Организация управленческого учета на примере ООО «Фабрика мебели «Роникон»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 00:10, курсовая работа

Описание работы

Актуальность дипломной работы определяется тем фактом, что в настоявшее время процесс управления любой организацией независимо от ее формы собственности и организационно-правовой формы хозяйствования в условиях развития рыночных отношений значительно усложняется, расширяется спектр управленческих задач, существенно возрастает поток информации, которую необходимо обработать для принятия единственно правильного управленческого решения.

Файлы: 1 файл

Дип Управленческий учет Дор 10 февр.doc

— 840.00 Кб (Скачать файл)

Исходя из условий современного состояния российской экономики, управленческий учёт можно охарактеризовать следующим образом.

Управленческий учет – это подсистема бухгалтерского учета, формирующая на основе методов планирования, учета и анализа информацию об альтернативных вариантах функционирования организации и её структурных подразделений, которая позволяет управленческому аппарату реализовать функции по управлению путем принятия эффективных управленческих решений. Процесс управленческого учета направлен не только на выявление, измерение и сбор необходимой информации, но и на ее обобщение, анализ, интерпретацию и передачу заинтересованному управленческому персоналу.

Предмет управленческого учета – это производственная деятельность организации в целом и её отдельных структурных подразделений (сегментов), называемых центрами ответственности.

Объектами управленческого учета являются: издержки организации; её структурные подразделения (центры ответственности); результаты хозяйственной деятельности; внутреннее ценообразование, предполагающее использование трансфертных цен; бюджетирование и внутренняя отчетность.

Основу метода управленческого учёта составляет совокупность различных приёмов и способов, посредством которых отражаются объекты управленческого учёта в информационной системе организации. Он включает следующие элементы1:

  • документация – первичные документы и машинные носители информации, гарантирующие наиболее полное отражение деятельности организации;
  • инвентаризация – способ выявления фактического состояния объекта и отклонений от учётных данных, а также потерь, недостач, хищений и неучтённых ценностей;
  • оценка – способ выражения результатов деятельности на основе сгруппированной и обобщённой по определённым признакам информации для принятия оперативных и стратегических решений;
  • контрольные счета – связующее звено финансового и управленческого учёта, позволяющее установить полноту и правильность учётных записей;
  • планирование – процесс, направленный на проектирование желаемого состояния организации и поиск путей приведения в соответствие возможностей организации с условиями рынка;
  • нормирование – процесс научно-обоснованного расчёта оптимальных норм и нормативов на единицу готовой продукции, направленный на обеспечение эффективного использования ресурсов;
  • лимитирование – система установления норм расхода ресурсов каждому производственному подразделению исходя из конкретного ассортимента выпуска продукции, позволяющая контролировать материальные издержки;
  • контроль – процесс, позволяющий своевременно выявлять и устранять отклонения от установленных планов, норм и эффективно реализовать организационную стратегию;
  • анализ – элемент метода управленческого учёта, взаимодействующий со всеми его составляющими, позволяющий выявлять взаимосвязь между структурными подразделениями организации по выполнению установленных планов, а также причины отклонений от заданных параметров производства.

Все элементы метода управленческого учёта действуют взаимосвязано, образуя единую систему, направленную на решение задач управления хозяйственной деятельностью организации.

Активными субъектами управленческого учета выступают бухгалтер-менеджер, экономист-менеджер, имеющие специфические профессиональные навыки и знания, отличающиеся от знаний бухгалтера, ведущего традиционный бухгалтерский учет. Управленческий учет – комплексная отрасль знания, объединяющая несколько прикладных экономических наук: планирование, организация и управление производством, нормирование, бухгалтерский и оперативный учет, управленческий анализ и ряд других.

Использование системы управленческого учета способствует совершенствованию всего процесса управления организацией, создает реальные возможности для его оптимизации.

Специфика управленческого учета выражается в его важнейших целях2:

  • оказание информационной помощи управляющим в принятии оперативных управленческих решений;
  • контроль, планирование и прогнозирование экономической эффективности деятельности организации и её центров ответственности;
  • обеспечение базы для ценообразования;
  • выбор наиболее эффективных путей развития организации.

В управленческом учете первоосновой является управление, а учет – это инструмент, системный элемент управления. Исходя из этого, основными функциями системы управленческого учета являются функции, присущие менеджменту и связанные с учетом.

 

 

1.2 Организация управленческого учёта на предприятии 

 

Организация управленческого учета на предприятии направлена на достижение целей путем последовательного выполнения поставленных задач на основе самоконтроля и отчетности перед непосредственным руководителем. Управленческий учет обеспечивает передачу, контроль и координацию организационных оперативных мер. Залогом успеха является четкая организация хозяйственной деятельности, базирующаяся на систематических усилиях по достижению запланированных целей.

Содержание управленческого учёта можно свести к следующим составляющим:

1. Прогнозирование, нормирование, планирование и учёт производственных затрат, калькулирование себестоимости, а также планирование и учёт периодических расходов отчётного периода и фиксированных (долгосрочных) расходов на капитальное вложение и инвестиционную деятельность;

2. Контроль и анализ расходов по разным направлениям, сегментам, продуктам, подразделениям и отклонений от норм и смет расходов, динамики показателей и т.п.;

3.  Планирование, учет и анализ доходов и результатов деятельности по направлениям, подразделениям, сегментам, центрам ответственности и т.п.;

4.  Формирование внутренней количественной информации для использования в оперативном управлении, для контроля действий и стимулирования персонала;

5.  Обеспечение условий эффективного управления деятельностью организации и улучшения её результатов в будущем.

Учет и контроль обеспечивают информацию обратной связью в системе внутрифирменного управления. Учет – один из системообразующих элементов управленческого учета, обеспечивающий контроль выполнения плановых задач, бюджетов и смет, нормативных показателей.

В плане счетов бухгалтерского учета предусмотрена возможность использования части счетов по учету затрат на производство (раздел III, счета с 30 по 39) для ведения управленческого учета. Но этих счетов сегодня не достаточно, поэтому отдельные данные можно фиксировать в оперативном порядке, без отражения на счетах бухгалтерского учета. Для принятия большинства управленческих решений, данные, обобщаемые в системе внутреннего контроля, требуют дополнительной информации из внешних источников (о состоянии рынка, поставщиках, перспективных направлениях НИОКР и т.п.) и других систем контроля (характеристика персонала, социальные и экологические проблемы и др.). В связи с этим можно отметить разнообразие источников информации и методов ее обработки в управленческом учете.

Координация необходима для согласованности действий руководителей структурных подразделений через планирование всех задач сверху донизу и обмену информацией между звеньями системы управления. Основными являются следующие формы обмена:

  • информация о задачах, поставленных руководителем подчиненному менеджеру, и, наоборот, от подчиненного к руководителю о выполнении задач в реальном времени;
  • оперативные отчеты, сводки, обзоры, характеризующие состояние выполнения плановых задач;
  • неформальное обсуждение состояния дел и хода выполнения поставленных задач.

Мотивация теснейшим образом связана с управленческим учетом, поскольку она приводит в действие эту систему и поддерживает в состоянии необходимого равновесия. Управленческий учет содержит полноценную информацию для оценки (самооценки) работы менеджеров и ее справедливой оплаты в соответствии с результатами успехов каждого на конкретном участке, а также для выявления слабых и сильных сторон каждого менеджера с целью повышения их квалификации и устранения пробелов в управлении.

На рисунке 1 приведены основные элементы системы управленческого учета компании:


                          Стратегия и тактика компании


                                       

Система показателей для каждого участника системы управленческого учета


                                       


                       Центры финансовой ответственности

                                       


                                     


                 Учетная политика в целях управленческого  учета

                                       


                                      


                          Счета управленческого учета



Взаимодействие между подразделениями компании/структурами


 


                    Автоматизация управленческого учета

 

Рисунок 1. Основные элементы системы управленческого учета

 

Таким образом, постановка системы управленческого учета, по сути, аналогична постановке бухгалтерского (финансового) учета и реализуется сходными этапами. Однако имеется значительное различие между перечисленными видами учета, определяемое в первую очередь различием пользователей бухгалтерской и управленческой отчетности. Поэтому для оценки управленческого учета на предприятии было проведено анкетирование работников с целью оценки степени соответствия действующей системы управленческого учета потребностям пользователей управленческой информации. Анкета представлена в табл. 1.

Таблица 1

Анкета для оценки параметров управленческого учета на предприятии

Наименование   
параметра  

"Как может быть" на вашем предприятии 

Заполните,  
"как есть"  
на вашем   
предприятии

Цель           

Обеспечение собственников и менеджеров     
компании информацией для принятия,         
контроля за реализацией и оценкой          
управленческих решений                   

Заполнить 

Основные         
пользователи   

Собственники, ТОП-менеджмент, руководители среднего звена                           

Заполнить 

Валюта учета   

Рубли или другая валюта                  

Заполнить 

На чем могут     
базироваться правила          
управленческого  
учета  (методология)  

Правила управленческого учета могут        
базироваться на международных стандартах   
финансовой отчетности (МСФО), зарубежных   
национальных стандартах (US GAAP, UK       
GAAP и т.д.), российских правилах (ПБУ)  

Заполнить 

Какие основные   
регламентирующие 
документы можно  
использовать   

Корпоративные стандарты управленческого    
учета; план счетов управленческого         
учета; система кодов, используемых для     
кодирования статей бюджета, статей         
затрат, центров ответственности,           
направлений деятельности и т.д.;           
порядок документооборота при ведении       
управленческого учета                    

Заполнить 

Объекты учета  

Центры затрат, центры инвестиций, центры   
продаж, центры прибыли                   

Заполнить 

Виды учитываемых 
данных         

Стоимостные, натуральные, количественные,  
качественные показатели. Могут             
использоваться как документарно           
подтвержденные, так и еще не               
подтвержденные первичными документами      
операции                                 

Заполнить 

Периодичность    
учитываемых      
данных         

Фактические, прогнозные и плановые         
данные за прошлый и будущий периоды      

Заполнить 

Частота подачи   
отчетной         
информации     

Ежедневно, еженедельно, ежемесячно -       
в режиме реального времени в случае        
возникновения необходимости              

Заполнить 

Ответственность

Финансовый директор/главный бухгалтер/др.

Заполнить 


 

Система управленческого учета преследует следующие цели:

получение необходимой информации о будущем и о настоящем финансовом положении фирмы;

управление финансовыми и материальными ресурсами;

управление прибылью и обеспечение наличия необходимых объемов финансовых ресурсов;

выявление инвестиционной привлекательности отдельных направлений хозяйственной деятельности;

укрепление финансовой дисциплины компании и подчинение интересов отдельных структурных подразделений интересам компании в целом и собственников ее капитала и др.

 

1.3 Формирование социальных показателей в управленческом учете

 

 

Социальный управленческий учет представляет инновационную область знаний. Он ориентирован на определение затрат, которые несет общество, социум в целом, в связи с деятельностью коммерческой организации. Сопряжен с учетом трансакционных и социальных затрат, возникающих при недостаточной определенности прав собственности и проявлении внешних эффектов. В частности, трансакционные затраты в наиболее широком смысле трактуются как затраты по обслуживанию сделок, сопровождающих взаимодействие участников рыночной среды — экономических агентов. Такие затраты возникают в условиях недостаточно определенных прав собственности, недостаточно надежных контрактов и т. п. В составе трансакционных затрат возможно учитывать затраты по поиску информации (издержки времени и ресурсов на получение и обработку информации о целях деятельности хозяйствующего субъекта, интересующих товарах и услугах, имеющихся либо потенциальных поставщиках и потребителях), затраты по защите прав собственности (на ведение дел в арбитражном суде, органах государственного управления, а также затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав). Высокий риск и неопределенность рыночной среды обусловливают высокий уровень трансакционных затрат, в соответствии с чем формируется главная цель деятельности хозяйствующего субъекта — сокращение трансакционных затрат, обслуживание которых оказывается чрезвычайно дорогостоящим.

Появление социальных затрат обусловлено проблемой внешних эффектов — побочных результатов любой деятельности, которые касаются не непосредственных ее участников, а третьих лиц . В мировой практике к социальным затратам, покрытие которых обеспечивают хозяйствующие субъекты, относятся компенсации за неудобства, причиненные, например, в связи со строительством, проведением дорог, загрязнением окружающей среды и т. п.

Одна из основных причин повышения значимости социальной составляющей в управлении проявляется в необходимости модернизации субъект-объектных отношений,  бизнес ответственности за результаты управленческой деятельности. В этой связи возникает потребность в актуализации различных форм участия работников в принятии решений, развитии творческой инициативы, в нормализации отношений в трудовом коллективе, и, самое главное, в обеспечении устойчивого развития организации.

Информация о работе Организация управленческого учета на примере ООО «Фабрика мебели «Роникон»