрений основным сырьем является апатит. ОАО «Акрон» закупает хибинский апатитовый концентрат у ОАО «Апатит». В 2006 году с ОАО «Апатит» заключен пятилетний контракт на поставку апатита по фиксированной цене. В ноябре 2010 года ОАО «Акрон» подписало договор с ОАО «Апатит» на поставку апатитового концентрата в 2012 году. В соответствии с договором ОАО «Апатит» обязуется предоставить объемы сырья, необходимые для полной загрузки производства ОАО «Акрон». Цена на апатитовый концентрат основана на индексации базовой цены 2011 года и зафиксирована на весь период действия договора.
Таким образом, договор поставки можно считать заключённым.
В январе ОАО «Акрон» продало ОАО «Аапатит» 12 тонн апатитового концентрата на сумму 46 536 руб. (в том числе НДС – 7 099 руб.), по договору №1. Себестоимость концентрата – 29 336 руб.
Бухгалтер «Акрона» сделал проводки:
Дебет 62 Кредит 90-1
- 46 536 руб. - отражены выручка от продажи концентрата и задолженность «Апатита» за проданный концентрат;
Дебет 90-2 Кредит 41
-29 336 руб. – списана себестоимость проданного концентрата;
Дебет 90-3 Кредит 68-1
- 7099 руб. - начислен НДС к уплате в бюджет.
В конце месяца бухгалтер «Акрона» сделал проводку:
Дебет 90-9 Кредит 99
-10 101 руб. (46 536 – 29 336 - 7099) - отражена прибыль отчетного месяца.
В феврале ОАО «Акрон» получило от ОАО «Апатит» по договору №2 партию концентрата. Стоимость партии концентрата - 46 536 руб. (в том числе НДС - 7099 руб.).
При оприходовании концентрата бухгалтер «Акрона» сделал проводки:
Дебет 10 Кредит 60
- 39 437 руб. (46 536 - 7099) - оприходован поступивший от «Апатита» концентрат;
Дебет 19 Кредит 60
- 7099 руб. - учтен НДС;
Дебет 68-1 Кредит 19
- 7099 руб. - НДС по концентрату принят к вычету.
К этому моменту оплата от «Апатита» по договору №1 не поступила. «Акрон» партию концентрата, полученного по договору №2, не оплатил.
Таким образом, задолженность «Апатита» перед «Акроном» по договору №1 составила 46 536 руб. (в том числе НДС - 7099 руб.). Задолженность «Акрона» перед «Апатитом» по договору №2 также составила 46 536 руб. (в том числе НДС - 7099 руб.).
«Акрон» предложил «Апатиту» произвести зачет встречных однородных требований. Организации составили акт сверки взаимных задолженностей, и «Акрон» направил в адрес «Апатита» заявление о проведении взаимозачета:
Настоящим уведомляем о том, что на основании акта сверки расчетов долг ОАО «Апатит» составляет 46 536 руб. (в том числе НДС - 7099 руб.).
Производится зачет встречных однородных требований ОАО «Акрон» на сумму 46 536 руб.
Таким образом, задолженность ОАО «Акрон» перед ОАО «Апатит» по договору №2 зачтена в размере 46 536 руб. в счет погашения задолженности ОАО «Апатит» перед ОАО «Акрон» по договору №1 на сумму 46 536 руб.
На основании статьи 410 ГК РФ считаем денежные обязательства по названным договорам в сумме 46 536 руб. выполненными.
«Апатит» подтвердил, что заявление о проведении взаимозачета он получил. Бухгалтер «Акрона» сделал проводки:
Дебет 60 Кредит 62
- 46 536 руб. - произведен взаимозачет.
На основании оплаченных счет-фактур поставщиков в ОАО «Акрон» составляется Книга покупок. Данные хозяйственных операциий, выраженные в проводках, находят отражение в оборотно-сальдовой ведомости. Суммы НДС, возмещаемого из бюджета должны соответствовать данным Книги покупок, декларации по НДС и итоговой проводке.
По истечению каждого месяца
всем поставщикам выдается акт сверки,
где указывается согласно счет-фактуры
сумма оплаты услуг. Если же оплата
вовремя не была произведена, то перед
поставщиком возникает
Расчеты с подрядной организацией
2. В декабре ОАО «Акрон» (заказчик) и ОАО
Новгородская фирма «Центроспецстрой»
(подрядчик) заключили договор на строительство
производственного здания (цеха). Срок
выполнения работ - с 1 января по 30 сентября
2011 г.
Договорная стоимость работ - 2 950 000 руб.,
включая НДС 18% - 450 000 руб. Приемка выполненных
работ осуществляется по мере завершения
строительства и выполнения подрядчиком
всех своих обязательств по договору.
Оплата работ осуществляется заказчиком
в два этапа:
- в январе выплачивается аванс в размере
60% стоимости работ;
- после приемки работ - сумма в размере
оставшихся 40% стоимости работ.
Для выполнения работ по договору подрядчик
ОАО «Центроспецстрой» привлекает субподрядную
организацию. Стоимость работ, выполняемых
субподрядчиком, - 590 000 руб. (в том числе
НДС - 90 000 руб.). Денежные средства субподрядчику
были перечислены авансом в январе 2011
г. Работы, выполненные субподрядчиком,
были приняты ОАО «Центроспецстрой» по
акту в марте 2011 г.
В бухгалтерском учете ОАО «Центроспецстрой»
учет хозяйственных операций по договору
с ОАО «Акрон» ведется по следующей схеме.
Январь:
Дебет 51 Кредит 62 субсчет «Авансы
полученные»
- 1 770 000 руб. - поступил аванс от ОАО «Акрон»;
Дебет 62 субсчет «Авансы полученные» Кредит
68
- 270 000 руб. - начислен НДС с суммы поступившего
аванса;
Дебет 60 субсчет «Авансы выданные» Кредит
51
- 590 000 руб. - перечислен аванс субподрядчику.
В течение срока выполнения работ (январь
- сентябрь 2011 г.) все затраты ОАО «Центроспецстрой»
собирает на счете 20.
В том числе в марте после принятия по
акту работ, выполненных субподрядчиком,
их стоимость также отражается на счете
20:
Дебет 20 Кредит 60 субсчет «Расчеты с субподрядчиком»
- 500 000 руб. - приняты работы, выполненные
субподрядчиком;
Дебет 19 Кредит 60 субсчет «Расчеты с субподрядчиком»
- 90 000 руб. - отражена сумма НДС по субподрядным
работам;
Дебет 60 субсчет «Расчеты с субподрядчиком»
Кредит 60 субсчет «Авансы выданные»
- 590 000 руб. - засчитана стоимость выданного
ранее аванса;
Дебет 68 Кредит 19
- 90 000 руб. - НДС, уплаченный субподрядчику,
предъявлен к вычету.
В сентябре после подписания ОАО «Акрон»и
ОАО «Центроспецстрой» акта приемки законченного
строительством объекта ОАО «Центроспецстрой»
отражает в учете реализацию выполненных
строительных работ. Предположим, что
общая сумма затрат по договору составила
2 000 000 руб., включая стоимость субподрядных
работ. В сентябре ОАО «Центроспецстрой»
делает в учете следующие проводки:
Дебет 62 субсчет «Расчеты с ОАО «Акрон»
Кредит 90
- 2 950 000 руб. - отражена выручка от реализации
выполненных работ;
Дебет 90 Кредит 68
- 450 000 руб. - отражена сумма НДС
по выполненным работам;
Дебет 90 Кредит 20
- 2 000 000 руб. - списана себестоимость
выполненных работ;
Дебет 62 субсчет «Авансы выданные» Кредит
62 субсчет «Расчеты с ОАО «Акрон»»
- 1 770 000 руб. - засчитана сумма поступившего
ранее аванса;
Дебет 68 Кредит 62 субсчет «Авансы выданные»
- 270 000 руб. - предъявлен к вычету НДС, исчисленный
и уплаченный в бюджет при получении аванса;
Дебет 51 Кредит 62 субсчет «Расчеты
с ОАО «Акрон»»
- 1 180 000 руб. - поступили деньги от ОАО «Акрон»
в размере 40% от стоимости выполненных
работ.
В итоге организация просроченной задолженности не имеет. Дебиторская задолженность списана.
Завершение расчетов будет происходить в сроки, определяемые в соответствии с заключенными договорами.
Перед проведением инвентаризации расчётов с кредиторами, ОАО «Акрон» направляет поставщикам и подрядчикам акт сверки. На основании полученных актов сверки бухгалтер заполняет Акт инвентаризации расчётов с поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами ф. № ИНВ-17
2.3 Документальное оформление учетов расчетов с поставщиками и подрядчиками
Все хозяйственные операции по учету расчетов за поставленную продукцию, выполненные работы или оказанные услуги оформляются соответствующими расчетными документами и договорами.
Основным первичным документом для взаимодействия с поставщиками и подрядчиками является договор.
Договор поставки, (на примере ОАО «Акрон» и ОАО «Апатит») (Приложение Ж) является видом договора купли-продажи. Как и договор купли-продажи, он направлен на возмездное перенесение права собственности (иного вещного права) от поставщика (продавца) на покупателя. Поэтому к нему применимы общие нормы о купле-продаже.
Отличия договора поставки от иных договоров
купли-продажи определены ст. 506 ГК.
Договором поставки признается договор,
по которому поставщик – продавец,
осуществляющий предпринимательскую
деятельность, обязуется передать в
обусловленный срок или сроки
производимые или закупаемые им товары
покупателю для использования в
предпринимательской
При выполнении условий договора поставки
оформляются следующие
- накладная (Приложение З), в которой указываются наименование переданного товара, его количество и цена. Она подписывается руководителем организации – поставщика, лицом, производящим сдачу товара, и представителем покупателя, принимающим товар, также ставятся печати поставщика и покупателя. Форма накладной утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.97 №71а (ред. От 06.04.01.) «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».
- доверенность, которую должны иметь лица, осуществляющие сдачу и/или приемку товара (форма которой утверждена постановлением Госкомстата России №71а);
- акты приемки, которые составляются, если приняты материалы, поступившие баз документов, или обнаружено количественное или качественное несоответствие, расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика;
- счет-фактура, который должен быть зарегистрирован в книге покупок (порядок составления счетов – фактур утвержден постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 №914, последние изменения внесены в Правила постановлением Правительства РФ от 16.02.04 №84);
- приходный кассовый ордер (необходим, если оплата производится за наличный расчет);
- расходный кассовый ордер (для оформления выдачи наличных денег из кассы организации).
Представим основные операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками ( на примере ОАО «Акрон» и их документальное оформление в таблице 8.
Таблица 8 «Хозяйственные операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками и их документальное оформление»
Хозяйственная операция |
Документ, основание |
Заключен договор с поставщиками (подрядчиками) |
Договор на обслуживание Договор подряда Договор субподряда Договор купли продажи |
Выплачен аванс поставщику (подрядчику), оплачены с расчетного счета товарно-материальные ценности, товары, выполненные работы, оказанные услуги |
Платежное поручение, выписка из банка |
Оплачены наличными |
Расходный кассовый ордер, кассовая книга |
Получены материалы, товары |
Приходный ордер, накладная поставщика |
Отражена сумма НДС, уплаченная при приобретении материалов Отражена сумма НДС на стоимость работ |
Счет-фактура |
Стоимость работы сторонних организаций отнесена на себестоимость основного производства |
Акт о выполненных работах |
Отражено списание невостребованной кредиторской задолженности |
Приказ (распоряжение руководителя) |
Информация о работе Организация учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками в ОАО "Акрон"