Организация учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками в ОАО "Акрон"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение и освоение на основе действующего законодательства и научно-методической литературы учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что учет расчетов с поставщиками и подрядчиками кредиторами составляет существенную и очень важную часть бухгалтерской деятельности, так как не поступление или несвоевременное поступление оплаченных заранее материальных ресурсов нарушает ритмичность хозяйственной деятельности, возникающие, в результате этого, кредиторские задолженности, зачастую нередко приводят к финансовым потерям и разрушению установившихся партнерских связей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...5
1 Теоретические аспекты учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками…………………………………………………………………...9
1.1 Нормативное регулирование учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками …………………………………………………………………..9
1.2 Синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………………………………………….16
1.3 Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………………………………………….29
2 Организация учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками в ОАО "Акрон"………………………………………………………………………...31
2.1Организационно-экономическая характеристика предприятия………..31
2.2 Порядок ведения бухгалтерского учёта расчетов с поставщиками и подрядчиками в ОАО "Акрон"……………………………………………….42
2.3 Документальное оформление учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в ОАО "Акрон"……………………………………………….49
2.4 Пути совершенствования организации расчетов с поставщиками и подрядчиками в ОАО "Акрон"……………………………………………….51
Заключение…………………………………………………………………….55

Файлы: 1 файл

Курсовая по буху.docx

— 117.57 Кб (Скачать файл)

В 2011 г. по сравнению с 2010 г. пассивы организации возросли на +18 247,4 тыс.руб., в том числе, за счет увеличения собственного капитала на +6 694,1 тыс.руб. (темп прироста составил +17,81%), прироста долгосрочных обязательств на10 488,7 тыс.руб. (темп прироста составил +41,76%) и повышения краткосрочных обязательств  на +1 104,6 тыс.руб. (темп прироста составил +11,46%).

Баланс предприятия за исследуемый период представлен  в Приложении Е.24

 

2.2 Порядок ведения учёта расчетов с поставщиками и подрядчиками в ОАО "Акрон"

 

В процессе хозяйственной  деятельности ОАО «Акрон» проводило  операции со связанными сторонами. Наиболее распостраненными являлись приобретение и продажа товаров, продукции, выполнение работ, оказание услуг, аренда имущества и предоставление имущества в аренду. Основные операции со связанными сторонам представлены в таблице в Приложении 5.

В соответствии с п.1 ст.9 Закона о бухгалтерском учете все  хозяйственные операции в бухгалтерском  учете должны оформляться оправдательными  первичными документами унифицированной формы. Аналогичное требование действует и для целей налогообложения (п. 1 ст. 252 НК РФ). Эти документы служат первичными учётными документами, на основании которых ведётся бухгалтерский учёт.  Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:    

 а) наименование документа;     

 б) дату составления  документа;    

 в) наименование организации,  от имени которой составлен  документ;    

 г) содержание хозяйственной  операции;    

 д) измерители хозяйственной  операции в натуральном и денежном  выражении;    

 е) наименование должностей  лиц, ответственных за совершение  хозяйственной

операции и правильность ее оформления;    

 ж) личные подписи  указанных лиц.

В соответствии с ГК РФ сделки между юридическими лицами должны заключаться  в простой письменной форме, для  этого заключается договор купли – продажи. В табл. 7 приведён перечень основных поставщиков ОАО "Акрон".

Таблица 7 Перечень основных поставщиков ОАО «Акрон»

Наименование предприятия

Город

Наименование сырья

1

ОАО «Сильвинит»

г. Соликамс

Калийные удобрения

2

ОАО «Апатит»

г. Кировск

апатитовый концентрат

3

ОАО «Сибнефтегаз»

Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой

Углеводородное сырье

4

ОАО «Тяжмаш»

г. Сызрань

Фосфатное сырье

5

ОАО «Уралкалий»

Пермский край, г. Березники

Природный газ, апатитовый концентрат


 

Рассмотрим приобретение сырья на примере ОАО «Акрон».

1. При производстве фосфатных удобрений основным сырьем является апатит. ОАО «Акрон» закупает хибинский апатитовый концентрат у ОАО «Апатит». В 2006 году с ОАО «Апатит» заключен пятилетний контракт на поставку апатита по фиксированной цене. В ноябре 2010 года ОАО «Акрон» подписало договор с ОАО «Апатит» на поставку апатитового концентрата в 2012 году. В соответствии с договором ОАО «Апатит» обязуется предоставить объемы сырья, необходимые для полной загрузки производства ОАО «Акрон». Цена на апатитовый концентрат основана на индексации базовой цены 2011 года и зафиксирована на весь период действия договора.

Таким образом, договор поставки можно считать заключённым.

В январе ОАО «Акрон» продало ОАО «Аапатит» 12 тонн апатитового концентрата на сумму 46 536 руб. (в том числе НДС – 7 099 руб.), по договору №1. Себестоимость концентрата – 29 336 руб.

Бухгалтер «Акрона» сделал проводки:

Дебет 62 Кредит 90-1 

- 46 536 руб. - отражены выручка от продажи концентрата и задолженность «Апатита» за проданный концентрат;

Дебет 90-2 Кредит 41

-29 336 руб. – списана себестоимость проданного концентрата;

Дебет 90-3 Кредит 68-1

- 7099 руб. - начислен НДС к уплате в бюджет.

В конце месяца бухгалтер  «Акрона» сделал проводку:

Дебет 90-9 Кредит 99

-10 101 руб. (46 536 – 29 336 - 7099) - отражена прибыль отчетного месяца.

В феврале ОАО «Акрон»  получило от ОАО «Апатит» по договору №2 партию концентрата. Стоимость партии концентрата - 46 536 руб. (в том числе НДС - 7099 руб.).

При оприходовании концентрата бухгалтер «Акрона» сделал проводки:

Дебет 10 Кредит 60

- 39 437 руб. (46 536 - 7099) - оприходован поступивший от «Апатита» концентрат;

Дебет 19 Кредит 60

- 7099 руб. - учтен НДС;

Дебет 68-1 Кредит 19

- 7099 руб. - НДС по концентрату принят к вычету.

К этому моменту оплата от «Апатита» по договору №1 не поступила. «Акрон» партию концентрата, полученного по договору №2, не оплатил.

Таким образом, задолженность «Апатита» перед «Акроном» по договору №1 составила 46 536 руб. (в том числе НДС - 7099 руб.). Задолженность «Акрона» перед «Апатитом» по договору №2 также составила 46 536 руб. (в том числе НДС - 7099 руб.).

«Акрон» предложил «Апатиту» произвести зачет встречных однородных требований. Организации составили акт сверки взаимных задолженностей, и «Акрон» направил в адрес «Апатита» заявление о проведении взаимозачета:

ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ВЗАИМОЗАЧЕТА

 

Настоящим уведомляем о том, что на основании акта сверки расчетов долг ОАО «Апатит» составляет 46 536 руб. (в том числе НДС - 7099 руб.).

Производится зачет встречных  однородных требований ОАО «Акрон»  на сумму 46 536 руб.

Таким образом, задолженность  ОАО «Акрон» перед ОАО «Апатит» по договору №2 зачтена в размере 46 536 руб. в счет погашения задолженности ОАО «Апатит» перед ОАО «Акрон» по договору №1 на сумму 46 536 руб.

На основании статьи 410 ГК РФ считаем денежные обязательства по названным договорам в сумме 46 536 руб. выполненными.

 

«Апатит» подтвердил, что  заявление о проведении взаимозачета он получил. Бухгалтер «Акрона» сделал проводки:

Дебет 60 Кредит 62

- 46 536 руб. - произведен взаимозачет.

На основании оплаченных счет-фактур поставщиков в ОАО «Акрон» составляется Книга покупок. Данные хозяйственных операциий, выраженные в проводках, находят отражение в оборотно-сальдовой ведомости. Суммы НДС, возмещаемого из бюджета должны соответствовать данным Книги покупок, декларации по НДС и итоговой проводке.

По истечению каждого месяца всем поставщикам выдается акт сверки, где указывается согласно счет-фактуры  сумма оплаты услуг. Если же оплата вовремя не была произведена, то перед  поставщиком возникает задолженность, переходящая на следующий месяц.

Расчеты с подрядной организацией

2. В декабре ОАО «Акрон» (заказчик) и ОАО Новгородская фирма «Центроспецстрой» (подрядчик) заключили договор на строительство производственного здания (цеха). Срок выполнения работ - с 1 января по 30 сентября 2011 г.  
     Договорная стоимость работ - 2 950 000 руб., включая НДС 18% - 450 000 руб. Приемка выполненных работ осуществляется по мере завершения строительства и выполнения подрядчиком всех своих обязательств по договору.  
     Оплата работ осуществляется заказчиком в два этапа:  
     - в январе выплачивается аванс в размере 60% стоимости работ;  
     - после приемки работ - сумма в размере оставшихся 40% стоимости работ.  
     Для выполнения работ по договору подрядчик ОАО «Центроспецстрой» привлекает субподрядную организацию. Стоимость работ, выполняемых субподрядчиком, - 590 000 руб. (в том числе НДС - 90 000 руб.). Денежные средства субподрядчику были перечислены авансом в январе 2011 г. Работы, выполненные субподрядчиком, были приняты ОАО «Центроспецстрой» по акту в марте 2011 г.  
     В бухгалтерском учете ОАО «Центроспецстрой» учет хозяйственных операций по договору с ОАО «Акрон» ведется по следующей схеме.  
     Январь:  
     Дебет  51  Кредит 62 субсчет «Авансы полученные» 
     - 1 770 000 руб. - поступил аванс от ОАО «Акрон»;  
     Дебет 62 субсчет «Авансы полученные» Кредит 68  
     - 270 000 руб. - начислен НДС с суммы поступившего аванса;  
     Дебет 60 субсчет «Авансы выданные» Кредит 51 
     - 590 000 руб. - перечислен аванс субподрядчику.  
     В течение срока выполнения работ (январь - сентябрь 2011 г.) все затраты ОАО «Центроспецстрой» собирает на счете 20.  
     В том числе в марте после принятия по акту работ, выполненных субподрядчиком, их стоимость также отражается на счете 20:  
     Дебет 20 Кредит 60 субсчет «Расчеты с субподрядчиком»  
     - 500 000 руб. - приняты работы, выполненные субподрядчиком;  
     Дебет 19 Кредит 60 субсчет «Расчеты с субподрядчиком» 
     - 90 000 руб. - отражена сумма НДС по субподрядным работам;  
     Дебет 60 субсчет «Расчеты с субподрядчиком» Кредит 60 субсчет «Авансы выданные» 
     - 590 000 руб. - засчитана стоимость выданного ранее аванса;  
     Дебет 68 Кредит 19

   - 90 000 руб. - НДС, уплаченный субподрядчику, предъявлен к вычету.  
     В сентябре после подписания ОАО «Акрон»и ОАО «Центроспецстрой» акта приемки законченного строительством объекта ОАО «Центроспецстрой» отражает в учете реализацию выполненных строительных работ. Предположим, что общая сумма затрат по договору составила 2 000 000 руб., включая стоимость субподрядных работ. В сентябре ОАО «Центроспецстрой» делает в учете следующие проводки:  
     Дебет 62 субсчет «Расчеты  с ОАО «Акрон» Кредит 90 
  - 2 950 000 руб. - отражена выручка от реализации выполненных работ;  
     Дебет 90 Кредит 68

- 450 000 руб. - отражена сумма НДС  по выполненным работам;  
     Дебет 90 Кредит 20

 - 2 000 000 руб. - списана себестоимость выполненных работ;  
     Дебет 62 субсчет «Авансы выданные» Кредит 62 субсчет «Расчеты с ОАО «Акрон»» 
- 1 770 000 руб. - засчитана сумма поступившего ранее аванса;  
     Дебет 68 Кредит 62 субсчет «Авансы выданные»  
     - 270 000 руб. - предъявлен к вычету НДС, исчисленный и уплаченный в бюджет при получении аванса;  
     Дебет 51  Кредит 62 субсчет «Расчеты с ОАО «Акрон»»  
     - 1 180 000 руб. - поступили деньги от ОАО «Акрон» в размере 40% от стоимости выполненных работ.

 

В итоге организация просроченной задолженности не имеет. Дебиторская задолженность списана.

Завершение расчетов будет  происходить в сроки, определяемые в соответствии с заключенными договорами.

Перед проведением инвентаризации расчётов с кредиторами, ОАО «Акрон» направляет поставщикам и подрядчикам акт сверки. На основании полученных актов сверки бухгалтер заполняет Акт инвентаризации расчётов с поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами ф. № ИНВ-17

 

 

 

 

 

 

2.3 Документальное оформление учетов расчетов  с поставщиками и подрядчиками

 

Все хозяйственные операции по учету  расчетов за поставленную продукцию, выполненные  работы или оказанные услуги оформляются  соответствующими расчетными документами  и договорами.

Основным первичным документом для взаимодействия с поставщиками и подрядчиками является договор.

Договор поставки, (на примере ОАО «Акрон» и ОАО «Апатит») (Приложение Ж) является видом договора купли-продажи. Как и договор купли-продажи, он направлен на возмездное перенесение права собственности (иного вещного права) от поставщика (продавца) на покупателя. Поэтому к нему применимы общие нормы о купле-продаже.

Отличия договора поставки от иных договоров  купли-продажи определены ст. 506 ГК. Договором поставки признается договор, по которому поставщик – продавец, осуществляющий предпринимательскую  деятельность, обязуется передать в  обусловленный срок или сроки  производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в  предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных  с личным, семейным, домашним или  иным подобным применением. Договор  поставки с учетом характерных для  него черт является возмездным, двусторонним, консенсуальным.

При выполнении условий договора поставки оформляются следующие документы:

- накладная (Приложение З), в которой указываются наименование переданного товара, его количество и цена. Она подписывается руководителем организации – поставщика, лицом, производящим сдачу товара, и представителем покупателя, принимающим товар, также ставятся печати поставщика и покупателя. Форма накладной утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.97 №71а (ред. От 06.04.01.) «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».

- доверенность, которую должны иметь лица, осуществляющие сдачу и/или приемку товара (форма которой утверждена постановлением Госкомстата России №71а);

- акты приемки, которые составляются, если приняты материалы, поступившие баз документов, или обнаружено количественное или качественное несоответствие, расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика;

- счет-фактура, который должен быть зарегистрирован в книге покупок (порядок составления счетов – фактур утвержден постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 №914, последние изменения внесены в Правила постановлением Правительства РФ от 16.02.04 №84);

- приходный кассовый ордер (необходим, если оплата производится за наличный расчет);

- расходный кассовый ордер (для оформления выдачи наличных денег из кассы организации).

Представим основные операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками ( на примере ОАО «Акрон» и их документальное оформление в таблице 8.

Таблица 8 «Хозяйственные операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками и их документальное оформление»

 

 

Хозяйственная операция

Документ, основание

Заключен договор с  поставщиками (подрядчиками)

Договор на обслуживание

Договор подряда

Договор субподряда

Договор купли продажи

Выплачен аванс поставщику (подрядчику), оплачены с расчетного счета товарно-материальные ценности, товары, выполненные работы, оказанные  услуги

Платежное поручение, выписка  из банка

Оплачены наличными приобретенные  товарно-материальные ценности, выполненные  работы, оказанные услуги

Расходный кассовый ордер, кассовая книга

Получены материалы, товары

Приходный ордер, накладная  поставщика

Отражена сумма НДС, уплаченная при приобретении материалов

Отражена сумма НДС  на стоимость работ

 

Счет-фактура

Стоимость работы сторонних  организаций отнесена на себестоимость  основного производства

Акт о выполненных работах

Отражено списание невостребованной кредиторской задолженности

Приказ (распоряжение руководителя)

Информация о работе Организация учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками в ОАО "Акрон"