Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:40, курсовая работа
Высокая важность кассовых операций и актуальность темы исследования определили цель курсовой работы: изучение порядка ведения бухгалтерского учета в банке операций по оплате услуг, оказанных населению, с использованием наличных денежных средств.
Введение…………………………………………………………………………..
4
1 Теоретические основы организации осуществления в банках операций по приему и проведению платежей от населения с использованием наличных денежных средств…………………………………
6
1.1 Содержание операций по оплате услуг, оказанных населению, с использованием наличных денежных средств…………………………………
6
1.2 Организационно-правовые основы кассовых операций банков с участием клиентов-физических лиц в Республики Беларусь…………………
12
2 Организация ведения аналитического и синтетического учета операций по оплате услуг, предоставленных населению, с использованием наличных денежных средств…………………………………………………….
16
2.1 Документальное оформление операций по оплате услуг, оказанных населению с использованием наличных денежных средств…………………..
16
2.2 Порядок ведения бухгалтерского учета операций с клиентами - физическими лицами при оплате за оказанные услуги………………………..
22
2.3 Повышения качества кассового обслуживания клиентов в банке……..
25
Заключение………………………………………………………………………..
29
Список использованных источников……………………………………………
31
В процессе обслуживания физических лиц у банка могут возникать доходы от операций с валютой, драгоценными металлами (камнями), по консультационным, информационным услугам, по доставке документов, перевозке. При этом доходы будут отражаться по кредиту соответствующих счетов в корреспонденции с дебетом счетов по учету наличных денежных средств:
Дебет счета по учету наличных денежных средств (101Х)
Кредит 8241 «Доходы по операциям с иностранной валютой»
Кредит 8243 «Доходы по операциям с драгоценными металлами и драгоценными камнями»
Кредит 8252 «Доходы по консультационным услугам»
Кредит 8253 «Доходы по информационным услугам»
Кредит 8270 «Доходы по доставке документов»
Кредит 8271 «Доходы по перевозке»
Иные виды доходов банка также иногда могут возникать по операциям с клиентами (например доходы в виде уменьшения резервов, поступления по ранее списанным долгам), однако их возникновение носит скорее эпизодический, чем регулярный (обычный) характер.
Таким образом, поступающие от физических лиц наличные денежные средства отражаются по дебету счетов группы 10 «Денежные средства» (как правило, счета 1010 «Денежные средства в кассе», 1011 «Денежные средства в кассах структурных подразделений», 1020 «Денежные средства в обменных пунктах»). Доходы по операциям с физическими лицами отражаются по кредиту счетов 80, 81, 82 в зависимости от экономического содержания операции (вида доходов) и условий заключенных договоров.
2.3 Повышения качества кассового обслуживания клиентов в банке
Совершенствование операций банков по осуществлению платежей физических лиц в Республике Беларусь лежит в следующих направлениях:
- повышение скорости проведения платежей;
- сокращение времени обслуживания одного клиента;
- уменьшение очередей в местах обслуживания населения.
В то же время осуществление расчетных операций с использованием наличных денег для банка не сопряжено с получением доходов. Наоборот, операции с наличными денежными средствами требуют постоянных затрат, так как чем больше оборот наличных денежных средств, тем больше возрастают расходы банка на их охрану, перевозку, инкассацию.
Следовательно, повышение качества обслуживания физических лиц с одновременным сокращением операционных затрат банка лежит в сфере развития системы безналичных розничных платежей.
В Республике Беларусь развитию системы безналичных расчетов по розничным платежам на протяжении последних 12 лет уделяется значительное внимание на уровне Правительства и Национального банка Республики Беларусь. В результате проведенной работы в стране уже создана и постоянно совершенствуется нормативная правовая база, регулирующая проведение платежей; экономически активное население страны переведено на выплату заработной платы через счета в банках, к которым выданы банковские платежные карточки (далее - карточки); гражданам предоставлена возможность использования карточек, электронных денег, систем дистанционного банковского обслуживания (интернет-банкинг, мобильный банкинг, SMS-банкинг и др.) для осуществления безналичных расчетов в сфере розничной торговли и услуг.
Согласно главе 6 Программы социально-
1) повышений его устойчивости и эффективности,
2) рост потенциала и совершенствование банковских инструментов,
3) расширение спектра банковских услуг и повышение их качества.
При этом предполагается значительно расширить спектр банковских услуг путем развития дистанционного обслуживания клиентов.
Для этого банкам необходимо развивать современные информационные технологии, постоянно предлагать новые банковские продукты, в т.ч. комплексные (с гибкими условиями, позволяющими осуществить в рамках предложенного продукта индивидуальный подход к каждому клиенту).
Для достижения определенных параметров социально-экономического развития и повышения качества расчетно-кассового обслуживания физических лиц в Республике Беларусь утверждены план совместных действий государственных органов и участников финансового рынка по развитию в Республике Беларусь системы безналичных расчетов по розничным платежам с использованием современных электронных платежных инструментов и средств платежа на 2013-2015 годы (постановление Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 01.04.2013 № 246/4), а также мероприятия по его достижению.
План совместных действий содержит концептуальные подходы к дальнейшему развитию в Республике Беларусь такого сегмента национальной платежной системы, как система безналичных расчетов по розничным платежам. План совместных действий определяет также результат работы в указанном направлении, который можно определить на основе следующих положений:
- увеличение показателя доли безналичного денежного оборота в розничном товарообороте организаций розничной торговли и доли безналичного денежного оборота в объеме платных услуг населению к 1 января 2016 г. до 50 %;
- снижение нагрузки на платежный терминал для проведения безналичных расчетов в сфере розничной торговли и услуг до 160 карточек на платежный терминал.
Прилагаемые к постановлению № 246/4 мероприятия по реализации Плана совместных действий разработаны с учетом изложенных в названном Плане концептуальных подходов к дальнейшему развитию в Республике Беларусь системы безналичных расчетов по розничным платежам. Данные мероприятия предполагают:
1) стимулирование активного использования населением различных видов электронных платежных инструментов и средств платежа;
2) развитие систем дистанционного банковского обслуживания;
3) расширение круга организаций торговли (сервиса), принимающих оплату товаров (работ, услуг) в безналичной форме;
4) обеспечение непрерывности и безопасности функционирования программно-технической инфраструктуры для проведения безналичных расчетов по розничным платежам;
5) определение безналичных форм расчетов как приоритетных при планировании и разработке органами государственного управления различных мероприятий по работе с населением.
Увеличение доли безналичных расчетов и использование для их осуществления современных электронных платежных инструментов и средств платежа дают положительный эффект для экономики страны и участников рынка розничных платежей.
Положительный эффект на государственном уровне может быть достигнут за счет таких мероприятий:
1) по повышению доверия населения к политике, проводимой органами государственного управления;
2) повышению финансовой грамотности населения и доступности для него финансовых и платежных инструментов;
3) усиления контроля за денежными потоками внутри страны;
4) усиления борьбы с коррупцией;
5) снижения доли теневой экономики;
6) предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем;
7) снижения уровня преступности в стране.
Положительный эффект для банковской системы обеспечивается посредством увеличения ресурсной базы банков за счет перевода наличных денег, находящихся у населения, в денежные средства на счетах в банках, роста неснижаемых остатков на данных счетах; стимулирования развития новых видов банковских услуг и повышения качества таких услуг; развития финансовой, банковской и платежных систем страны в целом; более точного планирования основных направлений денежно-кредитной политики и прогнозирования экономических показателей (уровень инфляции, ставка рефинансирования, реальная ставка и др.); снижения расходов на выпуск и обслуживание наличных денег.
Положительный эффект для организаций торговли (сервиса) заключается в сокращении расходов на инкассацию наличной денежной выручки; повышении безопасности операций; увеличении товарооборота (психологически населению легче тратить деньги на покупки в безналичной форме, чем имея фиксированную сумму наличных денег).
Положительный эффект для населения состоит в сокращении времени на оплату различных видов услуг (жилищно-коммунальные услуги, услуги связи и др.); увеличении личной безопасности (снижение риска ограбления или кражи наличных денег, а также риска заболеваний, связанных с передачей наличных денег из рук в руки); планировании и контроле личных доходов и расходов; удобстве использования; получении дополнительного дохода (повышенные проценты по неснижаемым остаткам на счетах, доходы от участия в бонусных, накопительных и иных программах лояльности).
В настоящее время в Республике Беларусь наиболее активно используемым населением платежным инструментом является карточка. Показатели развития рынка карточек в Республике Беларусь характеризуются положительными тенденциями. Банками Республики Беларусь выпускаются в обращение карточки внутренней платежной системы «БелКарт» и международных платежных систем VISA, MasterCard. При совершении операций с карточками доля безналичных расчетов на 1 января 2013 г. составила по количеству – 62,6 %, а по сумме – 18,9 %.
Вместе с тем по ряду показателей развития системы безналичных расчетов на основе карточек Республика Беларусь значительно уступает пока экономически развитым странам, что, прежде всего, связано с периодом формирования и развития рынка карточек. Так, в экономически развитых странах Европы и Америки данный период составляет более 60 лет, тогда как Республика Беларусь достигла указанных результатов за 12 лет.
В данной связи для повышения качества расчетно-кассового обслуживания физических лиц в Республике Беларусь необходимым является:
- расширить круг хозяйствующих субъектов, предоставляющих населению возможность оплаты товаров, работ, услуг в безналичном порядке;
- обеспечить дальнейшее развитие программно-технической инфраструктуры для проведения населением безналичных платежей;
- принятие дополнительных мер по стимулированию населения и субъектов хозяйствования к использованию безналичных форм расчетов, что является необходимым условием для обеспечения положительного эффекта от реализации вышеуказанных направлений работы.
Осуществление указанных мероприятий позволит повысить уровень банковского обслуживания населения, увеличить долю безналичных расчетов при осуществлении розничных платежей, что послужит стимулирующей мерой для повышения эффективности экономики, прозрачности операций субъектов хозяйствования, населения и снижения доли теневой экономики. На уровне отдельных банков данные мероприятия будут способствовать постепенному сокращению операционных расходов в расчете на одного клиента, операцию, обеспечивая тем самым повышение рентабельности работы банковского учреждения.
Заключение
По результатам исследования в курсовой работе были сделаны следующие выводы:
1. Операции по приему платежей от населения наличными денежными средствами представляют собой приходные кассовые операции. В свою очередь, кассовые операции – это операции юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов между собой, с банком или с физическими лицами, которые связаны с приемом в кассу или выдачей из кассы наличных денег с отражением этих операций в соответствующих книгах учета, а также хранение наличных денег. Прием и выдача денежной наличности в кассах банковских учреждений Республики Беларусь производятся по единым правилам. При этом количество касс, их режим работы, все виды осуществляемых операций, численность штата работников учреждения, а также установка банкоматов определяются руководством банка. Основными обязанностями банка при организации кассового обслуживания клиентов являются: обеспечение соблюдения действующего законодательства; полное, своевременное и правильное оприходование и зачисление на счета клиентов банка денежной наличности; обеспечение сохранности денежной наличности; сортировка денежных средств на годную к обращению и ветхую наличность; прием и обмен поврежденных банкнот.
2. Нормативно-правовая база, регулирующая документальное оформление и учет операций банков по приему платежей от физических лиц за оказанные услуги, осуществляемых в национальной валюте, представлена нормативно-правовыми актами Республики Беларусь. Основным документом, регулирующим вопросы бухгалтерского учета, является Постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 19.09.2005г., № 283: в ред. Постановления от 10.09.2012 г., № 463 «О ведении бухгалтерского учета в банках, расположенных на территории Республики Беларусь».
3. Поступающие от физических лиц наличные денежные средства отражаются по дебету счетов группы 10 «Денежные средства» (как правило, счета 1010 «Денежные средства в кассе», 1011 «Денежные средства в кассах структурных подразделений», 1020 «Денежные средства в обменных пунктах»). Доходы по операциям с физическими лицами отражаются по кредиту счетов 80, 81, 82 в зависимости от экономического содержания операции (вида доходов) и условий заключенных договоров.
4. Совершенствование операций банков по осуществлению платежей физических лиц в Республике Беларусь лежит в следующих направлениях:
- повышение скорости проведения платежей;
- сокращение времени обслуживания одного клиента;
- уменьшение очередей в местах обслуживания населения.
5. Для повышения качества расчетно-кассового обслуживания физических лиц в Республике Беларусь необходимым является:
- расширить круг хозяйствующих субъектов, предоставляющих населению возможность оплаты товаров, работ, услуг в безналичном порядке;
- обеспечить дальнейшее развитие программно-технической инфраструктуры для проведения населением безналичных платежей;
- принятие дополнительных мер по стимулированию населения и субъектов хозяйствования к использованию безналичных форм расчетов, что является необходимым условием для обеспечения положительного эффекта от реализации вышеуказанных направлений работы.
Осуществление указанных мероприятий позволит повысить уровень банковского обслуживания населения. На уровне отдельных банков данные мероприятия будут способствовать постепенному сокращению операционных расходов в расчете на одного клиента, операцию, обеспечивая тем самым повышение рентабельности работы банковского учреждения в целом.
Список использованных источников